Файл: Адаптация ребенка к школе (Сущность понятия «адаптация». Виды адаптации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Погружаясь в опыт применения различных современных и актуальных средств в отношении адаптации детей к обучению, в особенности младших школьников можно рассмотреть опыт различных педагогов. Как было уже обозначено, на основании большого пласта научно-практических исследований выделенной проблемы, современные педагоги с легкостью могут создавать собственные программы, формируя комплексы упражнений и занятий на основании своего опыта, исходя из развития воспитанников и их потребностей.

В данной части работы будет представлен практический опыт различных педагогов, которые реализовывали свой опыт в разных частях России. Так можно рассмотреть опыт педагога Евсеевой Татьяны Владимировны, которая много лет работает в образовательном учреждении МОБУ СОШ №8, ХМАО - Югра.

Ведущая педагогическая идея опыта Татьяны Владимировны заключается в создании педагогических условий для активной адаптации детей в начале обучения во всех видах деятельности.

Новизна представленного опыта состоит в создании системы и определении эффективных условий для адаптации первоклассников, нацеленных на активизацию адаптационных процессов младших школьников при помощи внеурочной деятельности.

Цель программы – способствовать созданию педагогических условий для адаптации младших школьников, при помощи внеурочной деятельности.

Задачи программы:

- определить теоретические предпосылки применения внеурочной деятельности как формы обучения в образовательном учреждении;

- исследовать передовой педагогический опыт применения внеурочной деятельности для адаптации младших школьников, особенно первоклассников;

- на практике применить программу активизации процессов адаптации младших школьников, разработанную на основании внеурочной деятельности;

- выделить эффективные условия для адаптации младших школьников при помощи внеурочной деятельности.

Для успешного решения задач по адаптации детей к обучению в школе автор применяет такую форму организации работы, как внеурочная деятельность.

Подбор занятий для внеурочной деятельности осуществлялся согласно возрастным особенностям детей, а также с учетом усложнений их по содержанию. Работа с детьми проводилась по разработанному перспективному плану, в совместной деятельности, на динамической паузе, во внеурочной деятельности, также в занятия включены игры, в том числе и дидактические и учитывались особенности построения образовательного процесса. Педагогом была создана картотека дидактических игр по адаптации младших школьников к обучению в школе, в том числе и первоклассников, сформированы дидактические пособия. Все знания, которые дети получали на занятиях, в ходе бесед, на прогулках, вне занятий, в свободной деятельности, закреплялись в дидактических играх. В основании работы лежали такие дидактические принципы как:


  • проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает сам в процессе своей собственной деятельности;
  • мотивации – знания приобретают для ребенка личностный смысл;
  • интеграции – взаимосвязь всех разделов программы;
  • индивидуализации – способствует развитию личностных качеств;
  • психологической комфортности – создание спокойной, рабочей атмосферы.

В своей деятельности Евсеева Т.В. разработала самую интенсивную часть всей программы, она создавала условия для бережной адаптации первоклассников, как во время изучения учебных предметов, так и во внеурочное время.

В этот период она поставила акценты на исследование пассивных и активных сторон личности младших школьников.

Большое внимание в своей программе автор уделяет работе с родителями, так как это взаимодействие и поддержание программы создаёт условия для более эффективной адаптации младших школьников. Для всех родителей разработаны карточки, проводятся индивидуальные беседы и консультации.

В результате прохождения данной программы у участников происходит следующая динамика:

  1. Повышается уровень адаптации детей, происходит расширение и обогащение их социального опыта и межличностного общения младших школьников.
  2. Происходит формирование и развитие навыков адаптации личности, что пригодится в будущем как компоненты других видов адаптации детей.

Программа из города Советска «Театр в начальной школе», составленная педагогом начальной школы Филипповой Ириной Фёдоровной направлена на ускорение процесса адаптации детей и воспитание личности обучающегося, так как при помощи данной программы синтезирует различные виды творчества и психологические тенденции личности первоклассник к адаптации к школе. Одним из таких синтетических видов является театр.

При помощи данной программы педагог старается развивать всесторонне личность ребенка, в том числе активизировать его процессы адаптации.

По мнению педагога при помощи театрализованной деятельности ребенок начинает свободно фантазировать, это происходит в связи с тем, что он работает с различными текстами, погружается в прослушивание различных музыкальных композиций, пробуждается интерес к литературе, обучающиеся начинают читать с удовольствием и более осмысленно, что позволяет частично более быстро и в интересной деятельности игрового плана адаптироваться к процессу обучения.

И.Ф. Филиппова предлагает реализовывать свою программу во внеурочной деятельности на протяжении всех лет обучения в начальной школе, но особое внимание уделяется первоклассникам. В своей программе Филиппова предлагает опираться на классические принципы дополнительного образования: создание ситуации успеха, добровольности. Так же педагог предлагает классические принципы построения образовательного процесса, как принципы: доступности, наглядности, систематичности и последовательности.


Программа предполагает, как групповые формы работы, так и индивидуальные, что поможет в погружении в тематику программы и отработки таких тем, как: театрально - исполнительская деятельность, занятия сценическим искусством, основы пантомимы и так далее.

Вся работа в конце года подытоживается работой над серией мини-спектаклей, которые дети оказывают в разных группах. После реализации программа И.Ф. Филиппова предполагает, что может значительно повысить способность работы детей в коллективе, их уровень познавательной активности, что будет заметно во время адаптации детей к процессу обучения.

