Файл: Адаптация ребенка к школе (Сущность понятия «адаптация». Виды адаптации).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Рассматривая тему «Адаптация ребенка к школе», стоит отметить, что происходит анализ и подбор современных способов адаптации. В контексте данной курсовой работы будет проанализирован аспект адаптации детей к включению в образовательный процесс. Образовательный процесс, в свою очередь, можно разделить на процесс обучения и процесс воспитания.
Естественно, что процесс адаптации ребенка к школе должен охватывать оба эти процесса, в том числе, тем более, в первом классе. При поступлении в школу вокруг ребенка меняется полностью весь мир, он становится более взрослым и от него требуют совершенно иной деятельности, чтобы способствовать развитию ребенка педагоги создают программы адаптации детей к обучению в школе.
В последние годы наблюдается рост числа педагогов, которые во время внеурочной деятельности реализуют различные программы: языковые, туристические, спортивные, творческие и другой направленности.
Вместе с тем, преобразования, в сфере организации внеурочной деятельности, в образовательном учреждении ведущиеся в последние годы, носят противоречивый характер. С одной стороны, внедрение в практику программ различной направленности, свидетельствует об инновационных процессах в работе образовательных учреждений, с другой – новые программы не всегда являются откликом на реальные интересы и особенности детей.
Изучая младших школьников в контексте их адаптации к обучению в школе, в особенности в первом классе, стоит отметить то многообразие форм и методов в образовательном учреждении, которое может быть заложено как в обычном учебном процессе, так и во внеурочной деятельности. Этот факт обусловлен стремлением удовлетворить, с одной стороны, потребность школьника в отдыхе в свободное от учебы время, с другой стороны, обеспечить успешное развитие подрастающего поколения в условиях разнообразно организованной деятельности.
Исследователи Бахтин Н.Н., Букатов М.В., Горчаков Н.Н., О.С. Газмана, И.П. Иванова, Н.Б. Крыловой, С.А. Шмакова указывают, что внедрение в практику работы с детьми младшего школьного возврата программ по адапатции должно сопровождаться последовательным научно-методическим и материальным обеспечением.
Тема развития адаптации первоклассников достаточно исследована в литературе, так тему развития адаптации детей к школе исследовали: JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, А.Н. Соколов, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин , С.Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов.
Объект исследования: адаптация детей (первоклассников) к школе.
Предмет исследования: внеурочная деятельность, как средство адаптации детей (первоклассников) к школе.
В этой связи цель курсовой работы: изучить возможности внеурочной деятельности для адаптации детей (первоклассников) к школе.
Задачи:
- Рассмотреть теоретические аспекты адаптации детей к школе;
- Выделить способы организации процесса адаптация детей (первоклассников) к школе;
- Предложить программу внеучебной деятельности, направленной адаптацию детей (первоклассников) к школе.
Методы исследования: анализ научно – практической литературы по теме исследования, анализ и синтез полученных данных.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Сущность понятия «адаптация». Виды адаптации
Прежде чем рассматривать проблемы адаптации первоклассников к процессу обучения, определим само понятие «адаптация».
Рассматривая термин «адаптация», можно выделить его отношение к самым различным наукам, общее, что связывает эти отрасли научного знания, что все они связаны с изучением социума, человека. Понятие «адаптация», было заимствовано социальными науками из биологии. Так «адаптация» - это свойство живого организма, сформированное для обеспечения приспособления к изменениям среды. Адаптация может протекать как по отношению к внешней среде, так и к изменениям внутри самого организма.
Сам процесс адаптации становится все более направленным на поддержание стабильности и равновесия сил организма в условиях окружающей среды. Адаптация включается в тот момент, когда начинают осуществляться изменения, выводящие субъект из стабильного, привычного для него состояния. Это может быть связано с погружением в другую среду и будет продолжаться до полного приспособления к новому окружению [6, с. 24].
Если мы используем понятие «адаптация» в контексте социальных наук, то тогда этот процесс будет связан со всеми процессами социализации личности. Адаптация, как процесс, протекающий в отношении социума, становится отражением естественно – научных и социально-гуманитарных наук.
Проблемами адаптации в научно – практической литературе занимались такие исследователи, как М. Вебер, Э. Гидденс, Т. Лукман и другие.
Так, в широком смысле понятие «адаптация» - это способность живого организма приспосабливаться к новым условиям окружающей среды [7, с. 45].
Рассматривая понятие «адаптация» в узком смысле, стоит обратиться к более узким социальным, общественным и педагогическим наукам.
К примеру. В трудах У. А. Томаса, Ф. Знаненского, А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Фромма мы будем обращать внимание на трансформацию термина «адаптация» в термин «социальная адаптация».
Исследования данных авторов на сегодняшний день являются методологической основой в изучении понятия «социальная адаптация». [10, с. 34].
Подходя к анализу понятия «социальная адаптация», стоит отметить, что это процесс, который будет связан с социализацией личности человека, по сути это один из самых важных процессов, который обеспечивает стабильное существование личности в обществе, это успешное функционирование и важнейший механизм самореализации личности в системе общественных связей.
