Файл: Формирование и использование финансовых ресурсов коммерческих организаций.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования и использования финансовых ресурсов в коммерческих организациях
1.1. Сущность финансовых ресурсов организации
1.2. Особенности формирования финансовых ресурсов организации
1.3 Особенности и наиболее эффективные методы использования финансовых ресурсов организации
2. Анализ формирования и использования финансовых ресурсов в ООО «Автограф ПТ»
2.1. Общая характеристика ООО «Автограф ПТ»
2.2. Анализ основных экономических показателей ООО «Автограф ПТ»
2.3. Анализ использования финансовых ресурсов в ООО «Автограф ПТ»
- интеграция с calltracking;
- внутренняя аналитическая система;
- интеграция с внешними аналитическими системами;
- интеграция с имеющимися программными продуктами от 1С «Бит автосервис» и «Торговля и склад»;
- автоматизированный учёт и распределение заявок;
- автоматический подсчёт показателей эффективности рекламных каналов;
- наглядное представление данных
- простота в использовании.
Два представленных продукта различаются по принципам ценообразования. AMOCRM предлагает 3 варианта абонентской платы: «Базовый», «Расширенный», «Профессиональный» с ценами в 500, 800 и 1500 рублей в месяц соответственно, при этом нет никаких ограничений по объёму предоставляемого облачного хранилища. Для данного проекта полностью подходит второй вариант, так как обладает всеми необходимыми функциями. В Битрикс24 также есть 4 варианта облачных CRM-систем: «Проект», «Проект+», «Команда», «Компания» с ценами: бесплатно, 1000, 5500, 11000 рублей в месяц соответственно. Для каждого есть ограничения в объёме облачного хранилища: в 5, 24, 100 ГБ, только последний вариант не имеет ограничений. По функционалу подходят варианты начиная с «Проект+», но ограничения по объёму облачного хранилища делают невозможным использовать этот вариант в долгосрочной перспективе.
Подобное ценообразование в представленном продукте 1С связано с обширным функционалом, необходимым в первую очередь крупным компаниям.
Таким образом, для целей проекта выбрана CRM-система от AMOCRM ввиду её способности удовлетворить требованиям проекта за цену меньшую, чем у конкурента.
В качестве сервиса calltracking выбран Сomagic (comagic.ru).
Он обладает широким, по сравнению с конкурентами, функционалом, а именно:
- динамический calltracking (позволяет отследить источник перехода до ключевого слова);
- предоставление виртуальной АТС;
- предоставление телефонных номеров;
- интеграция с CRM-системой.
Расходы на внедрение CRM-системы представлены в таблице 11.
Таблица 11
Расходы на внедрение CRM-системы и на поддержание её функционирования, руб.
Показатель |
Сумма, руб. |
Постоянные расходы, руб./мес.: |
28000 |
Абонентская плата за CRM-систему |
11000 |
Calltracking |
5000 |
9 абонентских номеров (для динамического Calltracking) |
9000 |
Виртуальная АТС |
3000 |
Единовременные расходы (инвестиции), руб.: |
82400 |
Оплата труда специалиста по внедрению |
80000 |
Оплата 4 телефонных номеров для интернет визиток, наружной рекламы и размещения на сторонних сайтах |
2400 |
Таким образом, общая сумма затрат на поддержание работы системы в год составит 418 400 руб.
Согласно исследованию, проведённому компанией ООО «ФБ КОНСАЛТ» и его технологическим партнером международной компанией Infor в 2018г., существует ряд эффектов, которые может получить предприятия при внедрении CRM-системы (рисунок 6).
Рисунок 6 – Виды экономических эффектов, получаемых в результате внедрения CRM – системы
Основным видом экономического эффекта является рост объёма продаж, а, следовательно, и выручки. Согласно тому же исследованию, рост объёма продаж составляет в среднем от 1% до 10%, в зависимости от точности настройки системы.
Спрогнозируем изменение финансового результата предприятия в случае реализации трёх сценариев изменения объёма продаж на 1, 3 и 5% соответственно. Для наибольше реалистичности расчётов, примем, что себестоимость продаж будет изменяться пропорционально к изменению объёма продаж. А затраты на реализацию мероприятия включим в состав коммерческих расходов предприятия. Источником финансирования реализации данного мероприятия будет являться нераспределённая прибыль предприятия.
Таким образом мы получим несколько вариантов развития экономического состояния предприятия (таблица 12). И в случае, если все три сценария благоприятным образом скажутся на финансовом результате, данное мероприятие можно считать эффективным и целесообразным.
Таблица 12
Изменения финансового результата ООО «Автограф ПТ» в случае роста объёма продаж на 1%, 3% и 5% в 2018 г. в результате внедрения CRM-системы, тыс. руб.
