Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Опытно-экспериментальная деятельность по содействию адаптации первоклассников к школьному обучению).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 516

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Осуществление консультативно-просветительской деятельности с родителями учащихся, которая носит в своем большинстве ознакомительный характер с основными задачами и трудностями первичной адаптации.

- Осуществление групповых и индивидуальных консультаций педагогического коллектива по разработке единого подхода к некоторым первоклассникам и общей системы требований к классу со стороны различных педагогов, которым предстоит работать с первоклассниками.

- Организация методической деятельности педагогов, которая направлена на построение учебно-воспитательного процесса в строгом соответствии с психофизиологическими и индивидуальными особенностями и возможностями первоклассников, выявленные в процессе диагностики.

- Организация и реализация педагогической поддержки первоклассникам. Такая работа реализуется педагогами во внеурочное время. Основная форма проведения, отвечающая запросам и интересам данного возраста – игра. Игры, которые будут грамотно подобраны в определённой логике дадут возможность детям быстрее узнать друг друга, научится взаимодействовать в команде, настроится на предъявляемую школой систему требований, снять нервно-психическое напряжение[43].

- Организация групповой развивающей деятельности с первоклассниками, которая будет направлена на увеличение уровня школьной готовности детей, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Подобная групповая деятельность должна строится в виде продуманной системы занятий с фиксированной мини-группой первоклассников (не более 8-10 человек в одной группе)[44].

- Аналитическая деятельность, которая будет направлена на осмысление результатов работы всех участников в период первичной адаптации первоклассников.

Третий этап – психолого-педагогическая деятельность с первоклассниками, у которых выявились трудности относительно школьной адаптации. В данном направлении работа реализуется в течении второго полугодия в первом классе, предполагающее решение следующих задач:

  1. Осуществление диагностики, которая направлена на выявление учащихся, испытывающих значительные трудности на начальном этапе обучения, во взаимодействии со своими сверстниками и учителями.
  2. Реализация индивидуальных и групповых консультаций родителей по результатом полученных данных диагностики.
  3. Осуществление консультативно-просветительской работы с педагогами относительно вопросов обучения и взаимодействия с некоторыми школьниками данного возраста.
  4. Разработка и реализация программы педагогической поддержки первоклассникам, испытывающим трудности в адаптивном периоде с учетом результатов диагностики[45].

Таким образом, обобщая изученный теоретический материал в контексте особенностей социальной и психолого-педагогической работы с первоклассниками, делаем следующие выводы. Процесс успешного протекания адаптивного периода в первом классе достаточно сложный и противоречивый, требующий комплексной, совместной деятельности многих специалистов, в частности классного руководителя, психолога и социолога образовательного учреждения и семьи первоклассника.

Большое значение приобретает психодиагностическая работа, результаты которой смогут дать объективные данные относительно протекания адаптации к школе у первоклассников. С детьми у которых выявились трудности в школе проводится комплексная работа, для предотвращения нежелательных дальнейших последствий, вплоть до развития девиаций в поведении у таких детей.

Выводы по главе 1.

Итак, подводя итоги по данному теоретическому анализу научно-исследовательской литературы можно сделать следующие выводы:

  1. Школьная адаптация – приспособление первоклассника к новым школьным условиям, принятие новой социальной роли – школьника, к нормам, требованиям и правилам поведения, взаимоотношений в новом учебном коллективе. В ходе адаптивного периода происходит включение первоклассника в систему взаимоотношений в классе с его традициями, нормами, ценностями. Основными показателями успешной адаптации ребенка в новым школьным условиям будут являться: положительное его отношение к школе, процессу обучения; сформированность мотивации учения; положительное эмоциональное самочувствие первоклассника в условиях школы; сформированное адекватное поведение.
  2. Младший школьный возраст являться очень ответственным и важным периодом школьного детства, в связи с тем, что именно в этом возрасте закладываются основы поведения, характера, начинают проявлять себя черты темперамента, а также стремление занять определенный социальный статус в своем коллективе. Готовность ребенка к систематическому школьному обучению выражается степенью развития личности ребёнка в контексте интеллектуального, мотивационного, коммуникативного и физического отношений.
  3. Адаптация первоклассников к школьным условиям в большей степени определяется уровнем социальной и психолого-педагогической деятельности, осуществляемая такими специалистами, как классный руководитель, социолог и психолог в тесном взаимодействии с семьей первоклассника. В рамках данной деятельности реализуются следующие направления работы: психолого-педагогическая диагностика; развивающая психолого-педагогическая деятельность; консультативно-просветительская работа с педагогами и семьей; методическая работа; психокоррекционная деятельность.

2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОДЕЙСТВИЮ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

2.1 Констатирующий эксперимент

Основная гипотеза данного исследования состоит в нашем предположении, что социальная и психолого-педагогическая деятельность по содействию первоклассникам в их адаптации к школьному обучению будет эффективной в случае своевременно проведенного диагностического исследования уровня адаптации первоклассников, и включающая комплекс мероприятий, направленный на благополучный процесс адаптации.

Исследование представлено классической триадой опытно-экспериментальной деятельности: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Цель констатирующего этапа нашей опытно-экспериментальной деятельности – выявление уровня адаптации первоклассников к школьным условиям.

Выборка данного исследования состояла из учащихся 1 «А» класса, в общем количестве 30 человек, возраст испытуемых составил 6-7 лет (прил.1). Также в исследовании было принципиальным участие семей первоклассников, поэтому от каждого первоклассника был один представитель из родителей.