«Социальная адаптация» может разделяться на несколько этапов:
- внедрение субъекта в среду;
- ознакомление, усвоение норм, а также ценностей, устоявшихся в этой среде;
- полное слияние субъекта со средой, для достижения целей самореализации и среды в целом. [15, с. 19].
В связи с этим в социальной адаптации личности к другим сферам жизнедеятельности можно выделить следующие виды адаптации:
- трудовая или производственная адаптация – процесс приобщения к нормам той организации, где начинает работать личность.
- психофизиологическая адаптация – это своего рода элемент социальной, а также биологической адаптации. Объектом данного вида адаптации становится комплекс факторов производственной среды, если эти факторы принимаются субъектом и процесс социальной адаптации происходит своевременно и безболезненно, то тогда это будет позитивно влиять на: общее здоровье и самочувствие личности, на фон настроения, на общую работоспособность и дееспособность личности.
- следующий вид адаптации – это социально - психологическая. Этот процесс обусловлен включением личности в систему взаимоотношений. Это может быть абсолютно любой коллектив, не обязательно связан с производственной сферой, это может быть образовательная организация, сфера досуга, сфера дополнительного образования, просто новый город и прочее. Так этот вид адаптации способствует и анализирует приобщение субъекта к традициям, нормами поведения, ценностям новой среды.
В ходе социально-психологической адаптации, субъект анализирует доступную для него информацию: отношения в коллективе, наличие формальной и неформальной среды, социальные роли и значимость членов коллектива, группы, социума [6, с. 36].
Как составляющие самого процесса социальной адаптации стоит выделить первичную и вторичную адаптацию.
- первичная адаптация – это приспособление личности к новым условиям среды (обитания, новый коллектив, профессиональная сфера и прочее);
- вторичная адаптация – это процесс приспособления личности, которая обладает опытом в данной деятельности: к примеру, если человек, сменил работу, не кардинально, а лишь организацию, то в профессиональном плане у него есть знания и навыки, а в социальном плане ему предстоит знакомство с новым коллективном. Или же другой пример: создание своей семьи – у каждого человека есть свой образ семьи, свои представления и ценности в отношении данного понятия, но при вступлении в брак происходит соединение двух возможно различных представлений о семье, так эти процессы трансформируются в процесс социальной адаптации.
Адаптацию детей к школе можно назвать двусторонним процессом, т.к. под адаптацией с одной стороны понимается приспособление детей к окружающему миру, окружающим их людям, и, с другой стороны, окружающих людей к ним. При недостаточном развитии одной из сторон процесс адаптации детей к школьному обучению может проходить болезненно, длительно или даже может закончиться отторжением ребенка от непривычного ещё для него социума – школы.
Социальная адаптация младших школьников широко исследуется представителями различных наук, но все равно среди ученых до сих пор нет единого мнения о ее содержании, сущности, механизмах и критериях успешности [1, с. 24].
Анализ работ отечественных авторов Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, Д.Н. Узнадзе, А.Л. Ухтомского и др. показал, что процесс адаптации в теоретическом осмыслении имеет четыре вида:
− Физиологическая (взаимодействие различных систем организма);
− Биологическая (изменение в функциях органов и обмене веществ соответственно жизненному значению воздействий);
− Психологическая (приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических состояний, свойств, процессов);
− Социально-психологическая (приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе). Эти виды адаптации могут проявляться одновременно и взаимодействовать друг с другом. В физиологической адаптации выделяется три главных этапа.
Каждый этап характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма и имеет свои особенности. Первый этап физиологической адаптации – ориентировочный. Организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом постоянного обучения. Эта, так называемая, «физиологическая буря» продолжается довольно долго (примерно две-три недели).
На этом этапе говорить о какой-либо экономии ресурсов организма не приходится, т.к. организм тратит все, что есть, поэтому учителю нужно помнить, какую высокую «цену» платит организм ребенка в этот период.
Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты, реакции на постороннее воздействие.
Третий этап характеризуется относительно устойчивым приспособлением, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу не выполнял школьник: статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденно сидячей позе, интеллектуальная работа по усвоению новых знаний или психологическая нагрузка от общения в большом и смешанном коллективе, организм, а точнее сказать, каждая из его систем, должна отреагировать своей работой, своим напряжением.
Поэтому чем большее напряжение будет испытывать каждая система, тем больше ресурсов потратит организм. Но возможности детского организма далеко не безграничны. Продолжительное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.
Приблизительно пять – шесть недель длятся все три фазы физиологической адаптации, а наиболее сложными считаются первая и четвертая недели. Биологическая адаптация во многом определяется состоянием здоровья ребенка. По степени приспособленности к школе различают три группы детей [3, с. 12].
Первая группа – дети, проявляющие легкую адаптацию, вторая группа – проявляющие адаптацию средней тяжести и третья группа – проявляющие тяжелую адаптацию. При легкой адаптации состояние напряженности функциональных систем организма ребенка возмещается в течение первой четверти.
Адаптация средней тяжести может протекать в течение первого полугодия, она характеризуется нарушением самочувствия и здоровья. У части детей адаптация в школе проходит тяжело, при этом существенные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала учебного года к концу учебного года. Одним из основных критериев, который характеризует протекание адаптации к регулярному обучению, является состояние здоровья ребенка и изменение его показателей под воздействием учебной нагрузки. 11