Показатель |
2018 г. |
Рост продаж на 1% |
Изменение |
Рост продаж на 3% |
Изменение |
Рост продаж на 5% |
Изменение |
Выручка |
554471 |
560016 |
5545 |
571105 |
16634 |
582195 |
27724 |
Себестоимость продаж |
449159 |
453651 |
4492 |
462634 |
13475 |
471617 |
22458 |
Валовая прибыль (убыток) |
105312 |
106365 |
1053 |
108471 |
3159 |
110578 |
5266 |
Коммерческие расходы |
56363 |
56781 |
418 |
56781 |
418 |
56781 |
418 |
Управленческие расходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Прибыль (убыток) от продаж |
48949 |
49584 |
635 |
51690 |
2741 |
53797 |
4848 |
Доходы от участия в других организациях |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Проценты к получению |
824 |
824 |
0 |
824 |
0 |
824 |
0 |
Проценты к уплате |
-5 |
-5 |
0 |
-5 |
0 |
-5 |
0 |
Прочие доходы |
9421 |
9421 |
0 |
9421 |
0 |
9421 |
0 |
Прочие расходы |
-7457 |
-7457 |
0 |
-7457 |
0 |
-7457 |
0 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
51732 |
52367 |
635 |
54473 |
2741 |
56580 |
4848 |
Текущий налог на прибыль |
10365 |
10473 |
108 |
10895 |
530 |
11316 |
951 |
в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы) |
-28 |
-28 |
0 |
-28 |
0 |
-28 |
0 |
Изменение отложенных налоговых обязательств |
-10 |
-10 |
0 |
-10 |
0 |
-10 |
0 |
Чистая прибыль (убыток) |
41357 |
41883 |
526 |
43569 |
2212 |
45254 |
3897 |
Можно с уверенностью утверждать, что внедрение CRM – системы обладает достаточным экономическим эффектом.
Рассчитаем рентабельность данного мероприятия, с учётом всех трёх сценариев получения дохода (таблица 13).
Таблица 13
Эффективность внедрения CRM-системы в соответствии с тремя сценариями роста объёма продаж
Показатель |
Значение при: |
||
1% |
3% |
5% |
|
Изменение финансового результата, тыс. руб. |
526 |
2212 |
3897 |
Расходы на внедрение (первоначальные инвестиции), тыс. руб. |
82,4 |
82,4 |
82,4 |
Эффективность (стр.1/стр.2) |
6,38 |
26,84 |
47,29 |
С помощью показателей рентабельности оценим насколько более эффективной будет деятельность предприятия, в случае внедрения CRM-системы.
Рассчитаем показатели рентабельности и их изменение по сравнению с 2018г. в результате реализации мероприятия (таблица 14).
Таблица 14
Прогноз показателей рентабельности в результате внедрения CRM-системы, в соответствии с тремя сценариями их изменении, %
Показатель |
2018 г |
2018 г. (прогноз по сценариям) |
Изменение |
||||
1% |
3% |
5% |
1% |
3% |
5% |
||
R имущества |
13,45 |
22,27 |
22,87 |
23,46 |
+8,82 |
+9,42 |
+10,01 |
R текущих активов |
13,59 |
22,47 |
23,08 |
23,67 |
+8,88 |
+9,49 |
+10,08 |
R инвестиций |
59,45 |
76,8 |
77,9 |
79 |
+17,35 |
+18,36 |
+19,55 |
R продаж |
8,83 |
12,56 |
12,78 |
13 |
+3,73 |
+3,95 |
+4,17 |
R организации |
7,46 |
10,89 |
11,06 |
11,21 |
+3,43 |
+3,6 |
+3,75 |
R собственного капитала |
50,24 |
66,58 |
67,4 |
68,12 |
+16,34 |
+17,6 |
+17,88 |
Согласно проведённому анализу, можно сделать вывод, что все показатели рентабельности имеют тенденцию к росту в результате внедрения в работу предприятия CRM-системы. Внедрение CRM-системы является базовым мероприятием для проведения аналитики большинства процессов в современной компании. Без неё крайне сложно собирать, оцифровывать и структурировать информацию, поэтому управлять компанией и её финансовыми ресурсами сложнее, чем при наличии в ней CRM-системы. Обосновать экономическую эффективность CRM-системы достаточно трудно без проведения её тестирования. Практически невозможно предсказать, сколько CRM-система сэкономит средств и какой даст экономический эффект. Однако, используя данные исследований и спрогнозировав изменение показателей рентабельности, удалось доказать эффективность её применения в деятельности ООО «Автограф ПТ».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Размер финансовых ресурсов предприятий зависит от объема производства, качества готовой продукции, номенклатуры, эффективности производственного и технологического процесса.
Финансовые ресурсы экономического агента представляют собой денежные средства, имеющиеся в его распоряжении. Финансовые ресурсы направляются на развитие производственного процесса, содержание и развитие непроизводственной сферы, потребление на нужды производства, а также могут оставаться в резерве.
