Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Опытно-экспериментальная деятельность по содействию адаптации первоклассников к школьному обучению).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 507

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подведение итогов, награждение победителя.

В.: Принцесса Нехочуха, расскажи нам, что ты сегодня узнала для себя? Какая школа, что нужно в школу? (Нехочуха рассказывает)

В.: А вам, ребята, понравилось наше необычное занятие? Расскажите о ваших впечатлениях, что больше всего вам понравилось сегодня, что нового вы узнали? (Дети рассказывают).

В.: Спасибо, вам, мои дорогие, за активность, ваше старание и любознательность. Успехов Вам!

Занятие №4. «Наш класс – второй наш дом».

Длительность занятия: 30 минут.

Цель занятия: Ознакомление учащихся с содержанием класса.

Оборудование: компьютер, монитор, магнитофон, ватные шарики, ватман, картинки с изображением разных предметов (урна, мусор, грязная обувь, цветы и т.п.)

Ход занятия:

Играет музыка, на мониторе красивые пейзажи, чистые улицы города.

Учитель (У) читает стихи:

Что бы было,

Что бы было,

Если б

Не было бы мыла?

Если б

Не было бы мыла,

Таня грязной бы

Ходила!

И на ней бы,

Как на грядке,

Рыли землю

Поросятки!

У.: Сегодня мы с вами проведем не совсем обычное занятие, а самый настоящий урок чистоты. Давайте подумаем, а что же такое чистота? Для чего она нужна (дети отвечают). Верно! Но в чистоте нужно содержать не только собственное тело, лицо и руки, но все, что нас с вами окружает. Знаете, есть одно хорошее высказывание: «Встал утром, умойся, привел дом в порядок, теперь приведи в порядок Землю». Как вы думаете, что подразумевается под этим высказыванием? (дети отвечают). Верно! Очень важно бережно относится ко всему, что нас окружает: к своей стране, к городу, где ты живешь, к дому, к улицам и т.п. Ребята, а вы соблюдаете дома чистоту? Каким образом вы это делаете? (дети отвечают). Хорошо, молодцы! Тема нашего занятия сегодня – «Наш класс – второй наш дом». Вы согласны с этим утверждением? Ведь в этом помещении мы проводит каждый день очень много времени, мы тут учимся, дружим, сотрудничаем. И поэтому здесь, в классе, мы, как и у себя дома, должны соблюдать чистоту. Известно, что здоровье и настроение человека находится в тесной связи с тем помещением, где он находится ежедневно.

А теперь мы с вами поиграем. Я буду вам зачитывать утверждения, а вам нужно будет отвечать на них «Да» или «Нет». Начнем?

- В классе можно ходить в грязной обуви.

- Можно кидать свой портфель где угодно.


- Можно протирать пыль со шкафов и подоконников.

- Можно тряпку для доски мыть.

- Цветы можно не поливать.

- На плакатах можно рисовать и чиркать ручкой.

- В классе можно раскидывать разный мусор.

- Можно свою жвачку приклеить к парте.

У.: Вы молодцы, все ваши ответы верны, вы хорошо знаете, что можно, а что категорически нельзя делать в нашем с вами классе. А теперь я предлагаю вам назвать по одному слову, но это должно быть не просто слово, а слово, которое будет выражать ваше отношение и настроение к нашему классу (дети отвечают). Отлично! Какие замечательные слова вы подобрали! А теперь подумайте, откуда же берется мусор? (дети отвечают). Верно! А теперь давайте немного разомнемся. Разделитесь на две команды и выстройтесь в шеренгу. Перед вами разбросанный мусор (ватные шарики), ваша задача собрать весь мусор и покидать его с расстояния в урну. Победит та команда, в чьей урне окажется больше всего собранного мусора (дети играют).

У.: Какие же вы у меня молодцы! Как же вы умеете навести порядок и чистоту! Я надеюсь, что теперь, когда вы увидите мусор в классе, вы его поднимите и бросите в урну. А сейчас вновь разбейтесь на две команды. Перед вами листы ватмана и разные иллюстрации (урна, мусор, грязная обувь, цветы, фантики, жвачки). Вам необходимо создать плакат «Свод правил по содержанию и уходу за своим классом». Можете дорисовать свои картинки (дети выполняют творческое задание).

У.: Вы большие молодцы! Отлично получилось! Сейчас давайте вместе вспомним, что нового вы узнали сегодня, какие выводы сделали? (дети отвечают). Отлично! Чтобы не забывать простые правила ухода за своим классом, мы повесим ваши плакаты на доску. Спасибо вам за активность!

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Данные диагностических комплексов на контрольном этапе опытно-экспериментальной деятельности

  1. Опрос первоклассников посредством методики исследования школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)

Уровень

Описание

Кол-во баллов

Кол-во человек

%

I Уровень

(25-30)

Высокий уровень школьной мотивации

5

5

16,6%

II Уровень

(20-24)

Хорошая школьная мотивация

11

11

36,6%

III Уровень

(15-19)

Положительное отношение к школе в целом, однако она привлекает лишь внеурочной деятельностью

9

9

30,0%

IV Уровень

(10-14)

Низкая школьная мотивация

3

3

10%

V Уровень

(ниже 10)

Отрицательное отношение к школе, дезадаптация

2

2

6,6%


  1. Цветовой тест отношений (М. Люшер)
  1. Селье, Е. Очерки об адаптационном процессе. М. : Просвещение, 2015. С.13.

  2. Битянова, М. Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция. Педагогическая поддержка. М. : Педагогический поиск, 2014. С.21.

