Файл: Анализ развития инновационных проектов в России ( Инновационный бизнес в России ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 332

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важнейший инновационный проект государ­ственного значения «Повышение эффективности переработки твердых отходов на основе современ­ных отечественных технологий и оборудования с получением вторичного сырья и товарной продук­ции» (головной исполнитель ОАО «ОАО «НПК «Механобртехника», Санкт-Петербург).

На базе уни­версальной отечественной технологии разработаны комплектные линии для высокоэффективной энер­госберегающей переработки пластмассовой тары, от­ходов лесозаготовки и деревообработки, строитель­ного мусора и различных видов твердых бытовых отходов, включая стеклобой и автошины.

Одним из объектов внедрения является строительство в Санкт-Петербург второй очереди мусороперерабатывающего завода.

Важнейший инновационный проект «Разработ­ка и освоение производства семейства высокоэф­фективных парогазовых энергетических установок единичной мощностью более 200 МВт» (головной исполнитель ОАО «Ленинградский Металлический завод», Санкт-Петербург).

Конечным результатом выполнения работ явилось освоение производства, изготовление и поставка комплектного оборудования ПГУ-450 на Калининградскую ТЭЦ-2, проведение испытаний и передача в опытно промышленную экс­плуатацию.

Кроме того, освоение производства газо­турбинной установки ГТЭ-160 для ПГУ-230 (ТЭС Банхида, Венгрия).

Успешный опыт создания первой отечественной парогазовой установки большой мощности ПГУ-450 на Калининградской ТЭЦ-2, совпавший по времени с разработкой РАО «ЕЭС России» концепции тех­нического перевооружения энергетической отрасли, обратил внимание энергетиков страны на необходи­мость внедрения перспективных парогазовых техно­логий на базе отечественного оборудования. В резуль­тате заключены новые контракты на поставку ПГУ-450 на ТЭЦ-27 и ТЭЦ-21 Мосэнерго и на поставку ПГУ-325 на Ивановскую ГРЭС.[28]

Важнейший инновационный проект государ­ственного значения «Создание и организация серий­ного производства высокоэффективного экологи­чески чистого унифицированного газогенератора для ряда газотурбинных двигателей мощностью 2,5-5-7,5-10 МВт и газотурбинного двигателя мощ­ностью 2,5 МВт на его основе для привода электро­генератора» (головной исполнитель ООО «Научно-инженерный центр «Керамические тепловые двига­тели им. А. М. Бойко», Санкт-Петербург).

Реализа­ция проекта предполагала переход на новый уровень технологии промышленного изготовления газотур­бинного, двигателя, занятие ведущей позиции на рын­ке оборудования для перекачки топлива по магист­ральным газопроводам, электроэнергетики, транспор­та.


Контракт расторгнут в июле 2006 г. из-за несоб­людения исполнителем условий контракта: то есть не поступала внебюджетная составляющая финансово­го обеспечения проекта. Всем остальным требовани­ям, предъявляемым к ВИП проектам и, в первую оче­редь, технологической значимости, данный проект соответствовал.

Подобные вопросы заставили проанализировать пути совершенствования подходов к отбору и реали­зации важнейших инновационных проектов.

В результате трехлетней практической деятель­ности по реализации важнейших инновационных проектов получен положительный опыт нового госу­дарственного подхода к организации инновационной деятельности, в том числе:[29]

  1. разработаны принципы и механизмы согласова­ния интересов государства и бизнеса при реали­зации инновационных проектов; апробированы схемы объединения разнородных, в том числе финансовых, ресурсов государства и бизнеса, необходимых для реализации инноваци­онных проектов;
  2. разработаны принципы и процедуры индикатив­ного контроля и управления ходом реализации инновационных проектов.

Если еще вчера менеджер и ученый стояли на раз­ных берегах, то сегодня они садятся в одну лодку, они стали партнерами, они — взаимозависимы. Но таких союзов мало. Они появляются только в инновацион­ных проектах.

В настоящее время Минобрнауки приступило к реализации Федеральной целевой программой «Ис­следования и разработки по приоритетным направ­лениям развития научно-технологического комплек­са России на 2007-2012 годы», утвержденной поста­новлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № 613.

Здесь общий объем финансирования проекта за счет средств федерального бюджета должен состав­лять около 1 млрд руб., при этом объем внебюджет­ного софинансирования проектов должен составлять не менее 60% общего объема финансирования про­екта.

Продолжительность реализации проекта состав­ляет не более 4 лет. Не исключается возможность участия зарубежных высокотехнологичных компа­ний в подобных проектах. Инновационная система предполагает непременное присутствие в стране ино­странных компаний, и, что еще более важно, нацио­нальных — по всему миру.

В соответствии с условиями государственного контракта исполнители проекта обязаны после его окончания обеспечить ежегодное 5-кратное превыше­ние объемов продаж созданной новой и усовершен­ствованной высокотехнологичной продукции отно­сительно затраченных на проект бюджетных средств.


