Файл: Изучение невербальные проявления эмоциональных состояний человека.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы невербальных проявлений эмоциональных состояний человека
1.1. Понятие, роль и специфика невербальной коммуникации в психофизиологии
1.2 Функции эмоций в процессе коммуникации в трудах отечественных и зарубежных исследователей
1.3. Структура невербального общения
Глава 2. Эмпирическое исследование изучения невербальных проявлений эмоциональных состояний человека
Основной процедурой сбора данных социологического исследования является тестирование респондентов, что позволит определить, на сколько, испытуемые контролируют себя в общении с коллегами, детьми, а так же с окружающим их обществом, и систематизировать полученные данные.
Процедурой анализа полученных данных является обработка анкет.
Тест методики представлен в приложении В.
Тест «Оценка самоконтроля в общении» (по Мариону Снайдеру).
После проведенного исследования по этой методике у нас получились следующие результаты, которые представлены в таблице рисунок 9:
Рисунок 9
Таблица ответов анкетирования
Имена испытуемых |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
всего |
|
1 |
Ирина Ш. |
н |
в |
в |
н |
н |
в |
н |
н |
в |
н |
7 |
2 |
Оксана М. |
н |
н |
н |
н |
в |
в |
н |
н |
в |
в |
5 |
3 |
Ольга Ш. |
в |
в |
в |
в |
н |
в |
в |
н |
в |
в |
7 |
4 |
Галина С. |
в |
н |
н |
в |
в |
н |
в |
в |
в |
в |
4 |
5 |
Сергей С. |
в |
в |
в |
н |
н |
в |
н |
н |
н |
н |
5 |
6 |
Петр С. |
в |
в |
в |
в |
н |
в |
в |
н |
н |
в |
6 |
7 |
Егор С. |
н |
в |
н |
н |
н |
в |
н |
в |
н |
н |
6 |
8 |
Мария М. |
н |
н |
н |
н |
в |
в |
н |
н |
в |
в |
5 |
9 |
Лидия К. |
н |
н |
н |
н |
в |
н |
н |
н |
в |
в |
4 |
10 |
Елена А. |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
н |
в |
в |
6 |
11 |
Валя Н. |
в |
н |
н |
в |
н |
н |
в |
н |
в |
н |
3 |
12 |
Зоя И. |
н |
н |
в |
в |
в |
н |
н |
в |
н |
н |
5 |
13 |
Потап О. |
н |
в |
в |
н |
н |
в |
в |
н |
в |
в |
7 |
14 |
Света П. |
в |
н |
в |
н |
в |
н |
н |
н |
в |
н |
3 |
15 |
Ирина З. |
в |
в |
в |
н |
в |
в |
н |
в |
в |
в |
7 |
16 |
Артем Р. |
Н |
в |
в |
н |
н |
в |
н |
н |
в |
н |
7 |
17 |
Ольга Е. |
в |
н |
н |
в |
н |
в |
в |
н |
в |
в |
5 |
18 |
Дмитрий Т |
в |
в |
в |
н |
н |
в |
в |
в |
н |
н |
5 |
19 |
Олег Т. |
н |
в |
в |
в |
н |
в |
н |
н |
н |
в |
8 |
20 |
Анна Щ. |
н |
н |
н |
в |
в |
в |
в |
н |
в |
н |
4 |
Рисунок 10
Рисунок 11
Проанализировав полученные данные по тесту Мариона Снайдера «Оценка самоконтроля в общении», можно сделать вывод, что 7,4% респондентов имеют низкий уровень коммуникативного контроля. Их поведение устойчиво, и в зависимости от ситуаций они не считают нужным изменяться. Испытуемые способны к откровению, и иногда некоторые считают таких людей неудобными в общении по причине их прямолинейности.
44,4% респондентов имеют средний коммуникативный контроль. Они искренни, но не сдержаны в своих эмоциональных проявлениях. Однако считаются в своем поведении с окружающими людьми.
48,2% респондентов имеют высокий уровень коммуникативного контроля. Такие люди легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменения ситуации, хорошо чувствуют и могут предвидеть впечатление, которое производят на окружающих.
Выводы по главе 2
Известно, что мимика, жесты как элементы невербального поведения личности являются одной из первых визуальных, знаковых систем, усваиваемых в онтогенезе.
Для некоторых людей жесты и мимические движения собеседника могут сказать многое: о внимании (насколько собеседник внимательно слушает рассказчика), о настроении, о душевном состоянии, и др. Другие же совсем или практически не обращают внимания на мимику человека. Некоторые люди, хорошо понимая мимические движения и жесты собеседника, просто не придают этому значения.
Итак, подводя итоги нашего исследования, основная гипотеза, состоящая в том, что исследуемая часть респондентов (испытуемые) относится к группе людей хорошо контролирующих себя в общении и понимающих мимические движения и жесты, но практически не используют это понимание в повседневной жизни, что может приводить к непониманию собеседника, а также возникновению конфликтных ситуаций, подтвердилась.
Диагностические данные могут использоваться респондентами в целях саморазвития, коррекции поведения и т.п.
Таким образом, исходя из эксперимента, можно сказать, что изучая психологию человека, необходимо обратить особое внимание на язык мимики и жестов в общении и передачи эмоций, который во многом отражает психологический портрет личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа была посвящена изучению проблемы невербального общения, в частности - невербальные проявления эмоциональных состояний человека.
Известно, что наряду с вербальными существуют и невербальные средства общения: мимика, поза, жесты, движения, походка, манера держаться, дистанция, на которой люди находятся во время общения.
Современные исследования ученых показали, что отличительной чертой невербальных сигналов является спонтанность, бессознательность и, в отличие от слов, искренность.
