Файл: Изучение невербальные проявления эмоциональных состояний человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проявление эмоций у каждого человека индивидуально, в связи, с чем говорят о такой личностной характеристике, как экспрессивность. Термин «экспрессия» переводится на русский язык как выразительность, яркое проявление чувств, настроений. Экспрессивность также означает степень выраженности того или иного чувства, мыслей, настроения, состояния, отношения и т. д.

Экспрессии отводится место не просто внешнего сопровождения психических явлений. Она рассматривается как часть этих явлений и форма их существования. Следовательно, можно говорить об экспрессии, как о личностном образовании, как о его внешнем Я, как инструменте познания внутреннего мира человека. [8, с.107]

Традиция изучения экспрессии как внешнего Я личности была заложена работами В. Классовского, И. М. Сеченова, И. А. Сикорского, Д. Авербуха, С. Л. Рубинштейна. [8, с.111]

О существовании нескольких аспектов эмоциональной экспрессивности впервые обнаружили Гросс и Джон. С помощью факторного анализа данных самоотчетов об экспрессивных тенденциях они установили три аспекта: силу внутренних эмоциональных реакций, степень выражения позитивных эмоций, степень выражения негативных эмоций. [20]

Чем больше человек выражает свои эмоции через мимику, голос, жесты, двигательные реакции, тем сильнее у него выражена экспрессивность. Экспрессивность является совокупностью двух слагаемых: степени выражения (силы) эмоций и контроля человека за их выражением.[19, с.233]

Все явления экспрессии делятся на самостоятельные области изучения: выразительные движения и физиогномику. Физиогномика — это экспрессия лица и фигуры человека, взятая безотносительно к выразительным движениям и обусловленная самим строением лица, черепа, туловища, конечностей.

Выразительные движения это широко развитые периферические изменения, которые охватывают при эмоциях весь организм. Захватывая систему мышц лица, всего тела, они проявляются в мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения всего тела) и «вокальной мимике» (выражение эмоций в интонации и тембре голоса)». [20]

Несмотря на то, что специалисты из разных областей проявляют огромный интерес к психологии невербального общения, существует терминологическая путаница между понятиями «невербальное общение» и «невербальные коммуникации» из-за публикации, которые попадают в поле зрения отечественных психологов, содержащие в названии термин «nonverbal communication». В англо-американской научной литературе он имеет ряд толкований и не соответствует сформировавшемуся в отечественной психологии понятию «общение». [31]


1.2 Функции эмоций в процессе коммуникации в трудах отечественных и зарубежных исследователей

Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику и жесты. Логическую информацию нам передают слова, а жесты, мимика и голос эту информацию дополняют.

Невербальная и вербальная коммуникация, сопутствуя друг другу, находятся в сложном взаимодействии. Невербальные сигналы, сопровождая вербальные сообщения, могут их дублировать (при выражении эмоций), уточнять (жестикуляция), заменять или противоречить им. [4, с.62]

Таким образом, невербальные сообщения – необходимый элемент межличностной коммуникации. Они являются индикаторами эмоциональных состояний и показателями многообразных отношений человека к окружающему миру. В сугубо официальной или деловой ситуации присутствует и активно ее развивает невербально выраженное отношение субъекта общения к самой ситуации, к партнеру и к себе самому. [11, с.44]

Понятие невербальной коммуникации тяготеет к семиотике, теории знаковых систем, а в лингвистическом аспекте имеет эквивалент, обозначаемый термином паралингвистическая или экстралингвистическая коммуникация. [14, с.19]

Особенностью невербального языка является то, что его появление вызвано импульсами человеческого подсознания, и человек, не умеющий контролировать свои невербальные средства выражения, не может подделать эти импульсы, из этого следует, что этому языку доверяют больше, чем обычному, вербальному каналу общения. Известно, что подделывать или копировать жесты и другие невербальные знаки почти невозможно, потому что нельзя контролировать всю их совокупность и одновременно еще и произносимые слова в течение длительного времени. [9, с.135]

Успех любого делового контакта сильно зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что вы говорите, сколько от того, как вы себя ведете. Именно поэтому особое внимание необходимо обращать на манеру, мимику и позы собеседника, а также на то, как он жестикулирует.

Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Читая жесты, люди осуществляют обратную связь, которая играет важную роль в целом процессе делового взаимодействия, а важной составной частью такой связи является совокупность жестов. Вы сможете понять, как встречено то, что вы говорите, — с одобрением или враждебно, открыт собеседник, или замкнут, занят самоконтролем или скучает. [13, с.120]


Как вербальные, так и невербальные средства по своей природе являются знаками, они выполняют базовые функции коммуникации - информационную, прагматическую и экспрессивную. Но если словесные знаки, преимущественно, являются условными символами, то есть немотивированными и обозначают предмет действительности, то несловесные знаки, в частности, жесты и мимика по большей части являются индексалъными знаками, немотивированными и говорят о чувствах, эмоциях, оценочном отношении, например, нахмуренные брови сигнализируют о недовольстве, сомнении, несогласии и др. [1, с.76]

Несмотря на явные успехи в отстаивании самостоятельного статуса невербального общения, по-прежнему в качестве главного аргумента автономии остаются его отличия от вербальных языков. Особенности невербального языка как специфического языка общения в полной мере описаны Р. Харрисоном американским психологом. В качестве критериев анализа невербального языка он выбрал те, с помощью которых характеризуется вербальный язык: дискретность, определенность, произвольность, абстрактность. [8, с.64]

Рисунок 1

Различие между вербальной и невербальной коммуникацией

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

1. Обмен сообщениями о том, что происходит «здесь и сейчас», с людьми, вступившими в непосредственное взаимодействие, в рамках конкретной ситуации.

