Файл: Адаптация ребенка к школе (Сущность понятия «адаптация». Виды адаптации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С психологической готовностью ребенка к обучению в школе тесно связана психологическая адаптация. Н.И. Гуткина рассматривает психологическую готовность к школе как «необходимый и достаточный уровень развития для изучения школьной учебной программы в условиях обучения в обществе сверстников» [3, с. 19].

Психологическая адаптация детей к школе охватывает такие стороны детской психики как волевую, личностно-мотивационную, учебно - познавательную. Разумеется, что успешность школьного обучения определяется как спецификой учебного материала, так и индивидуальными особенностями учащихся.

Главную трудность «предметной» адаптации доставляет для первоклассника освоение содержания обучения – грамоты и математических представлений. На первый взгляд это кажется неверным.

Содержание обучения в подготовительной группе к школе и в первом классе во многом имеет сходство. Фактически знания, которые школьники получают на уроках в начале обучения, большей частью усвоены ими еще в детском саду. В то же время известно: самым трудным периодом в школе считается первое полугодие. Все дело в том, что в основе усвоения знаний в условиях школьного обучения лежат иные механизмы.

В дошкольный период занятия строятся в занимательной и увлекательной формах, в привычных для детей видах деятельности, то есть знания усваиваются большей частью непроизвольно. Главное в процессе же школьного обучения – научить детей понимать учебную задачу.

Достижение такой цели требует от младших школьников определенных усилий и развития целого ряда важных учебных качеств:

1. Личностно-мотивационное отношение к школе и учению: желание (или нежелание) принимать учебную задачу, выполнять задания учителя, т.е. учиться.

2. Принятие учебной задачи: понимание и желание выполнять задачи, поставленные учителем; желание избегать неудачи и стремиться к успеху.

3. Представления о содержании деятельности и способах ее выполнения: уровень элементарных знаний и умений, сформированных к началу обучения.

4. Информационное отношение: обеспечивает переработку, восприятие и сохранение различной информации в процессе обучения.

5. Управление деятельностью: контроль, планирование и оценивание собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию [5, с. 23].

Социально-психологическая адаптация рассматривается не только с позиции воздействия среды на ребенка, но и от обратного: ребенок сам меняет социально-психологическую ситуацию. Поэтому не только ребенку приходится адаптироваться к новому коллективу сверстников, к педагогу, но и самим учителям необходимо адаптироваться к новому для них коллективу детей.


Таким образом, под адаптацией понимается не только приспособление к новой системе отношений, социальных условий, новым требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д., но и способность к дальнейшему личностному, социальному и психологическому развитию.

Существует еще один вид адаптации – личностная (социальная). Этот вид связан с умением и желанием ребенка принять дна себя новую роль школьника. Она достигается целым рядом условий:

1. Развитие у детей умения слушать, планировать свою работу, анализировать полученный результат, реагировать на действия педагога, т.е. развитие способностей и умений, которые необходимы для успешного обучения в начальной школе.

2. Развитие умения находить контакт с другими ребятами, выстраивать отношения с взрослыми, быть интересным и общительным для окружающих людей, т.е. развитие умений, которые позволяют устанавливать межличностные отношения с учителями и сверстниками.

3. Формирование умения справедливо оценивать, как действия своих одноклассников, так и свои действия, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки (полнота знаний, их глубина и объем; возможность применять знания в различных ситуациях), т.е. создание устойчивой учебной мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности.

Все перечисленные выше виды адаптации тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на самочувствии и состоянии здоровья младшего школьника, успешности обучения, его работоспособности, умении взаимодействовать с одноклассниками и педагогом, подчиняться школьный правилам.

По описанию уровней адаптации к обучению в школе можно проследить, что адаптация у детей протекает по-разному и отличается по времени приспособления и устойчивости. Рассматривая психолого-педагогическую литературу, можно выделить три уровня адаптации первоклассников к процессу обучения [2, с. 31].

Каждому уровню соответствует определенная группа детей. Условно ученые (В.С. Мухина, Г.М. Чуткина, Г.Г. Кравцов, Я.Л. Коломинский, Ш.А. Амонашвили) выделяют высокий, средний и низкий уровни.

Высокий уровень адаптации характеризуется адаптацией первоклассников в течение первой четверти обучения в школе. Дети с высоким уровнем адаптации сравнительно быстро осваиваются в школе, вливаются в новый коллектив, находят новых друзей. У них преобладает хорошее настроение, они доброжелательны, спокойны и добросовестны. Без видимого напряжения выполняют все требования педагога.


Положительно относятся к школе, учебный материал усваивают легко, прилежны, внимательно слушают объяснения и указания учителя, занимают в классе благоприятное статусное положение. Иногда у них все же есть сложности либо в отношениях с педагогом, либо в контактах с детьми, т.к. им еще трудно выполнять все требования и правила. Но к концу первой четверти трудности, как правило, преодолеваются, и первоклассник полностью осваивается и с новыми требованиями школы, и с новым статусом ученика, и с новым распорядком дня.

Средний уровень адаптации – дети проходят более длительный период адаптации. Период несоответствия их поведения школьным требованиям затягивается. Младшие школьники испытывают трудности в новых ситуациях обучения, в общении с педагогом и одноклассниками.

На уроках дети могут отвлекаться на посторонние вещи или даже вести игровую деятельность, выяснять отношения с соседом по парте. На замечания педагога они не реагируют или реагируют обидами и слезами. Как правило, такие первоклассники испытывают трудности в изучении учебной программы, только к концу второй четверти реакции этих детей становятся адекватными требованиям педагога и школы в целом.

