Файл: Адаптация ребенка к школе (Сущность понятия «адаптация». Виды адаптации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Театрализованные занятия вовремя внеучебной работы привлекательны тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений. Театр может быть и уроком, и увлекательной игрой, и средством погружения в другую эпоху, и открытием неизвестных граней современности [14; стр. 59].

Название проекта «Способности будущего».

Актуальность проекта обусловлена возрастными особенностями участников: адаптация к образовательной организации, ориентация на обучение, обучение взаимодействию со сверстниками.

Так же стоит отметить, что театрализованная деятельность всегда привлекает и детей. Ведь те образы актеров, актрис, которые они видят в театрах, с экранов телевизора являются привлекательными. Вместе с тем, повседневная жизнь современного ребенка не всегда связана с театром, с занятиями в театрализованных кружках.

Во внеурочной деятельности дети находятся в нестандартной ситуации, где за ограниченный временной период есть возможность действительно получить самореализацию, развинтить познавательную активность в данном виде деятельности.

Целевое назначение проекта и задачи проекта:

Цель проекта: создание условий для развития адаптации младших школьников к обучению средствами театральной студии, организованной во внеурочной деятельности.

Задачами, решающими цель, являются:

  1. Решение проблемы информационной безграмотности младших школьников относительно театрализованной деятельности через специальную образовательную программу;
  2. Внедрение разнообразных форм деятельности для развития адаптации детей к обучению;
  3. Формирование у младших школьников устойчивого интереса к дальнейшему развитию и совершенствованию навыков общения и коммуникаций.

Участники проекта: младшие школьники (первоклассники) общеобразовательной школы.

Структура декомпозиции работ по реализации проекта

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный – на данном этапе следует провести диагностические методики, направленные на выявление уровня творческого потенциала детей и уровня адаптации;
  2. Основной – данный этап целесообразно разделить на 2 подэтапа:

- включение детей в деятельность программы, их знакомство и адаптация;

- реализация образовательной программы и отработка полученных навыков на практике. Здесь реализация навыков должна идти от простого к сложному: сначала младшие школьники отрабатывают полученные знания и навыки в группе участников проекта, затем на уровне всей школы.


  1. Заключительный этап будет реализован при помощи финального задания – постановки спектакля участниками программы. Будет организован его показ для всех детей в школе. Так же будет проведена вторичная диагностика, что будет являться изучением динамики показателей участников проекта. Тематическое планирование представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Тематическое планирование программы

Дата

Тематика занятия

Элементы содержания

Планируемый результат

Сентябрь

Вводное занятие

Знакомство с группой – адаптация участников программы;

Объяснение специфики занятий и их содержания. Установление правил общегрупповой работы.

Применение игр на взаимодействие для раскрепощения участников и установления контакта в группе.

Создать условия для формирования значимости коллективной работы во время реализации программы;

Понять содержание и процесс занятий;

Установить и соблюдать правила поведения, принятые группой во время занятия.

Сентябрь

Театр, как вид искусства

В образовательном плане: Внедрение понятия о театре;

Изучение видов театра;

Выявление отличия театра от других видов искусства.

В практическом плане: Игра театрализация – «Создание театра»

Постановка проблемы выбора жанра и тематики будущей постановки.

Сформированность основных понятий темы: театр, виды театра и их отличия.

При помощи игры театрализации применение выработанных представлений на практике.

Октябрь

Культура и техника речи. Коммуникации личности при помощи речи.

В образовательном плане:

Формирование основных орфоэпических правил;

Работа над артикуляцией: речевая гимнастика.

В практическом плане: Проговаривание и инсценировка скороговорок в рамках групповой работы

Выбор пьесы для постановки. Работа над текстами.

Изучение орфоэпических правил произношения;

уметь четко и быстро произносить скороговорки с разными интонациями;

формирование умения работать в разных группах и изменяющихся условиях.

Ноябрь

В образовательном плане:

Работа над дикцией;

Артикуляционная гимнастика;

В практическом плане: Чтение различных литературных произволений не из школьной программы с разными заданиями:

- будто вы строите диалог (один человек исполняет 2 роли);

- монологовая речь;

- рассказ о природе;

- речь автора за кадром.

