Файл: Адаптация ребенка к школе (Сущность понятия «адаптация». Виды адаптации).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 2
Театрализованные занятия вовремя внеучебной работы привлекательны тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений. Театр может быть и уроком, и увлекательной игрой, и средством погружения в другую эпоху, и открытием неизвестных граней современности [14; стр. 59].
Название проекта «Способности будущего».
Актуальность проекта обусловлена возрастными особенностями участников: адаптация к образовательной организации, ориентация на обучение, обучение взаимодействию со сверстниками.
Так же стоит отметить, что театрализованная деятельность всегда привлекает и детей. Ведь те образы актеров, актрис, которые они видят в театрах, с экранов телевизора являются привлекательными. Вместе с тем, повседневная жизнь современного ребенка не всегда связана с театром, с занятиями в театрализованных кружках.
Во внеурочной деятельности дети находятся в нестандартной ситуации, где за ограниченный временной период есть возможность действительно получить самореализацию, развинтить познавательную активность в данном виде деятельности.
Целевое назначение проекта и задачи проекта:
Цель проекта: создание условий для развития адаптации младших школьников к обучению средствами театральной студии, организованной во внеурочной деятельности.
Задачами, решающими цель, являются:
- Решение проблемы информационной безграмотности младших школьников относительно театрализованной деятельности через специальную образовательную программу;
- Внедрение разнообразных форм деятельности для развития адаптации детей к обучению;
- Формирование у младших школьников устойчивого интереса к дальнейшему развитию и совершенствованию навыков общения и коммуникаций.
Участники проекта: младшие школьники (первоклассники) общеобразовательной школы.
Структура декомпозиции работ по реализации проекта
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный – на данном этапе следует провести диагностические методики, направленные на выявление уровня творческого потенциала детей и уровня адаптации;
- Основной – данный этап целесообразно разделить на 2 подэтапа:
- включение детей в деятельность программы, их знакомство и адаптация;
- реализация образовательной программы и отработка полученных навыков на практике. Здесь реализация навыков должна идти от простого к сложному: сначала младшие школьники отрабатывают полученные знания и навыки в группе участников проекта, затем на уровне всей школы.
- Заключительный этап будет реализован при помощи финального задания – постановки спектакля участниками программы. Будет организован его показ для всех детей в школе. Так же будет проведена вторичная диагностика, что будет являться изучением динамики показателей участников проекта. Тематическое планирование представлено в таблице 1.
Таблица 1 - Тематическое планирование программы
Дата |
Тематика занятия |
Элементы содержания |
Планируемый результат |
Сентябрь |
Вводное занятие |
Знакомство с группой – адаптация участников программы; Объяснение специфики занятий и их содержания. Установление правил общегрупповой работы. Применение игр на взаимодействие для раскрепощения участников и установления контакта в группе. |
Создать условия для формирования значимости коллективной работы во время реализации программы; Понять содержание и процесс занятий; Установить и соблюдать правила поведения, принятые группой во время занятия. |
Сентябрь |
Театр, как вид искусства |
В образовательном плане: Внедрение понятия о театре; Изучение видов театра; Выявление отличия театра от других видов искусства. В практическом плане: Игра театрализация – «Создание театра» Постановка проблемы выбора жанра и тематики будущей постановки. |
Сформированность основных понятий темы: театр, виды театра и их отличия. При помощи игры театрализации применение выработанных представлений на практике. |
Октябрь |
Культура и техника речи. Коммуникации личности при помощи речи. |
В образовательном плане: Формирование основных орфоэпических правил; Работа над артикуляцией: речевая гимнастика. В практическом плане: Проговаривание и инсценировка скороговорок в рамках групповой работы Выбор пьесы для постановки. Работа над текстами. |
Изучение орфоэпических правил произношения; уметь четко и быстро произносить скороговорки с разными интонациями; формирование умения работать в разных группах и изменяющихся условиях. |
Ноябрь |
В образовательном плане: Работа над дикцией; Артикуляционная гимнастика; В практическом плане: Чтение различных литературных произволений не из школьной программы с разными заданиями: - будто вы строите диалог (один человек исполняет 2 роли); - монологовая речь; - рассказ о природе; - речь автора за кадром. Распределение ролей. Работа над тексами будущей постановки. |
