Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Опытно-экспериментальная деятельность по содействию адаптации первоклассников к школьному обучению).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 516
Скачиваний: 13
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.2 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
1.3 Специфика социальной и психолого-педагогической работы с первоклассниками
2.1 Констатирующий эксперимент
- Осуществление консультативно-просветительской деятельности с родителями учащихся, которая носит в своем большинстве ознакомительный характер с основными задачами и трудностями первичной адаптации.
- Осуществление групповых и индивидуальных консультаций педагогического коллектива по разработке единого подхода к некоторым первоклассникам и общей системы требований к классу со стороны различных педагогов, которым предстоит работать с первоклассниками.
- Организация методической деятельности педагогов, которая направлена на построение учебно-воспитательного процесса в строгом соответствии с психофизиологическими и индивидуальными особенностями и возможностями первоклассников, выявленные в процессе диагностики.
- Организация и реализация педагогической поддержки первоклассникам. Такая работа реализуется педагогами во внеурочное время. Основная форма проведения, отвечающая запросам и интересам данного возраста – игра. Игры, которые будут грамотно подобраны в определённой логике дадут возможность детям быстрее узнать друг друга, научится взаимодействовать в команде, настроится на предъявляемую школой систему требований, снять нервно-психическое напряжение[43].
- Организация групповой развивающей деятельности с первоклассниками, которая будет направлена на увеличение уровня школьной готовности детей, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Подобная групповая деятельность должна строится в виде продуманной системы занятий с фиксированной мини-группой первоклассников (не более 8-10 человек в одной группе)[44].
- Аналитическая деятельность, которая будет направлена на осмысление результатов работы всех участников в период первичной адаптации первоклассников.
Третий этап – психолого-педагогическая деятельность с первоклассниками, у которых выявились трудности относительно школьной адаптации. В данном направлении работа реализуется в течении второго полугодия в первом классе, предполагающее решение следующих задач:
- Осуществление диагностики, которая направлена на выявление учащихся, испытывающих значительные трудности на начальном этапе обучения, во взаимодействии со своими сверстниками и учителями.
- Реализация индивидуальных и групповых консультаций родителей по результатом полученных данных диагностики.
- Осуществление консультативно-просветительской работы с педагогами относительно вопросов обучения и взаимодействия с некоторыми школьниками данного возраста.
- Разработка и реализация программы педагогической поддержки первоклассникам, испытывающим трудности в адаптивном периоде с учетом результатов диагностики[45].
Таким образом, обобщая изученный теоретический материал в контексте особенностей социальной и психолого-педагогической работы с первоклассниками, делаем следующие выводы. Процесс успешного протекания адаптивного периода в первом классе достаточно сложный и противоречивый, требующий комплексной, совместной деятельности многих специалистов, в частности классного руководителя, психолога и социолога образовательного учреждения и семьи первоклассника.
Большое значение приобретает психодиагностическая работа, результаты которой смогут дать объективные данные относительно протекания адаптации к школе у первоклассников. С детьми у которых выявились трудности в школе проводится комплексная работа, для предотвращения нежелательных дальнейших последствий, вплоть до развития девиаций в поведении у таких детей.
Выводы по главе 1.
Итак, подводя итоги по данному теоретическому анализу научно-исследовательской литературы можно сделать следующие выводы:
- Школьная адаптация – приспособление первоклассника к новым школьным условиям, принятие новой социальной роли – школьника, к нормам, требованиям и правилам поведения, взаимоотношений в новом учебном коллективе. В ходе адаптивного периода происходит включение первоклассника в систему взаимоотношений в классе с его традициями, нормами, ценностями. Основными показателями успешной адаптации ребенка в новым школьным условиям будут являться: положительное его отношение к школе, процессу обучения; сформированность мотивации учения; положительное эмоциональное самочувствие первоклассника в условиях школы; сформированное адекватное поведение.
- Младший школьный возраст являться очень ответственным и важным периодом школьного детства, в связи с тем, что именно в этом возрасте закладываются основы поведения, характера, начинают проявлять себя черты темперамента, а также стремление занять определенный социальный статус в своем коллективе. Готовность ребенка к систематическому школьному обучению выражается степенью развития личности ребёнка в контексте интеллектуального, мотивационного, коммуникативного и физического отношений.
- Адаптация первоклассников к школьным условиям в большей степени определяется уровнем социальной и психолого-педагогической деятельности, осуществляемая такими специалистами, как классный руководитель, социолог и психолог в тесном взаимодействии с семьей первоклассника. В рамках данной деятельности реализуются следующие направления работы: психолого-педагогическая диагностика; развивающая психолого-педагогическая деятельность; консультативно-просветительская работа с педагогами и семьей; методическая работа; психокоррекционная деятельность.
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОДЕЙСТВИЮ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
2.1 Констатирующий эксперимент
Основная гипотеза данного исследования состоит в нашем предположении, что социальная и психолого-педагогическая деятельность по содействию первоклассникам в их адаптации к школьному обучению будет эффективной в случае своевременно проведенного диагностического исследования уровня адаптации первоклассников, и включающая комплекс мероприятий, направленный на благополучный процесс адаптации.
Исследование представлено классической триадой опытно-экспериментальной деятельности: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Цель констатирующего этапа нашей опытно-экспериментальной деятельности – выявление уровня адаптации первоклассников к школьным условиям.
Выборка данного исследования состояла из учащихся 1 «А» класса, в общем количестве 30 человек, возраст испытуемых составил 6-7 лет (прил.1). Также в исследовании было принципиальным участие семей первоклассников, поэтому от каждого первоклассника был один представитель из родителей.