Следующая программа, выбранная для анализа реализуется в МКОУ Старо-Тартасской общеобразовательной школе. Данная программа так же направлена на адаптацию детей к обучению в школе и имеет серьезные межпредметные связи с риторикой, литературным чтением, музыкой, технологией, физкультурой.

Цель программы состоит в том, чтобы сформировать у каждого участника стереотипы поведения, которые способствуют более качественному процессу адаптации обучающихся при помощи искусства, художественного слова, театрализации, практических занятий по сценическому мастерству.

Большая роль в формировании процессов адаптации обучающихся, отводится театральному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Задача театрального тренинга заключается в том, чтобы пробудить творческую фантазию, так же данный тренинг предполагает широкое использование элемента игровых технологий.

Тренинг проходит через все занятия в рамках программы, на каждом занятии проходят репетиции определенных театральных пьес по специально разработанной учебной программе.

В программе применяются различные приемы обучение: групповая и индивидуальная форма работы. В рамках программы дети вместе со своими педагогами посещают различные театры, после чего проводятся беседы с обучающимися.

Программа предполагает, что упор делается на развитие коммуникативных способностей личности и развитие их межличностных отношений, что в свою очередь способствует более быстрой адаптации обучающихся. Так же стоит выделить тот факт, что в программе применяется театральный тренинг, это серьезный метод для развития именно коммуникативных навыков. Сильных средств, направленных на развитие познавательных способностей не наблюдается.

Следующая программа, разработана Меняевой Екатериной Сергеевной. Характер программы образовательно - развивающая программа.


Данная программа состоит из двух учебных разделов: «Развитие коммуникативных способностей» и «Активизация процессов адаптации личности ребенка в школе».

В отношении активизации процессов адаптации личности ребенка в школе, стоит отметить, что упор делается на развитие психических процессов, которые важны для познания мира и снятия барьеров в познании социума.

Также в рамках деятельности по развитию адаптации личности ребенка обозначено, что курс развивает свободное ощущение сцены, убирает зажимы и стеснение личности. Эти факторы не имеют отношения к развитию адаптационных способностей личности, а все же на внешнее самовыражение личности в процессе театрализованной деятельности.

Таким образом, стоит отметить, что данный опыт является важным и применимым в деятельности других педагогов, предложенные программы обладают адаптивными частями и строится на организации процесса взаимодействия: педагог – дети, родители – дети. В одной из программ рассматривается взаимодействие педагог – родители.

Стоит так же выделить, что достоинствами проанализированных программы является простота применения и возможность проявления педагогического творчества, так как важно учитывать интересы и особенности группы детей и подбирать игры относительно их интересов и развития.

Представленной опыт интересен для изучения также с точки зрения систематизации работы по внедрению программ по развитию процессов адаптации в начальной школе на всех этапах обучения и реализуется во внеучебной деятельности в начальной школе в образовательном учреждении.

Стоит сделать вывод, что театрализованная деятельность обладает определенным потенциалом в развитии процессов адаптации личности, а именно: в отношении умения находить контакт обучающихся как со сверстниками, так и со взрослыми, в плане адекватного восприятия школьных правил, в формировании положительного отношения к школе, а так же в плане проявления самостоятельности и творческого начала при выполнении учебных и иных поручений, что напрямую соответствует выдоенным в первой главе требованиям к адаптации ребенка в школе. В этой связи, стоит предложить проект по адаптации детей первого года обучения к школе.

2.2 Проект по адаптации детей к обучению в школе


Задачи современного обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение обучающимися программу обучения, но и в том, чтобы продвинуть их в развитии, что неразрывно связано с процессом адаптации обучающихся.

Особенное значение работа над развитием детей имеет в начальных классах являющейся фундаментом дальнейшего становления личности школьника. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности, но для ее организации важно, чтобы личность успешно адаптировалась в созданном социуме. Ядром формирования адаптации выступает формирование навыков коммуникации личности, что для первоклассников возможно при помощи игровой или схожей деятельности.

Опираясь на вышеприведённые теоретические факты, а также принимая во внимание современные образовательные стандарты предлагается проект по развитию адаптации личности нестандартными формами во внеурочной деятельности. В этой связи, в работе представлена программа по развитию процесса адаптации детей в школе средствами театрализованной деятельности.

Реформирование системы образования, переход на новые ФГОС требует нового методологического подхода к её организации и содержанию. На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

Именно при помощи театральной деятельности, организованной во внеучебной работе младший школьник может обрести необходимые навыки адаптации:

1. Коммуникативность, активность, смелость, взаимопонимание в среде сверстников и взрослых людей.

2. Выработка практических умений и навыков. Точность, исполнительность, рациональное использование времени, материала, соблюдение порядка и дисциплины. Формирование и расширение знаний детей, обогащение новыми впечатлениями.

3. Активизация познавательных интересов, расширение кругозора учащихся, обогащение опыта детей через изучение литературных источников, Интернет-ресурсов для постановки спектакля, посещение театров, музеев.

4. Театральная деятельность позволяет обучающемуся самоопределяться и в профессиональных привязанностях, а в школьном театре можно быть и актером, и режиссером, и декоратором, и костюмером, и гримером, и хореографом, попробовать себя в разных социальных ролях, что будет способствовать его адаптации в будущем в других средах, так как смена ролей помогает попробовать много нового и создать для себя стереотипы повеления в разной деятельности [2; стр. 45].