1. Обмен сообщениями, которые могут существовать помимо передающего их человека (например, в пересказе или в виде текста), позволяют информировать об отсутствующих предметах или явлениях.

2. Невербальные сообщения практически невозможно разложить на отдельные единицы; их ядро составляют различные движения тела, лица, голоса, пространственных перемещений и т. д.

2. Составные элементы вербального сообщения - буквы, слова, предложения, фразы четко отделены друг от друга, их соотношение подчинено определенным правилам.

3. Невербальное поведение спонтанно, непроизвольные движения преобладают над произвольными, неосознаваемые над осознаваемыми.

3. Вербальные высказывания достаточно осознанны, их легче подвергнуть анализу, оценить, понять, проконтролировать.

4. Невербальный язык, как правило, люди успешно усваивают сами путем наблюдения, копирования и подражания.

4. Детей говорить учат специально, семья и общество уделяют этому достаточно много времени и сил.


На рисунке 1 показаны различия между вербальной и невербальной коммуникацией. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. [11, с.42]

Самая первая выделенная особенность невербальных сообщений – их ситуативность: тон голоса может рассказать о нынешнем состоянии говорящего и его отношении к предмету разговора и слушателям, но не сможет сообщить о его переживаниях на прошлой неделе; в зависимости от эмоционального состояния люди будут по-разному стучать в дверь, и во многом зависит в чью дверь они стучат. Разнообразные экспрессивные движения (жесты, мимика, взгляды, характеристики голоса и т. д.), которые дополняют и противоречат друг другу, связаны с изменяющимися психическими состояниями человека, его отношением к партнеру и ситуации взаимодействия. [11, с.43]

Синтетичность ‒ вторая особенность невербальных сообщений. Экспрессивное поведение воспринимается комплексно, трудно выделить отдельные единицы невербальных сигналов. [12, с.173]

Еще одна особенность это непроизвольность, спонтанность многих невербальных действий. Даже если люди пытаются скрыть свои намерения или эмоции, замаскировать свои подлинные переживания, у многих они, конечно же, заявят о себе через ускользающие из-под контроля «экспрессивные привычки».

И последнее, если детей говорить учат специально (причем семья и общество уделяют этому достаточно много времени и сил), то большинство невербальных знаков люди успешно усваивают сами – путем наблюдения, копирования, подражания. [11, с.43]

Знание невербального языка позволяет не только лучше понимать собеседника, но и что очень важно предвидеть, какую реакцию услышанное вызвало еще до того, как собеседник выскажется и для достижения желаемого результата почувствовать необходимость изменений. Невербальная коммуникация позволяет показать, что вы понимаете посылаемые сигналы другими и ответы на них; проверять собственные домысли о сигналах, подавляемых другими; подавать сигналы обратной связи. [9, с.135]

Хотя во всем мире используются, по большей части, одни и те же невербальные сигналы, они по-разному могут восприниматься и трактоваться. Например, если у человека выступили слезы, то они могут свидетельствовать о страдании, боли, о сопереживании кому-то, а могут’ быть и слезами радости; улыбка может означать удовольствие от контакта, а может быть маской вежливости. [12, с.173]

Выделяются ряд факторов, которые влияют на невербальный язык и отдельные его элементы:

• национальная принадлежность (одни и те же жесты разное могут означать у разных народов);


• состояние здоровья (в болезненном состоянии у человека меняются взгляд, звучание голоса, обычно жесты более вялые, хотя есть заболевания, сопровождающиеся повышенной возбудимостью и эмоциональностью);

• профессия человека (не всегда слабое рукопожатие проявление слабости: возможно, для профессии необходимо беречь пальцы);

• уровень культуры, который влияет на состав жестов, преставление об этикете, правильном воспитании;

• статус человека (чем выше он стоит на иерархической лестнице, тем скупее он на жесты, больше выражаясь словами;

• принадлежность к группе (групповые традиции, нормы, правила могут существенно поменять пантомимику члена группы);

• актерские способности (многие умеют играть не только словами, но и невербальными знаками);

• возраст (в детстве одно и то же состояние выражается разными жестами; и кроме того, даже возрастной фактор часто играет ту же роль, что и статус; скорость движений с возрастом может снижаться);

• сочетание невербальных знаков (обычно состояние передается не одним, а несколькими элементами пантомимики. Если между этими элементами нарушается гармония, то складывается впечатление неискренности; то же относится к согласованию слов и жестов);

• возможность проявить и воспринять невербальные средства общения (при физической преграде между партнерами затрудняется их полноценное восприятие, как например, разговор по телефону). [9, с.135]

Невербальная экстралингвистическая коммуникация обладает целым рядом особенностей, принципиально отличающих ее от вербальной лингвистической коммуникации, что и дает основание выделить ее в особый информационный канал общей системы коммуникации. [6, с.21]

Особенности эти следующие:

• полисенсорная природа невербальной коммуникации, т. е. проявление ее через разные органы чувств одновременно (зрение, слух, обоняние и др.);

• по сравнению с вербальной речью эволюционно историческая древность;

• независимость от семантики речи (слова могут значить одно, а интонация голоса – другое);

• значительная непроизвольность и подсознательность;

• независимость от языковых барьеров;

• особенности акустических средств кодирования;

• особенности психофизиологических механизмов восприятия (декодирование мозгом). [6, с.21]

Из всего этого можно сделать вывод о том, что если человек во взаимоотношениях с партнерами, собеседниками или просто коллегами, желает достигнуть определенных результатов, то ему необходимо овладеть, хотя бы азами невербального, т е. бессловесного общения. [13, с.120]