В нашем исследовании мы использовали методики, которые, как нам видится, позволят объективно оценить уровень готовности ребенка к школьному обучению. Диагностический комплекс представлен в таблице 1.
Таблица 1. Методики выявления уровня адаптации первоклассника к школьному обучению
Виды адаптации |
Показатели |
Методики |
Организационная адаптация |
- Сформированность позиции школьника; - Принятие школьников правил и требований |
Опрос первоклассников посредством методики исследования школьной мотивации (Н.Г. Лусканова) |
Продолжение таблицы 1.
Учебно-мотивационная адаптация |
- Наличие потребности в знаниях |
Опрос первоклассников посредством методики исследования школьной мотивации (Н.Г. Лусканова) |
Психологическая адаптация |
- Психоэмоциональное состояние ребёнка в условиях школы |
Цветовой тест отношений (М. Люшер) |
Социальная адаптация |
- Сформированность адекватного поведения; - Установление контактов со сверстниками, учителями |
Опрос классного руководителя и родителей учащихся |
Технология проведения диагностики и основные результаты мы представим ниже.
- Опрос первоклассников посредством методики исследования школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)[46]. Испытуемым был предложен список вопросов, на которые дети отвечали в индивидуальном порядке совместно с психологом. Инструкция, текст опросника, ключи к ответам и уровни школьной мотивации, предложенные Н.Г. Лускановой целесообразно оформлены в качестве приложения 2. Листы с ответами первоклассников обрабатывались, оценивались баллами, обрабатывая данные мы опирались на выделенные автором уровни школьной мотивации (прил.2).
- Цветовой тест отношений (М. Люшер)[47]. Цель данной методики – выявление эмоциональных компонентов отношений испытуемого к значимым для него людей, который отражает сознательный и частично неосознанный уровень данных отношений. Испытуемому предлагаются цветные карточки и ряд вопросов:
- Когда ты идешь в школу, на какой из этих цветов похоже твое настроение?
- Когда ты общаешься со своими родителями, на какой цвет похоже твое настроение?
- Когда ты общаешься со своим классным руководителем, на какой цвет похоже твое настроение?
- Когда на перемене ты общаешься со своими сверстниками, на какой цвет похоже твое настроение?
Пятый вопрос – предложение выбрать самый лучший для испытуемого цвет. Этот цвет убирается, и испытуемому предлагается выбрать самый привлекательный цвет из оставшихся. Когда останется только три цвета, инструкция меняется: теперь испытуемому необходимо выбрать цвет, который ему совсем не нравится.
Данный тест дал нам возможность объективно оценить адаптированность первоклассников к семейной обстановке и процессу обучения в школе. Оценивание осуществляется по преобладающему эмоциональному фону и физиологической работоспособности, то есть наличие переутомления.
- Анкетирование, опрос классного руководителя и родителей первоклассников мы позаимствовали из достоверного источника автора М.Р. Битяновой[48]. Данная диагностика дала нам возможность выявить эмоциональный настрой первоклассников, их взаимоотношения с одноклассниками. Наряду с этим мы получили данные о познавательной активности учащихся, дисциплинированности, проявляют ли дети признаки агрессии, имеется ли у кого-то страх, выявили успеваемость. При выявлении уровня адаптации мы не разрабатывали авторскую критериально-уровневую характеристику, а воспользовались характеристикой, предложенной А.Л. Венгером, которую мы уже отразили в первой главе исследования (автор делит адаптированность первоклассников на три уровня: высокий, средний, низкий).
Классный руководитель первоклассников отвечал на опросный лист, где необходимо было выбрать и отметить характерный для того или иного испытуемого уровень проявления в каждом из девяти показателей адаптации. Порядковый номер уровня и будет считаться баллом за ответ. Баллы в конце опроса суммируются и выявляется уровень адаптации. Текст опросника и критерии оценивания в приложении 3.
Родители отвечали на вопросы анкеты. После завершения данной деятельности, ответы подвергались анализированию, и в зависимости от варианта ответов выявлялся уровень адаптации детей. Опросник анкеты для родителей и критерии оценивания в приложении 4.
В процессе исследования на констатирующем этапе по указанным диагностикам выявление уровня адаптации первоклассников мы получаем следующие результаты:
- Опрос первоклассников посредством методики исследования школьной мотивации (Н.Г. Лусканова). Для большей части первоклассников привлекательными являются ситуации внеурочного характера с внешними школьными атрибутами. Эта категория первоклассников с положительным отношением к школе, вполне адекватно воспринимает требования. Наряду с этим, в процесс диагностики выявились учащиеся с низкой школьной мотивацией (всего 5 учащихся – 16,7%) – Николай Н., Ирина Г., Владислав Ж., Артур Л., Вячеслав Г. С признаками дезадаптации (негативное отношение к школе) выявилось 4 учащихся (13,3%) – Владислав Р., Владимир К., Мария В., Николай М. Результаты осуществления опроса школьной мотивации по Н.Г. Лускановой представлены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты проведения опроса Н.Г. Лускановой
Уровень |
Описание |
Кол-во баллов |
Кол-во человек |
% |
I Уровень (25-30) |
Высокий уровень школьной мотивации |
3 |
3 |
10,0% |
II Уровень (20-24) |
Хорошая школьная мотивация |
6 |
6 |
20,0% |
III Уровень (15-19) |
Положительное отношение к школе в целом, однако она привлекает лишь внеурочной деятельностью |
12 |
12 |
40,0% |
IV Уровень (10-14) |
Низкая школьная мотивация |
5 |
5 |
16,7% |
V Уровень (ниже 10) |
Отрицательное отношение к школе, дезадаптация |
4 |
4 |
13,3% |