Файл: Изучение невербальные проявления эмоциональных состояний человека.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы невербальных проявлений эмоциональных состояний человека
1.1. Понятие, роль и специфика невербальной коммуникации в психофизиологии
1.2 Функции эмоций в процессе коммуникации в трудах отечественных и зарубежных исследователей
1.3. Структура невербального общения
Глава 2. Эмпирическое исследование изучения невербальных проявлений эмоциональных состояний человека
Взгляд и сопутствующие движения |
Трактовка |
Необходимо |
Подъем головы и взгляд вверх Движение головой и насупленные брови Улыбка, возможно, легкий наклон головы Ритмичное кивание головой Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику Взгляд в сторону Взгляд в пол |
Подожди минуту, подумаю Не понял, повтори Понимаю, мне нечего добавить Ясно, понял, что тебе нужно Хочу подчинить себе Пренебрежение Страх и желание уйти |
Прервать контакт Усилить контакт Продолжить контакт Продолжить контакт Действовать по обстановке Уйти от контакта Уйти от контакта |
3. [21, с.73] Измайлова М.А. Деловое Общение: Учебное пособие / М.А. Измайлова. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 252 с.
Рисунок А 4
Мимические коды эмоциональных состояний
Части и элементы лица |
Эмоциональное состояние |
||||||
Гнев |
Презрение |
Страдание |
Страх |
Удивление |
Радость |
||
Положение рта |
Рот открыт |
Рот закрыт |
Рот открыт |
Рот обычно закрыт |
|||
Губы |
Уголки губ опущены |
Уголки губ приподняты |
|||||
Форма глаз |
Глаза раскрыты или прищурены |
Глаза прищурены |
Глаза широко раскрыты |
Глаза прищурены или раскрыты |
|||
Яркость глаз |
Глаза блестят |
Глаза тусклые |
Блеск глаз не выражен |
Глаза блестят |
|||
Положение бровей |
Брови сдвинуты к переносице |
Брови подняты вверх |
|||||
Уголки бровей |
Внешние уголки бровей подняты вверх |
Внутренние уголки бровей подняты вверх |
|||||
Лоб |
Вертикальные складки на лбу и переносице |
Горизонтальные складки на лбу |
|||||
Подвижность лица и его частей |
Лицо динамичное |
Лицо застывшее |
Лицо динамичное |
4. [9, с.139] Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: Учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова - М.: ИНФРА-М, 2006. - 368 с.
Рисунок А 5
Позиции общающихся сторон за столом
Сопернический Дружеская Кооперативное Независимая
(оборонительный) беседа поведение позиция
характер
5. [7, с.146] Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. ‒ 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 415 с.
Приложение Б
Тест «Понимаете ли Вы язык мимики и жестов?»
(разработан В.Д. Коноваловым) Б.1
Инструкция: Отметьте выбранные вами альтернативы в 20 утверждениях и вопросах теста.
Бланк ответов
Дата _________ Ф.И.О. испытуемого ________________
1. Вы считаете, что мимика и жесты – это:
а) спонтанное выражение душевного состояния человека в данный конкретный момент;
б) дополнение к звучащей речи;
в) предательское проявление нашего подсознания.
2. У женщин язык мимики и жестов более выразителен, чем у мужчин:
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
3. Вы здороваетесь с очень хорошими друзьями так:
а) радостно кричите: «Привет!»;
б) сердечным рукопожатием;
в) слегка обнимаете друг друга;
г) приветствуете их сдержанным движением руки;
д) целуете друг друга в щеку.
4. Такая мимика и эти тесты означают во всем мире одно и то же (дайте три ответа):
а) качают головой;
б) кивают головой;
в) морщат нос;
г) морщат лоб;
д) подмигивают;
е) улыбаются.
5. Эта часть тела у человека самая выразительная:
а) ступни;
б) ноги;
в) руки;
г) кисти рук;
д) плечи.
6. Эта часть вашего лица наиболее выразительна (дайте два ответа):
а) лоб;
б) брови;
в) глаза;
г) нос;
д) губы;
е) углы рта.
7. Когда вы проходите мимо витрины магазина, в которой видно ваше отражение, в первую очередь вы обращаете внимание:
а) на то, как на вас сидит одежда;
б) на прическу;
в) на походку;
г) на осанку;
д) ни на что.
