Файл: Изучение невербальные проявления эмоциональных состояний человека.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы невербальных проявлений эмоциональных состояний человека
1.1. Понятие, роль и специфика невербальной коммуникации в психофизиологии
1.2 Функции эмоций в процессе коммуникации в трудах отечественных и зарубежных исследователей
1.3. Структура невербального общения
Глава 2. Эмпирическое исследование изучения невербальных проявлений эмоциональных состояний человека
Каждый человек имеет свою собственную личную территорию, например, дом, квартиру, участок, огороженный забором; сюда входит и его машина, его собственная спальня или личный стул, а также как, обнаружил доктор Холл, определенное воздушное пространство вокруг его тела. [9, с.148]
Прямое влияние на проксемические характеристики общения оказывают культурные и национальные факторы. Э.Холл описал нормы приближения человека к человеку – дистанции, которые характерны для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями:
- интимное расстояние (до 45 см) – общение самых близких людей; [21, с.81]
- персональное (от 45 см до 1 м 20 см) — общение со знакомыми людьми;
- социальное (от 1 м 20 см до 3 м 60 см) — предпочтительно при официальном общении, при общении с чужими людьми;
- публичное (3 м 60 см и далее) — при выступлении перед различными аудиториями. [7, с.146]
Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно. Ориентация и угол общения — проксемические компоненты невербальной системы. Ориентация, которая выражается в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него, сообщает о направлении мыслей. [21, с.81]
В условиях рабочего кабинета со стандартным прямоугольным столом, в процессе общения, собеседники могут занимать четыре основных позиции относительно друг друга. [9, с.150]
Рисунок 5
Позиции общающихся сторон за столом
Сопернический Дружеская Кооперативное Независимая
(оборонительный) беседа поведение позиция
характер
На рисунке 5 показаны позиции общающихся сторон за столом. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. ‒ 4-е изд., перераб. и доп.. [7, с.146]
Конкурирующе-оборонительная позиция. Положение партнеров друг против друга обычно создает атмосферу соперничества, при которой каждый из собеседников жестко ведет свою линию, отстаивает свою позицию, пытается «обыграть соперника». Стол между ними становится своеобразным барьером. [12, с.183]
Для непосредственного взаимодействия необходимо кооперативное поведение. Когда собеседниками совместно решаются задачи или проблемы, им нужно сидеть рядом, чтобы лучше понять действия и намерения друг друга, чтобы видеть анализируемые материалы, чтобы обсудить общие решения. [21, с.82]
В определенных ситуациях делового общения целесообразно занимать и независимую позицию, т. е. по диагонали через весь стол. Эта позиция характерна для людей, не желающих взаимодействовать. Она свидетельствует об отсутствии заинтересованности или о желании остаться незамеченным, например, семинаре, на педсовете, совещании.
Кроме занимаемых позиций за столом иногда, для успеха делового общения имеет значение и сама форма стола. [12, с.183]
Так, квадратный стол используется для деловой беседы или переговоров, брифинов. Такая форма стола способствует созданию соперничества между людьми, равными по положению.
За прямоугольным столом на встрече партнеров одинакового социального статуса главенствующим считается то место, на котором сидит человек, обращенный лицом к двери.
Неофициальную атмосферу создает круглый стол, и за ним лучше всего проводить беседы людям, равным по статусу.
Необходимо и правильно выбирать форму стола, и уметь посадить за него собеседника так, чтобы создать наилучший психологический комфорт. [21, с.83]
Временные характеристики общения могут быть так же, как пространственные, рассмотрены в контексте невербального поведения и с точки зрения организации общения в целом. Частота и длина взгляда, темп речи, паузы, частота смены движений – это временные характеристики невербального поведения личности. Время чаще рассматривается как признак невербальной коммуникации, невербальных средств общения. Так, по мнению А. Шефлена, в первые 20 минут передается наибольшее количество информации об общающихся индивидах, о стиле их взаимодействия. Время общения говорит о социальных статусах общающихся (время официального приема), о сложившейся системе отношений. [20]
Выводы по главе 1
Анализ литературных источников позволил сделать вывод о том, что невербальное общение это общение посредством мимики, жестов. Невербальная коммуникация, как и вербальная, является главным средством общения и взаимопонимания людей. Ученые считают, что при общении невербальные средства доминируют.
Как вербальный язык, так и невербальный обладает своей особенностью. Он создается импульсами человеческого подсознания, и человек, не умеющий контролировать свои невербальные средства выражения, не может подделать эти импульсы. Из чего делается вывод, что невербальному языку доверяют больше, чем вербальному каналу общения.
В структуру невербального общения входят кинесика, просодика и экстралингвистика, такесика и проксемика.
