Файл: Изучение невербальные проявления эмоциональных состояний человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы данной работы связана с тем, что культурные нормы современного общества требуют от личности сдержанности в проявлении чувств, поэтому индивиду сегодня необходимо развивать в себе умение владеть и управлять своими переживаниями, настроением. В эмоциях и чувствах совершаются и выражаются переживания человеком своего отношения к окружающему. Положительные переживания способствуют развитию интереса к какому-то объекту, притягивают к нему, а отрицательные – отталкивают, вызывают желание отдалиться, устранить их из своей жизни. Следовательно, эмоции для человека являются своего рода внутренним двигателем, побуждающим к действию. Эмоции оказывают мотивирующее влияние на поведение и деятельность людей, их поступки, отношения, развитие самого индивида и достигаемые им результаты.

Невербальное поведение - это компонент эмоций, внешняя форма их существования и проявления. «Выразительное движение (или действие) не

только выражает сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует его, также как, формулируя свою мысль, мы тем самым формируем ее, мы формируем наше чувство, выражая его». Таким образом, невербальные средства раскрывают внутреннее содержание индивида во внешнем действии.

Человеческие эмоции выражают в форме переживания реальных взаимоотношений индивида с окружающим его миром, и, прежде всего, с другими людьми. В повседневной жизни мы по выразительным движениям, по выражению лица и поведению чувствуем иногда мельчайшие изменения в эмоциональном состоянии, в настроении окружающих нас людей.

При описании эмоционального состояния человека, реализуемого посредством невербального поведения, возникает необходимость создания универсальной классификации эмоций. По мнению большинства психологов, эмоции необходимо разделить на «основные» (базовые), то есть не сводимые к комбинации других эмоций, и «второстепенные». Однако четких принципов отнесения эмоций к той или иной группе не выработано. Кроме того, количество эмоций, которые следует считать базовыми, у разных авторов различно.

В психологии к числу «базовых» эмоций принято относить следующие эмоции: гнев, удивление, горе, радость, страх и презрение. Внутри группы основных эмоций нами выделены три оппозиции: радость - горе, удивление -

гнев, страх - презрение. Помимо основных эмоций существует множество второстепенных эмоций, являющиеся лишь оттенками основных.


Вопросом выражения эмоций с помощью невербальных средств занимались Ч.Дарвин, Р.Бирдвистел, П.Экман, В.Фризен, К.Изард, С.Томкинс, Дж.Фаст, А.А.Бодалев, В.А.Лабунская, Е.П.Ильин, Г.Е.Крейдлин, А.А.Акишина и др.; проблеме отражения эмоциональных переживаний с помощью фонационных [паралингвистических] средств посвящены исследования К.Шерера, Н.В.Витт, А.А.Леонтьева, Э.Л.Носенко, С.Смита и Д.Шаффера , Г.Е.Крейдлина и др.

Этим объясняется актуальность нашей работы «Невербальные проявления эмоциональных состояний человека».

Цель исследования: изучить невербальные проявления эмоциональных состояний человека

В связи с поставленной целью в качестве основных были определенны следующие задачи исследования:

1) Рассмотреть понятие, роль и специфика невербальной коммуникации в психофизиологии;

2) Изучить функции эмоций в процессе коммуникации в трудах отечественных и зарубежных исследователей;

3) Охарактеризовать структуру невербального общения дать определение эмоциям;

4) Провести эмпирическое исследование изучения невербальных проявлений эмоциональных состояний человека;

5) Проанализировать полученные результаты исследования.

Объект исследования: эмоциональные состояния человека

Предмет исследования: невербальные проявления эмоциональных состояний человека

Методы исследований

-Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

Глава 1. Теоретические основы невербальных проявлений эмоциональных состояний человека

1.1. Понятие, роль и специфика невербальной коммуникации в психофизиологии

Коммуникация, под которой в широком плане понимаются способы общения, позволяющие передавать и принимать разнообразную информацию, является объектом изучения многих наук - не только гуманитарных, но и точных. [1, с.6]


В отечественной психологии понятие «общение» охватывает широкий круг явлений, включающих процессы взаимодействия, взаимовлияния, взаимопонимания, сопереживания (Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Б. Д. Парыгин, В. Н. Панферов и многие другие). В социальной психологии общение рассматривается как особый вид психологической деятельности, результатом которой являются образования и изменения в когнитивной (образы, понятия, впечатления, представления, эталоны, интерпретации, стереотипы и т.д.), в эмоциональной сфере личности (чувства, состояния и т. д.), изменения в области ее взаимоотношений и отношений, в формах поведения и способах обращения к другим людям. [8, с.10]

Конечно, общение не ограничивается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты. Общение включает вербальные и невербальные каналы передачи информации. Невербальный язык более достоверен и менее контролируется сознанием, чем вербальный. Даже если информация, поступающая по невербальному каналу, идет в разрез с информацией, полученной по вербальному, то верят больше невербальным средствам общения, так как они рождаются на подсознательном уровне. [3, с.6]

Невербальная коммуникация является самой древней формой общения людей. Оно берет свое начало в трудах по ораторскому мастерству, а в современной психологии представлено в таких областях, как паралингвистика, психосемиотика, социолингвистика, экстралингвистика и т. д. [8, с.20]

Сейчас кажется почти невероятным, что более чем за миллион лет эволюции человека невербальные аспекты коммуникации стали серьезно изучаться только в начале шестидесятых годов, а общественность узнало об их существовании в 1970 году, после того, как была опубликована книга Юлия Фаста. Эта книга обобщала исследования о невербальных аспектах коммуникации, проделанные учеными - бихевиористами до 1970 года, но даже сегодня многие люди не подозревают о существовании и важности языка телодвижений, в их жизни. [4, с.5]

Когда речь заходит о языке тела, профессор Альберт Мерабиан, самый цитируемый ученый, утверждает, что важную роль в общении играют три основных фактора, доля которых распределяется следующим образом:

• что мы говорим — 7%;

• как мы говорим — 38%;

• язык нашего тела — 55%.