Низкий уровень адаптации преобладает у первоклассников, у которых социально-психологическая адаптация связана с существенными трудностями. Ученики отрицательно или индифферентно относятся к школе, часто жалуются на состояние здоровья [11, с. 39].

Наблюдаются нарушения дисциплины, доминирует плохое настроение, объясняемый педагогом учебный материал усваивается фрагментарно. Самостоятельная работа дается с трудом, им необходим постоянный контроль. Сохраняют внимание и работоспособность при длительных паузах для отдыха, пассивны, близких друзей не имеют. У таких детей отмечаются резкое проявление отрицательных эмоций и негативные формы поведения. Именно на таких ребят чаще всего жалуются педагоги: они «мешают» работать в классе.

Ребенок, считается адаптированным тогда, когда он полностью приспособлен к полноценному развитию своего физического, личностного и других потенциалов в данной ему новой школьной среде. Во многом успешная адаптация зависит от наличия у младших школьников адекватной самооценки, т.к. она облегчает процесс адаптации к школьному обучению, тогда как завышенная или заниженная самооценка, напротив, осложняют его. Важным показателем удовлетворенности первоклассника пребыванием в школе является его эмоциональное состояние, тесно связанное с эффективностью учебной деятельности. Оно оказывает влияние на успешность социальных контактов, усвоение школьных норм и правил поведения и, в конечном итоге, на сформированность «внутренней позиции школьника».


Таким образом, мы можем сделать вывод, что основными критериями адаптированного младшего школьника являются:

- умение находить контакт и поддерживать его как со сверстниками, так и со взрослыми;

- адекватное восприятие школьных требований и правил; положительное отношение к школе;

- проявление самостоятельности и творческого начала при выполнении учебных и иных поручений.

1.2. Педагогические условия адаптации первоклассников к процессу обучения в школе

Большинство детей, поступающих в первый класс, достаточно подготовлены к школьной жизни. Выполнение многих правил первоклассникам дается с трудом, но, несмотря на это, воспринимаются они как общественно значимые и неизбежные. Как правило, опытный педагог и родители понимают и знают, насколько важно, чтобы требование соблюдения правил и норм поведения не было эпизодическим.

При выявлении педагогических условий стоит ведущую роль отдать педагогу, особенности деятельности которого, должны заключаться в проявлении педагогического мастерства в отношении организации процесса адаптации детей к обучению в образовательной организации [6, с. 44].

В этой связи, педагог с самого начала может создавать условия для формирования процесса адаптации, то есть: объяснить обучающимся, что от них требуется, и требования не менять. Особенность деятельности педагога заключаются в том, что для него важна поддержка родителей, им необходимо поддерживать педагога в его требованиях. Разъяснить первоклассникам отличие новых позиций, обязанностей, прав от тех, что были до школы – очень важно.

От отношения педагога к обучающимся в период адаптации к процессу обучения в школе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения ученик – учитель, отношения, существенным образом определяющие психологическую адаптацию первоклассника к школе.

Многих педагогов волнует проблема адаптации детей к процессу обучения в школе. Исходя из особенностей учеников своего класса, каждый педагог находит свое решение данной проблемы. Если семья будет активно вовлечена в обучение своего ребёнка, то его адаптация к школе будет успешна. С этой целью предусмотрена работа с родителями первоклассников, чтобы повысить их психолого - педагогическую компетентность в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения ощущаемого учениками периода развития. Это своего рода различные тематические родительские собрания [3, с. 45].


Среди психолого-педагогических мер, которые направлены на облегчение адаптации первоклассников к процессу обучения в школе, важное место занимает уменьшение учебной нагрузки на первом этапе обучения.

Процесс адаптации важен в отношении адаптации, обучающихся к процессу обучения. Так, к примеру, на уроках математики существуют свои позиции, при соблюдении которых можно создать условия для более упрощенного процесса адаптации ребенка. К примеру, начальный период адаптации совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношений величины, совершения действий с числами и др. (так называемый дочисловой период).

Помимо расширения математического кругозора и опыта младших школьников, формирования их коммуникационных умений и воспитания личностных качеств, особое внимание также уделяется развитию математической речи первоклассников.

В зависимости от характера заданий обучающиеся спокойно могут передвигаться по классу, подходить к полкам с книгами, столу учителя и т.д. На занятиях математикой много времени уделяется дидактическим играм, при проведении которых ученикам разрешено двигаться, что обеспечивает смену видов деятельности на уроке. Для развития пространственных представлений у детей используются всевозможные дидактические материалы.

В адаптационный период каждую неделю один урок математики рекомендуется проводить на свежем воздухе. К примеру, Е.А. Кудрявцева больше внимание уделяет здоровьесберегающим принципам организации уроков. Период адаптации проходит в то время года, когда имеется благоприятная возможность для проведения прогулок и экскурсий [12, с. 41].

Так же в учебном процессе у детей в начальной школе в учебной программе есть предмет окружающий мир, этот предмет рекомендуется проводить в рамках обеспечения накопления чувственного опыта, реальных, очень значительных красочных впечатлений.

Также происходит прямое знакомство младших школьников с окружающим миром. Но замена экскурсиями и прогулками всех уроков окружающего мира не имеет смысла, поскольку может значительно снизиться их эффективность.

Проведенные наблюдения обобщаются, осмысливаются, встраиваются в формирующуюся систему представлений о мире, а это возможно только на уроке. Прогулки и экскурсии определены образовательной программой, по которой учатся обучающиеся.

В период адаптации к условиям школьного обучения важная роль принадлежит художественным занятиям. Художественная деятельность ученика полагает особую установку учителя на доверительность отношений, на творческое сотрудничество. Следовательно, цели художественных занятий и сама атмосфера предполагают свободные игровые формы общений.