Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Понятие конфликта в организации).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления поведением в конфликтных ситуациях
1.1. Понятие конфликта в организации
1.2. Структура и виды конфликтов в организации
2. Управление поведением в конфликтных ситуациях в ЗАО «ЗИСО «ROMANA»
2.1. Общая характеристика ЗАО «ЗИСО «ROMANA»
2.2. Анализ трудовых показателей ЗАО «ЗИСО «ROMANA»
2.3. Действующая практика управления конфликтами в ЗАО «ЗИСО «ROMANA»
2.4. Рекомендации по совершенствованию управления конфликтами в ЗАО «ЗИСО «ROMANA»
Эмоциональная сфера: существенные негативные переживания, психоэмоциональное напряжение.
Поведенческая сфера: снижение интенсивности и качества деятельности; негативный эмоциональный фон общения; снижение удовлетворенности деятельностью.
Интегральные показатели: усиление психологического стресса, нарушение нормального механизма адаптации [4, с. 35].
Условия возникновения внутриличностного конфликта:
1) Личностные условия непосредственно связаны с вероятностью понимания имеющегося противоречия:
- сложная и развитая иерархия мотив и потребностей;
- актуализация сложности внутреннего мира личности;
- высокий уровень развития ценностей и чувств;
- сложно сформированная и развитая когнитивная структура, способности личности к рефлексии, самоанализу.
Итак, конфликт возможен только при наличии у субъекта сложного внутреннего мира и актуализации этой сложности. Ситуация фрустрации предполагает наличие преград или запретов, выступающих для личности как самоочевидные, являющиеся в сущности психологически внешними. Запрет может превратить ситуацию фрустрации в собственно конфликтную ситуацию.
2) Ситуативные условия:
- внешние: порождение новых мотивов вследствие удовлетворения старых, ограничение значимых для личности мотивов со стороны общества;
- внутренние: понимание субъективной неразрешимости ситуации; противоречия равно значимых сторон личности.
Таким образом, в целом, необходимо отметить, что конфликт, а в особенности внутриличностный, – сложное явление, трудно подвергающееся классификации. Однако, существует два подхода к типологии: первый подход – использование переживания субъектом трудной для него ситуации (например классификация А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, которая строится на фрейдовской теории описания психики человека; второй - оперирует другими, более общими единицами, описание исходя из общей феноменологии самосознания личности В.В. Столина.
Последствия внутриличностных конфликтов:
- конструктивные – максимальное развитие конфликтующих структур и наименьшие личностные затраты на его разрешение;
- деструктивные – развитие невротических реакций, усугубление раздвоения личности, перерастание в жизненные кризисы.
Общий смысл конфликтов в жизни человека таков, что в психологическом конфликте может измениться сама «Я» структура личности, то есть перейти в острую форму развития личности.
Межличностный конфликт представляет собой ситуацию столкновений, разногласий, противоречий между людьми [4, с. 37].
Межличностный конфликт один из самых распространенных типов, который в организации может проявляться по-разному.
Как отмечает Н.В. Гришина [8]: «Противостояние участников, которое воспринимается и переживается ими как значительная психологическая проблема, которая требует своего разрешения и вызывает активность сторон; направлена на преодоление начавшегося противоречия в интересах одной или обеих сторон.
Во всех ситуациях межличностных конфликтов выделяют два взаимосвязанных аспекта:
1) содержательная сторона конфликта, - основанная на предмете спора, вызывающая расхождения;
2) психологическая сторона конфликта, - которая связана с личностными особенностями его участников, с их эмоциональными реакциями на причины конфликта, на его ход и друг на друга, с их личными взаимоотношениями.
Имеются следующие определения межличностных конфликтов:
1. Психоаналитическая - перенос внутриличностных конфликтов в межличностную сферу (З. Фрейд, К. Хорни, К.Г. Юнг).
2. Удовлетворение потребностей (интерпретация К. Левина): конфликт между собственными силами и внешней вынуждающей обстановкой, воплощаемой в конкретных личностях.
Специфические особенности межличностных конфликтов:
1. Противоборство субъектов реализовывается здесь и сейчас, прямо, лицом к лицу, на основании их личных мотивов.
2. В межличностных конфликтах обнаруживается весь спектр известных причин: объективных и субъективных, общих и частных и др.
