Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Опытно-экспериментальная деятельность по содействию адаптации первоклассников к школьному обучению).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 517

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

*- Номер из списка первоклассников (прил.1) соответствует фамилии ребенка

**- В – высокий; С – средний; Д - дезадаптация

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Тематический план занятий по содействию первоклассникам в адаптации к школе

Тема занятий

Основные цели

Форма занятий, методы

1.

«Веревочный курс»

Сплочение класса в ходе преодоления трудностей, формирование атмосферы доверительных взаимоотношений и поддержки в учебном коллективе

Игра

2.

«Чему нас научат в школе?»

Формирование и развитие познавательной активности первоклассников, обогащение знаний о школе

Беседа, викторина

3.

«Интересные места в школе»

Ознакомление детей с основными школьными помещениями

Квест-игра

4.

«Наш класс – второй наш дом»

Ознакомление учащихся с содержанием класса

Сказкотерапия, игра, беседа

5.

«Теперь Я – школьник!»

Формирование и развитие у первоклассников представлений о своей новой социальной роли, новых условий жизнедеятельности

Беседа, игра, викторина, театрализованное представление

6.

«Основные правила школьной жизни»

Формирование осознанной позиции учащегося школы, ознакомление детей с основными правилами поведения на уроках и переменах в школе

Игра, совместная деятельность

7.

«Что такое хорошо, а что есть плохо»

Формирование и развитие точных представлений о хорошем и плохом поведении, поступках; развитие умений налаживания контактов с окружающими людьми; воспитание положительных черт личности

Игра

8.

«Как готовить домашнее задание»

Воспитание у первоклассников ответственности, самостоятельности и дисциплинированности

Беседа

9.

«Мой портфель»

Ознакомление детей с основными школьными принадлежностями, обучение соблюдению порядка в собственном портфеле.

Игра, беседа

10.

«Как хорошо, когда есть друзья в школе!»

Формирование и развитие сплоченности детского учебного коллектива.

Беседа


ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Конспекты занятий по содействию первоклассникам в адаптивном периоде к школе

Занятие №1 «Веревочный курс»

Длительность занятия: 40 минут

Цель занятия: Сплочение класса в ходе преодоления трудностей, формирование атмосферы доверительных взаимоотношений и поддержки в учебном коллективе.

Оборудование и материал: веревки, скамейки, досточки, бумага, медали, шары.

Ход занятия:

Учитель (У) – Добрый день наши первоклассники! Мне хотелось бы вас для начала поздравить с новой для вас ролью – теперь вы стали школьниками! Я очень рада с вами взаимодействовать! Надеюсь на наше с вами сотрудничество. Наше сегодняшнее занятие называется «Веревочный курс». Сегодня мы с вами будем много выполнять самых разных упражнений и заданий, справится с которыми вы сможете только все вместе, дружно и сообща. Теперь, прежде чем начать выполнять мои задания, вы должны запомнить важные правила безопасности. Нельзя кричать, толкаться, бить друг друга, мешать другому выполнять упражнения.

Сейчас, чтобы вы смоги настроится на игру, я вам предлагаю для начала сделать несколько совсем не сложных, но очень важных для вас упражнений:

1.Эстафета с баскетбольным мячом (ведение мяча);

2.Эстафета с мячом (прыжки с мячом, держа его между коленями);

3.Эстафета с мячом и обручем (держа обруч, мяч лежит на полу. Обручем катить мяч).

(Дети выполняют упражнения по очереди, разминаются).

У: Вы большие молодцы, все отлично справились! И теперь, когда вы хорошенько размялись пора переходить к самым что ни на есть настоящим испытаниям. Мы сегодня отправимся с вами с смелое путешествие. Вам нужно будет из пункта А (пусть это будет ваш детский сад) перейти в пункт «Б» - наша школа. Мы будем преодолевать разные препятствия, которые нам устроили сказочные герои. Давайте начнем!

  1. Задание «Узелки».

У.: Ребята, выберите себе лидера (выбирают лидера). Ваша задача сделать узелки, крепко сжав руки друг друга. Ваш лидер должен распутать все ваши узелки, если у него не получится сразу, можно повторить несколько раз.

2. Задание «Электрическая цепь».

У.: Чтобы выполнить это задание вы должны усесться в круг на полу, при этом нужно касаться сидящих рядом ваших одноклассников ногами и держаться за руки (то есть создать замкнутую цепь).