Внедрение понятия «дикция» и ее значение в речи; знать виды упражнений артикуляционной гимнастики; работа над речевым дыханием; - работа в команде, получение навыков командообразования, распределения ролей, формирование межличностных отношений |
|
Декабрь |
Культура и техника речи |
В образовательном и практическом плане работа над развитием нестандартного мышления, активности личности; В практическом плане: Чтение новых стихотворений не из школьной программы Игра «Новый характер у старой сказки» Работа над тексами будущей постановки. |
Развитие воображения; Формирование коллективного творчества; Работа над нестандартным мышлением, активностью в самовыражении, снятию барьеров в общении, умением выходить за рамки обыденности. |
Январь |
Ритмопластика и актерская грамота. Работа с аудиторией в разных ролях. |
В образовательном и плане: Введение понятия «ритмопластика», публичное выступление; Работа над осанкой, походкой, движениями; В практическом плане: Чтение новых литературных произволений из хрестоматии. Игра «Фестиваль одного танца». Игра «Публичное выступление» Начало постановки танца для спектакля. |
Освоение основных понятий и практических упражнений темы; Выработка понимания отличия сценического движения от танца; Формирование общения личности за пределами своей микрогруппы, формирование командного духа и межличностных коммуникаций. |
Февраль |
Работа с аудиторией в разных ролях. |
В образовательном и плане: Изучение понятия «воображение». Выявление видов воображения. В практическом плане: Чтение новых литературных произволений из хрестоматии. Развитие воображения при помощи игр театрализаций «Маски», «Оживление предметов», «Имитация», «Тени». Работа над образом своего персонажа. Репетиция танца для спектакля. |
Формирование основных понятий темы; Развитие воображении средствами игры; Формирование общения личности за пределами своей микрогруппы, формирование командного духа и межличностных коммуникаций. |
Март |
Работа с аудиторией в разных ролях. |
В образовательном плане: Изучение импровизации. Роль импровизации, взаимосвязь импровизации с техническими навыками в репетиционной работе. В практическом плане: Чтение новых литературных произведений не из школьной программы. Игры «Звукооператор», «Театральный режиссер». Работа над импровизацией в процессе спектакля. Репетиция танца для спектакля. |
Формирование основных понятий темы; Возможность применения на практике импровизации; Работа над нестандартным мышлением, активностью в самовыражении, снятию барьеров в общении, умением выходить за рамки обыденности. |
Апрель |
В образовательном плане: Сценическое действие как главное выразительное средство актерского искусства. В практическом плане: Чтение новых литературных произведений не из школьной программы. Этюды на темы басен И. Крылова («Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица»). Работа над пластикой своего персонажа. Репетиция танца для спектакля. |
Работа над нестандартным мышлением, активностью в самовыражении, снятию барьеров в общении, умением выходить за рамки обыденности. |
|
Май |
Общение и диалог |
В образовательном плане: Понятие «общение». Отличие сценического общения от обычного общения в жизни. В практическом плане: Развитие познавательной активности. Упражнения и этюды на различные виды общения. Работа над декорациями. Репетиция спектакля. Репетиция танца для спектакля. |
Возможность применения на практике особенностей общения; Возможность выйти за рамки обычного, развитие нестандартного мышления; Работа над нестандартным мышлением, активностью в самовыражении, снятию барьеров в общении, умением выходить за рамки обыденности. |
Май |
Круглый стол «Моя роль и Я» |
Выявление представлений участников проекта о своих персонажах. Подведение итогов программы; Проведение диагностики. |
Формирование имения каждого о своем участии в данном проекте, выявление личного роста участников. |
Май |
Репетиционный процесс |
||
1 июня |
Спектакль |
При реализации программы важно учитывать, что в школе, как и в процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности будут решаться следующие задачи:
— развитие адаптации личности и формирование коммуникативной культуры;
— воспитание интереса к различным видам общения;
— овладение различными формами самостоятельности, развитие умения импровизировать;
— развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности, возможность вступления в диалоги и общение со сверстниками, взрослыми;
— совершенствование межличностных отношений личности.