3. Субъекты взаимодействия проверяют свою волю, характер, интеллект, способности и другие индивидуально-психические особенности.
4. Конфликты отличаются высоким охватом практически всех сторон отношений и эмоциональностью между конфликтующими субъектами.
5. Затрагиваются интересы не только конфликтующих, но и тех, кто прямо связан с этими субъектами какими - либо межличностными отношениями.
Таким образом, внутриличностный, межличностный и групповой конфликты обусловливают друг друга, выливаясь друг из друга и образуя так называемую кольцевую структуру, как логично отмечает А.С. Кармин [4, с. 59].
В социологии и социальной психологии групповые конфликты подразделяют на конфликты по типу личность – группа и группа – группа.
Как показывают исследования отечественных психологов, среди причин возникновения конфликтов приоритетное место отводится социально-психическим факторам, а не индивидуально-психическим. В связи с этим, авторы рассматривают процесс совместной деятельности, с точки зрения развёртывания функционально разнообразных этапов реализации общей цели:
- выдвижение и принятие цели группой;
- планирование деятельности, определение этапов в достижении цели;
- организация деятельности, согласование действий в единый процесс;
- исполнение, реализация целей и задач;
- контроль и коррекция, иные мероприятия обратной связи [4, с. 50].
Данные этапы находятся в тесной взаимосвязи между собой, но существенно различаются по требуемым от исполнителя способам действий и навыкам. В результате чего, условием осуществления комплексных целей является функциональная специализация членов группы, которая определяет их место в коллективной трудовой деятельности (вертикальное и горизонтальное разделение труда).
Конфликт личность – группа
Возникает тогда, когда кто-либо из членов организации нарушает нормы общения или поведения, сложившиеся в неформальных группах. К данному виду относятся и конфликты между группой и руководителем, протекающие наиболее тяжело при авторитарном стиле руководства.
Конфликты «личность – группа» могут иметь самые разнообразные проявления: могут принимать характер длительного и систематического преследования «неугодного» члена коллектива; в виде внезапных для стороннего наблюдателя эмоциональных вспышек.
Конфликтные ситуации между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются кое-какими особенностями, которые нужно учитывать при управлении этими конфликтами:
1) Структура конфликта (субъект конфликта с одной стороны - личность, а с другой – группа). Ввиду этого конфликтное взаимодействие развивается на почве столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены первым субъектом в индивидуальных взглядах и оценках, а вторым – в групповых [4, с. 51].
2) Специфика причин рассматриваемого конфликта (причины связаны с положением субъекта в группе: статус, позиция, роль, внутренняя установка, групповые нормы). Причины конфликтов, возникающих между личностью и группой связаны:
а) с нарушением ролевых ожиданий;
б) с неадекватностью внутренней установки статусу.
3) Форма проявления конфликта: существенное ограничение или абсолютное прекращение неформального общения членов группы с конфликтующим; применение групповых санкций, резкая критика в адрес конфликтующего и др. [5, с.34].
Межгрупповой конфликт представляет собой противостояние или столкновение двух или более групп, возникающий в организациях, которые состоят из множества формальных и неформальных групп. Межгрупповой конфликт может вызвать конфликт между членами одной группы.
Как считает Н.В. Гришина [8] межгрупповыми следует называть взаимодействия, как между собственной группой людей, так и между отдельными членами этих групп, а также любые ситуации, где субъекты коммуникаций взаимодействуют в межгрупповом измерении, воспринимая друг друга и себя как членов разнообразных групп.
В межгрупповом конфликте противоборствующими сторонами выступают группы (микрогруппы, малые, средние), где в основе противоборства лежат столкновения противоположно направленных групповых мотивов (интересов, мотивов, ценностей).
Межгрупповой конфликт носит интенсивный характер, и при неверном управлении не даёт ни одной стороне выигрыша. Переход межгруппового конфликта в чувственно-эмоциональную стадию действует разрушающе не только на вовлечённые в него группы, но и на каждого индивидуального участника, и на организацию в целом.
Типы межгруппового конфликта:
- между высшим и более низким уровнями управления;
- между линейным и штабным персоналом;
- между неформальными группами внутри подразделений.
