Файл: Анализ развития инновационных проектов в России ( Инновационный бизнес в России ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 331
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Инновационный бизнес в России
§ 1.1. Формирование стратегии технического и организационного развития промышленных предприятий
§ 1.2. Инновационная деятельность в российской экономике - состояние и проблемы
§ 1.3. Разработка стратегии технического и организационного развития
§ 2.1. Наукоемкие технологии как определяющий фактор экономического развития
§ 2.2. Важнейшие инновационные проекты - инструмент отношений нового типа
§ 2.3. Вывод-гипотеза о зоне особого внимания в инновационном развитии России.
Глава 3. Проблемы и перспективы перехода России на инновационный путь развития
Разработка стратегии технического и организационного развития в современных условиях является необходимым условием обеспечения успешности и эффективности предприятия. Поэтому, независимо от наличия специального подразделения по подготовке планов и проектов, абсолютно на каждом предприятии должна вестись работа по формированию стратегий технического и организационного развития.
К понятию стратегии технического и организационного развития приближено понятие «операционная эффективность». Операционная эффективность заключается во внедрении передового опыта, непрерывном улучшении аналитических показателей, превышении мирового уровня качества, постоянных улучшениях в работе организации.
Инновационный аспект присущ всем сферам деятельности предприятия. Следовательно, в рамках стратегического управления в качестве основного аспекта, который обеспечивает взаимосвязь всех других видов функциональных стратегий предприятия, выступает инновационная политика.
Инновационная политика предстает как фундамент построения общей стратегии компании, как базовая основа для последующей разработки процессной и сетевой стратегии, маркетинговой и финансовой политики компании.
Глава 2. Важнейшие инновационные проекты государственного значения как пример успешного механизма реализации инновационной политики Российской Федерации
§ 2.1. Наукоемкие технологии как определяющий фактор экономического развития
В современном мире именно наукоемкие технологии являются определяющим фактором экономического развития, главным источником пополнения бюджетных средств ведущих мировых государств, фундаментальной основой обеспечения их национальной безопасности.
Производство высокотехнологической конкурентоспособной продукции сейчас становится еще и одним из основных условий успешной интеграции той или иной страны в складывающуюся систему международных отношений и освоения мировых рынков. Это крайне выгодный бизнес и важнейший фактор для развития современного рынка труда.
Учитывая эти обстоятельства, следует отметить, что жизненной необходимостью для России становится успешное овладение и эффективное использование современных технологий и инновационных разработок.
В этих целях Президентом страны, по предложению Правительства в мае 2006 года утверждены Перечень критических технологий, а также Приоритетные направления развития науки, технологий и техники.
Инструментом реализации этих направлений являются уже осуществляемые федеральные целевые программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» и «Национальная технологическая база».[23]
Начиная с 2005 г. осуществляется бюджетное финансирование важнейших инновационных проектов государственного значения.
При этом точечное воздействие со стороны государства и организация работы по ним отвечают самым современным мировым представлениям о способах формирования приоритетов государственной научно-технической политики.
Мега-проекты изначально рассматривались как модель государственно-частного партнерства, в рамках которого государство финансирует начальную, рисковую стадию проекта, а инвесторы вместе с разработчиками затем доводят продукт до рынка и возвращают свои затраты при значительном росте объемов продаж продукции.
Для государства, при этом, важны не только прямой эффект от возврата денег в виде налогов и других отчислений в госбюджет, но и косвенный, такой, как создание рабочих мест, решение социальных и экологических проблем.
Более того, через мега-проекты предпринимательский сектор получил своеобразный сигнал о том, что государство готово взаимодействовать с бизнесом на поле общих интересов и обозначило эти интересы не только с технической, но и с экономической точки зрения.
С 2005 г. до настоящего времени выполнялось 18 проектов, ориентированных на создание наукоемкой конкурентоспособной продукции и освоение новых высокотехнологичных рынков.
В качестве результативного примера можно привести инновационный проект, выполненный Центральным НИИ конструкционных материалов.
В рамках проекта по созданию центра промышленно-технологических стендов наукоемких производств высокотехнологичной металлопродукции для обеспечения строительства и эксплуатации магистральных газо-и нефтепроводов разработаны и внедрены экономичные легированные, высокопрочные и хладостойкие стали с двукратным повышением эксплуатационных характеристик, сформирован новый сектор рынка высокотехнологичной продукции с объемом до 1 млрд руб. в год.[24]
Важнейшие инновационные проекты, кроме вышесказанного, выявили и ряд проблем, тормозящих динамику развития высоких технологий. К таким проблемам можно отнести распределение прав на создаваемую интеллектуальную собственность, удовлетворение новых требований к кадровому обеспечению специалистами в области инновационного менеджмента, инженерными работниками.
Также, мы должны определиться и с разработкой нормативно-правовой базы для складывающихся новых экономических отношений между государством, бизнесом и исполнителями мега-проектов.
Словом, речь сегодня должна идти о многообещающих и в хорошем смысле амбициозных проектах, реализация которых должна означать существенный шаг вперед в социально-экономическом развитии России.
Как и во всех странах, нацеленных на технологическое развитие, в Российской Федерации мы ищем пути, как «породнить» ученых и бизнесменов. От этого союза ожидается экономический рост, формируется стремление осуществить новый прорыв. Перед нами стоит задача не только как поднять новую волну экономического роста, но и как придать ей высокотехнологичный характер.
