Файл: Анализ развития инновационных проектов в России ( Инновационный бизнес в России ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 332
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Инновационный бизнес в России
§ 1.1. Формирование стратегии технического и организационного развития промышленных предприятий
§ 1.2. Инновационная деятельность в российской экономике - состояние и проблемы
§ 1.3. Разработка стратегии технического и организационного развития
§ 2.1. Наукоемкие технологии как определяющий фактор экономического развития
§ 2.2. Важнейшие инновационные проекты - инструмент отношений нового типа
§ 2.3. Вывод-гипотеза о зоне особого внимания в инновационном развитии России.
Глава 3. Проблемы и перспективы перехода России на инновационный путь развития
Важнейший инновационный проект государственного значения «Повышение эффективности переработки твердых отходов на основе современных отечественных технологий и оборудования с получением вторичного сырья и товарной продукции» (головной исполнитель ОАО «ОАО «НПК «Механобртехника», Санкт-Петербург).
На базе универсальной отечественной технологии разработаны комплектные линии для высокоэффективной энергосберегающей переработки пластмассовой тары, отходов лесозаготовки и деревообработки, строительного мусора и различных видов твердых бытовых отходов, включая стеклобой и автошины.
Одним из объектов внедрения является строительство в Санкт-Петербург второй очереди мусороперерабатывающего завода.
Важнейший инновационный проект «Разработка и освоение производства семейства высокоэффективных парогазовых энергетических установок единичной мощностью более 200 МВт» (головной исполнитель ОАО «Ленинградский Металлический завод», Санкт-Петербург).
Конечным результатом выполнения работ явилось освоение производства, изготовление и поставка комплектного оборудования ПГУ-450 на Калининградскую ТЭЦ-2, проведение испытаний и передача в опытно промышленную эксплуатацию.
Кроме того, освоение производства газотурбинной установки ГТЭ-160 для ПГУ-230 (ТЭС Банхида, Венгрия).
Успешный опыт создания первой отечественной парогазовой установки большой мощности ПГУ-450 на Калининградской ТЭЦ-2, совпавший по времени с разработкой РАО «ЕЭС России» концепции технического перевооружения энергетической отрасли, обратил внимание энергетиков страны на необходимость внедрения перспективных парогазовых технологий на базе отечественного оборудования. В результате заключены новые контракты на поставку ПГУ-450 на ТЭЦ-27 и ТЭЦ-21 Мосэнерго и на поставку ПГУ-325 на Ивановскую ГРЭС.[28]
Важнейший инновационный проект государственного значения «Создание и организация серийного производства высокоэффективного экологически чистого унифицированного газогенератора для ряда газотурбинных двигателей мощностью 2,5-5-7,5-10 МВт и газотурбинного двигателя мощностью 2,5 МВт на его основе для привода электрогенератора» (головной исполнитель ООО «Научно-инженерный центр «Керамические тепловые двигатели им. А. М. Бойко», Санкт-Петербург).
Реализация проекта предполагала переход на новый уровень технологии промышленного изготовления газотурбинного, двигателя, занятие ведущей позиции на рынке оборудования для перекачки топлива по магистральным газопроводам, электроэнергетики, транспорта.
Контракт расторгнут в июле 2006 г. из-за несоблюдения исполнителем условий контракта: то есть не поступала внебюджетная составляющая финансового обеспечения проекта. Всем остальным требованиям, предъявляемым к ВИП проектам и, в первую очередь, технологической значимости, данный проект соответствовал.
Подобные вопросы заставили проанализировать пути совершенствования подходов к отбору и реализации важнейших инновационных проектов.
В результате трехлетней практической деятельности по реализации важнейших инновационных проектов получен положительный опыт нового государственного подхода к организации инновационной деятельности, в том числе:[29]
- разработаны принципы и механизмы согласования интересов государства и бизнеса при реализации инновационных проектов; апробированы схемы объединения разнородных, в том числе финансовых, ресурсов государства и бизнеса, необходимых для реализации инновационных проектов;
- разработаны принципы и процедуры индикативного контроля и управления ходом реализации инновационных проектов.
Если еще вчера менеджер и ученый стояли на разных берегах, то сегодня они садятся в одну лодку, они стали партнерами, они — взаимозависимы. Но таких союзов мало. Они появляются только в инновационных проектах.
В настоящее время Минобрнауки приступило к реализации Федеральной целевой программой «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № 613.
Здесь общий объем финансирования проекта за счет средств федерального бюджета должен составлять около 1 млрд руб., при этом объем внебюджетного софинансирования проектов должен составлять не менее 60% общего объема финансирования проекта.
Продолжительность реализации проекта составляет не более 4 лет. Не исключается возможность участия зарубежных высокотехнологичных компаний в подобных проектах. Инновационная система предполагает непременное присутствие в стране иностранных компаний, и, что еще более важно, национальных — по всему миру.
В соответствии с условиями государственного контракта исполнители проекта обязаны после его окончания обеспечить ежегодное 5-кратное превышение объемов продаж созданной новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции относительно затраченных на проект бюджетных средств.