Осознание и выявление конфликтных тенденций, которые складываются в организации, требуют понимания потенциальных причин их возникновения. Тем не менее, ни одна из классификаций конфликтов не может считаться законченной и поэтому является условной и относительной, где главной целью любой классификации является помощь в разъяснении конфликта и нахождение адекватных способов его предупреждения или разрешения (таблица 1).
Таблица 1
Классификация конфликтов
№ п/п |
Основание |
Вид конфликта |
Общая характеристика |
1 |
Сфера проявления конфликта |
Экономический Идеологический Социально-бытовой Семейно-бытовой |
Экономические разногласия Разногласия взглядов Разногласия в социальной сфере Разногласия в семейных отношениях |
2 |
Степень напряженности и длительности конфликта |
Бурные быстротекущие конфликты Острые длительные конфликты Вялотекущие и слабовыраженные конфликты Быстротекущие и слабовыраженные |
Индивидуально - психологические особенности личности (крайняя враждебность и агрессивность конфликтующих) Наличие глубоких противоречий Не очень явные противоречия, либо пассивность одной из сторон Поверхностные причины, несут эпизодический характер |
3 |
Субъекты конфликтного взаимодействия |
Внутриличностные конфликты Межличностные конфликты Конфликты «личность—группа» Межгрупповые конфликты |
Столкновение противоположно направленных мотивов личности В качестве субъектов конфликта выступают две личности Субъекты конфликта: личность - группа (микрогруппа) Субъекты конфликта; малые социальные группы или микрогруппы |
4 |
Социальные последствия |
Конструктивные конфликты Деструктивные конфликты |
Объективные противоречия; способствуют развитию организации или другой социальной системы Субъективные причины, создают социальную напряжённость и ведут к разрушению социальной системы |
5 |
Предмет конфликта |
Реалистичные (предметные) конфликты Нереалистичные (беспредметные) конфликты |
Имеют чёткий предмет Не имеют предмета или имеют предмет, являющийся жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта |
В процессе своего формирования конфликт проходит несколько стадий, не являющиеся обязательными. Продолжительность стадий складывается по-разному, но их последовательность в любом конфликте одна и та же. Наиболее общепринятой систематикой является следующая [14, с. 70]:
Предконфликтная ситуация (латентная стадия) – представляет собой рост напряжённости в отношениях между потенциальными субъектами конфликта, которые вызваны определёнными несогласиями. Не всегда противоречия перерастают в конфликт; лишь те, которые осознаются субъектами конфликта как несовместимые, ведут к усилению социальной напряжённости. Зачастую на данной стадии существуют определенные предпосылки для конфликта. В том случае, если напряжённость в отношениях не выливается в открытые конфликтные столкновения, то его называют потенциальным (латентным), то есть скрытым конфликтом.
Предконфликтная ситуация условно делится на три фазы развития, для которых присущи следующие особенности во взаимоотношении сторон:
- возникновение противоречий по поводу определённого спорного объекта,
рост социальной напряженности и недоверия, предъявление взаимных или односторонних претензий, накопление обид и уменьшение контактов;
- стремление доказать свою правомерность, замыкание на своих стереотипах;
- разрушение структуры взаимодействия, переход от взаимных обвинений к угрозам, повышение агрессивности, «развитие образа врага» и установка на борьбу с ним.
В итоге, конфликтная ситуация понемногу переходит в открытый конфликт; но сама по себе она может существовать достаточно длительное время и не перерастать в конфликт. Для того чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент.
Стадия открытого конфликта представляет непосредственные действия противодействующих сторон, которые составляют конфликтное взаимодействие. Этап начинается со столкновения сторон - инцидента, а затем продолжается взаимным обменом конфликтных действий. Каждое новое действие, которое направлено на оппонента, усиливает эмоциональную составляющую взаимодействия, затрудняет рациональное восприятие позиций и действий другого человека, приводящее к усилению столкновения и делает взаимодействие более агрессивным - наступает эскалация конфликта [14, с. 73].
На стадии завершения конфликта степень противоборства слабеет, взаимодействие становится не столь напряженным и отрицательно окрашенным. Участники конфликта замечают, что все их действия не приводят к установленным целям и не могут разрешить противоречия, поэтому ищут прочие способы улаживания конфликтной ситуации. После этого конфликт разрешается. Формы разрешения конфликтов достаточно многообразны.