Файл: Анализ развития инновационных проектов в России ( Инновационный бизнес в России ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 318
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Инновационный бизнес в России
§ 1.1. Формирование стратегии технического и организационного развития промышленных предприятий
§ 1.2. Инновационная деятельность в российской экономике - состояние и проблемы
§ 1.3. Разработка стратегии технического и организационного развития
§ 2.1. Наукоемкие технологии как определяющий фактор экономического развития
§ 2.2. Важнейшие инновационные проекты - инструмент отношений нового типа
§ 2.3. Вывод-гипотеза о зоне особого внимания в инновационном развитии России.
Глава 3. Проблемы и перспективы перехода России на инновационный путь развития
В широком смысле инновация - это синоним успешного производства, внедрения и использования, обеспечивающих стратегический выигрыш новшеств в экономической и социальной сферах. Технологический фактор является ключевым, но далеко не единственным. Нередко инновации возникают из новых комбинаций знакомых уже элементов в обменах, сравнениях, взаимодействиях и соединениях.
Россия вынуждена принять инновационный вызов.
Сегодня вопрос стоит так: либо сокращение экономического, промышленно-производственного потенциала страны будет компенсировано на передовом научно-техническом, технологическом уровне, для чего потребуется резкое увеличение инновационной активности, либо страна будет отброшена назад не только по объему выпускаемой продукции, но и по ее технологическим возможностям, отстанет навсегда во всех видах своего развитии от высокоразвитых стран.[37]
На фоне известного оптимизма последних лет, обусловленного позитивной динамикой основных макроэкономических показателей, на первый план все больше и больше выдвигается вопрос об устойчивости наблюдаемого пока еще краткосрочного экономического роста. Ответ на него непосредственно связан с реальной эффективностью проводимой государством инновационной политики, которая должна быть подкреплена целым комплексом мер по стимулированию инвестиций в сферу науки и инноваций.
Как свидетельствует мировой опыт, в условиях экономики, основанной на знаниях, альтернативы инновационному пути развития просто нет. Создание, внедрение и широкое распространение новых продуктов, услуг, технологических процессов становятся ключевыми факторами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота.
Именно здесь кроются наиболее существенные резервы улучшения качества продукции, экономии трудовых и материальных затрат, роста производительности труда, совершенствования организации производства и повышения его эффективности. Все это, в конечном счете, предопределяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на внутреннем и мировом рынках, улучшение социально-экономической ситуации в стране.
Статистика инноваций, методология которой была разработана в Центре исследований и статистики науки Минпромнауки России и РАН, обеспечивает детальную информацию для комплексного анализа инновационной деятельности в промышленности и сфере услуг. Как показывают расчеты, инновационную ситуацию в промышленности по существу определяют четыре отрасли - химическая и пищевая промышленность, машиностроение и металлургия.
Они охватывают свыше 70% всех инновационных промышленных предприятий и, как правило, отличаются максимальным уровнем инновационной активности, в два-три раза превосходящим средний по промышленности.
Так, в металлургии величина этого показателя составила 16.7%, в химической промышленности - 14.8%, в машиностроении - 14.1%. Высокий уровень научного потенциала, сложившийся в указанных отраслях, несомненно, способствует более активному внедрению инноваций в производство.[38]
В остальных отраслях доля инновационно-активных предприятий не превышала 2-5%. Наименьшие значения данного показателя наблюдались во вторичной переработке сырья (1.7%), в деревообрабатывающем и целлюлозно-бумажном производстве (2.4%), электроэнергетике и легкой промышленности (по 2.7%).
Динамика показателей, характеризующих активность предприятий по отдельным видам инновационной деятельности, отличается существенной нестабильностью.
В период 1996-1997 гг. преобладала преимущественно регрессивная тенденция в отношении всех видов такой деятельности. В 2004-2006 гг. по ряду из них отмечался определенный подъем, в частности в тех, что связаны с внедрением нововведений, а именно в приобретении машин и оборудования (52% инновационных предприятий в 2004 г.), осуществлении производственных проектно-конструкторских работ (41%).