Рис. 3. Важнейшие инновационные проекты — инструмент масштабной коммерциализации технологий

Индикаторами выполнения являются:

  1. объем новой и усовершенствованной высокотех­нологичной продукции, произведенной в резуль­тате реализации проектов;
  2. объем экспорта новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции, произведенной в результате реализации проектов;
  3. число новых рабочих мест, созданных в рамках реализации проектов, для высококвалифициро­ванных работников;
  4. число внедренных в экономику передовых техно­логий;
  5. число патентов (в том числе международных) на результаты интеллектуальной деятельности, по­лученные в рамках выполнения проектов.

Таким образом, будет осуществлена и уже осуще­ствляется полноценная коммерциализация научно-технических результатов и обеспечен рост производ­ства новой и усовершенствованной высокотехноло­гичной продукции.

В ФЦП на 2007-2012 гг. приведены критерии отбора инновационных проектов, а также регламен­тированы процедуры их отбора и реализации.

Научно-технологической основой и связующим звеном между поисковыми НИР и важнейшими ин­новационными проектами являются комплексные проекты, обеспечивающие использование результа­тов исследований при разработке передовых техно­логий, обладающих значительным потенциалом коммерческого использования (рис. 3).

Срок реали­зации комплексного проекта 2-3 года, объем финан­сирования за счет средств федерального бюджета 50­100 млн руб. в год, доля средств внебюджетных ис­точников — не менее 25% от общего объема.

Таблица 1

Важнейшие инновационные проекты ФЦНТП: паритет­ное финансирование инвестиций (млн руб., в текущих ценах)

Показатель

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Суммарный объем финансирования

946

1614

2722

2022

1090

138

50

Бюджетные средства

620

842

1102

1041

74

Внебюджетные средства

326

772

1620

981

1016

138

50

Доля внебюджетных средств, %

34,5

47,9

59,5

А /!,()

93,2

100

100


Уже в рамках этого этапа фиксируются обязательства исполнителей по вовлечению результатов исследова­ний в хозяйственный оборот. Предусмотрены расхо­ды на патентование, разработку необходимых бизнес-планов.

В настоящее время реализуются в соответствии с приоритетными направлениями науки, технологий и техники в Российской Федерации 60 таких проектов на общую сумму 4,9 млрд руб. (бюджетная составля­ющая — 3,8 млрд руб.).[30]

Анализ накопленного опыта реализации важней­ших инновационных проектов государственного зна­чения позволяет определить основные направления совершенствования этого инструмента государствен­но-частного партнерства в сфере развития наукоем­ких технологий и высокотехнологичных отраслей промышленности.

1. Одним из принципиальных отличий инноваци­онных проектов от всех других НИОКР, финан­сируемых по линии ФЦП, является изначально спланированный особый порядок их формирова­ния, реализация которого имеет свои особеннос­ти (табл. 1). В соответствии с законодательством, регламентирующим конкурсные процедуры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд предусматрива­ется, что:[31]

  1. государственный заказчик в госконтракте должен указать количество поставляемого товара, объем выполняемых работ;
  2. государственному заказчику запрещается уча­ствовать в определении состава и содержания работ по проекту;
  3. какая-либо возможность корректировки госу­дарственным заказчиком поступившего на конкурс проектного предложения не пред­усмотрена.

В случае с инновационными проектами государ­ство призвано выступать в качестве соинвестора, осуществляющего отбор, как объекта инвестиций, так и инвестиционного партнера.

Речь идет не столько об отборе исполнителя для выполнения НИОКР, сколько о выборе партнера — соинвестора, который фактически должен выступать созаказчиком проекта. С частью этих проблем стал­киваются при размещении оборонного заказа, в особенности предполагающего создание техноло­гий и образцов двойного назначения.

2. Практический опыт финансирования важнейших инновационных проектов государственного зна­чения показал, что в ходе их реализации возни­кает ряд проблем налогового характера, негатив­ным образом влияющего на эффективность дан­ного инструмента государственно-частного парт­нерства, в том числе в части, касающейся привле­чения внебюджетных источников финансирова­ния.


Таблица 2

Инновационная эффективность проектов, реализуемых в рамках ФЦНТП (единиц, нарастающим итогом)

Показатель

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Количество основных

20

50

91

121

187

201

233

233

производством объектов для

коммерциализации

Количество внедренных

39

83

147

177

209

217

220

220

технологических

инноваций

Количество полученных

8

86

137

160

180

181

190

196

патентов

и поданных заявок

Таблица 3

Бюджетная эффективность проектов, реализуемых в рамках ФЦНТП, (млн руб., в текущих ценах)

Показатель

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Суммарный объем бюджетного финансирования проектов

620

812

1102

1041

74

Совокупные налоговые и иные обязательные платежи

378

541

1376

3046

7483

11236

14801

18720

Так, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть вторая, статья 262, пункт 4) затраты инициатора инновационного проекта на НИОКР, произведенные за счет соб­ственных средств, не вычитаются из налогообла­гаемой базы по налогу на прибыль в отличие от ситуации, когда он осуществляет такие же расходы по собственной инициативе, не имея соответ­ствующего государственного контракта.

Тем са­мым инициатор важнейшего инновационного проекта государственного значения при участии в его реализации оказывается в менее выгодных условиях, чем любая другая организация, финан­сирующая НИОКР для собственных нужд вне данного инструмента государственно-частного партнерства. Конечно, исполнители находят вы­ход из ситуации, но вместе с тем, было бы целесо­образным избавить их от этой необходимости.