Распределение ролей. Работа над тексами будущей постановки.

Внедрение понятия «дикция» и ее значение в речи;

знать виды упражнений артикуляционной гимнастики;

работа над речевым дыханием;

- работа в команде, получение навыков командообразования, распределения ролей, формирование межличностных отношений

Декабрь

Культура и техника речи

В образовательном и практическом плане работа над развитием нестандартного мышления, активности личности;

В практическом плане: Чтение новых стихотворений не из школьной программы

Игра «Новый характер у старой сказки»

Работа над тексами будущей постановки.

Развитие воображения;

Формирование коллективного творчества;

Работа над нестандартным мышлением, активностью в самовыражении, снятию барьеров в общении, умением выходить за рамки обыденности.

Январь

Ритмопластика и актерская грамота.

Работа с аудиторией в разных ролях.

В образовательном и плане: Введение понятия «ритмопластика», публичное выступление;

Работа над осанкой, походкой, движениями;

В практическом плане: Чтение новых литературных произволений из хрестоматии. Игра «Фестиваль одного танца».

Игра «Публичное выступление»

Начало постановки танца для спектакля.

Освоение основных понятий и практических упражнений темы;

Выработка понимания отличия сценического движения от танца;

Формирование общения личности за пределами своей микрогруппы, формирование командного духа и межличностных коммуникаций.

Февраль

Работа с аудиторией в разных ролях.

В образовательном и плане: Изучение понятия «воображение». Выявление видов воображения.

В практическом плане: Чтение новых литературных произволений из хрестоматии. Развитие воображения при помощи игр театрализаций «Маски», «Оживление предметов», «Имитация», «Тени». Работа над образом своего персонажа. Репетиция танца для спектакля.

Формирование основных понятий темы;

Развитие воображении средствами игры;

Формирование общения личности за пределами своей микрогруппы, формирование командного духа и межличностных коммуникаций.

Март

Работа с аудиторией в разных ролях.

В образовательном плане: Изучение импровизации. Роль импровизации, взаимосвязь импровизации с техническими навыками в репетиционной работе.

В практическом плане: Чтение новых литературных произведений не из школьной программы. Игры «Звукооператор», «Театральный режиссер». Работа над импровизацией в процессе спектакля. Репетиция танца для спектакля.

Формирование основных понятий темы;

Возможность применения на практике импровизации;

Работа над нестандартным мышлением, активностью в самовыражении, снятию барьеров в общении, умением выходить за рамки обыденности.

Апрель

В образовательном плане: Сценическое действие как главное выразительное средство актерского искусства.

В практическом плане: Чтение новых литературных произведений не из школьной программы. Этюды на темы басен И. Крылова («Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица»). Работа над пластикой своего персонажа. Репетиция танца для спектакля.

Работа над нестандартным мышлением, активностью в самовыражении, снятию барьеров в общении, умением выходить за рамки обыденности.

Май

Общение и диалог

В образовательном плане: Понятие «общение». Отличие сценического общения от обычного общения в жизни.

В практическом плане: Развитие познавательной активности. Упражнения и этюды на различные виды общения. Работа над декорациями. Репетиция спектакля. Репетиция танца для спектакля.

Возможность применения на практике особенностей общения;

Возможность выйти за рамки обычного, развитие нестандартного мышления;

Работа над нестандартным мышлением, активностью в самовыражении, снятию барьеров в общении, умением выходить за рамки обыденности.

Май

Круглый стол «Моя роль и Я»

Выявление представлений участников проекта о своих персонажах. Подведение итогов программы;

Проведение диагностики.

Формирование имения каждого о своем участии в данном проекте, выявление личного роста участников.

