Файл: Анализ развития инновационных проектов в России ( Инновационный бизнес в России ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 331

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разработка стратегии технического и организационного развития в современных условиях является необходимым условием обеспечения успешности и эффективности предприятия. Поэтому, независимо от наличия специального подразделения по подготовке планов и проектов, абсолютно на каждом предприятии должна вестись работа по формированию стратегий технического и организационного развития.

К понятию стратегии технического и организационного развития приближено понятие «операционная эффективность». Операционная эффективность заключается во внедрении передового опыта, непрерывном улучшении аналитических показателей, превышении мирового уровня качества, постоянных улучшениях в работе организации.

Инновационный аспект присущ всем сферам деятельности предприятия. Следовательно, в рамках стратегического управления в качестве основного аспекта, который обеспечивает взаимосвязь всех других видов функциональных стратегий предприятия, выступает инновационная политика.

Инновационная политика предстает как фундамент построения общей стратегии компании, как базовая основа для последующей разработки процессной и сетевой стратегии, маркетинговой и финансовой политики компании.

Глава 2. Важнейшие инновационные проекты государственного значения как пример успешного механизма реализации инновационной политики Российской Федерации

§ 2.1. Наукоемкие технологии как определяющий фактор экономического развития

В современном мире именно наукоемкие техно­логии являются определяющим фактором эко­номического развития, главным источником пополнения бюджетных средств ведущих мировых государств, фундаментальной основой обеспечения их национальной безопасности.


Производство высокотехнологической конкурен­тоспособной продукции сейчас становится еще и од­ним из основных условий успеш­ной интеграции той или иной страны в складывающуюся систе­му международных отношений и освоения мировых рынков. Это крайне выгодный бизнес и важ­нейший фактор для развития со­временного рынка труда.

Учитывая эти обстоятельства, следует отметить, что жизненной необходимостью для России ста­новится успешное овладение и эффективное использование со­временных технологий и иннова­ционных разработок.

В этих целях Президентом страны, по предложению Правительства в мае 2006 года утверж­дены Перечень критических тех­нологий, а также Приоритетные направления развития науки, тех­нологий и техники.

Инструментом реализации этих направлений являются уже осуществляемые федеральные целевые программы «Исследования и разработки по приоритетным направ­лениям развития научно-технологического комплекса России» и «Национальная технологическая база».[23]

Начиная с 2005 г. осуществляется бюджетное финансирование важнейших инновационных проек­тов государственного значения.

При этом точечное воздействие со стороны госу­дарства и организация работы по ним отвечают самым современным мировым представлениям о спо­собах формирования приоритетов государственной научно-технической политики.

Мега-проекты изначально рассматривались как модель государственно-частного партнерства, в рам­ках которого государство финансирует начальную, рисковую стадию проекта, а инвесторы вместе с раз­работчиками затем доводят продукт до рынка и воз­вращают свои затраты при зна­чительном росте объемов про­даж продукции.

Для государ­ства, при этом, важны не толь­ко прямой эффект от возврата денег в виде налогов и других отчислений в госбюджет, но и косвенный, такой, как создание рабочих мест, решение соци­альных и экологических про­блем.

Более того, через мега-проекты предпринимательский сектор получил своеобразный сигнал о том, что государство готово взаимодействовать с бизнесом на поле общих инте­ресов и обозначило эти интере­сы не только с технической, но и с экономической точки зре­ния.

С 2005 г. до настоящего времени выполнялось 18 проектов, ори­ентированных на создание наукоемкой конкурентоспособной продукции и осво­ение новых высокотехнологичных рынков.

В качестве результативного примера можно привести инновационный проект, выполненный Центральным НИИ конст­рукционных материалов.


В рамках проекта по созданию центра промышленно-технологических стендов наукоемких производств высокотехнологичной метал­лопродукции для обеспечения строитель­ства и эксплуатации магистральных газо-и нефтепроводов разработаны и внедре­ны экономичные легированные, высоко­прочные и хладостойкие стали с двукратным повышением эксплуатационных ха­рактеристик, сформирован новый сектор рынка высокотехнологичной продукции с объемом до 1 млрд руб. в год.[24]

Важнейшие инновацион­ные проекты, кроме вышеска­занного, выявили и ряд про­блем, тормозящих динамику развития высоких тех­нологий. К таким проблемам можно отнести распре­деление прав на создаваемую интеллектуальную соб­ственность, удовлетворение новых требований к кад­ровому обеспечению специалистами в области инновационного менеджмента, инженерными работ­никами.

Также, мы должны определиться и с разра­боткой нормативно-правовой базы для складываю­щихся новых экономических отношений между государством, бизнесом и исполнителями мега-проектов.

Словом, речь сегодня должна идти о многообеща­ющих и в хорошем смысле амбициозных проектах, ре­ализация которых должна означать существенный шаг вперед в социально-экономическом развитии России.

Как и во всех странах, нацеленных на технологи­ческое развитие, в Российской Федерации мы ищем пути, как «породнить» ученых и бизнесменов. От это­го союза ожидается экономический рост, формиру­ется стремление осуществить новый прорыв. Перед нами стоит задача не только как поднять новую вол­ну экономического роста, но и как придать ей высо­котехнологичный характер.

§ 2.2. Важнейшие инновационные проекты - инструмент отношений нового типа

Важнейшие инновационные проекты — это ин­струмент отношений нового типа между наукой, го­сударством и бизнесом: государственно-частное парт­нерство, где задача науки — это новые разработки, мис­сия государства — комфортные условия, а роль биз­неса — материализация разработок.