8. Если кто-то, разговаривая или смеясь, часто прикрывает рот рукой, в вашем представлении это означает, что:
а) ему есть что скрывать;
б) у него некрасивые зубы;
в) он чего-то стыдится.
9. На что вы прежде всего обращаете внимание у вашего собеседника?
а) на глаза;
б) на рот;
в) на руки;
г) на позу.
10. Если ваш собеседник, разговаривая с вами, отводит глаза, это для вас признак:
а) нечестности;
б) неуверенности в себе;
в) собранности.
11. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
12. Мужчина заговаривает с женщиной. Он это делает потому, что:
а) первый шаг всегда делают именно мужчины;
б) женщина неосознанно дает понять, что хотела бы, чтобы с ней заговорили;
в) он достаточно мужествен, чтобы рискнуть получить от ворот поворот.
13. У вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют тем «сигналам», которые можно уловить из его мимики и жестов. Чему вы больше поверите?
а) словам;
б) «сигналам»;
в) он вообще вызовет у вас подозрение.
14. Поп-звезды часто направляют публике «сигналы», имеющие однозначно эротический характер. Что, по-вашему, за этим кроется?
а) просто фиглярство;
б) они «заводят» публику;
в) это выражение их собственного настроения.
15. Вы смотрите в одиночестве страшную детективную киноленту. Что с вами происходит?
а) смотрите совершенно спокойно,
б) реагируете на происходящее каждой клеточкой своего существа,
в) закрываете глаза при особо страшных сценах.
16. Можно ли контролировать свою мимику?
а) да;
б) нет;
в) только отдельные ее элементы.
17. При интенсивном флирте вы «изъясняетесь» преимущественно:
а) глазами,
б) руками;
в) словами.
18. Считаете ли вы, что большинство ваших жестов:
а) «подсмотрены» у кого-то и заучены,
б) передаются из поколения в поколение,
в) заложены от природы.
19. Если у человека борода, для вас это признак:
а) мужественности;
б) того, что человек хочет скрыть черты своего лица;
в) того, что этот тип слишком ленив, чтобы бриться.
20. Многие люди утверждают, что правая и левая стороны лица у них отличаются друг от друга. Вы согласны с этим?
а) да;
б) нет;
в) только у пожилых людей.
Обработка результатов
Подсчитайте количество очков по ключу.
1 |
а–2 |
6– 4 |
в–С |
||||
2 |
а–1 |
6–3 |
в–0 |
||||
3 |
а–4 |
6–4 |
в–3 |
г–2 |
А–4 |
||
4 |
а–0 |
6–0 |
в–1 |
г–1 |
Д–0 |
е–1 |
|
5 |
а–1 |
6–2 |
в–3 |
г–4 |
Д–2 |
||
6 |
а–2 |
6–1 |
в–3 |
г–2 |
Д–1 |
е–2 |
|
7 |
а–1 |
б–З |
в–3 |
г–2 |
Д–0 |
||
8 |
а–3 |
6–1 |
в–1 |
г–1 |
|||
9 |
а–3 |
6–2 |
в–2 |
||||
10 |
а–3 |
6–2 |
в–1 |
||||
11 |
а–0 |
6–3 |
в–1 |
||||
12 |
а–1 |
6–4 |
в–2 |
||||
13 |
а–0 |
6–4 |
в–3 |
||||
14 |
а–4 |
6– |
в–0 |
||||
15 |
а–4 |
6–0 |
в–1 |
||||
16 |
а–0 |
6–2 |
в–1 |
||||
17 |
а–3 |
6–2 |
в–1 |
||||
18 |
а–2 |
6–4 |
в–0 |
||||
19 |
а–3 |
6–2 |
в–1 |
||||
20 |
а–4 |
6–0 |
в–2 |
Интерпретация
77—56 очков. У вас отличная интуиция, вы обладаете способностью понимать других людей, у вас есть наблюдательность и чутье. Но вы слишком сильно полагаетесь в своих суждениях на эти качества, слова имеют для вас второстепенное значение. Если вам улыбнулись, вы уж готовы поверить, что вам объясняются в любви. Ваши «приговоры» слишком поспешны, и в этом кроется для вас опасность, можно попасть пальцем в небо! Делайте на это поправку, и у вас есть все шансы научиться прекрасно разбираться в людях.
