Файл: Адаптация ребенка к школе (Сущность понятия «адаптация». Виды адаптации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В период адаптации художественные занятия имеют различные формы:

- экскурсии и прогулки в лес и парк, с целью развития навыков наблюдательности, восприятия и эстетического любования, а также сбора природных материалов для художественной деятельности;

- экскурсии в музеи;

- игры.

Чтобы представить и создать художественный образ, ребенку нужно попробовать изобразить его через движения своего тела, а для этого нужно в него воплотиться. Такие занятия на уроках изобразительного искусства создают разнообразие форм деятельности, обеспечивают полноту впечатлений, тем самым снимают напряжение [5, с. 47].

Основные направления работы на первых уроках технологии включают в себя формирование познавательных процессов (внимания, мышления, восприятия, памяти, воображения), расширение сенсорного опыта обучающихся, формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами, развитие моторики рук, координации движений и пр.

Часть уроков технологий проводится также в форме игр или экскурсий: подготовительная работа к созданию художественного образа проходит на следующих экскурсиях: «Красота окружающей нас природы», «Образы родного края», «Сказочные животные», «Птичий базар». Здесь происходит тренировка умения видеть образы в окружающих предметах, которые впоследствии ученики будут воплощать в своих работах.

На экскурсии «Что дарит нам природа?» проводится сбор природного материала, также в эту экскурсию входят игры-соревнования «Собери листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает образов, которые можно сделать из шишки», «Из каких природных материалов можно сделать лисичку», «Кого или что напоминает эта веточка?», «Найди листочки, которые напоминают перо птицы» и т.д. Так же стоит проводить уроки-конкурсы с использованием изготовленных поделок, театрализованный конкурс «Озвучь тот персонаж, который ты изобразил», урок-игра «Бумажная авиация» и т.д.

А. В. Воронцов обращает внимание на особенности организации урока в первом классе. С учетом особенностей первоклассников урок строится иначе, чем в последующих класса начальной школы [2, с. 42].

Урок представляем в виде двух структурных элементов: организационный момент и основная часть. Организационный момент урока используется для того, чтобы младшие школьники научились организовывать свое рабочее место (достать из портфеля нужный учебник и тетради, правильно и удобно расположить их на парте, разложить кассу букв и т.п.).

Здесь требуется длительная терпеливая работа педагога, который в пошаговой инструкции объяснит классу, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий). Основная часть урока состоит из нескольких разнообразных, но взаимосвязанных видов деятельности. Как структурной части урока особое внимание уделяется применению игр.


Важно использовать не только дидактические игры с правилами, способствующие формированию новой ведущей деятельности – учебной, но и ролевые игры, которые помогают развить творческие способности, основой которых является воображение.

Как важнейшей части социальной адаптации особое внимание на уроке учителя уделяют организации учебного сотрудничества. Например, работая в «микроколлективе», дети овладевают технологией групповой работы на уроках, понимают значение сплоченности в момент коллективной деятельности.

Контроль и оценка результатов обучения в первых классах реализовывается в соответствии с Письмом Министерства образования Российской Федерации «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000г. № 2021/11-13: исключается система балльного (отметочного) оценивания.

Оценочная деятельность учителей направлена на стимулирование учебно - познавательной деятельности первоклассников. У каждого учителя имеется «копилка» контрольно-оценочных приемов и средств, таким образом, закладываются основы оценочной самостоятельности обучающихся.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Часть детей характеризуется несформированностью школьнозначимых функций: многие первоклассники быстро утомляются, без внешнего контроля с трудом организуют свою деятельность. Различен у ребят и уровень речевого, нравственно-волевого и интеллектуального развития. Н.В. Цыба предлагает формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:

− задания с разной степенью трудности;

− специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие речи, памяти, мышления, внимания, воображения и пр., которые занимают небольшую по времени часть урока. При этом по возможности младшие школьники работаю в парах или группах, чтобы коллективно решить ту или иную творческую или логическую задачу;

− предлагаемый ученикам на уроке дополнительный материал, создающий благоприятный эмоциональный и интеллектуальный фон обучения. Не требуется от каждого ученика запоминания дополнительного содержания, т.к. оно больше служит для поддержания интереса у ребенка, чем увеличения его информированности [5, с. 64].

Большое значение для педагогической поддержки в период адаптации первоклассников к процессу обучения в школе учителя придают внеклассным мероприятиям, которые имеют огромный воспитательный потенциал (Н.А. Бондаренко, Е.Д. Басова, М.Н. Иванова и др.) [1, с. 18].


Внеучебная деятельность детей организуется в соответствии с желаниями и интересами, как детей, так и их родителей:

1. Организация групп продленного дня;

2. Классные и общешкольные мероприятия во внеурочное время, с целью приобщения, обучающихся к школьным традициям. Выполнение требования соответствия содержания и форм воспитательной работы возрастным особенностям первоклассников. Как прием воспитания в процессе внеклассных мероприятий используются различные игры (игры-драматизации, спортивные, сюжетноролевые и т.д.).

Выставки детского творчества, экскурсии, концерты для родителей и другие детские праздники.

В играх для младших школьников может быть применим любой материал: математический, речевой, а также реальные предметы или знания о них (викторина). Любой вид деятельности (изобразительная, интеллектуальная, двигательная, речевая и др.) может стать игрой. Это могут быть подвижные, настольные, режиссерские игры.