Май

Репетиционный процесс

1 июня

Спектакль


При реализации программы важно учитывать, что в школе, как и в процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности будут решаться следующие задачи:

— развитие адаптации личности и формирование коммуникативной культуры;

— воспитание интереса к различным видам общения;

— овладение различными формами самостоятельности, развитие умения импровизировать;

— развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности, возможность вступления в диалоги и общение со сверстниками, взрослыми;

— совершенствование межличностных отношений личности.

Риски при реализации проекта.

К рискам проекта –можно отнести отсев или нежелание участников во время реализации программы участвовать в той или иной деятельности, повеление и нарушение дисциплины учащихся. Возможно, некоторые младшие школьники решат, что им не интересно или они не развиваются и решат покинуть ее. Для решения данной проблемы, важно так организовать деятельность проекта, чтобы каждый видел свою роль в ней, видел успешность своего участия, а также ощущал внимание к себе, как со стороны сверстников, так и со стороны классного руководителя.

Наибольшие сложности организации театрализованной деятельности во внеучебное время связаны с:

  • ограниченностью времени на проведение определенной работы;
  • отсутствием специальных условий для организации и проведения занятий.

Еще один риск связан с тем, может быть не реализован итог – спектакль, например, если Театральную студию покинет много участников. В этой связи следует позаботиться о возможном репертуаре заранее и возвращаясь к предыдущей проблеме постоянно поддерживать интерес обучающихся.

Указанные сложности, безусловно, не исключают положительных аспектов, которые способствуют развитию адаптации личности за период внеучебных занятий в театральной студии:

  • сама атмосфера коллектива, дружбы в классе будет настраивать на совместное развитие коммуникативной культуры;
  • применение игр театрализаций так же способствует развитию различных способностей личности: познавательных, творческих, так же позволяет мыслить не шаблонно, проявлять себя, и поэтому строить различные межличностные отношения с легкостью, что способствует быстрой адаптации в разных средовых усилиях;
  • личность педагога – это безусловный авторитет, поэтому вся предлагаемая им деятельность будет восприниматься хорошо и с желанием, а значит будет хорошо усваиваться;
  • так как во внеучебное все проблемы решаются коллективно, то при помощи задач театрализованной деятельности участники будут включены в совместную деятельность, где будет важен каждый, что позволит участникам анализировать изучаемый материал, представлять свое мнение и развивать свои адаптационные навыки в интересной и непринужденной деятельности.

Ожидаемый результат:

  1. Повышение показателей по результатам диагностики: позитивная динамика в развитии адаптации личности;
  2. Провести короткий опрос через некоторое время родителей, узнать стали ли ребята быстрее адаптироваться в других местах;
  3. Итогом проекта станет спектакль, поставленный участниками Театральной студии под руководством классного руководителя для всех детей в школе;
  4. Непосредственно важно, чтобы произошел рост адаптации к условиям обучения в классе, это будет серьезным аспектом в продолжении и развитии данной Театральной студии в классе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие процесса адаптации детей к обучению – это сложный процесс, с которым дети сталкиваются каждый учебный год, но сложнее всего этот процесс представляется в первом классе.

В этой связи адаптация – это процесс, когда начинают происходить изменения, выводящие субъект из стабильного, привычного для него состояния. В этом случае возникает процесс социальной адаптации – это более узкий процесс адаптации, связанный с включением индивида в общество, налаживание им социальных связей, контактов, для дальнейшей самореализации.

Так же стоит выделить, что основными критериями адаптированного младшего школьника являются:

- умение находить контакт и поддерживать его как со сверстниками, так и со взрослыми;

- адекватное восприятие школьных требований и правил;

- положительное отношение к школе;

- проявление самостоятельности и творческого начала при выполнении учебных и иных поручений.

В этой связи был проанализирован опыт развития адаптации ребёнка к школе, и было выявлено, что на данный вопрос позитивно оказывает влияние внеурочная деятельность. Проанализированные в второй главе программы из педагогического опыта показали, что достаточно эффективным является применение театрализованной деятельности.