55—34 очка. Вам доставляет определенное удовольствие наблюдать за другими людьми, и вы неплохо интерпретируете их мимику и жесты. Но вы еще не совсем умеете использовать эту информацию в реальной жизни (например, для того, чтобы правильно строить свои взаимоотношения с окружающими). Вы склонны скорее буквально воспринимать сказанные вам слова и руководствоваться ими. Например, кто-то скажет вам: «Мне с вами совсем не скучно», сделав при этом кислую мину. Но вы поверите словам, а не выражению лица, хотя оно весьма красноречиво. Развивайте интуицию, больше полагайтесь на ощущения.
33—11 очков. Увы, язык мимики и жестов для вас – китайская грамота. Вам очень трудно правильно оценивать людей. И дело не в том, что вы на это не способны, просто вы не придаете этому значения. И напрасно! Постарайтесь намеренно фиксировать внимание на мелких жестах окружающих вас людей, тренируйте наблюдательность. Помните пословицу: «Тело – это перчатка для души». Немного понимать душу другого – верное средство самому не попасть в капкан одиночества.
Рисунок Б.2. 6
Таблица ответов анкетирования
№ |
Имена испытуемых |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
всего |
1 |
Ирина Ш. |
а |
а |
а |
б |
в |
а,в |
а |
а |
а |
б |
б |
а |
а |
б |
а |
в |
а |
в |
а |
в |
47 |
2 |
Оксана М. |
б |
а |
а |
е |
в |
а,б |
а |
а |
г |
б |
а |
а |
а |
б |
а |
б |
в |
в |
б |
а |
49 |
3 |
Ольга Ш. |
а |
б |
а |
е |
г |
б,в |
б |
б |
а |
а |
в |
б |
б |
в |
б |
а |
а |
а |
а |
б |
45 |
4 |
Галина С. |
в |
а |
а |
б |
в |
а,б |
г |
а |
а |
в |
б |
б |
в |
в |
б |
а |
а |
б |
в |
а |
48 |
5 |
Сергей С. |
в |
а |
б |
е |
г |
а,б |
д |
а |
б |
б |
а |
а |
а |
б |
а |
в |
в |
в |
в |
а |
32 |
6 |
Петр С. |
в |
б |
б |
е |
г |
д,б |
д |
б |
б |
в |
б |
в |
в |
б |
а |
а |
в |
б |
б |
а |
41 |
7 |
Егор С. |
б |
б |
б |
б |
г |
б,в |
д |
а |
а |
а |
б |
а |
а |
а |
а |
а |
в |
б |
а |
в |
56 |
8 |
Мария М. |
б |
а |
а |
б |
в |
б,в |
г |
а |
а |
в |
в |
в |
б |
а |
в |
б |
а |
а |
б |
а |
56 |
9 |
Лидия К. |
а |
а |
г |
б |
в |
а,б |
а |
а |
г |
б |
а |
б |
а |
б |
в |
а |
а |
в |
а |
в |
36 |
10 |
Елена А. |
в |
а |
а |
е |
в |
а,в |
г |
б |
в |
б |
в |
в |
а |
в |
а |
б |
а |
б |
а |
а |
43 |
11 |
Валя Н. |
в |
а |
а |
б |
г |
а,б |
б |
б |
а |
б |
б |
в |
а |
в |
б |
а |
а |
б |
а |
в |
44 |
12 |
Зоя И. |
б |
б |
а |
е |
в |
д,б |
г |
а |
б |
а |
в |
а |
в |
б |
в |
а |
а |
б |
в |
а |
45 |
13 |
Потап О. |
а |
б |
а |
е |
г |
а,б |
д |
б |
в |
в |
б |
в |
а |
б |
а |
в |
в |
а |
б |
б |
36 |
14 |
Света П. |
в |
а |
а |
е |
в |
д,б |
а |
а |
в |
б |
в |
в |
а |
б |
б |
б |
а |
в |
в |
а |
32 |
15 |
Ирина З. |
в |
а |
а |
б |
г |
а,б |
г |
б |
а |
б |
б |
в |
а |
б |
б |
б |
а |
в |
а |
б |
38 |
16 |
Артем Р. |
б |
б |
а |
е |
г |
а,в |
д |
а |
г |
а |
а |
в |
в |
в |
а |
в |
в |
а |
а |
а |
47 |
17 |
Ольга Е. |
в |
а |
а |
е |
г |
а,б |
а |
а |
в |
в |
в |
а |
а |
б |
б |
б |
в |
б |
в |
в |
32 |
18 |
Дмитрий Т |
в |
а |
б |
б |
в |
а,б |
д |
б |
б |
б |
б |
б |
б |
б |
а |
б |
а |
б |
а |
б |
49 |
19 |
Олег Т. |
б |
а |
б |
б |
в |
а,б |
д |
б |
б |
а |
в |
б |
в |
в |
а |
б |
в |
в |
а |
б |
45 |
20 |
Анна Щ. |
б |
б |
а |
б |
г |
б,в |
б |
б |
а |
б |
в |
а |
б |
в |
б |
б |
а |
в |
в |
б |
46 |
Рисунок Б.3.7
Рисунок Б.4.8
Приложение В
Тест «Оценка самоконтроля в общении» (по Мариону Снайдеру) В.1
Инструкция: С помощью этого теста вы можете определить свой уровень контроля при общении с другими людьми. Внимательно прочтитайте десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них оцените, как верное или неверное для себя. Верное — обозначьте буквой В, а неверное — буквой Н.
