Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы содержания концепции/технологии RP
1.1. Сущность элементы и свойства концепции/технологии RP
1.2. Создание и функционирование логистической системы предприятия
1.3. Оценка эффективности развития логистической системы предприятия
2. Исследование функционирования логистической системы ОАО «КУМЗ»
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия ОАО «КУМЗ»
2.2. Диагностика структуры логистической системы предприятия
3. Основные направления повышения эффективности логистической системы предприятия
3.1. Пути улучшения складского хозяйства в ОАО «КУМЗ»
Наиболее известной компанией, которая первая смогла эффективно внедрить систему «точно в срок» в любом аспекте хозяйственной деятельности, является «Toyota». Первые попытки сформировать целостную концепцию появились еще в начале 70-х годов прошлого века, а уже в течение 80-х годов идея находила свое практическое воплощение на предприятиях Японии, фрагментарно в деятельности американских и европейских компаний [22]. Формированию этой концепции в ее нынешнем виде поспособствовал ряд исторических предпосылок, а именно финансовый кризис, сократила возможности тогдашних предприятий США по производству большого количества инвентарных запасов, отсутствие достаточной площади складских помещений в японских предпринимателей и низкий уровень развития трудовых отношений в Японии.
Основой концепции “Just in time” является работа по следующим направлениям:
– сбалансированность производственного процесса, что предполагает разработку адекватной производственной программы предприятия, согласованной между всеми его структурными подразделениями, изменение которой может быть обусловлена только изменениями в потребительском спросе;
– достижение производственной эффективности, ориентация на минимизацию брака и продукции с дефектами, совершенствование имеющейся последовательности производственных операций в контексте их оптимизации;
– оптимальная структура запасов, направления всего объема запасов, что возникает в процессе производственной деятельности предприятия, до нуля;
– организация эффективного рабочего пространства путем обеспечения эргономичности рабочей среды, сокращение времени ожидания, формирование надлежащей системы координации между последовательными процессами;
– тесное сотрудничество с поставщиками (обеспечение выполнения жесткого графика поставок) в соответствии с количеством и установленного срока доставки. [20]
Сегодня прогрессивными предприятиями, ориентированы на оптимизацию логистической составляющей, внедряется модернизированный вариант “Just in time” (“Just in time” – JIT II), главной целью которого остается минимизация запасов параллельно с полной ориентацией на потребителя и обеспечения высокого качества продукции, что предусматривает интеграцию всех логистических функций предприятия [16].
Современные логистические системы комбинируются из различных вариантов распределительных и производственных систем, основанных на минимизации запасов и гибком автоматизированном производстве.
Одним из ныне эффективных инструментов организации логистики является так называемый кросс-докинг («борт к борту»), что предполагает получение и передачу груза непосредственно без размещения ее на складе, при этом в процессе передачи возможна переработка товара [8]. Успешным примером применения кросс-докинга является транснациональная компания «Волмарт».
Учитывая особенности отечественной практики хозяйствования и специфики социально-экономических условий осуществления такой деятельности основным средством воплощения описанных выше концепций является проведение реинжиниринга бизнес-процессов на предприятии. Такой процесс предусматривает кардинальную перестройку имеющейся организационной структуры предприятия в соответствии с оптимальной конфигурацией производственно-хозяйственных процессов. В этом случае проведение реинжиниринга логистических бизнес-процессов даст возможность повысить эффективность сбытовой деятельности путем уменьшения затрат времени; повысить качество продукции параллельно с оптимизацией структуры себестоимости; обеспечить качественно новый вектор развития компании направлен на полное удовлетворение потребностей потребителей.
Мировая практика знает много примеров успешного проведения логистического реинжиниринга. Компания “Unisys Corporation” завершила полугодовой проект по реинжинирингу в отделе транспорта [12]. При стоимости проекта 746 тыс. долл. ожидаемый эффект от экономии составляет 2 млн. дол.
На основе рассмотренных выше концепций совершенствования бизнес-процессов логистических систем можно выделить ряд практических рекомендаций для отечественных предприятий:
– формирование гибкой системы организации производственных процессов;
– разработка развитой сети надежных поставщиков;
– разработка производственных программ, ориентированных на экономное, бездефектное производство с оптимальной последовательностью производственных операций;
– организация непрерывного процесса контроля качества и анализа возможных производственных потерь;
– ориентация компании на полное удовлетворение потребностей потребителей;
– формирование высокого уровня корпоративной культуры в компании вместе с полным пониманием, принятием миссии и главных целей организации как со стороны высшего руководства, так и со стороны основного персонала компании. [14]
1.3. Оценка эффективности развития логистической системы предприятия
В современных условиях осуществляется переход к рыночным формам хозяйствования, формируется соответствующая инфраструктура экономики с новыми формами отношений между предприятиями, государством, к управлению привлекаются специалисты новой формации и меняется сама концепция управления предприятиями [11]. Использование логистики как функции управления экономическими потоками (товары, информация, документация) помогает рационализировать и оптимизировать управление такими потоками на всех фазах сбытового процесса.
Логистическое управление – это деятельность конкретного предприятия по планированию, реализации и контроля движения товаров от производителя к потребителю с целью удовлетворения спроса и получения прибыли. [10]
Исследуя вышеуказанную проблему, прежде всего стоит рассмотреть подходы к оценке эффективности управления предприятием, так как некоторые из них применяются на промежуточных этапах оценки эффективности логистического управления (эталонный, операционный). [13]
По нашему мнению, наиболее целесообразно применять системный подход к оценке эффективности логистического управления предприятием, поскольку именно этот подход позволяет учесть различные аспекты управления логистической деятельностью предприятия оптовой торговли, так как системный подход является базовым для логистической концепции управления предприятием, а использование в рамках системного логистического подхода к оценке эффективности управления дает возможность исключить большинство недостатков указанного подхода (рис. 1.1).
