Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Понятие конфликта в организации).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления поведением в конфликтных ситуациях
1.1. Понятие конфликта в организации
1.2. Структура и виды конфликтов в организации
2. Управление поведением в конфликтных ситуациях в ЗАО «ЗИСО «ROMANA»
2.1. Общая характеристика ЗАО «ЗИСО «ROMANA»
2.2. Анализ трудовых показателей ЗАО «ЗИСО «ROMANA»
2.3. Действующая практика управления конфликтами в ЗАО «ЗИСО «ROMANA»
2.4. Рекомендации по совершенствованию управления конфликтами в ЗАО «ЗИСО «ROMANA»
- конфликт стимулирует организацию к изменению и развитию, в связи с тем, что его разрешение невозможно без должных прогрессивных перемен;
- расхождения могут подстегнуть творческую активность сотрудников. Для климата в организации прямой конфликт иногда полезнее, чем атмосфера постоянной неудовлетворенности и всеобщего недоверия;
- частые расхождения между сотрудниками могут указывать на проблемы, которые необходимо разрешить для избегания серьезных осложнений в будущем;
- проводится диагностика вероятных оппонентов для предупреждения конфликтов [13,с. 79].
При любом исходе последствия конфликта оказывают определённое воздействие на организацию и её персонал. Немаловажно верно оценить положительные и отрицательные последствия, для придания конфликту по возможности позитивный характер и свести к минимуму урон от его негативных последствий.
1.2. Структура и виды конфликтов в организации
Любому конфликту присуща более или менее четко выраженная структура. Авторы описывают структуру конфликта по-разному, принимая лишь во внимание ее основные элементы: конфликтную ситуацию, позицию участников (оппонентов), объект, «инцидент» (пусковой механизм), формирование и разрешение. Данные элементы ведут себя неодинаково исходя из типа конфликта [12, с. 25].
Рассматривая структуру конфликта, можно сказать, что по характеру и своей природе все элементы конфликта могут быть разделены на два вида: объективные (внеличностные) и личностные.
Конфликтная ситуация – есть противоречивость позиций сторон по определенному поводу (использование различных средств для достижения, стремление к противоположным целям, несовпадение желаний и интересов).
Основные характеристики объекта конфликта:
1) объект конфликта - ценность, исходя из которой начинается столкновение интересов участников конфликта;
2) в качестве объектов конфликта могут выступать ценности самого разного вида: духовные, материальные, объективные, субъективные, ресурсные, статусные, и др.;
3) объект конфликта не может существовать безотносительно его субъектов; он постоянно связан с интересами участников конфликта, где эти интересы находятся в противоречии;
4) объект конфликта всегда имеется в ограниченном (дефицитном) качестве или количестве, и не способен одновременно удовлетворять обе стороны, которые участвуют в конфликте;
6) объект конфликта может быть латентным и явным.
Другой основной элемент социального конфликта - его участники, в качестве которых выступают субъекты со своими ценностями, интересами и целями. С точки зрения современной кофликтологии, все участники конфликта подразделяются на основных (прямых) и неосновных (косвенных):
1) основные участники конфликта - всегда прямые, непосредственные стороны, которые участвуют в противоборстве, являющиеся его главными действующими лицами, и противоречие собственно их интересов лежит в основе противоборства. В виду этого основные участники именуются субъектами, или оппонентами конфликта.
2) все остальные участники конфликта относятся к неосновным, зачастую именуемых косвенными. Им отводится второстепенная роль в возникновении и формировании конфликта [3, с. 65].
В результате воздействия увеличения социальной напряжённости конфликт понемногу модифицируется в открытую социальный конфликтную ситуацию. Необходимо заметить, что далеко не каждая спорная конфликтная ситуация может привести к конфликту, - должен быть инцидент [3, с. 23].
Существенное значение в возникновении и формировании конфликта имеют и другие его участники: зачинщики (инициаторы); организаторы; пособники и медиаторы (посредники).
Инициаторы (зачинщики) – это участники конфликта, берущие на себя инициативу в развязывании конфликта между другими лицами, группами или государствами. В качестве инициаторов могут быть как отдельные лица, так и различные объединения и даже государства. Ими могут выступать как основные, так и не основные участники. После возникновения конфликта, инициатор в конфликте может и не участвовать.
Организаторы – отдельное лицо или группа, которая участвует в разработке общего плана противоборства с оппонентом с целью разрешения в свою пользу противоречия.
Пособники - лица, помогающие участникам конфликта в его организации, развязывании и развитии. В качестве пособников могут выступать как спонтанные группы лиц, так и специально созданные, а также отдельные личности.
Медиаторы (посредники) – представляют собой третью сторону в конфликте (косвенные участники), выполняющие роль посредника, вызываемого участниками конфликта с целью разрешения проблемы. В качестве посредников могут быть как отдельные лица, так организации и государства.
В литературе предлагается большое количество вариантов классификаций конфликтов в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. В качестве базовых принято считать: воздействие возникшего противоречия на группу или организацию; содержание конфликта и характеристики его участников [14, с. 54].
В практике управления организацией конфликты можно классифицировать по следующим признакам:
1) По сфере проявления:
- идеологические – разногласия во взглядах;
- производственно-экономические – в основе лежат производственно-экономические противоречия;
- социально-психологические противоречия - возникают в социальной сфере;
- семейно-бытовые [9, с. 25].
2) По длительности, масштабам и напряжённости
- общие и локальные;
- быстротекущие бурные, кратковременные – возникают исходя из психологических особенностей личности, отличающиеся высокой агрессивностью и большой эмоциональной окрашенностью;
- затяжные, острые длительные – появляются в результате глубоких противоречий сторон; конфликтующие стороны контролируют свои поступки и реакции. Такие конфликты разрешать непросто;
- вялотекущие и слабовыраженные - свойственны для противоречий, которые носят не особо острый характер; либо для столкновений, где активность принадлежит лишь одной из сторон, вторая же пытается обнаружить чётко свою позицию или избегает, по возможности, открытой борьбы. Такие рода конфликты трудно разрешимы, и зависят от инициатора конфликта.
- слабовыраженные и быстротекущие – являются наиболее благоприятной формой столкновения несогласий, однако легко спрогнозировать конфликт можно только, если он был един [14, с. 59].
3) По предмету конфликта
- предметные;
- беспредметные [14, с. 61].
4) По источникам и причинам возникновения
- объективные (связанные с реально существующими проблемами, нарушениями, недостатками) и субъективные (обусловленные несогласием личных оценок событий или отношений между людьми);
- организационные – появляются в пределах обусловленной социальной системы;
- эмоциональные - зарождаются в результате реакции на действия и поведение других людей;
- социально-трудовые – возникают на основе несоответствия целей, интересов отдельных лиц или групп;
- личностные и деловые.
5) По коммуникативной направленности
- горизонтальные – субъекты не находятся в подчинении друг у друга, взаимоотношения базируются на равных по своему должностному статусу оппонентов;
-вертикальные – субъекты связаны определенными видами подчинения (руководитель - подчиненный);
- смешанные – участвуют и те и другие участники [14, с. 54].
6) По социальным последствиям
- позитивные и негативные;
- конструктивные (завершением которых является принятие осмысленных решений и дальнейшее плодотворное развитие взаимоотношений) и деструктивные (завершение конфликта без принятия разумного решения для дальнейшего продуктивного взаимодействия, приводящее к резкому снижению эффективности работы);
- созидательные и разрушительные [12, с. 111].
7) По степени и формам столкновения
- открытые и скрытые;
- спонтанные, спровоцированные и инициативные;
- , вынужденные, неизбежные и нецелесообразные.
8) По масштабам и способам урегулирования
- компромиссные и антагонистические;
- частично или полностью разрешаемые;
- приводящие к сотрудничеству и согласию [5, с. 256].
Многообразие классификаций конфликтов различных авторов определяется, прежде всего, критериями, которые они выбирают. Классификация конфликтов российского социолога А. Здравомыслова исходя из конфликтующих сторон является одной из перспективных. Исходя из данной классификации конфликты могут быть: межиндивидуальные конфликты, межгрупповые конфликты, которые он разделяет на: а) группы интересов; б) этнонационального характера; в) группы социального формирования, конфликты между ассоциациями, партиями, внутри- и мижинституциональные конфликты, конфликты между секторами общественного разделения труда, конфликты между культурами и типами культур, конфликты между государственными учреждениями.
Более серьёзного изучения требует такая классификация конфликта, где в качестве критерия берётся количество задействованных в конфликте людей. С этой точки зрения разделение конфликтов происходит:
По субъектам, или сторонам конфликта
- внутриличностные - противоборство различных тенденций внутри самой личности;
- межличностные - ситуация разногласий, противоречий, столкновений между людьми;
- между личностью и группой – обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения;
- межгрупповые.
Внутриличностный конфликт представляет собой столкновение разнообразных личностных образований (интересов, целей, мотивов), которые представлены в сознании человека соответствующими переживаниями [5, с. 258].
Такие конфликты являют собой противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и экспансивно переживаемое индивидом как значимая для него психологическая проблема, которая требует своего разрешения и вызывает внутреннюю работу, обращенную на его преодоление.
Отечественные исследователи (Н.В. Гришина, А.. Кармин, Ф.Е. Василюк и др.) подразделяют все концепции, которые описывают механизм внутриличностного конфликта по определению предмета столкновения (или по критерию связи со внешней средой): психодинамические (интрапсихические), ситуативные и когнитивистские.
1. Психодинамические концепции основываются на биопсихической основе индивида и представлены в теориях З. Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Фромма, А. Адлера, К. Хорни.
2. Ситуационные подходы - опираются на представление конфликта как реакции на внешнее стечение обстоятельств в работах бихевиористов Д. Скинера, необихевиористов Дж. Долларда, Н. Миллера.
3. Когнитивистские концепции базируются на осознании конфликта с точки зрения познавательного феномена в работах А. Маслоу, К. Роджерса, К. Левина, Л. Фестингера, В. Франкла [6, с. 26].
Внутриличностный конфликт (конфликт уровней психики) – это острое отрицательное переживание, которое вызвано борьбой структур внутреннего мира личности, воссоздающее двойственные связи с социальной средой и задерживающее принятие решений [6, c. 27].
Особенности внутриличностного конфликта:
1. Специфика структуры конфликта состоит в отсутствии субъектов конфликтного противостояния в лице отдельных личностей или групп; сторонами конфликта становятся разные внутриличностные образования.
2. Специфичность форм проявления и протекания - протекает в форме тяжелых переживаний, сопровождаемый характерными состояниями (страх, депрессия, стресс); может вылиться в психоз или невроз.
3. Латентность протекания как для окружения, так и нередко для самого субъекта [6, c.30].
Отталкиваясь из природы противоречий, которые лежат в основе конфликта, внутриличностные конфликты можно условно подразделить на две группы:
1) следствие перехода объективных противоречий во внутренний мир человека (адаптационные, моральные конфликты);
2) зарождающиеся из противоречий внутреннего мира субъекта как отражение отношения личности к окружающей среде (неадекватная самооценка, мотивационные конфликты) [6, с. 31].
По мнению Е.А. Донченко и Т.М. Титаренко имеются три уровня развития психологического противоречия:
- психологическое равновесие внутреннего мира индивида;
- перенос психологического дискомфорта на работу, затруднение основных видов деятельности, нарушение равновесия, общения с окружающими;
- неосуществимость выполнения своих жизненных функций до тех пор, пока не разрешится жизненный кризис, невозможность реализации программ и планов, разрыв жизни [4, с. 27].
Известные отечественные ученые А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов в качестве показателей внутриличностного конфликта определяют следующие:
Когнитивная сфера: задержка принятия решения; противоречивость образа «Я»; сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался; субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора; осознание своего состояния как психологического тупика, снижение самооценки.