Стоит сделать вывод, что театрализованная деятельность обладает определенным потенциалом в развитии процессов адаптации личности, а именно: в отношении умения находить контакт обучающихся как со сверстниками, так и со взрослыми, в плане адекватного восприятия школьных правил, в формировании положительного отношения к школе, а так же в плане проявления самостоятельности и творческого начала при выполнении учебных и иных поручений, что напрямую соответствует выдоенным в первой главе требованиям к адаптации ребенка в школе. В этой связи, стоит предложить проект по адаптации детей первого года обучения к школе.


В этой связи, был предложен проект, по развитию адаптации детей в школе, средствами театрализованной деятельности, организованной во внеучебное время.

Цель проекта: создание условий для развития адаптации младших школьников к обучению средствами театральной студии, организованной во внеурочной деятельности.

Задачами, решающими цель, являются:

  1. Решение проблемы информационной безграмотности младших школьников относительно театрализованной деятельности через специальную образовательную программу;
  2. Внедрение разнообразных форм деятельности для развития адаптации детей к обучению;
  3. Формирование у младших школьников устойчивого интереса к дальнейшему развитию и совершенствованию навыков общения и коммуникаций.

Реализация проекта по адаптации будет успешным в связи с тем, что происходит это под действием того, что:

- младшие школьники погружены в интересную деятельность – театральную студию;

- младшие школьники имеют ограниченные контакты – это сверстники и родители, педагоги, что при общем настрое с легкостью помогает создать определенный настрой личности на развитие адаптационных способностей детей;

- младшие школьники подвержены влиянию новой личности в своем окружении - педагога, который способен создать условия для включения всех членов детского коллектива во внеурочную деятельность;

- коллективный характер деятельности способствует внедрению и реализации театрализованной деятельности во все аспекты работы в классе и так же на уровне всей образовательной организации.

Таким образом, становится ясно, что развитие детей при помощи театральной студии стоит рассматривать и как адаптации в школе, процесс развития адаптационных возможностей личности, и просто как интересную младшим школьникам внеурочную деятельность.

СПИОСК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учеб. пособие для ВУЗов., М., изд. «Академия» 2011 г. 234 с.

Андреева Г.М. Социальная психология. М. ЭКСМО – ПРЕСС, 2013. – 198 с.

  1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 2011. 224с.
  2. Басистая К.В. Театральная студия как формирование воспитательного потенциала детей в школе. Электронный ресурс URL: https://sibac.info/archive/guman/3(40).pdf (дата обращения дата обращения 29.01.2020 года).
  3. Белкин, А. С. Основы возрастной психологии: учеб.-метод. пособие/ А. С. Белкин. – М. : Академия, 2000.244 с.
  4. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: ЛГУ, 4- е изд. 2011. 256 с.
  5. Березина Т.Н. Развитие когнитивных способностей как проблема практической психологии. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kognitivnyh-sposobnostey-kak-problema-prakticheskoy-psihologii (дата обращения 29.01.2020 года).
  6. Битянова М. Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Образ. центр «Педагогический поиск», 3-е изд. 2014.112 с.
  7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 3-е изд. 2015. 215 с.
  8. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 2012. С. 59-63
  9. Бояджиев Г.А. Душа театра. - М.: Владос, 2-е изд., 2013. 211 с.
  10. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология М. Просвещение. 4-е изд. 2014. 336 с.
  11. Возрастные особенности психического развития детей. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ПИТЕР, 2012.138с.
  12. Гликова Е.М. Исследование становления готовности педагога к развитию познавательных способностей дошкольника. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-stanovleniya-gotovnosti-pedagoga-k-razvitiyu-poznavatelnyh-sposobnostey-doshkolnika (дата обращения 29.01.2020 года).
  13. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. Электронный ресурс URL: http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm (дата обращения 29.01.2020 года).
  14. Ежов П. Ю. Педагогический потенциал театрализованного действия в работе с детским коллективом. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-potentsial-teatralizovannogo-deystviya-v-rabote-s-detskim-kollektivom (дата обращения 29.01.2020 года).
  15. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – В 2‑х т. – М., 4-е изд. 2012. 213 с.
  16. Зарубина Ю.Г. и др. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ. – М.: Теревинф, 2018. 156 с.