Файл: Анализ развития инновационных проектов в России ( Инновационный бизнес в России ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 327

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Другой немаловажной проблемой, возникающей в процессе реализации инновационных проектов, является распоряжение имуществом в виде спе­циального оборудования необходимого для про­ведения НИОКР (испытательные стенды, опыт­но-промышленные установки, технологическое оборудование для создания опытных образов и др.), приобретенного за счет бюджетных средств или объединения бюджетных и внебюджетных источников финансирования (табл. 2).

Процедура передача указанного специального оборудования по окончании срока действия го­сударственного контракта в оперативное управ­ление (хозяйственное ведение) этому исполните­лю или какой-либо находящейся в ведении госу­дарственного заказчика организации чрезмерно обременительна (проведение инвентаризации, постановка на учет, оформление передаточных актов и др.) и возможна лишь через Госимущество, как это предусмотрено пунктом 5.3 Поло­жения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного поста­новлением Правительства Российской Федера­ции от 27 ноября 2004 г. № 691. Все это вполне осуществимо, но обременительно, так как основ­ной объем таких мероприятий приходится на ко­нец года.

4. Принципиальным моментом в процессе реализа­ции инновационного проекта является ответ­ственность его головного исполнителя перед го­сударством за выполнение обязательств, связан­ных с масштабами коммерциализации (объема­ми продаж) продукции по проекту, которые дол­жны не менее чем в пять раз превысить к уста­новленному сроку размеры предоставленного бюджетного финансирования (табл. 3).

Несмот­ря на наличие в каждом государственном контракте статьи о применении к головному испол­нителю проекта соразмерных штрафных санкций за невыполнение взятых им коммерческих обя­зательств, эта норма в настоящее время даже тео­ретически не применима. Ни Бюджетный кодекс Российской Федерации, ни соответствующие нормативные правовые акты Минфина России такого вида поступлений в доходную часть феде­рального бюджета не предусматривают.

Это, в свою очередь, исключает возможность добиться на практике реализации соответствующего судеб­ного решения. Это касается общей системы от­ношений государственного заказчика и исполни­теля работ, в том числе и при государственном оборонном заказе.

5. Важнейшие инновационные проекты, учитывая их значимость и предназначение, должны являть­ся технологической основой практической дея­тельности, направленной на выпуск высокотехно­логичной, конкурентоспособной продукции, то есть соответствовать требованиям, предъявляе­мым к единым технологиям в части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.


Базисом важнейших инновационных проектов и единой технологии является составляющая еди­ный технологический замысел совокупность изобретений, промышленных образцов, программ для ЭВМ и других результатов интеллектуальной деятельности. Права на технологию и эти резуль­таты, получаемые в процессе реализации проек­та, становятся товаром, этот товар надо оценивать с рыночной точки зрения и быть готовым его за­щищать.

Одним из ключевых моментов становит­ся механизм оборота результатов интеллектуаль­ной деятельности и реализация возможностей, предоставляемых Гражданским кодексом Россий­ской Федерации и законодательством об интел­лектуальной собственности, в части, касающейся распределения прав на объекты интеллектуаль­ной собственности, полученные при реализации проектов, между всеми участниками проекта: со­здателями интеллектуального продукта и инвес­торами процесса создания интеллектуальной соб­ственности (государственным заказчиком, испол­нителями проекта, инвестором).

6. Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» не предусматривает мониторинга важнейших инновационных проек­тов (исключение мониторинга явилось одним из условий согласования ФЦП Минфином России).

В связи с этим в целях обеспечения объективнос­ти и независимости экспертизы, повышения ком­мерческой привлекательнос­ти результатов научно-техни­ческой деятельности (техно­логий) для предварительного отбора их в качестве иннова­ционных проектов критерии отбора должны совершен­ствоваться (табл. 4).

Таблица 4

Макроэкономическая эффективность проектов, реализуемых в рамках ФЦНТП, (млн руб., в текущих ценах, оценки получены по методикам Института народнохозяйственного прогнозирования РАН)

Показатель

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Приращение номинального ВВП от продаж продукции

0,77

1,02

3,00

6,49

13,72

21,16

30,03

37,56

Приращение поминального ВВП в результате бюджет­ных и внебюджетных инвестиций

2,24

4,05

6,33

6,38

2,64

Суммарное приращение номинального ВВП

3,02

5,07

9,34

12,87

16,36

21,16

30,03

37,56

Объем бюджетных инвестиций

0,62

0,842

1,102

1,041

0,074


Хотелось бы подчеркнуть, что при реализации особо сложных проектов, в том числе по линии государственного оборонного за­каза, государственный заказчик всегда привлекал подведомствен­ные специализированные органи­зации, которые занимались оцен­кой хода реализации проекта и непосредственно помогали при­нимать участие в управлении эти­ми проектами.

Упомянутые проблемы вызваны тем, что суще­ствующая контрактная система не предусматривает наличие такого института, как государственно-част­ное партнерство.

Имеются различные пути решения этих проблем, один из них — разработка изменений федерального законодательства, регламентирующего конкурсные процедуры закупок товаров и услуг для государствен­ных нужд, с учетом специфики отношений, склады­вающихся при отборе и реализации важнейших ин­новационных проектов государственного значения.

Такая договоренность с Минэкономразвития в рабо­чем порядке достигнута.

Прежде все­го, с целью дальнейшего совершенствования механиз­ма формирования и реализации важнейших иннова­ционных проектов государственного значения име­ется намерение разработать систему определения потенциальной коммерческой привлекательности результатов научно-технической деятельности (тех­нологий) для их рассмотрения в качестве инноваци­онных проектов и многокритериальной оценки важ­нейших инновационных проектов государственного значения (оценки полного прироста ВВП от реали­зации конкретного инновационного проекта).