Бланк ответов
Дата _________ Ф.И.О. испытуемого ________________
1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.
2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
10. Я не всегда такой, каким кажусь.
Оценка результатов: по одному баллу начисляется ответ "Н" за 1, 5, 7 вопросы и за ответ "В" — на все остальные. Подсчитайте сумму баллов.
0—3 балла показывает низкий коммуникативный контроль, т.е. ваше поведение устойчиво и не считаете нужным меняться в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему раскрытию в общении, от чего некоторые считают вас "неудобным" по причине вашей прямолинейности.
4—6 баллов говорит о среднем коммуникативном контроле. Вы искренни, но не сдержаны в своих эмоциональных проявлениях. Однако считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.
7—10 баллов указывает на высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и можете предвидеть впечатление, которое производите на окружающих.
Рисунок В.2.9
Таблица ответов анкетирования
№ |
Имена испытуемых |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
всего |
1 |
Ирина Ш. |
н |
в |
в |
н |
н |
в |
н |
н |
в |
н |
7 |
2 |
Оксана М. |
н |
н |
н |
н |
в |
в |
н |
н |
в |
в |
5 |
3 |
Ольга Ш. |
в |
в |
в |
в |
н |
в |
в |
н |
в |
в |
7 |
4 |
Галина С. |
в |
н |
н |
в |
в |
н |
в |
в |
в |
в |
4 |
5 |
Сергей С. |
в |
в |
в |
н |
н |
в |
н |
н |
н |
н |
5 |
6 |
Петр С. |
в |
в |
в |
в |
н |
в |
в |
н |
н |
в |
6 |
7 |
Егор С. |
н |
в |
н |
н |
н |
в |
н |
в |
н |
н |
6 |
8 |
Мария М. |
н |
н |
н |
н |
в |
в |
н |
н |
в |
в |
5 |
9 |
Лидия К. |
н |
н |
н |
н |
в |
н |
н |
н |
в |
в |
4 |
10 |
Елена А. |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
н |
в |
в |
6 |
11 |
Валя Н. |
в |
н |
н |
в |
н |
н |
в |
н |
в |
н |
3 |
12 |
Зоя И. |
н |
н |
в |
в |
в |
н |
н |
в |
н |
н |
5 |
13 |
Потап О. |
н |
в |
в |
н |
н |
в |
в |
н |
в |
в |
7 |
14 |
Света П. |
в |
н |
в |
н |
в |
н |
н |
н |
в |
н |
3 |
15 |
Ирина З. |
в |
в |
в |
н |
в |
в |
н |
в |
в |
в |
7 |
16 |
Артем Р. |
Н |
в |
в |
н |
н |
в |
н |
н |
в |
н |
7 |
17 |
Ольга Е. |
в |
н |
н |
в |
н |
в |
в |
н |
в |
в |
5 |
18 |
Дмитрий Т |
в |
в |
в |
н |
н |
в |
в |
в |
н |
н |
5 |
19 |
Олег Т. |
н |
в |
в |
в |
н |
в |
н |
н |
н |
в |
8 |
20 |
Анна Щ. |
н |
н |
н |
в |
в |
в |
в |
н |
в |
н |
4 |