В процессе игр имеются следующие возможности для адаптации первоклассников в новом коллективе:

− развитию эмпатии способствует проигрывание различных ситуаций от лица «другого» (игрового персонажа), вхождение в образ;

− внешнему проявлению качеств личности, что делает оценку более доступной и понятной для всех детей (развитие оценки и самооценки) способствует передача личностных качеств с помощью вербальных и невербальных средств;

− развитию эмоциональной сферы ребенка способствует эмоциональность контактов с партнером, эмоциональный отклик на сюжет игры;

− творческие проявления в игре способствуют творческому самовыражению ребенка, учат действовать в пределах социально - одобряемых норм [5, с. 61].

М.Н. Иванова считает, что задачей учителя является установление дружеских связей между одноклассниками, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного доверия и уважения, уступчивости и вместе с тем инициативности [13, с. 21].

Для достижения этого более всего подходит организация работы малыми группами. Она не утомительна для детей, т.к. они находятся в тесном контакте между собой. Младшие школьники в малых группах работают по принципу «Знаешь сам, скажи другому», «Умеешь сам, научи другого». Важно также, что в малых группах формируется оценка на «себя».

Школьник учится объективно сравнивать собственные умения с умениями сверстников, сопоставлять свое мнение и мнение окружающих. Первоклассников учат объединяться сначала в пары, затем в четверки, следом – в шестерки для возникновения общения, для знакомства и сближения.


Тема для обсуждения и выполнения задания объявляется после успешного завершения первого этапа занятия. Работа в паре учит младших школьников слушать и слышать товарища, работать в дружной обстановке и в едином темпе, давать и принимать советы. Этому всему способствуют парное чтение, совместное письмо на доске одним мелком, жонглирование мячами и т.д.

На начальном этапе процесс адаптации формирование групп проходит по симпатиям, со временем – с помощью социоигр («Найди группу по цвету глаз, по цифре, по одинаковым картинкам» и др.).

Процесс адаптации первоклассника к школе во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько комфортно, интересно и безопасно чувствует себя ученик во время уроков, в ситуации взаимодействия и общения с одноклассниками и педагогом.

Специальные игровые упражнения помогают детям быстрее войти в тревожный поначалу мир школьной жизни, освоить новую для себя роль школьника.

Задача учителя – создавать в классе атмосферу конструктивного и доброжелательного взаимодействия, которая позволяет ученикам познакомиться и подружиться друг с другом, ослабить внутреннее напряжение [5, с. 69].

Таким образом, значительные изменения в жизнь ребенка вносит его вступление в школьную жизнь. Одним из наиболее сложных периодов для младших школьников является период адаптации к школе. При рассмотрении определений понятия адаптация разных авторов.

Наиболее подходящим для нас стало определение исследователей изучения адаптации первоклассников (П.К. Анохина, И.В. Дубровина, Г. Селье, И.П. Подласый, Ш.А. Амонашвили, Н.И. Гуткина, В.А. Петровский, Р.В. Овчарова,): адаптация – это не только процесс приспособления младшего школьника к новой системе отношений, социальным условиям, видам деятельности, новым требованиям, но и способность к дальнейшему личностному, психологическому и социальному развитию [13, с. 32].

Анализ работ отечественных авторов показал, что процесс адаптации в теоретическом осмыслении имеет четыре вида:

- физиологическая (взаимодействие различных систем организма);

- биологическая (изменение в функциях органов и обмене веществ соответственно жизненному значению воздействий);

- психологическая (приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических состояний, свойств, процессов);

- социально-психологическая (приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе).

Эти виды адаптации могут проявляться одновременно и взаимодействовать друг с другом. Рассматривая психолого-педагогическую литературу, можно выделить три уровня адаптации (высокий, средний, низкий) первоклассников к процессу обучения. Каждому уровню соответствует определенная группа детей. В начальной школе в период адаптации ребенка к школе учителя используют следующие направления в работе:


− использование здоровьесберегающих технологий обучения;

− использование игры, как средства обучения;

− создание комфортных условий взаимодействия в ученическом коллективе;

− формирование учебных умений у первоклассников;

− развитие коммуникативных способностей.

В ходе проведения теоретического обзора литературы мы выяснили, что адаптация первоклассников к процессу обучения в школе включает в себя:

− адаптацию организма ребенка к новым условиям жизни (физические нагрузки на организм, смена сферы деятельности, более напряженный режим дня и т.д.);

− адаптацию ребенка к новой деятельности (смена игровой деятельности на учебную);

− адаптацию ребенка к новому школьному коллективу (эмоциональное благополучие ребенка в межличностном взаимодействии).

Большое значение для педагогической поддержки в период адаптации ребенка к школе учителя придают внеклассным мероприятиям, которые имеют огромный воспитательный потенциал (Е.Д. Басова, Н.А. Бондаренко, М.Н. Иванова и др.) [6, с. 42].

Внеучебная деятельность первоклассников организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей (законных представителей). Таким образом, основными критериями адаптированного первоклассника являются положительное отношение к школе, умение входить в контакт со взрослыми и сверстниками и поддерживать его, адекватное восприятие школьных требований, легкое усвоение учебного материала, проявление самостоятельности и творческого начала при выполнении учебных и иных поручений.

ГЛАВА 2. ОПЫТ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ НА ОСНОВАНИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Анализ существующего педагогического опыта адаптации детей к обучению в школе на основании внеурочной деятельности