В соответствии с полученными результатами, практическое исследование показало, что большинство людей (ок.88%) хорошо контролируют себя в общении и интерпретируют мимику и жесты, но редко используют эту информацию в реальной жизни, что может приводить к конфликтным ситуациям не только на работе, но и в повседневной жизни.
Таким образом, задачи, поставленные в работе, выполнены, цель - изучение невербальных проявлений эмоциональных состояний человека достигнута.
Следует отметить, что невербальное общение играет важную роль в любой деятельности человека, в становлении личности, в решении практических и теоретических задач, возникающих в обществе.
Проблема невербального общения крайне актуальна и привлекает особое внимание ученых, так как изучение поведения людей помогает лучше понять других, понять самих себя.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведении. ‒ М.: Аспект Пресс, 2001. URL: http://www.uchbnik-online.com (дата обращения: 28.03.2019)
2. Барышева А.Д. Этика и психология делового общения (сфера сервиса) : учебное пособие / А.Д. Барышева, Ю.А. Матюхина, Н.Г. Шереднр.‒ М.: Альфа ‒ М.: ИНФРА-М, 2016. – 256 с.
3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология. Хресто-матия М: Аспект Пресс, 2003. URL: http://www.uchbnik-online.com (дата обращения: 28.03.2019)
4. Веденская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов-на-Дону: "Феникс", 2012. ‒ 535 с.
5. Вердербер Р. Психология общения. Тайны эффективного взаимодействия / Вердербер Рудольф, Вердербер Кэтлин. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. – 416 с.
6. Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. Психология мотиваций и эмоций. Хрестоматия. — М.: ACT: Астрель, 2009. — 704 с.
7. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации / Отв. ред. В. Н. Ярцева; Предисл. В. И. Карасика. Изд. 4-е. ‒ М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. ‒ 112 с.
8. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. ‒ М.: Издательский центр «Академия», 2002. ‒ 416 с.
9. Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.– М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА • М, 2000. – 624 с.
10. Изард К.Э.Психология эмоций пер. с англ. СПб.: Питер, 1999. ‒ 464 с.
11.Измайлова М.А. Деловое Общение: Учебное пособие / М.А. Измайлова. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 252 с.
12. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
13. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: Учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова - М.: ИНФРА-М, 2006. - 368 с.
14. Конецкая В.П. Социология коммуникаций. Учебник. - М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997 - 304 с.
15. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»)
16. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. ‒ Ростов н/Д: Феникс, 1999. ‒ 608 с.
17. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). В.А. Лабунская – Ростов: Изд-во Ростов. ун-та, 1986. – 135 с.
18.Морозов В. П. Невербальная коммуникация. Экспериментально-психологические исследования. – М.: издательство «Институт психологии РАН», 2011. – 112 с.
19. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:
В 3 кн. ‒ 4-е изд. ‒ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. ‒ 688 с.
20. Панфилова А. П. Психология общения : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. П. Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. ‒ 368 с.
21. Поваляева М. А., Рутер О. А. Невербальные средства общения / Серия «Высшее образование». — Ростов н /Д : Феникс, 2004. — 352 с.
22. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. ‒ 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 415 с.
23. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. ‒ 2-е изд., перераб. и доп. ‒ М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 279 с.
24. Психология индивидуальных различий / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, МПСИ, 2006.- 776 с.
25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Составители, авторы комментариев и послесловия А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. ‒ СПб.: Издательство "Питер", 2000. – 712 с.
26. Свенцицкий АЛ. Социальная психология: Учебник. ‒ М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 336 с.
27. Сорокина А.В. «Основы делового общения. Конспект лекций". ‒ Издательство: Феникс, 2004. – 222 с.
28. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Серия « Учебники для технических вузов». Ростов н/Дону: «Феникс», 2001. – 512 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Различие между вербальной и невербальной коммуникацией
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ |
ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ |
1. Обмен сообщениями о том, что происходит «здесь и сейчас», с людьми, вступившими в непосредственное взаимодействие, в рамках конкретной ситуации. |
1. Обмен сообщениями, которые могут существовать помимо передающего их человека (например, в пересказе или в виде текста), позволяют информировать об отсутствующих предметах или явлениях. |
2. Невербальные сообщения практически невозможно разложить на отдельные единицы; их ядро составляют различные движения тела, лица, голоса, пространственных перемещений и т. д. |
2. Составные элементы вербального сообщения - буквы, слова, предложения, фразы четко отделены друг от друга, их соотношение подчинено определенным правилам. |
3. Невербальное поведение спонтанно, непроизвольные движения преобладают над произвольными, неосознаваемые над осознаваемыми. |
3. Вербальные высказывания достаточно осознанны, их легче подвергнуть анализу, оценить, понять, проконтролировать. |
4. Невербальный язык, как правило, люди успешно усваивают сами путем наблюдения, копирования и подражания. |
4. Детей говорить учат специально, семья и общество уделяют этому достаточно много времени и сил. |
1. [11, с.42] Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное об-щение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»)
Рисунок А 2
Невербальные средства общения
Кинесика
Просодика и экстралингвистика
Такесика
Проксемика
Вдох
Жест
Мимика
Походка
Направление движения глаз
Длина паузы
Частота контакта
Тембр
Паузы
Поза
Смех
Плач
Кашель
Похлопывания
Экспрессивно-выразительные движения
Визуальный контакт (взгляд)
Интонация
Громкость
Рукопожатие
Поцелуй
Ориентация
Дистанция
2. [9, с.132] Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: Учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова - М.: ИНФРА-М, 2006. - 368 с.
Рисунок А 3
Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия