Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Опытно-экспериментальная деятельность по содействию адаптации первоклассников к школьному обучению).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 519

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Проблема адаптации первоклассников к школе считается одной из самых значимых проблем на начальной ступени образования: достаточной сложной для учителей и довольно чувствительной для родителей. Известно, что фундаментом любого адаптивного цикла является эволюционно обусловленная программа приспособления, которая реализуется в той или иной форме активности, являющийся ведущим гомеостатическим фактором[1]. Как утверждает М.Р. Битянова, в самом общем понимании школьная адаптация является приспособлением ребенка к новой системе социальных условий, новым взаимоотношениям, требованиям, видам деятельности и т.п.[2] Тот ребенок, который успешно «вписался» в общепринятую школьную систему требований и норм и правил, считается адаптированным.

От эффективности периода адаптации при поступлении ребёнка в первый класс в своём большинстве зависит эффективность дальнейшей социальной, учебной деятельности ребенка. Школьная дезадаптация ведет к снижению уровня учебной мотивации, разрушению системы межличностных взаимоотношений, формированию невротических состояний, девиантного поведения. Неблагоприятное течение периода адаптации говорит о снижении уровня функциональных резервов детского организма, перенапряжении регуляторных систем, что незамедлительно ведет к возникновению и развитию соматических заболеваний[3].

Проблема школьной адаптации в науке довольна распространена, что увеличивает ее значимость и актуальность. Феномен школьной адаптации первоклассников приковывал внимание многих зарубежных и отечественных авторов психолого-педагогической науки в различных аспектах: исследование понятия «психологическая и социальная адаптация» отечественными авторами (А.А. Налчаджян, А.В. Петровский); исследование влияний педагогики среды на развитие личности первоклассника (Л.В. Мудрик, Т.С. Семенова); изучение специфики адаптации первоклассников к новым условиям систематического и целенаправленного обучения в коллективе своих сверстников (М.М. Безруких, С.А. Беличева, М.Р. Битянова).

Наряду со всем вышесказанным, необходимо отметить, что в соответствии с требованиями ФГОС НОО среди личностных результатов освоения основной программы образования заявлено: усвоение начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся мире; принятие новой социальной роли – учащегося; формирование учебных мотивов, личностного смысла обучения; развитие умений сотрудничества со своими сверстниками и взрослыми с различных социальных ситуациях[4].


Таким образом, теоретический анализ и анализ стратегической документации в сфере образования РФ утверждают актуальность проблемы адаптации первоклассников к новым школьным условиям, а также проблемы применения для реализации данной цели максимально эффективных способов педагогической деятельности.

Анализ научно-исследовательской литературы и образовательной практики определили наличие противоречий между необходимостью содействия процессу адаптации первоклассников и недостаточностью осуществляемых в условиях школы мероприятий; между требованиями, которые предъявляются школой и возрастными особенностями детей младшего школьного возраста.

Выявленные противоречия позволили нам определить проблему исследования: какие меры целесообразно предпринять для успешности адаптивного процесса у первоклассников к новым школьным условиям?

Актуальность, значимость данной проблемы дали нам возможность определить тему курсового исследования: «Адаптация детей в условиях первого класса школы»

Основная цель данного исследования – разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса мероприятий, который направлен на содействие первоклассникам в их адаптивном периоде к новым условиям в школе.

Гипотеза данного исследования заключается в нашем предположении, что социальная и психолого-педагогическая деятельность по содействию первоклассникам в их адаптации к школьному обучению будет эффективной в случае своевременно проведенного диагностического исследования уровня адаптации первоклассников, и включающая комплекс мероприятий, направленный на благополучный процесс адаптации.

На основании цели исследования для решения были поставлены следующие задачи:

  1. Посредством анализа научно-исследовательской литературы дать определение феномену «адаптация», выявить основые виды адаптации к школьному обучению, причины школьной дезадаптации и ее последствия;
  2. Определить психолого-педагогические особенности детей – первоклассников (6-7лет) в контексте исследуемой проблемы;
  3. Выявить специфику социальной и психолого-педагогической деятельности по содействию первоклассникам в их адаптивном периоде;
  4. Подготовить и реализовать эмпирическое исследование по выявлению социальной и психологической готовности первоклассников в школьному обучению;
  5. На основании полученных данных в ходе констатирующего эксперимента разработать и внедрить комплекс мероприятий, направленный на содействие первоклассникам в их адаптации к школьному обучению;
  6. Экспериментально проверить результативность разработанного комплекса мероприятий; опровергнуть или подтвердить гипотезу исследования.

Объектом данного исследования является процесс адаптации первоклассников к школьному обучению.

Предмет исследования – особенности социальной и психолого-педагогической деятельности по содействию первоклассникам в их адаптации.

В нашем исследовании наибольший интерес представляли труды следующих авторов, оказавших влияние на теоретическое обоснование исследуемой проблемы: Л.П. Баданина, М.М. Безруких, М.Р. Битянова, Л.А. Венгер, Н.Н. Михайлова, А.А. Налчаджян, М.Н. Николаева, Е. Селье, Г.И. Симонова, Д.Ю. Соловьева, Н.В. Цыба и другие.

В данном исследования мы обращались к следующим методам научного познания:

  1. Теоретические (сбор, анализ и синтез научно-исследовательской литературы по исследуемой проблеме; метод сравнения; системный метод);
  2. Эмпирические (педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение; анкетирование; опрос; беседа; анализ экспериментальных данных);
  3. Математические (количественный и качественный анализ полученных результатов).

База и этапы исследования: педагогический эксперимент осуществлялся на базе средней общеобразовательной школы города….. В качестве экспериментальной группы выступили учащиеся 1 «А» класса данной школы в общем количестве 30 человек, а также их родители. Исследование осуществлялось с 2018 по 2019 год в несколько этапов:

  1. На поисково-прогностическом этапе (I этап) мы произвели анализ современного состояния проблемы на основании исследования научной психолого-педагогической литературы; были определены цель, гипотеза и задачи исследования; разработался план эмпирического исследования;
  2. На содержательно-процессуальном этапе (II этап) осуществлялся констатирующий этап опытно-экспериментальной деятельности; проводилась проверка гипотезы исследования; разрабатывался комплекс мероприятий.
  3. На аналитико-формирующем этапе (III этап) реализовывался комплекс мероприятий по содействию первоклассникам в их адаптации; осуществлялись обобщение, систематизация, обработка полученных данных; проверялась эффективность проделанной работы.

Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что уточнены понятия «адаптация первоклассника», систематизированы особенности социальной и психолого-педагогической работы по содействию первоклассникам в адаптивной период.

Практическая значимость данного исследования заключается в разработанном комплексе мероприятий по содействию первоклассникам в период адаптации в школе; может быть использован социологами, психологами и учителями первых классов.


Структура данной курсовой работы представлена в классическом ее виде, а именно: введение; две главы (теоретическая и практическая); выводы по главам; заключение; список использованных источников; приложения в общем количестве 8 штук.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

1.1. Понятие, сущность и виды адаптации первоклассников, как психолого-педагогическая проблема в исследованиях зарубежных и отечественных психологов и педагогов

Анализ литературы показал, что феномен адаптации имеет множество определений, зависящих от биологических, социальных или психологических ее исследований. «Адаптация» - (с лат. Adaptatio – прилаживание) – процесс приспособления самоорганизующейся системы к новым изменяющимся условиям среды.

В России феномен «адаптации» получает свое широкое распространение с середине 60х годов прошлого столетия, однако при все этом, данный термин рассматривается различными авторами по-разному. Так, А.А. Налчаджян, ссылаясь на исследования Н. Никитиной, дает следующее определение социальной адаптации – интеграция личности в сложившуюся устойчивую систему общественных отношений[5].

Еще один исследователь данной категории М.Р. Битянова рассматривает процесс адаптации не только как приспособление к благополучному функционированию в социальной среде, но и как способность к дальнейшему психологическому, социальному и личностному развитию[6]. Автором отмечается объективно-субъективный характер процесса адаптации (приспособление и приспосабливание), и отмечается, что посредством социальной адаптации человек может усвоить стандарты, которые будут ему необходимы для жизнедеятельности и стереотипы, посредством которых человек активно приспосабливается к повторяющимся обстоятельствам жизни[7].


Одна из ключевых сфер социальной адаптации ребенка, поступающего в первый класс – адаптация к школьной жизни. Под школьной адаптацией понимается процесс приспособления первоклассника к первичному учебному коллективу, нормам и правилам взаимоотношений в классе. В процессе школьной адаптации осуществляется включение ребёнка в систему взаимоотношений класса с его традициями, нормами и правилами, ценностями[8].

Исследуя основные факторы адаптации первоклассников Д.Ю. Соловьёва в своей статье предлагает составляющие школьной адаптации[9], которые, как нам кажется, являются вполне правомерными, и анализируя литературу по теме, можно даже сказать, общепринятыми:

- Организационная адаптация – процесс приспособления ребенка к новым условиям организации его жизни: новые требования, правила, режим дня, обязанности, статус, то есть речь идет о готовности первоклассника к принятию новой социальной роли – школьника. Здесь основные показатели адаптированности первоклассника будут являться: сформированная позиция школьника и принятие его школьных правил. Сформированная позиция школьника означает развитое положительное и адекватное отношение ребенка к школе, процессу обучения, к познанию как радости открытия, его стремлению к социально-нормированной форме поведения[10]. Таким образом, организационную адаптацию можно в общих чертах охарактеризовать как готовность первоклассника к принятию новых обязанностей, ответственности перед школой, учителем и своими одноклассниками.

- Учебно-мотивационная адаптация. Начальный этап обучения ребенка в школе предоставляет ему возможность занять новую жизненную позицию, а также перейти к реализации общественно значимой учебной деятельности. Однако, в самом начале обучения у первоклассника отсутствует потребность в приобретении теоретических знаний, а как утверждает Л.А. Венгер, именно данная потребность выступает психологической основой развития учебной деятельности[11].

- Психологическая адаптация. В исследованиях школьной адаптации особую значимость приобретает анализ эмоциональных проявлений. Данное обстоятельство связано, прежде всего, с тем, что новые социальные условия и требования изменяют состояние эмоциональной сферы первоклассника. Такие перемены ведут к неспецифической, стрессовой реакции детского организма, вплоть до возможных пограничных нервно-психических расстройств[12]. Таким образом, внимание специалистов, педагогов и психологов должно быть акцентированно не только на традиционной успеваемости и поведении первоклассника, но и на исследованиях психологического здоровья детей. Здесь ключевым критерием школьной адаптации будет являться психоэмоциональное состояние и благополучие первоклассника в условиях школы.