Впервые услышав о таком соотношении, мы удивлены. На то, «что говорится», приходится всего 7% информации. Получается, что предмет разговора -один из наименее важных элементов беседы. [3, с.7]


Исследования проблемы языка жестов, нашли отражение в работе Чарльза Дарвина «Выражение эмоций животными и человеком» (1872). Учеными было обнаружено и зафиксировано почти миллион невербальных сигналов. По подсчетам одного из специалистов, только с помощью рук человек может передать 700000 сигналов. [5, с.201]

Особое значение исследований невербальной коммуникации для таких областей психологической науки, как теория общения (Ломов, 1981, 1984; Поликарпов, Брушлинский 1990; Знаков, 1994; Леонтьев, 1997), теория субъекта (Брушлинский, 1996), восприятие и понимание человека человеком (Бодалев, 1982, 1996), психология личности, социальная психология (Абульханова-Славская, 1986; Цуканова, 1985), психология речи (Рубинштейн, 1976; Ушакова, 1992, Леонтьев, 1997; Никонов, 1989, Павлова, 1995;), психология индивидуальности (Русалов, 1979; Голубева, 1993), диагностика психических состояний (Бехтерева, 1980; Медведев, 1993; Леонова, Медведев 1993; Бодров, 1995; Речь и эмоции, 1975), а также лингвистика (Златоустова, Потапова, Трунин-Донской, 1986), представляется очевидным. [6, с.19]

Конечно, не только степенью понимания слов собеседника определяется эффективность общения, но и умением правильно оценивать поведение участников общения, их мимику, движения, жесты, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный – «словесный, устный») общения. [10, с.44]

Невербальные сообщения могут быть закодированы при помощи:

1) выразительных движений тела – так называемое экспрессивное поведение личности (мимика, позы, жесты, и т. д.);

2) звукового оформления речи (громкость, высота, скорость, ритмичность и т. д.);

3) определенным образом организованной микросреды, окружающей человека (то есть того пространства, которое человек может контролировать или изменять: от обстановки квартиры до расстояния, на котором он общается с собеседником);

4) использования материальных предметов, имеющих символическое значение (например, букет к дню рождения; опущенная штора на окне как условный знак, что заходить опасно). [11, с.42]

В процессе речевого общения, примером важнейшей психологической роли невербальной коммуникации служит тот факт, что язык телодвижений может как значительно усилить семантическое значение слова, так и существенно его ослабить, даже полного отрицания субъектом восприятия (например, во фразе: «Я рад вас видеть», произнесенной раздраженным или насмешливым тоном).

Как самостоятельное научное направление понятие «невербальная коммуникация» (в зарубежной литературе известное под термином nonverbal communication) сформировалось недавно, в 1950-х годах (Birdwhistell, 1970; Jandt, 1976, 1981; Key, 1982; Poyatos, 1983; Akert, Panter, 1988), хотя его основы можно искать и в более ранних работах. [6, с.19]


Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. В процессе общения язык телодвижений выступает объектом истолкования не сам по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности. Внутренний мир личности раскрывается на основе невербального поведения, так же осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. [7, с.139]

С помощью невербального языка мы можем выражать свои чувства: любовь и ненависть, превосходство и зависимость, уважение и презрение. Осуществляя преднамеренные передачи невербальных сигналов, чувств, которых у нас нет, – очень трудный, даже вообще невозможный процесс. Именно поэтому артисты во время съемок пытаются вжиться в образ и испытывать те же самые чувства, которые они пытаются передать. [4, с.63]

Наша жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Ч.Дарвин знаменитый естествоиспытатель утверждал, что эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают особое значение тех или иных условий для удовлетворения важных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия — оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. [16, с.437]

В.П.Морозов считает возможным выделение «языка эмоций». Замечено, что особенностью языка эмоций является его независимость от слова. Эмоциональная интонация усиливает смысл слова, противоречить ему и существует вообще без слов. Как совершенно самостоятельный канал передачи информации язык эмоций может функционировать не только параллельно со словом, но и без него – в форме восклицаний, смеха, плача. Переживаемые эмоции вольно, а иногда против воли человека, автоматически отражаются в мимике и пантомимике и сигнализируют о состоянии человека. [17]

По выразительным движениям, по самым тончайшим изменениям в выражении лица, в интонации и т.д., мы в повседневной жизни, чувствуем иногда малейшие сдвиги в эмоциональном состоянии, в "настроении" окружающих, особенно близких нам людей. Ряд американских исследователей (Г.С.Лэнгфелд, А.Фелеки, М.Шерманн, К.Лэндис) пришли к выводу, что на основании выражения лица суждения об эмоциональном состоянии оказываются по большей части ненадежными и сбивчивыми. Конечно, смех, улыбка обычно не вызывают сомнений и расхождения в суждениях; относительно легко опознается выражение презрения, но уже удивление и подозрение и даже страх и гнев, а тем паче более тонкие оттенки чувств, труднее дифференцировать по выражению лица. [15, с.68]