Такого рода про­екты представляют собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам мероприятий, направленный на получение экономического эффек­та, имеющего значение как для экономики в целом, так и для ее крупных секторов, а также на решение наиболее актуальных задач в социальной сфере, в первую очередь задач, связанных с повышением ка­чества жизни населения. (Федеральная целевая про­грамма «Исследования и разработки по приоритет­ным направлениям развития научно-технологическо­го комплекса России на 2007-2012 годы», утвержден­ная постановлением Правительства Российской Фе­дерации от 17 октября 2006 г. № 613).


Важнейшие инновационные проекты государ­ственного значения свою историю ведут с 2002 года, когда приказом Минпромнауки России от 11 февра­ля 2002 г. № 22 «Об организации в Минпромнауки России работы по подготовке предложений по про­ектам (программам), имеющим особо важное госу­дарственное значение» были утверждены требования для отбора важнейших инновационных проектов (программ) и требования к описанию важнейших инновационно-технологических проектов.

Статус важнейших инновационных проектов государствен­ного значения был определен во время принятия ре­шения об их организации двумя обстоятельствами: [25]

  1. масштабность, с точки зрения объема финанси­рования, который на два порядка превышал сред­нюю стоимость НИОКР;
  2. значимость, то есть решение наиболее важных на­учно-производственных задач инновационного развития отдельных групп отраслей в соответ­ствии с перечнем приоритетных направлений раз­вития науки, технологий и техники в Российской Федерации.

Первые государственные контракты на реализа­цию данных проектов были заключены весной 2003 года.

Начиная с 2005 года выполнение проектов осу­ществляется в рамках федеральной целевой програм­мы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники». За этот период инновационные проекты проявили себя как эффективный инструмент государственно-частного партнерства, их предварительные результаты под­твердили заинтересованность промышленности в оте­чественных научно-технических разработках и возмож­ность взаимодействия между наукой, бизнесом и феде­ральными органами исполнительной власти.

В рамках каждого проекта реализуется цикл ра­бот от создания перспективного инновационного продукта до освоения промышленного производства но­вой высокотехнологичной продукции и начала ее ус­пешной реализации на рынке.

Проекты предусматри­вают концентрацию финансовых ресурсов в отношении ограниченного числа приоритетных направлений, ко­торые формируются на условиях партнерства государ­ства с бизнес-сообществом и предусматривают распре­деление между ними рисков по реализации проектов.

Минобрнауки реализует 12 проектов общей сто­имостью около 9 млрд руб. (3,68 млрд руб. — бюд­жетное финансирование) и суммарным ежегодным объемом продаж 5 млрд руб., начиная с 2006 г.

К мо­менту завершения полного цикла работ будет реали­зовано продукции в объеме не менее чем на 30 млрд руб., при этом вложенные бюджетные средства не превысят 3,8 млрд руб.[26]


Хотелось бы подчеркнуть, что данные важнейшие инновационные проекты государственного значения соответствуют приоритетным направлениям разви­тия науки, технологий и техники в Российской Фе­дерации: живые системы, индустрия наносистем и материалов, информационно-телекоммуникацион­ные системы, рациональной природопользование, энергетика и энергосбережение, перспективные воо­ружения, военная и специальная техника, безопас­ность и противодействие терроризму.

Минпромэнерго реализует 5 проектов общей сто­имостью 5,4 млрд руб., от вложенных бюджетных средств на сумму 1,9 млрд руб. на сегодняшний день реализовано новой высокотехнологичной продукции в объеме 6,9 млрд руб. К моменту завершения полно­го цикла работ будет реализовано продукции на 15,1 млрд руб. без дополнительных бюджетных расходов.

Рис. 1. Инновационный проект «Уплотняющие и огнезащитные композиты» (2003-2006 гг.)

Важнейший инновационный проект государ­ственного значения «Разработка технологий и ос­воение серийного производства нового поколения уплотнительных и огнезащитных материалов обще­промышленного применения» (рис. 1) (головной исполнитель ЗАО «Унихимтек», Москва).

Разрабо­тана технология и освоено серийное производство уплотнительных и огнезащитных материалов обще­промышленного применения нового поколения.

Ма­териалы используются в атомной и тепловой энерге­тике, на железнодорожном транспорте, в транспорт­ном машиностроении, авиакосмической и нефтегазо­вой отраслях, химической промышленности, в жи­лищно-коммунальном хозяйстве.

Важнейший инновационный проект государ­ственного значения «Разработка технологий и ос­воение производства приборов и оборудования для нанотехнологий» (рис. 2) (головной исполнитель ЗАО «Нанотехнология МДТ», Зеленоград).

Разрабо­тана технология и освоено производство приборов и оборудования для нанотехнологий: оснащение пред­приятий и организаций, работающих в областях био­технологии, нанодисперсных материалов, новых ме­дицинских препаратов, центров нанотехнологий и зондовой микроскопии. Данный проект имеет явно выраженную экспортную направленность. Приборы покупают страны ЕЭС, Юго-Восточной Азии и США.

Важнейший инновационный проект государ­ственного значения «Создание технологий и освоение промышленного производства металлических материалов с двукратным повышением важнейших эксплуатационных свойств» (головной исполнитель ФГУП «ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей», Санкт-Петербург). Освоены новые рецепту­ры высококачественных сталей и сварочных матери­алов в рамках импорт замещения, предназначенных для плавающих и стационарных нефтегазовых буро­вых платформ в экстремальных условиях шельфа Северных морей, морских трубопроводов высокого давления, арктических ледовых танкеров, строитель­ных конструкций. Данные технологии имеют двой­ное назначение.[27]