Рис. 3. Важнейшие инновационные проекты — инструмент масштабной коммерциализации технологий
Индикаторами выполнения являются:
- объем новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции, произведенной в результате реализации проектов;
- объем экспорта новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции, произведенной в результате реализации проектов;
- число новых рабочих мест, созданных в рамках реализации проектов, для высококвалифицированных работников;
- число внедренных в экономику передовых технологий;
- число патентов (в том числе международных) на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов.
Таким образом, будет осуществлена и уже осуществляется полноценная коммерциализация научно-технических результатов и обеспечен рост производства новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции.
В ФЦП на 2007-2012 гг. приведены критерии отбора инновационных проектов, а также регламентированы процедуры их отбора и реализации.
Научно-технологической основой и связующим звеном между поисковыми НИР и важнейшими инновационными проектами являются комплексные проекты, обеспечивающие использование результатов исследований при разработке передовых технологий, обладающих значительным потенциалом коммерческого использования (рис. 3).
Срок реализации комплексного проекта 2-3 года, объем финансирования за счет средств федерального бюджета 50100 млн руб. в год, доля средств внебюджетных источников — не менее 25% от общего объема.
Таблица 1
Важнейшие инновационные проекты ФЦНТП: паритетное финансирование инвестиций (млн руб., в текущих ценах)
Показатель |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Суммарный объем финансирования |
946 |
1614 |
2722 |
2022 |
1090 |
138 |
50 |
|
Бюджетные средства |
620 |
842 |
1102 |
1041 |
74 |
|||
Внебюджетные средства |
326 |
772 |
1620 |
981 |
1016 |
138 |
50 |
|
Доля внебюджетных средств, % |
34,5 |
47,9 |
59,5 |
А /!,() |
93,2 |
100 |
100 |
Уже в рамках этого этапа фиксируются обязательства исполнителей по вовлечению результатов исследований в хозяйственный оборот. Предусмотрены расходы на патентование, разработку необходимых бизнес-планов.
В настоящее время реализуются в соответствии с приоритетными направлениями науки, технологий и техники в Российской Федерации 60 таких проектов на общую сумму 4,9 млрд руб. (бюджетная составляющая — 3,8 млрд руб.).[30]
Анализ накопленного опыта реализации важнейших инновационных проектов государственного значения позволяет определить основные направления совершенствования этого инструмента государственно-частного партнерства в сфере развития наукоемких технологий и высокотехнологичных отраслей промышленности.
1. Одним из принципиальных отличий инновационных проектов от всех других НИОКР, финансируемых по линии ФЦП, является изначально спланированный особый порядок их формирования, реализация которого имеет свои особенности (табл. 1). В соответствии с законодательством, регламентирующим конкурсные процедуры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд предусматривается, что:[31]
- государственный заказчик в госконтракте должен указать количество поставляемого товара, объем выполняемых работ;
- государственному заказчику запрещается участвовать в определении состава и содержания работ по проекту;
- какая-либо возможность корректировки государственным заказчиком поступившего на конкурс проектного предложения не предусмотрена.
В случае с инновационными проектами государство призвано выступать в качестве соинвестора, осуществляющего отбор, как объекта инвестиций, так и инвестиционного партнера.
Речь идет не столько об отборе исполнителя для выполнения НИОКР, сколько о выборе партнера — соинвестора, который фактически должен выступать созаказчиком проекта. С частью этих проблем сталкиваются при размещении оборонного заказа, в особенности предполагающего создание технологий и образцов двойного назначения.
2. Практический опыт финансирования важнейших инновационных проектов государственного значения показал, что в ходе их реализации возникает ряд проблем налогового характера, негативным образом влияющего на эффективность данного инструмента государственно-частного партнерства, в том числе в части, касающейся привлечения внебюджетных источников финансирования.
Таблица 2
Инновационная эффективность проектов, реализуемых в рамках ФЦНТП (единиц, нарастающим итогом)
Показатель |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Количество основных |
20 |
50 |
91 |
121 |
187 |
201 |
233 |
233 |
производством объектов для |
||||||||
коммерциализации |
||||||||
Количество внедренных |
39 |
83 |
147 |
177 |
209 |
217 |
220 |
220 |
технологических |
||||||||
инноваций |
||||||||
Количество полученных |
8 |
86 |
137 |
160 |
180 |
181 |
190 |
196 |
патентов |
||||||||
и поданных заявок |
Таблица 3
Бюджетная эффективность проектов, реализуемых в рамках ФЦНТП, (млн руб., в текущих ценах)
Показатель |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Суммарный объем бюджетного финансирования проектов |
620 |
812 |
1102 |
1041 |
74 |
|||
Совокупные налоговые и иные обязательные платежи |
378 |
541 |
1376 |
3046 |
7483 |
11236 |
14801 |
18720 |
Так, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть вторая, статья 262, пункт 4) затраты инициатора инновационного проекта на НИОКР, произведенные за счет собственных средств, не вычитаются из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в отличие от ситуации, когда он осуществляет такие же расходы по собственной инициативе, не имея соответствующего государственного контракта.
Тем самым инициатор важнейшего инновационного проекта государственного значения при участии в его реализации оказывается в менее выгодных условиях, чем любая другая организация, финансирующая НИОКР для собственных нужд вне данного инструмента государственно-частного партнерства. Конечно, исполнители находят выход из ситуации, но вместе с тем, было бы целесообразным избавить их от этой необходимости.