  3. Селье, Е. Очерки об адаптационном процессе. М. : Просвещение, 2015. С.18.

  4. ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1–4 кл.) // Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим обращения: http://base.garant.ru/ (дата обращения 02.11.2019).

  5. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация. М. : Эксмо, 2010. С.35.

  6. Битянова М. Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция. Педагогическая поддержка. М. : Педагогический поиск, 2014. С.10.

  7. Битянова М. Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция. Педагогическая поддержка. М. : Педагогический поиск, 2014. С.132.

  8. Лямина Е. М. Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению : (подпрограмма к Образовательной программе школы). // Завуч начальной школы. 2013. № 6. С.74.

  9. Соловьева Д. Ю. Факторы адаптации первоклассников в школе // Вопросы психологии. 2012. № 4. С.24.

  10. Баданина Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Начальная школа плюс До и После. 2014. № 2. С.60.

  11. Венгер Л. А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе. М. : Просвещение, 2012. С.48.

  12. Лосев П. Н. Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. // Начальная школа. 2015. № 8. С. 52.

  13. Соловьева Д. Ю. Факторы адаптации первоклассников в школе // Вопросы психологии. 2012. № 4. С.25.

  14. Воронцов А. П. Педагогические условия реализации адаптационного периода в первом классе школ развивающего обучения // Начальная школа. 2013. № 13. С.33.

  15. Венгер Л. А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе. М. : Просвещение, 2012. С.56.

  16. Безруких М. М. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? Проблемы психологической адаптации. М. : Академия, 2013. С.49.

  17. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация. М. : Эксмо, 2010. С.261.

  18. Там же.

  19. Битянова М. Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция. Педагогическая поддержка. М. : Педагогический поиск, 2014. С.49.

  20. Герц Е. Н. Психологическая адаптация учащихся 1-х классов // Завуч начальной школы. 2012. № 4. С.61.

  21. Баданина Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Начальная школа плюс До и После. 2014. № 2. С.59.

  22. Иванова М. Н., Нахалова И. А. Воспитание в первом классе: из опыта работы // Начальная школа плюс До и После. 2014. № 1. С.12.

  23. Маркина Т. А. Ретроспективный анализ проблемы социальной адаптации младших школьников в процессе физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2014. № 9. С.53.

  24. Фельдштейн Д. И. Социализация и индивидуализация содержание процесса социального взросления // Возрастная психология: Детство, отрочество, юность : хрестоматия. М., 2015. С. 191.

  25. Венгер Л. А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе. М. : Просвещение, 2012. С.51.

  26. Воронцов А. П. Педагогические условия реализации адаптационного периода в первом классе школ развивающего обучения // Начальная школа. 2013. № 13. С. 34.

  27. Безруких М. М. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? Проблемы психологической адаптации. М. : Академия, 2013. С.39.

  28. Семенова Т. С. Изучение самочувствия и эмоционального состояния первоклассников в период адаптации к школе // Начальная школа плюс До и После. 2014. № 8. С.14.

  29. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. М. : Международная педагогическая академия, 2015. С.132.

  30. Иванова М. Н., Нахалова И. А. Воспитание в первом классе: из опыта работы // Начальная школа плюс До и После. 2014. № 1. С.15.

  31. Дрягалова Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первоклассников к школе: автореф. дисс. канд. психол. наук. [Электронный ресурс]. – Режим обращения: http://nauka-pedagogika.com/ (дата обращения 04.11.2019).

  32. Поставнев В. М. Актуальные вопросы теории и практики воспитания в начальной школе // Начальная школа. 2013. № 12. С. 7.

  33. Безруких М. М. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? Проблемы психологической адаптации. М. : Академия, 2013.

  34. Реан А. А. Психология детства СПб. : «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2017. С.129.

  35. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация. М. : Эксмо, 2010. С.81.

  36. Михайлова Н. Н. Педагогика поддержки: учебно-методическое пособие. М. : МИРОС, 2013. С.19.

  37. Бондаровская Л. В. Сущность социально-педагогической поддержки как особого вида социально-педагогической деятельности // Омский научный вестник. 2010. № 1. С.143.

  38. Воронцов А. П. Педагогические условия реализации адаптационного периода в первом классе школ развивающего обучения // Начальная школа. 2013. № 13. С.33.

  39. Михайлова Н. Н. Педагогика поддержки: учебно-методическое пособие. М. : МИРОС, 2013. С.50.

  40. Симонова Г. И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации // Педагогика. 2013. № 9. С.37.

  41. Битянова М. Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция. Педагогическая поддержка. М. : Педагогический поиск, 2014.

  42. Герц Е. Н. Психологическая адаптация учащихся 1-х классов // Завуч начальной школы. 2012. № 4. С. 62.

  43. Иванова М. Н., Нахалова И. А. Воспитание в первом классе: из опыта работы // Начальная школа плюс До и После. 2014. № 1. С.14.

  44. Михайлова Н. Н. Педагогика поддержки: учебно-методическое пособие. М. : МИРОС, 2013. С.79.

  45. Кудрявцева Е. А. Некоторые вопросы социальной адаптации шестилеток к школе // Начальная школа. 2014. № 6. С.49.

  46. Беличева С. А. Диагностика школьной дезадаптации. М. : Сфера, 2015. C.128.

  47. Семенова Т. С. Изучение самочувствия и эмоционального состояния первоклассников в период адаптации к школе // Начальная школа плюс До и После. 2014. № 8. С.15.

  48. Битянова М. Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция. Педагогическая поддержка. М. : Педагогический поиск, 2014.