3. Задание «Пускаем ток!»

У.: Теперь, когда вы все замкнули электрическую цепь, нужно пусть ток по ней, для этого вам нужно всем одновременно встать, при этом важно не расцеплять руки и не менять положение ног.


4. Упражнение «Биг-Мак».

У.: Вам нужно разбиться на пары и придумать словосочетания, состоящее из двух слов, которые всегда употребляются вместе. Ну к примеру: Витя говорит: «Биг», Оля – «Мак». Максим говорит: «Ковер», Никита – «Самолет» и т.д. (Когда все словосочетания у пар подобраны ведущий предлагает закрыть глаза детям). Вы не должны открывать глаза до конца задания, помимо этого вы должны говорить только свое выбранное слово. (Ведущий перемешивает детей таким образом, чтобы партнёры находились в дали друг от друга). Теперь вы должны выкрикивать свои слова, при этом с закрытыми глазами найти своего напарника по голосу.

5. Задание «Сидячий круг».

У.: Организуйте тесный круг таким образом, чтобы ваши плечи касались друг друга. Теперь развернитесь на 90 градусов направо. Медленно сядьте на колени друг к другу и касайтесь рукой плеча сзади стоящего человека.

6. Упражнение «Все на борт».

У.: Вы должны разбиться на две команды (учитель кладет перед командами два листа ватмана). Посмотрите на листы, представьте, что перед вами корабли, вам нужно уместиться всем на вашем корабле, старайтесь, чтобы все члены вашей команды попали на борт корабля.

7. Задание «Бревно».

У.: Постройтесь на скамеечке в линейку друг за другом. Давайте представим, что мы стоим на краю обрыва. Вы должны поменяться местами таким образом, чтобы тот человек который стоял первым сначала, встал в конец и т.д. Вам важно не упасть, сохранить всех членов вашей команды.

8. Упражнение «Тролли». Тролли – небольшая досточка. Необходимо обозначить две параллельные линии, которые будут находится на расстоянии друг от друга не больше чем на три метра.

У.: Сейчас вам необходимо всем переправиться от одной линии к другой, при этом важно не касаться земли, использовать нужно тролли.

9. Задание «Прогулка слепых».

У.: Сейчас я встану впереди, а вам нужно закрыть глаза и встать друг за другом, что называется «паровозиком». Представьте, что мы отправляемся в путешествие по неприкосновенной земле. Вам нужно положить вашу правую руку на плечо впереди стоящего соседа. Дорогу смогу видеть только я одна. Если впереди будет препятствие справа, то я хлопну по правой ноге стоящего сзади, так и с левой ногой. Сзади меня стоящий будет передавать этот сигнал аналогично сзади него стоящему.

10. Упражнение «Шарики».

У.: В конце нашего путешествия мне бы хотелось сыграть с вами в шарики. Встаньте все в круг. Перед вами шесть надувных шариков, вы должны удерживать их в кругу, чтобы они не упали на пол, при этом важно не брать их в руки.


У.: Вы большие молодцы! Отлично справились со всеми предложенными заданиями и упражнениями. Мы прибыли от станции «Детский сад» к станции «Школа». Мои дорогие ребята! Впереди длинная учебная школьная жизнь, вас будет ждать много трудностей и препятствий, но вы должны помнить, что все препятствия переносятся гораздо легче, когда вы вместе, сообща их решаете, как сегодня.

А сейчас я попрошу вас передавать шарик друг другу по кругу, при этом рассказывая, что вам сегодня понравилось больше всего, с какими трудностями вам пришлось столкнуться, и как вам удалось с ними справится?

А я, в свою очередь, хочу вас наградить почетными медалями «Первоклассник» и поздравить вас со вступлением в школьную жизнь.

Занятие №2. «Чему нас научат в школе?»

Длительность занятия: 40 минут.

Цель занятия: Формирование и развитие познавательной активности первоклассников, обогащение знаний о школе.

Оборудование: магнитофон, конверты с заданиями и упражнениями, картинки с отгадками, разрезные картинки, изображения времен года и набор карточек, которые соответствуют каждому времени года, две картинки с различиями.

Ход занятия:

(Учитель в роли принцессы Нехочухи). В классе звучит музыка, входит Нехочуха.