Риски при реализации проекта.
К рискам проекта –можно отнести отсев или нежелание участников во время реализации программы участвовать в той или иной деятельности, повеление и нарушение дисциплины учащихся. Возможно, некоторые младшие школьники решат, что им не интересно или они не развиваются и решат покинуть ее. Для решения данной проблемы, важно так организовать деятельность проекта, чтобы каждый видел свою роль в ней, видел успешность своего участия, а также ощущал внимание к себе, как со стороны сверстников, так и со стороны классного руководителя.
Наибольшие сложности организации театрализованной деятельности во внеучебное время связаны с:
- ограниченностью времени на проведение определенной работы;
- отсутствием специальных условий для организации и проведения занятий.
Еще один риск связан с тем, может быть не реализован итог – спектакль, например, если Театральную студию покинет много участников. В этой связи следует позаботиться о возможном репертуаре заранее и возвращаясь к предыдущей проблеме постоянно поддерживать интерес обучающихся.
Указанные сложности, безусловно, не исключают положительных аспектов, которые способствуют развитию адаптации личности за период внеучебных занятий в театральной студии:
- сама атмосфера коллектива, дружбы в классе будет настраивать на совместное развитие коммуникативной культуры;
- применение игр театрализаций так же способствует развитию различных способностей личности: познавательных, творческих, так же позволяет мыслить не шаблонно, проявлять себя, и поэтому строить различные межличностные отношения с легкостью, что способствует быстрой адаптации в разных средовых усилиях;
- личность педагога – это безусловный авторитет, поэтому вся предлагаемая им деятельность будет восприниматься хорошо и с желанием, а значит будет хорошо усваиваться;
- так как во внеучебное все проблемы решаются коллективно, то при помощи задач театрализованной деятельности участники будут включены в совместную деятельность, где будет важен каждый, что позволит участникам анализировать изучаемый материал, представлять свое мнение и развивать свои адаптационные навыки в интересной и непринужденной деятельности.
Ожидаемый результат:
- Повышение показателей по результатам диагностики: позитивная динамика в развитии адаптации личности;
- Провести короткий опрос через некоторое время родителей, узнать стали ли ребята быстрее адаптироваться в других местах;
- Итогом проекта станет спектакль, поставленный участниками Театральной студии под руководством классного руководителя для всех детей в школе;
- Непосредственно важно, чтобы произошел рост адаптации к условиям обучения в классе, это будет серьезным аспектом в продолжении и развитии данной Театральной студии в классе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие процесса адаптации детей к обучению – это сложный процесс, с которым дети сталкиваются каждый учебный год, но сложнее всего этот процесс представляется в первом классе.
В этой связи адаптация – это процесс, когда начинают происходить изменения, выводящие субъект из стабильного, привычного для него состояния. В этом случае возникает процесс социальной адаптации – это более узкий процесс адаптации, связанный с включением индивида в общество, налаживание им социальных связей, контактов, для дальнейшей самореализации.
Так же стоит выделить, что основными критериями адаптированного младшего школьника являются:
- умение находить контакт и поддерживать его как со сверстниками, так и со взрослыми;
- адекватное восприятие школьных требований и правил;
- положительное отношение к школе;
- проявление самостоятельности и творческого начала при выполнении учебных и иных поручений.
В этой связи был проанализирован опыт развития адаптации ребёнка к школе, и было выявлено, что на данный вопрос позитивно оказывает влияние внеурочная деятельность. Проанализированные в второй главе программы из педагогического опыта показали, что достаточно эффективным является применение театрализованной деятельности.
