Файл: Анализ развития инновационных проектов в России ( Инновационный бизнес в России ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 327
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Инновационный бизнес в России
§ 1.1. Формирование стратегии технического и организационного развития промышленных предприятий
§ 1.2. Инновационная деятельность в российской экономике - состояние и проблемы
§ 1.3. Разработка стратегии технического и организационного развития
§ 2.1. Наукоемкие технологии как определяющий фактор экономического развития
§ 2.2. Важнейшие инновационные проекты - инструмент отношений нового типа
§ 2.3. Вывод-гипотеза о зоне особого внимания в инновационном развитии России.
Глава 3. Проблемы и перспективы перехода России на инновационный путь развития
3. Другой немаловажной проблемой, возникающей в процессе реализации инновационных проектов, является распоряжение имуществом в виде специального оборудования необходимого для проведения НИОКР (испытательные стенды, опытно-промышленные установки, технологическое оборудование для создания опытных образов и др.), приобретенного за счет бюджетных средств или объединения бюджетных и внебюджетных источников финансирования (табл. 2).
Процедура передача указанного специального оборудования по окончании срока действия государственного контракта в оперативное управление (хозяйственное ведение) этому исполнителю или какой-либо находящейся в ведении государственного заказчика организации чрезмерно обременительна (проведение инвентаризации, постановка на учет, оформление передаточных актов и др.) и возможна лишь через Госимущество, как это предусмотрено пунктом 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2004 г. № 691. Все это вполне осуществимо, но обременительно, так как основной объем таких мероприятий приходится на конец года.
4. Принципиальным моментом в процессе реализации инновационного проекта является ответственность его головного исполнителя перед государством за выполнение обязательств, связанных с масштабами коммерциализации (объемами продаж) продукции по проекту, которые должны не менее чем в пять раз превысить к установленному сроку размеры предоставленного бюджетного финансирования (табл. 3).
Несмотря на наличие в каждом государственном контракте статьи о применении к головному исполнителю проекта соразмерных штрафных санкций за невыполнение взятых им коммерческих обязательств, эта норма в настоящее время даже теоретически не применима. Ни Бюджетный кодекс Российской Федерации, ни соответствующие нормативные правовые акты Минфина России такого вида поступлений в доходную часть федерального бюджета не предусматривают.
Это, в свою очередь, исключает возможность добиться на практике реализации соответствующего судебного решения. Это касается общей системы отношений государственного заказчика и исполнителя работ, в том числе и при государственном оборонном заказе.
5. Важнейшие инновационные проекты, учитывая их значимость и предназначение, должны являться технологической основой практической деятельности, направленной на выпуск высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции, то есть соответствовать требованиям, предъявляемым к единым технологиям в части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.
Базисом важнейших инновационных проектов и единой технологии является составляющая единый технологический замысел совокупность изобретений, промышленных образцов, программ для ЭВМ и других результатов интеллектуальной деятельности. Права на технологию и эти результаты, получаемые в процессе реализации проекта, становятся товаром, этот товар надо оценивать с рыночной точки зрения и быть готовым его защищать.
Одним из ключевых моментов становится механизм оборота результатов интеллектуальной деятельности и реализация возможностей, предоставляемых Гражданским кодексом Российской Федерации и законодательством об интеллектуальной собственности, в части, касающейся распределения прав на объекты интеллектуальной собственности, полученные при реализации проектов, между всеми участниками проекта: создателями интеллектуального продукта и инвесторами процесса создания интеллектуальной собственности (государственным заказчиком, исполнителями проекта, инвестором).
6. Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» не предусматривает мониторинга важнейших инновационных проектов (исключение мониторинга явилось одним из условий согласования ФЦП Минфином России).
В связи с этим в целях обеспечения объективности и независимости экспертизы, повышения коммерческой привлекательности результатов научно-технической деятельности (технологий) для предварительного отбора их в качестве инновационных проектов критерии отбора должны совершенствоваться (табл. 4).
Таблица 4
Макроэкономическая эффективность проектов, реализуемых в рамках ФЦНТП, (млн руб., в текущих ценах, оценки получены по методикам Института народнохозяйственного прогнозирования РАН)
Показатель |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Приращение номинального ВВП от продаж продукции |
0,77 |
1,02 |
3,00 |
6,49 |
13,72 |
21,16 |
30,03 |
37,56 |
Приращение поминального ВВП в результате бюджетных и внебюджетных инвестиций |
2,24 |
4,05 |
6,33 |
6,38 |
2,64 |
|||
Суммарное приращение номинального ВВП |
3,02 |
5,07 |
9,34 |
12,87 |
16,36 |
21,16 |
30,03 |
37,56 |
Объем бюджетных инвестиций |
0,62 |
0,842 |
1,102 |
1,041 |
0,074 |
Хотелось бы подчеркнуть, что при реализации особо сложных проектов, в том числе по линии государственного оборонного заказа, государственный заказчик всегда привлекал подведомственные специализированные организации, которые занимались оценкой хода реализации проекта и непосредственно помогали принимать участие в управлении этими проектами.
Упомянутые проблемы вызваны тем, что существующая контрактная система не предусматривает наличие такого института, как государственно-частное партнерство.
Имеются различные пути решения этих проблем, один из них — разработка изменений федерального законодательства, регламентирующего конкурсные процедуры закупок товаров и услуг для государственных нужд, с учетом специфики отношений, складывающихся при отборе и реализации важнейших инновационных проектов государственного значения.