§ 2.2. Важнейшие инновационные проекты - инструмент отношений нового типа
Важнейшие инновационные проекты — это инструмент отношений нового типа между наукой, государством и бизнесом: государственно-частное партнерство, где задача науки — это новые разработки, миссия государства — комфортные условия, а роль бизнеса — материализация разработок.
Такого рода проекты представляют собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам мероприятий, направленный на получение экономического эффекта, имеющего значение как для экономики в целом, так и для ее крупных секторов, а также на решение наиболее актуальных задач в социальной сфере, в первую очередь задач, связанных с повышением качества жизни населения. (Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № 613).
Важнейшие инновационные проекты государственного значения свою историю ведут с 2002 года, когда приказом Минпромнауки России от 11 февраля 2002 г. № 22 «Об организации в Минпромнауки России работы по подготовке предложений по проектам (программам), имеющим особо важное государственное значение» были утверждены требования для отбора важнейших инновационных проектов (программ) и требования к описанию важнейших инновационно-технологических проектов.
Статус важнейших инновационных проектов государственного значения был определен во время принятия решения об их организации двумя обстоятельствами: [25]
- масштабность, с точки зрения объема финансирования, который на два порядка превышал среднюю стоимость НИОКР;
- значимость, то есть решение наиболее важных научно-производственных задач инновационного развития отдельных групп отраслей в соответствии с перечнем приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.
Первые государственные контракты на реализацию данных проектов были заключены весной 2003 года.
Начиная с 2005 года выполнение проектов осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники». За этот период инновационные проекты проявили себя как эффективный инструмент государственно-частного партнерства, их предварительные результаты подтвердили заинтересованность промышленности в отечественных научно-технических разработках и возможность взаимодействия между наукой, бизнесом и федеральными органами исполнительной власти.
В рамках каждого проекта реализуется цикл работ от создания перспективного инновационного продукта до освоения промышленного производства новой высокотехнологичной продукции и начала ее успешной реализации на рынке.
Проекты предусматривают концентрацию финансовых ресурсов в отношении ограниченного числа приоритетных направлений, которые формируются на условиях партнерства государства с бизнес-сообществом и предусматривают распределение между ними рисков по реализации проектов.
Минобрнауки реализует 12 проектов общей стоимостью около 9 млрд руб. (3,68 млрд руб. — бюджетное финансирование) и суммарным ежегодным объемом продаж 5 млрд руб., начиная с 2006 г.
К моменту завершения полного цикла работ будет реализовано продукции в объеме не менее чем на 30 млрд руб., при этом вложенные бюджетные средства не превысят 3,8 млрд руб.[26]
Хотелось бы подчеркнуть, что данные важнейшие инновационные проекты государственного значения соответствуют приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации: живые системы, индустрия наносистем и материалов, информационно-телекоммуникационные системы, рациональной природопользование, энергетика и энергосбережение, перспективные вооружения, военная и специальная техника, безопасность и противодействие терроризму.
Минпромэнерго реализует 5 проектов общей стоимостью 5,4 млрд руб., от вложенных бюджетных средств на сумму 1,9 млрд руб. на сегодняшний день реализовано новой высокотехнологичной продукции в объеме 6,9 млрд руб. К моменту завершения полного цикла работ будет реализовано продукции на 15,1 млрд руб. без дополнительных бюджетных расходов.
Рис. 1. Инновационный проект «Уплотняющие и огнезащитные композиты» (2003-2006 гг.)
Важнейший инновационный проект государственного значения «Разработка технологий и освоение серийного производства нового поколения уплотнительных и огнезащитных материалов общепромышленного применения» (рис. 1) (головной исполнитель ЗАО «Унихимтек», Москва).
Разработана технология и освоено серийное производство уплотнительных и огнезащитных материалов общепромышленного применения нового поколения.
Материалы используются в атомной и тепловой энергетике, на железнодорожном транспорте, в транспортном машиностроении, авиакосмической и нефтегазовой отраслях, химической промышленности, в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Важнейший инновационный проект государственного значения «Разработка технологий и освоение производства приборов и оборудования для нанотехнологий» (рис. 2) (головной исполнитель ЗАО «Нанотехнология МДТ», Зеленоград).
Разработана технология и освоено производство приборов и оборудования для нанотехнологий: оснащение предприятий и организаций, работающих в областях биотехнологии, нанодисперсных материалов, новых медицинских препаратов, центров нанотехнологий и зондовой микроскопии. Данный проект имеет явно выраженную экспортную направленность. Приборы покупают страны ЕЭС, Юго-Восточной Азии и США.
Важнейший инновационный проект государственного значения «Создание технологий и освоение промышленного производства металлических материалов с двукратным повышением важнейших эксплуатационных свойств» (головной исполнитель ФГУП «ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей», Санкт-Петербург). Освоены новые рецептуры высококачественных сталей и сварочных материалов в рамках импорт замещения, предназначенных для плавающих и стационарных нефтегазовых буровых платформ в экстремальных условиях шельфа Северных морей, морских трубопроводов высокого давления, арктических ледовых танкеров, строительных конструкций. Данные технологии имеют двойное назначение.[27]