Значительные изменения, характеризующие определенные сдвиги в инновационной стратегии предприятий, претерпела структура видов инновационной деятельности в 2007 г.
Ранее, на протяжении длительного периода времени, преимущественное внимание уделялось выполнению исследований и разработок, связанных с реализацией нововведений. Так, в 2000 г. ими были заняты 58% инновационных предприятий, в 2002 г. - 54.3%. Резкий спад произошел в 2003 г., когда эта доля сократилась в полтора раза и составила 35.1%. Это оказывает негативное воздействие на качество всего инновационного процесса, ведет к деградации научно-технического потенциала промышленности, снижению уровня новизны осуществляемых инноваций.[39]
При разработке готовых инноваций 34% предприятий пользовались услугами сторонних организаций, а еще 19% - полностью использовали результаты научных исследований, выполненных сторонними НИИ и КБ.[40]
Занятость предприятий прочими видами инновационной деятельности невелика - в пределах от 9.1% до 28.3%.
Обучение и подготовку персонала осуществляло в 2003 г. 321 предприятие, что составляет лишь пятую часть инновационно-активных предприятий. Возросло абсолютное число предприятий, занятых маркетинговыми исследованиями (до 295), однако их удельный вес продолжает оставаться низким (18.5%), что ни в коей мере не отвечает современным потребностям становления рыночной экономики, тем более что уровень сбыта инновационной продукции остается исключительно низким.
Низкий уровень инновационной активности, характерный для всех видов деятельности, связанных с инновациями, в большой степени затронул и процессы технологического обмена. Они протекают вяло, характеризуются неустойчивой динамикой и не занимают адекватного своей значимости места в интенсификации инновационных процессов. Подобные тенденции, как и неразвитость собственного научного потенциала предприятий, ведут к снижению качественного уровня нововведений в отечественной промышленности.
Одна из ярко выраженных и устойчивых негативных тенденций инновационной деятельности - низкая отдача от инноваций. Это подтверждается, прежде всего, соотношением объемов инновационной и промышленной продукции в целом, величина которого в 2003 г. была самой низкой за последнее пятилетие - 10.1% (16% в 1995 г.).
Наибольшее значение этого показателя отмечается в машиностроении (20.1%), среди лидеров были также мебельная (19.7%), деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (19.4%) отрасли. Следует заметить, что подобное первенство не обусловлено какой-то особой инновационной активностью в названных отраслях, скорее это следствие изменяющейся конъюнктуры спроса на соответствующую продукцию на внешних рынках сбыта.[41]
Невысокая эффективность инновационной деятельности выражается также в низком уровне новизны промышленной продукции. Доля принципиально новой продукции составила 7.2% общего объема продаж инновационных предприятий.
Наиболее высокие показатели зафиксированы в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отрасли (17.8%), мебельной промышленности (17.0%) и машиностроении (14.7%).
Низкая результативность инновационной деятельности в российской промышленности в полной мере иллюстрируется и показателями экспорта инновационной продукции. Удельный вес экспорта инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции инновационных предприятий, сам по себе незначительный, отличается к тому же стойкой тенденцией к понижению - с 4.1% в 1995 г. он упал до 1.5%.
Несмотря на то, что подавляющая часть экспортируемой инновационной продукции реализуется в странах дальнего зарубежья, ее объемы настолько малы, что трудно говорить о серьезной конкурентоспособности отечественных инноваций на мировом рынке.
Факторы, сдерживающие осуществление инноваций, можно условно разделить на две основные группы - экономические и производственные.
На пути реализации нововведений предприятия сталкиваются, прежде всего, с экономическими трудностями. К числу наиболее весомых из них на протяжении всех последних лет относится недостаток собственных денежных средств - его рейтинг, по оценкам самих предприятий, достигает 2.7 (рис. 4).[42]
Среди тормозящих инновационную деятельность факторов предприятия отмечают также недостаточную финансовую поддержку со стороны государства (рейтинг 2.3), высокую стоимость нововведений (рейтинг 2.2), низкий платежеспособный спрос на новые продукты, высокий экономический риск и длительные сроки окупаемости нововведений (каждый из рейтингов - 1.8).
В составе факторов производственного характера, препятствующих инновациям, наибольшее беспокойство предприятий вызывает их собственный низкий инновационный потенциал (рейтинг 1.8), определяемый слабым уровнем развития исследовательской базы на производстве, неготовностью предприятий к освоению новейших научно-технических достижений.
Недостаток информации о новых технологиях (рейтинг 1.5) и рынках сбыта (рейтинг 1.4), возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями (рейтинг 1.4) - все эти негативные обстоятельства являются следствием разрыва сложившихся в доперестроечные времена производственно-экономических и информационных связей.
Рисунок 4. Рейтинг факторов, препятствующих инновационной деятельности промышленных предприятий
Экономические факторы:[43]
- недостаток собственных денежных средств
- недостаток финансовой поддержки со стороны государства
- низкий платежеспособный спрос на новые продукты
- высокая стоимость нововведений
- высокий экономический риск
- длительные сроки окупаемости нововведений
Производственные факторы:
- низкий инновационный потенциал предприятия
- недостаток квалифицированного персонала
- недостаток информации о новых технологиях
- недостаток информации о рынках сбыта
- невосприимчивость предприятия к нововведениям
- недостаток возможностей для кооперирования с другими
- предприятиями и научными организациями
Другие факторы:
- отсутствие необходимости в нововведениях в силу
- осуществленных ранее
- недостаточность правовой базы
- неопределенность сроков инновационного процесса
- неразвитость инновационной инфраструктуры
- неразвитость рынка технологий
Позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции характеризуются ее удельным весом в суммарном экспорте по конкретным товарным группам. Наиболее высокие удельные веса приходятся на неэлектрические машины (1.7%), радиоактивные материалы и иные химические продукты (1.1%), авиакосмическую технику (1%).
В таком сегменте мирового рынка, как вооружения, российский высокотехнологичный экспорт обеспечивает 0.5%; несколько выше среднего значения его доля также по приборам (0.4%).
По средствам телекоммуникаций и фармацевтическим препаратам соответствующие показатели составляют лишь 0.11-0.12%, компьютерам - 0.03%.[44]
В целом основные различия в структуре российского и мирового высокотехнологичного экспорта сводятся преимущественно к двум параметрам: заметно заниженному удельному весу сегментов, связанных с так называемыми “тонкими” технологиями; повышенной доле “тяжелого” машиностроения и радиоактивного сырья в российском экспорте по сравнению с общемировым.
Во многом это - отражение прежней многолетней нацеленности отечественной промышленности на военные нужды и ее слабой конкурентоспособности в сфере массового производства продукции, основанной на микроэлектронике, тонкой химии и биотехнологиях.
Существующие государственные инновационные механизмы малопригодны для строительства инновационной экономики в России. Активный инновационный процесс, по сути, только имитируется.
Отсталость инновационной сферы страны во многом объясняется также тем, что главным целеполаганием многочисленного слоя участников вялотекущего инновационного процесса в России, по сути, является не строительство инновационной экономики, а собственное кормление вокруг сферы инноваций.
В нынешних российских условиях не следует возлагать больших надежд на рыночное саморегулирование, побуждающее производителей широко использовать инновации, так как:[45]
- существующие стимулы явно недостаточны для активизации инновационных разработок, связанных со свойственными российским условиям высокой степенью риска и неопределенностями даже ближайшего будущего, большими затратами;
- интересы частного предпринимательства пока слабо согласуются с национальными интересами в выборе приоритетов инновационных проектов;
- инновационная культура российского общества объективно еще не созрела, а сами инновации в условиях нищенского состояния науки и изобретательства, а также нынешних устремлений значительного сегмента деловой среды, нацеленного пока не столько на считающийся, видимо, недостаточно доходным производительный труд, сколько на гораздо более “высокодоходные мероприятия” - “снятие сливок” с сомнительных операций, объективно пока не являются и не скоро будут востребованы обществом и деловым миром России.