Такая договоренность с Минэкономразвития в рабочем порядке достигнута.
Прежде всего, с целью дальнейшего совершенствования механизма формирования и реализации важнейших инновационных проектов государственного значения имеется намерение разработать систему определения потенциальной коммерческой привлекательности результатов научно-технической деятельности (технологий) для их рассмотрения в качестве инновационных проектов и многокритериальной оценки важнейших инновационных проектов государственного значения (оценки полного прироста ВВП от реализации конкретного инновационного проекта).
После принятия части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации будем готовить предложения по разработке проекта федерального закона «О передаче федеральных технологий» и трех проектов постановлений Правительства Российской Федерации, направленных на внедрение единых технологий, в том числе по порядку управления, возмездной и безвозмездной передачи принадлежащих Российской Федерации прав на единую технологию.
Реализация важнейших инновационных проектов государственного значения связывается с формированием новых рынков высокотехнологичной продукции в таких сферах, как экология, здравоохранение, безопасность и других, являющихся сферой ответственности государства.
Все предлагаемые меры будут в полной мере востребованы при условии создания реальной конкуренции и заинтересованности промышленности в снижении издержек, прежде всего за счет выпуска продукции нового качества. Именно это условие позволит нефтяным компаниям внедрять катализаторы нового поколения, энергетические компании будут искать передовые энергосберегающие технологии и многое другое.
Такое возможно только при способности государственных структур, исследовательских институтов, университетов и частных компаний тесно сотрудничать. Такого рода условия являются приоритетными в области наших дальнейших макроэкономических решений.
В главе 77 ГК РФ «Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии» проекта части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации единая технология определяется (статья 1552), как технология, которая включает в том или ином сочетании изобретения, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности.
В состав важнейшего инновационного проекта могут входить также результаты интеллектуальной деятельности, не подлежащие правовой охране в качестве объектов интеллектуальной собственности (информация, технические данные и другое).[32]
§ 2.3. Вывод-гипотеза о зоне особого внимания в инновационном развитии России.
В условиях становления глобальной НЭ, а также с учетом специфики России роль зоны особого внимания и интересов в этом развитии (ЗОВИ) мы отводим сектору интеллектуальных и пионерных стратегических инноваций.
Интерес представляют материалы статьи Д. В. Медовникова - В поисках технократического мифа,[33] где анализируются проблемы инновационного бизнеса России по результатам их обсуждения на весьма представительной конференции, организованной журналом «Эксперт» при поддержке американской корпорации «3М», в которой приняли участие представители венчурных фондов, технологических брокеров, инновационные менеджеры, ответственные лица и специалисты структур власти и управления.
Наряду с достаточно прозаичными и даже ставшими уже банальными проблемами типа «консервативность наших инвесторов», «чудовищный дефицит средств для новых проектов», «недостаток государственной поддержки» на конференции обсуждались и вопросы концептуально-стратегического характера, без постановки которых немыслима реализация грамотной инновационной политики России.
Поиски их решения также базировались на факте становления в мире новой интеллектуально-информационной экономики (НИИЭ). В свете наших идей и исследований некоторые из положений статьи[34] показались нам заслуживающими дальнейшего развития.
Положение 1. Д. Медовиков критикует позицию некоторых наших управленцев от науки о переориентации на платежеспособный спрос и превалировании коммерческих и финансовых мотивов и отношений в инновационной сфере. «Массовый спрос, а не корпорация профессиональных исследователей теперь определяет траекторию НТР» — ключевой тезис этой позиции, однако автор находит в инновационном развитии зарубежных стран убедительные примеры для его опровержения.[35]
Положение 2. Выступивший на конференции Юрий Симаранов, президент компании «Техноконсалт», имеющей многолетний опыт работы в отечественном инновационном бизнесе, весьма убедительно показал малую перспективность концепций и идей некоторых наших деятелей инновационной сферы, декларирующих необходимость производства отечественных конечных продуктов — результатов инноваций.
По его мнению, пора разорвать порочный круг: «российские технологии — российское производство конечного продукта».
Положение 3. Говоря о реальности превращения России в «конвейер инноваций», утверждается первичность задачи создания инфраструктуры, обеспечивающей этому конвейеру бесперебойный режим работы (при этом полагается, что финансирование решения этой задачи — «...дело отнюдь не малого и даже не среднего бизнеса, инфраструктурные инвестиции имеют другой порядок»).
Положение 4. «И маркетинг, и инвестиционный климат — вещи, безусловно, важные для любого бизнеса, но инновационный бизнес имеет одну особенность: он предполагает получить прибыль не на сегодняшнем, а на завтрашнем, еще не определенном до конца спросе, и, как показывает опыт крупнейших ТНК, работающих в высокотехнологичном секторе, завтрашний спрос нужно не просто прогнозировать, но и формировать».
Глава 3. Проблемы и перспективы перехода России на инновационный путь развития
Человечество вошло в иное измерение - XXI век, где больше старых забот, чем новых сияющих рубежей. Наступившее оказалось не таким уж новым, а порой и просто забытым старым. Упал спрос на прогнозы, на звонкие эпитеты нагрянувшему веку, утихают дискуссии.
В XXI веке важнейшим, ключевым условием ускоренного прогресса социально-экономического развития является эффективная инновационная политика - деятельность, конечной целью которой является внедрение основанных на достижениях научно-технического прогресса новых, передовых, “прорывных” техники и технологий, форм организации труда и управления, пионерских и крупных изобретений.[36]