Таким образом, невербальный и вербальный язык постоянно дополняют друг друга и функционируют в тесном взаимодействии, а иногда и взаимозамещают, потому, что у них общие базовые функции и разные структурные и системные характеристики словесных и несловесных знаков.
Глава 2. Эмпирическое исследование изучения невербальных проявлений эмоциональных состояний человека
2.1. Описание исследования
Эмпирическое исследование проводилось в Детском доме творчества станицы Казанская. В исследовании принимали участие работники ДДТ в возрасте 25-45 лет. Выборку исследования составили 20 человек, из них 7 мужчин и 8 женщин.
Объект исследования: женщины и мужчины в возрасте 25-45 лет.
Предмет исследования: невербальное проявление эмоционального состояния человека.
Целью данного исследования является изучение понимания мимики и жестов работниками ДДТ. В какой степени при общении с детьми они умеют распознавать и контролировать кинесические средства общения.
Гипотеза исследования.
Бесспорно, понимание мимики и жестов работниками ДДТ влияет на их взаимоотношения непосредственно между собой, а так же с окружающим их обществом. Однако каждый человек может предавать разное значение мимике и жестам собеседника. Предполагается, что исследуемая часть респондентов (испытуемые) относится к группе людей хорошо контролирующих себя в общении и понимающих мимические движения и жесты, но практически не используют это понимание в повседневной жизни, что может приводить к непониманию собеседников, и возникновению конфликтных ситуаций.
Для проверки гипотезы, нами было проведено эмпирическое исследование.
Задачи исследования:
1. Анализ и подбор методик;
2. Проведение исследования;
3. Обработка и интерпретация результатов;
4. Анализ результатов;
Методы исследования и методики:
Для осуществления цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами были использованы:
- тест «Понимаете ли Вы язык мимики и жестов?» разработанный В.Д. Коноваловым. С помощью теста, возможно, изучить и сравнить между собой психологию разных людей, дать дифференцированные и сопоставимые оценки;
- тест «Оценка самоконтроля в общении». Тест разработан американским психологом М. Снайдером. С помощью этого теста можно определить уровень контроля при общении с другими людьми.
Описание процедуры исследования: групповой вариант тестирования.
Тест «Понимаете ли Вы язык мимики и жестов?» разработанный В.Д. Коноваловым.
Стимульный материал теста состоит из 20 вопросов. Из предложенных вариантов респондентам предлагалось выбрать тот, который они считали верным или наиболее подходящим для себя. За каждый вариант ответа приписывается определенный балл (от 1 до 4). На основе суммарных оценок по всем анализируемым параметрам определялся общий показатель интерпретации мимики и жестов. Тест методики представлен в приложении Б.
Основной процедурой сбора данных социологического исследования является тестирование респондентов, что позволит определить, на сколько, они понимают жесты и мимику, и систематизировать полученные данные. Процедурой анализа полученных данных является обработка анкет.
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов
Тест «Понимаете ли Вы язык мимики и жестов?» разработанный В.Д. Коноваловым.
После проведенного исследования по этой методике у нас получились следующие результаты, которые представлены в таблице рисунок 6:
Рисунок 6
Таблица ответов анкетирования
Имена испытуемых |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
всего |
|
1 |
Ирина Ш. |
а |
а |
а |
б |
в |
а,в |
а |
а |
а |
б |
б |
а |
а |
б |
а |
в |
а |
в |
а |
в |
47 |
2 |
Оксана М. |
б |
а |
а |
е |
в |
а,б |
а |
а |
г |
б |
а |
а |
а |
б |
а |
б |
в |
в |
б |
а |
49 |
3 |
Ольга Ш. |
а |
б |
а |
е |
г |
б,в |
б |
б |
а |
а |
в |
б |
б |
в |
б |
а |
а |
а |
а |
б |
45 |
4 |
Галина С. |
в |
а |
а |
б |
в |
а,б |
г |
а |
а |
в |
б |
б |
в |
в |
б |
а |
а |
б |
в |
а |
48 |
5 |
Сергей С. |
в |
а |
б |
е |
г |
а,б |
д |
а |
б |
б |
а |
а |
а |
б |
а |
в |