Это определяет экономические возможности их формирования и использования на: осуществление необходимых капитальных вложений; увеличение оборотных средств; выполнение финансовых обязательств перед государством и финансовыми институтами; инвестирование в различные ценные бумаги; обеспечение потребностей социального характера.
Экономический рост предприятия направлен на количественное увеличение масштаба экономики в ее физическом измерении. Это предполагает увеличение объема и скорости материальных и энергетических потоков, проходящих через экономику, количественный рост народонаселения и увеличение объема запасов продуктов человеческого труда.
Финансовые ресурсы формируются и используются предприятиями в процессе текущей производственной и инвестиционной деятельности. Основными формами их существования и хозяйственного кругооборота являются основные и оборотные средства предприятия. Финансовые ресурсы отражаются в пассиве баланса предприятия.
В ходе анализа финансового состояния предприятия ООО «Автограф ПТ» было выявлено, что оно характеризуется неустойчивым типом финансовой устойчивости, что подтверждается, как расчётами абсолютных, так и относительных показателей. Баланс ООО «Автограф ПТ» не является абсолютно ликвидным, а также наблюдается нарушение платёжеспособности предприятия.
Несмотря на это финансовый результат (прибыль) предприятия растёт на протяжении периода исследования 2016-2018 гг. Соответственно происходит рост нераспределённой прибыли, уставного и собственного капитал предприятия. Данный вывод подтверждается тенденцией роста общей величины собственного капитала в валюте баланса.
Кроме того, показатели рентабельности, характеризующие эффективность деятельности ООО «Автограф ПТ», также обладают тенденцией роста. Таким образом, несмотря на некоторые проблемы в формировании и использовании финансовых ресурсов, на предприятии отсутствует перспектива вероятности банкротства.
На основе проведённого по второй главе анализа состояния предприятия, в третьей главе работы были разработаны, предложено к реализации и оценено с точки зрения экономической эффективности мероприятие: внедрение CRM – системы, как эффективного инструмента менеджмента и повышения эффективности деятельности предприятия.
В отношении внедрения CRM-системы были также спрогнозированы расходы и финансовый результат от внедрения, просчитана экономическая эффективность реализации мероприятия. Данный прогноз был реализован в трёх сценариях, в зависимости от роста показателя – объём продаж. Кроме того, была рассчитана и проанализирована тенденция изменения показателей рентабельности деятельности ООО «Автограф ПТ», которая показала устойчивый рост.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Адюшиев А. Д. Финансы предприятий и организаций. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2015. – 275 с.
- Алексейчева Е. Ю. Экономика организации (предприятия): учебник для бакалавров / Е. Ю. Алексейчева, М. Д. Магомедов. - М.: Дашков и К, 2016. - 292 c.
- Бабич Т.Н, Вертакова Ю.В. Планирование на предприятии: учебник / Т.Н. Бабич, Ю.В. Вертакова. — М. : КноРус, 2018. — 343 с.
- Банк В. Р. Финансовый анализ: учеб. пособие / В. Р. Банк, С. В. Банк, Л. В. Тараскнна. – М.: Проспект, 2016. – 345 с.
- Бариленко В. И. Анализ хозяйственной деятельности: учебник / Под редакцией В. И. Бариленко. - М.: Эксмо, 2017. - 352 c.
- Беспалов М. В. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций (анализ деловой активности): учебное пособие / М. В. Беспалов. - М.: Инфра-М, 2018. - 374 с.
- Бочаров В. В. Финансовый анализ. Краткий курс / В. В. Бочаров. – СПб.: Питер, 2015. – 278 с.
- Васильева А. В. Финансовый менеджмент: учебно-методическое пособие / А.В. Васильева – Москва Изд-во МЭСИ, 2015. – 240 с.
- Волков О. И. Экономика предприятия: учебное пособие / О. И. Волков, В. К. Скляренко. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 264 c.
- Гарнов А. П. Экономика предприятия: учебник для бакалавров / А. П. Гарнов, Е. А. Хлевная, А. В. Мыльник. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 303 c.
- Грязнова А. Г., Маркина Е. В., Седова М. Л. Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 347 с.
- Ефимова О. В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник / О. В. Ефимова. – М.: Омега-Л, 2015. – 341 с.
- Ефимова О. В., Мельник М. В. Анализ финансовой отчетности. – М.: Омега-Л, 2015. – 275 с.
- Канке А.А., Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / А.А. Канке, И.П.Кошевая. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 375 с.
- Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры / В. В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 475 с.
- Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2017. – 395 с.
- Кульман А. Экономические механизмы: пер. с фр. / А. Кульман, Е. П. Островская, Н. И. Хрусталева. – М.: Прогресс. Универс, 2015. – 188 с.
- Самылин А. И. Корпоративные финансы. Финансовые расчеты / А.И. Самылин. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 302 с.
- Филичкина Ю. Ю. Финансовые рынки: учебное пособие / Ю. Ю. Филичкина. – Саранск: МГУ им. Н. П. Огарева, 2015. – 145 с.