Главное основы организации логистического управления составляет интеграция отдельных логистических систем и оптимизации их взаимодействия для раскрытия потенциала имеющихся у предприятия ресурсов и максимизации уровня его развития [15]. При этом при интеграции логистических систем звенья выбираются изначально в пределах одного субъекта хозяйствования, а потом – за его пределами, поэтому целесообразно было бы одной из составляющих эффективности логистического управления на предприятии взять оценку функционирования логистической системы, созданной в рамках предприятия.
Стоит отметить, что в специальной литературе нет единого мнения по вопросу определения эффективности функционирования логистической системы Чаще всего основным критерием такой эффективности считают минимизацию логистических затрат [19]. Без сомнения, ориентация на минимизацию издержек является актуальной, но при условии достижения необходимого уровня логистического сервиса. Фактическая величина расходов, связанных с выполнением определенных логистических операций, в наибольшей степени отражает результаты логистической деятельности.
Рис. 1.1. Составляющие системного подхода к оценке логистического управления на предприятии оптовой торговли [15]
Метод анализа логистических затрат предполагает установление стоимостного критерия для каждой логистической функции на предприятии. Сравнением общих затрат с расходами по отдельным направлениям определяет меру различия по конечным результатам [17]. За значимыми отклонениями вносятся необходимые поправки и дополнения в деятельность службы логистики. Осложнения в оценке эффективности логистики связаны, главным образом, с существующими методами учета затрат на предприятиях, не позволяющих выделять и контролировать логистические затраты, и, следовательно, оценивать результативность соответствующих функций, осуществляемых предприятием.
Определение временных рамок при исчислении логистических издержек по видам деятельности также является достаточно сложным и неоднозначным. Например, некоторые логистические операции могут выполняться из расчета на осуществление следующих действий в будущем, что часто выходит за рамки данного периода. Стремление управлять эффективностью и оптимизировать затраты требует системного подхода к определению и снижения логистических затрат [21]. Кратко остановимся на основных зонах выявления логистических издержек (то есть потерь, вследствие отклонения технико-экономических факторов от принятых при разработке планов).
1. Затраты на планирование (спроса и поставок), то есть расходы, связанные с планированием спроса, поставок, обработки товаров и координацией процессов планирования по всей цепи поставок, включая все каналы. Применение логистики снижает затраты времени на разработку планов. Совершенствование логистических процессов и повышение качества планирования позволяют более эффективно использовать оборудование и сократить операционные потери, уменьшая связанные с ними постоянные и переменные операционные расходы.
2. Затраты на логистическое администрирование. Расходы связанные с организацией службы логистики, управлением логистическими затратами, ценообразованием, планированием, анализом, контролем и аудитом логистических функций, операций и издержек.
3. Расходы на содержание запасов. Сюда включаются складские расходы и затраты на управление складом, хранение товаров, грузопереработку, комплектацию и погрузку. Кроме того, сюда входят расходы, связанные с платой за оборотные средства в запасах и оборотные фонды складов. Рассчитываются расходы для товаров. Большинство предприятий имеет неиспользованную возможность значительно снизить прямые логистические затраты на рабочую силу даже на тех складах, где уже применяются системы управления складами [23]. Новейшие технологии и передовой опыт позволяют достичь большей эффективности, чем было возможно в недавнем прошлом.
4. Транспортно-экспедиционные расходы. Они значительно варьируются в зависимости от использованного предприятием вида транспорта и системы управления транспортом. Включают все транспортные расходы по доставке товаров (в том числе экспедиция, страхование и т. п.).
5. Расходы по вводу и обработке заказов. Включают расходы на поддержку предприятий розничной торговли, прием новых заказов и их добавление в систему, дальнейшую модификацию заказов, резервирование и выделение запасов, отчетность по процессу и инициализацию процесса поставки, подготовку соответствующих документов и тому подобное.
6. Расходы на информационное сопровождение и обслуживание предприятия оптовой торговли.
7. Расходы на закупку товаров. Включают все расходы на закупку товаров, выбор товаропроизводителя и обсуждение контрактов, подготовку, размещение и отслеживание заказов на закупку, расходы на доставку, операционные расходы.
8. Показатели операционных издержек дают возможность измерить эффективность цепочки поставок. Они могут измеряться как в денежном выражении, так и в процентном (по отношению к полученных за период доходов).
2. Исследование функционирования логистической системы ОАО «КУМЗ»
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия ОАО «КУМЗ»
Открытое акционерное общество «Каменск-Уральский металлургический завод» (далее по тексту – Общество) - известная марка, с богатой историей, с большим багажом опыта и знаний, в отчетном 2017 году в очередной раз подтвердило свою ориентацию на качественное удовлетворение запросов высокотехнологичных отраслей.
В настоящее время ОАО «КУМЗ» - это сильное, динамично развивающееся предприятие, с принадлежащей ему долей рынка, со сложившейся репутацией адежного партнера и большим потенциалом на будущее. Продукция предприятия поставляется в Бельгию, Германию, Голландию, Италию,
Полное наименование эмитента: Открытое акционерное общество «Каменск-Уральский металлургический завод»
Сокращенное наименование эмитента: ОАО «КУМЗ»