в |
в |
в |
а |
32 |
6 |
Петр С. |
в |
б |
б |
е |
г |
д,б |
д |
б |
б |
в |
б |
в |
в |
б |
а |
а |
в |
б |
б |
а |
41 |
7 |
Егор С. |
б |
б |
б |
б |
г |
б,в |
д |
а |
а |
а |
б |
а |
а |
а |
а |
а |
в |
б |
а |
в |
56 |
8 |
Мария М. |
б |
а |
а |
б |
в |
б,в |
г |
а |
а |
в |
в |
в |
б |
а |
в |
б |
а |
а |
б |
а |
56 |
9 |
Лидия К. |
а |
а |
г |
б |
в |
а,б |
а |
а |
г |
б |
а |
б |
а |
б |
в |
а |
а |
в |
а |
в |
36 |
10 |
Елена А. |
в |
а |
а |
е |
в |
а,в |
г |
б |
в |
б |
в |
в |
а |
в |
а |
б |
а |
б |
а |
а |
43 |
11 |
Валя Н. |
в |
а |
а |
б |
г |
а,б |
б |
б |
а |
б |
б |
в |
а |
в |
б |
а |
а |
б |
а |
в |
44 |
12 |
Зоя И. |
б |
б |
а |
е |
в |
д,б |
г |
а |
б |
а |
в |
а |
в |
б |
в |
а |
а |
б |
в |
а |
45 |
13 |
Потап О. |
а |
б |
а |
е |
г |
а,б |
д |
б |
в |
в |
б |
в |
а |
б |
а |
в |
в |
а |
б |
б |
36 |
14 |
Света П. |
в |
а |
а |
е |
в |
д,б |
а |
а |
в |
б |
в |
в |
а |
б |
б |
б |
а |
в |
в |
а |
32 |
15 |
Ирина З. |
в |
а |
а |
б |
г |
а,б |
г |
б |
а |
б |
б |
в |
а |
б |
б |
б |
а |
в |
а |
б |
38 |
16 |
Артем Р. |
б |
б |
а |
е |
г |
а,в |
д |
а |
г |
а |
а |
в |
в |
в |
а |
в |
в |
а |
а |
а |
47 |
17 |
Ольга Е. |
в |
а |
а |
е |
г |
а,б |
а |
а |
в |
в |
в |
а |
а |
б |
б |
б |
в |
б |
в |
в |
32 |
18 |
Дмитрий Т |
в |
а |
б |
б |
в |
а,б |
д |
б |
б |
б |
б |
б |
б |
б |
а |
б |
а |
б |
а |
б |
49 |
19 |
Олег Т. |
б |
а |
б |
б |
в |
а,б |
д |
б |
б |
а |
в |
б |
в |
в |
а |
б |
в |
в |
а |
б |
45 |
20 |
Анна Щ. |
б |
б |
а |
б |
г |
б,в |
б |
б |
а |
б |
в |
а |
б |
в |
б |
б |
а |
в |
в |
б |
46 |
Рисунок 7
Рисунок 8
Проанализировав полученные данные по тесту «Понимаете ли Вы язык мимики и жестов?» разработанный В.Д. Коноваловым, можно сделать вывод, что только у 10% - респондентов отличная интуиция, они обладают хорошей способностью понимать других людей, у них есть наблюдательность и чутье. Слова для них имеют второстепенное значение.
Рекомендация этой группе людей: необходимо делать определённые поправки, и у них есть все шансы научиться разбираться в людях и правильно реагировать на мимику и жесты собеседника ничего не преувеличивая
75% - респондентов, которые любят наблюдать за другими людьми, неплохо интерпретируя их мимику и жесты. Но в реальной жизни они еще не совсем умеют использовать эту информацию (например, для того, чтобы правильно строить свои взаимоотношения с окружающими) и буквально воспринимают сказанные им слова. Таким людям необходимо развивать интуицию, больше полагаться на ощущения.
Рекомендация этой группе людей: больше уделять внимания, полученной информации из мимики и жестов своего собеседника и учитывая эту информацию принимать решения (действия). Это поможет им избегать конфликтных ситуаций.
15% - респондентам трудно правильно оценивать людей, потому они не придают этому значения.
Рекомендация этой группе людей: постараться развивать наблюдательность.
Описание процедуры исследования: групповой вариант тестирования.
Тест «Оценка самоконтроля в общении» (по Мариону Снайдеру).
Стимульный материал теста состоит из 10 вопросов. Респондентам предлагалось внимательно прочитать десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. И оценить каждое из них как верное или неверное для себя. Верное – обозначьте буквой В, а неверное – буквой Н.
Тест имеет трех уровневое деление коммуникативного контроля:
- низкий уровень коммуникативного контроля – личность характеризуется высоким уровнем импульсивности в общении и взаимодействии с окружающими, низкой дифференцированностью поведения, что вызывает раскованность во взаимодействии с партнерами по общению;
- средний уровень коммуникативного контроля – личность характеризуется сдержанностью и низкой эмоциональностью в общении, искренностью и непосредственностью при взаимодействии с окружающими;
- высокий уровень коммуникативного контроля – личность характеризуется достаточно высоким уровнем эмоциональной сдержанности и контроля своего поведения при взаимодействии с окружающими.