После принятия части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации будем готовить пред­ложения по разработке проекта федерального зако­на «О передаче федеральных технологий» и трех про­ектов постановлений Правительства Российской Фе­дерации, направленных на внедрение единых техноло­гий, в том числе по порядку управления, возмездной и безвозмездной передачи принадлежащих Российс­кой Федерации прав на еди­ную технологию.

Реализация важнейших инновационных проектов государственного значения связывается с формирова­нием новых рынков высоко­технологичной продукции в таких сферах, как экология, здравоохранение, безопас­ность и других, являющих­ся сферой ответственности государства.

Все предлагаемые меры будут в полной мере востре­бованы при условии создания реальной конкуренции и заинтересованности промышленности в снижении издержек, прежде всего за счет выпуска продукции но­вого качества. Именно это условие позволит нефтяным компаниям внедрять катализаторы нового поколения, энергетические компании будут искать передовые энер­госберегающие технологии и многое другое.


Такое воз­можно только при способности государственных струк­тур, исследовательских институтов, университетов и ча­стных компаний тесно сотрудничать. Такого рода ус­ловия являются приоритетными в области наших даль­нейших макроэкономических решений.

В главе 77 ГК РФ «Право ис­пользования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии» проекта части четвертой Гражданского кодек­са Российской Федерации единая технология определяется (статья 1552), как технология, которая включает в том или ином сочетании изобретения, промышленные образцы, про­граммы для ЭВМ или другие результаты ин­теллектуальной деятельности.

В состав важ­нейшего инновационного проекта могут вхо­дить также результаты интеллектуальной де­ятельности, не подлежащие правовой охра­не в качестве объектов интеллектуальной соб­ственности (информация, технические данные и другое).[32]

§ 2.3. Вывод-гипотеза о зоне особого внимания в ин­новационном развитии России.

В условиях станов­ления глобальной НЭ, а также с учетом специфи­ки России роль зоны особого внимания и интере­сов в этом развитии (ЗОВИ) мы отводим сектору интеллектуальных и пионерных стратегических инноваций.

Интерес представляют материалы статьи Д. В. Медовникова - В поисках технократического мифа,[33] где анализируются проблемы инновационного бизнеса России по результатам их обсуждения на весьма пред­ставительной конференции, организованной журна­лом «Эксперт» при поддержке американской корпо­рации «3М», в которой приняли участие представи­тели венчурных фондов, технологических брокеров, инновационные менеджеры, ответственные лица и специалисты структур власти и управления.

Наряду с достаточно прозаичными и даже став­шими уже банальными проблемами типа «консерва­тивность наших инвесторов», «чудовищный дефицит средств для новых проектов», «недостаток государ­ственной поддержки» на конференции обсуждались и вопросы концептуально-стратегического характе­ра, без постановки которых немыслима реализация грамотной инновационной политики России.

Поис­ки их решения также базировались на факте становле­ния в мире новой интеллектуально-информационной экономики (НИИЭ). В свете наших идей и исследова­ний некоторые из положений статьи[34] показались нам заслуживающими дальнейшего развития.


Положение 1. Д. Медовиков критикует пози­цию некоторых наших управленцев от науки о пере­ориентации на платежеспособный спрос и превали­ровании коммерческих и финансовых мотивов и от­ношений в инновационной сфере. «Массовый спрос, а не корпорация профессиональных исследователей теперь определяет траекторию НТР» — ключевой те­зис этой позиции, однако автор находит в инноваци­онном развитии зарубежных стран убедительные примеры для его опровержения.[35]

Положение 2. Выступивший на конференции Юрий Симаранов, президент компании «Техноконсалт», имеющей многолетний опыт рабо­ты в отечественном инновационном бизнесе, весьма убедительно показал малую перспективность концеп­ций и идей некоторых наших деятелей инновацион­ной сферы, декларирующих необходимость произ­водства отечественных конечных продуктов — ре­зультатов инноваций.

По его мнению, пора разорвать порочный круг: «российские технологии — россий­ское производство конечного продукта».

Положение 3. Говоря о реальности превращения России в «конвейер инно­ваций», утверждается первичность задачи создания инфраструктуры, обеспечивающей этому конвейеру бесперебойный режим работы (при этом полагается, что финансирование решения этой задачи — «...дело отнюдь не малого и даже не среднего бизнеса, инфра­структурные инвестиции имеют другой порядок»).

Положение 4. «И маркетинг, и инвестиционный климат — вещи, безусловно, важные для любого бизне­са, но инновационный бизнес имеет одну особенность: он предполагает получить прибыль не на сегодняшнем, а на завтрашнем, еще не определенном до конца спросе, и, как показывает опыт крупнейших ТНК, работающих в высокотехнологичном секторе, завтрашний спрос нужно не просто прогнозировать, но и формировать».

Глава 3. Проблемы и перспективы перехода России на инновационный путь развития

Человечество вошло в иное измерение - XXI век, где больше старых забот, чем новых сияющих рубежей. Наступившее оказалось не таким уж новым, а порой и просто забытым старым. Упал спрос на прогнозы, на звонкие эпитеты нагрянувшему веку, утихают дискуссии.

В XXI веке важнейшим, ключевым условием ускоренного прогресса социально-экономического развития является эффективная инновационная политика - деятельность, конечной целью которой является внедрение основанных на достижениях научно-технического прогресса новых, передовых, “прорывных” техники и технологий, форм организации труда и управления, пионерских и крупных изобретений.[36]