Ведущий (В): Ой, ребята, посмотрите, кто же это тут к нам пришел?! Вы знаете эту принцессу?

Дети: Нет!

Нехочуха (Н): Как же вы меня не знаете?! Я же принцесса Нехочуха!

В.: Нехочуха, а куда же ты так спешишь?

Н.: В школу! Я все утро собиралась. Ребята, поглядите сколько же всего полезного я с собой набрала. (показывает рюкзак и достает оттуда мяч, куклу, скакалку, конфеты).

В.: Даааа Нехочуха, как же ты мало знаешь про школу! Расскажи, что тебе известно про школу.

Н.: Да что тут знать?! Я все знаю!

В.: Ну давай мы с ребятами сейчас и проверим. Расскажи нам как ты готовишься к школе?

Н.: Очень тщательно готовлюсь…я сплю до обеда, потом мультики разные интересные смотрю, затем во двор выхожу играть.

В.: Ребята, ну-ка подскажите, мы разве так готовимся к школе? Расскажите нашей Нехочухи что же такое школа (дети отвечают).

Н.: Надо же, а я ведь совсем ничего и не знала про школу, что же мне делать, я так хочу учиться?!

В.: Ребята, давайте поможем подготовится принцессе к школе. Я предлагаю нам с вами сыграть в интересную викторину. Покажем нашей Нехочухи какие у нас в этом году смелые, ловкие, умные и находчивые первоклассники? Для этого вам нужно разделиться на две команды и придумать название для своей команды. За каждый ваш правильный ответ вы будете получать фишки. Готовы? Тогда поехали!


Первое ваше задание – это наши любимые загадки (если ребенок команда отгадала, ведущий должен показать отгадку на картинке).

Есть большой и светлый дом,

Почемучек много в нём.

И пишут они, и считают,

Читают, творят и мечтают. (Школа)

Новый дом несу в руке,

Двери дома на замке,

А живут в доме том

Книжки, ручки и альбом. (Портфель)

На коробку я похож,

Ручки ты в меня кладешь.

Школьник, ты меня узнал?

Ну, конечно, я -... (Пенал)

То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка! (Тетрадь)

Пишем в нём заданья на дом –

Ставят нам отметки рядом,

Коль отметки хороши,

Просим: “Мама, подпиши!” (Дневник)

В.: Ой, ребята, какие же вы молодцы! Отгадали все наши загадки! И вспомнили все школьные самые необходимые принадлежности.

А следующее ваше задание мы назвали «Запоминаем слова». Я медленно каждой команде буду называть десять слов о школе, и чья команда запомнила больше всего слов, та команда и победитель. (Слова: класс, учитель, доска, тетрадь, пенал, портфель, дневник, звонок, клей, ножницы, карандаши, ручка, альбом, учебник, урок, мел, линейка).

В.: Молодцы! Сейчас Нехочуха увидела, какая у вас замечательная память, и сколько вы знаете школьных предметов и принадлежностей. А сейчас мы проверим какая из команд представляет лучше себе школьные предметы. Посмотрите ребята, перед вами лежат части разрезанной картинки. Ваша задача собрать ее как пазл, чтобы получилось целое изображение. Чья команда быстрее всего справится с заданием, тот и победитель.

В.: Ой, какие же вы все молодцы! Отлично справились!

В.: Следующее задание мы назвали «Различия». Вам необходимо найти различия на двух картинках, ребята я предлагаю вам это задание выполнить сообща, двум командам вместе, ведь работать вместе веселее, и победит дружба! (дети выполняют задание сообща).

В.: Молодцы! Вы смогли вместе справится даже с таким сложным заданием, и отыскать все отличия! Ну это не последнее задание для вас. Я предлагаю вам сыграть в увлекательную игру «Третий лишний». Каждой команде будут зачитаны ряд предметов, вам необходимо будет определить какой из названных предметов лишний и почему:

1 команде: портфель, букварь, тетрадь, пенал, карандаш, альбом, музыкальный плеер.

2 команде: циркуль, ластик, краски, пластилин, букварь, тетрадь, счетные палочки, линейка, машинка.

В.: Молодцы! Вы смогли отыскать лишний предмет, и грамотно пояснили свой выбор. Ну а теперь наши задания подходят к концу. Давайте посчитаем ваши фишки.