Стоит сделать вывод, что театрализованная деятельность обладает определенным потенциалом в развитии процессов адаптации личности, а именно: в отношении умения находить контакт обучающихся как со сверстниками, так и со взрослыми, в плане адекватного восприятия школьных правил, в формировании положительного отношения к школе, а так же в плане проявления самостоятельности и творческого начала при выполнении учебных и иных поручений, что напрямую соответствует выдоенным в первой главе требованиям к адаптации ребенка в школе. В этой связи, стоит предложить проект по адаптации детей первого года обучения к школе.
В этой связи, был предложен проект, по развитию адаптации детей в школе, средствами театрализованной деятельности, организованной во внеучебное время.
Цель проекта: создание условий для развития адаптации младших школьников к обучению средствами театральной студии, организованной во внеурочной деятельности.
Задачами, решающими цель, являются:
- Решение проблемы информационной безграмотности младших школьников относительно театрализованной деятельности через специальную образовательную программу;
- Внедрение разнообразных форм деятельности для развития адаптации детей к обучению;
- Формирование у младших школьников устойчивого интереса к дальнейшему развитию и совершенствованию навыков общения и коммуникаций.
Реализация проекта по адаптации будет успешным в связи с тем, что происходит это под действием того, что:
- младшие школьники погружены в интересную деятельность – театральную студию;
- младшие школьники имеют ограниченные контакты – это сверстники и родители, педагоги, что при общем настрое с легкостью помогает создать определенный настрой личности на развитие адаптационных способностей детей;
- младшие школьники подвержены влиянию новой личности в своем окружении - педагога, который способен создать условия для включения всех членов детского коллектива во внеурочную деятельность;
- коллективный характер деятельности способствует внедрению и реализации театрализованной деятельности во все аспекты работы в классе и так же на уровне всей образовательной организации.
Таким образом, становится ясно, что развитие детей при помощи театральной студии стоит рассматривать и как адаптации в школе, процесс развития адаптационных возможностей личности, и просто как интересную младшим школьникам внеурочную деятельность.
СПИОСК ЛИТЕРАТУРЫ
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учеб. пособие для ВУЗов., М., изд. «Академия» 2011 г. 234 с.
Андреева Г.М. Социальная психология. М. ЭКСМО – ПРЕСС, 2013. – 198 с.
- Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 2011. 224с.
- Басистая К.В. Театральная студия как формирование воспитательного потенциала детей в школе. Электронный ресурс URL: https://sibac.info/archive/guman/3(40).pdf (дата обращения дата обращения 29.01.2020 года).
- Белкин, А. С. Основы возрастной психологии: учеб.-метод. пособие/ А. С. Белкин. – М. : Академия, 2000.244 с.
- Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: ЛГУ, 4- е изд. 2011. 256 с.
- Березина Т.Н. Развитие когнитивных способностей как проблема практической психологии. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kognitivnyh-sposobnostey-kak-problema-prakticheskoy-psihologii (дата обращения 29.01.2020 года).
- Битянова М. Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Образ. центр «Педагогический поиск», 3-е изд. 2014.112 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 3-е изд. 2015. 215 с.
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 2012. С. 59-63
- Бояджиев Г.А. Душа театра. - М.: Владос, 2-е изд., 2013. 211 с.
- Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология М. Просвещение. 4-е изд. 2014. 336 с.
- Возрастные особенности психического развития детей. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ПИТЕР, 2012.138с.
- Гликова Е.М. Исследование становления готовности педагога к развитию познавательных способностей дошкольника. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-stanovleniya-gotovnosti-pedagoga-k-razvitiyu-poznavatelnyh-sposobnostey-doshkolnika (дата обращения 29.01.2020 года).
- Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. Электронный ресурс URL: http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm (дата обращения 29.01.2020 года).
- Ежов П. Ю. Педагогический потенциал театрализованного действия в работе с детским коллективом. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-potentsial-teatralizovannogo-deystviya-v-rabote-s-detskim-kollektivom (дата обращения 29.01.2020 года).
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – В 2‑х т. – М., 4-е изд. 2012. 213 с.
- Зарубина Ю.Г. и др. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ. – М.: Теревинф, 2018. 156 с.