В нашем исследовании мы использовали методики, которые, как нам видится, позволят объективно оценить уровень готовности ребенка к школьному обучению. Диагностический комплекс представлен в таблице 1.

Таблица 1. Методики выявления уровня адаптации первоклассника к школьному обучению

Виды адаптации

Показатели

Методики

Организационная адаптация

- Сформированность позиции школьника;

- Принятие школьников правил и требований

Опрос первоклассников посредством методики исследования школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)

Продолжение таблицы 1.

Учебно-мотивационная адаптация

- Наличие потребности в знаниях

Опрос первоклассников посредством методики исследования школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)

Психологическая адаптация

- Психоэмоциональное состояние ребёнка в условиях школы

Цветовой тест отношений

(М. Люшер)

Социальная адаптация

- Сформированность адекватного поведения;

- Установление контактов со сверстниками, учителями

Опрос классного руководителя и родителей учащихся


Технология проведения диагностики и основные результаты мы представим ниже.

  1. Опрос первоклассников посредством методики исследования школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)[46]. Испытуемым был предложен список вопросов, на которые дети отвечали в индивидуальном порядке совместно с психологом. Инструкция, текст опросника, ключи к ответам и уровни школьной мотивации, предложенные Н.Г. Лускановой целесообразно оформлены в качестве приложения 2. Листы с ответами первоклассников обрабатывались, оценивались баллами, обрабатывая данные мы опирались на выделенные автором уровни школьной мотивации (прил.2).
  2. Цветовой тест отношений (М. Люшер)[47]. Цель данной методики – выявление эмоциональных компонентов отношений испытуемого к значимым для него людей, который отражает сознательный и частично неосознанный уровень данных отношений. Испытуемому предлагаются цветные карточки и ряд вопросов:
  3. Когда ты идешь в школу, на какой из этих цветов похоже твое настроение?
  4. Когда ты общаешься со своими родителями, на какой цвет похоже твое настроение?
  5. Когда ты общаешься со своим классным руководителем, на какой цвет похоже твое настроение?
  6. Когда на перемене ты общаешься со своими сверстниками, на какой цвет похоже твое настроение?

Пятый вопрос – предложение выбрать самый лучший для испытуемого цвет. Этот цвет убирается, и испытуемому предлагается выбрать самый привлекательный цвет из оставшихся. Когда останется только три цвета, инструкция меняется: теперь испытуемому необходимо выбрать цвет, который ему совсем не нравится.

Данный тест дал нам возможность объективно оценить адаптированность первоклассников к семейной обстановке и процессу обучения в школе. Оценивание осуществляется по преобладающему эмоциональному фону и физиологической работоспособности, то есть наличие переутомления.

  1. Анкетирование, опрос классного руководителя и родителей первоклассников мы позаимствовали из достоверного источника автора М.Р. Битяновой[48]. Данная диагностика дала нам возможность выявить эмоциональный настрой первоклассников, их взаимоотношения с одноклассниками. Наряду с этим мы получили данные о познавательной активности учащихся, дисциплинированности, проявляют ли дети признаки агрессии, имеется ли у кого-то страх, выявили успеваемость. При выявлении уровня адаптации мы не разрабатывали авторскую критериально-уровневую характеристику, а воспользовались характеристикой, предложенной А.Л. Венгером, которую мы уже отразили в первой главе исследования (автор делит адаптированность первоклассников на три уровня: высокий, средний, низкий).

Классный руководитель первоклассников отвечал на опросный лист, где необходимо было выбрать и отметить характерный для того или иного испытуемого уровень проявления в каждом из девяти показателей адаптации. Порядковый номер уровня и будет считаться баллом за ответ. Баллы в конце опроса суммируются и выявляется уровень адаптации. Текст опросника и критерии оценивания в приложении 3.

Родители отвечали на вопросы анкеты. После завершения данной деятельности, ответы подвергались анализированию, и в зависимости от варианта ответов выявлялся уровень адаптации детей. Опросник анкеты для родителей и критерии оценивания в приложении 4.

В процессе исследования на констатирующем этапе по указанным диагностикам выявление уровня адаптации первоклассников мы получаем следующие результаты:

  1. Опрос первоклассников посредством методики исследования школьной мотивации (Н.Г. Лусканова). Для большей части первоклассников привлекательными являются ситуации внеурочного характера с внешними школьными атрибутами. Эта категория первоклассников с положительным отношением к школе, вполне адекватно воспринимает требования. Наряду с этим, в процесс диагностики выявились учащиеся с низкой школьной мотивацией (всего 5 учащихся – 16,7%) – Николай Н., Ирина Г., Владислав Ж., Артур Л., Вячеслав Г. С признаками дезадаптации (негативное отношение к школе) выявилось 4 учащихся (13,3%) – Владислав Р., Владимир К., Мария В., Николай М. Результаты осуществления опроса школьной мотивации по Н.Г. Лускановой представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты проведения опроса Н.Г. Лускановой

Уровень

Описание

Кол-во баллов

Кол-во человек

%

I Уровень

(25-30)

Высокий уровень школьной мотивации

3

3

10,0%

II Уровень

(20-24)

Хорошая школьная мотивация

6

6

20,0%

III Уровень

(15-19)

Положительное отношение к школе в целом, однако она привлекает лишь внеурочной деятельностью

12

12

40,0%

IV Уровень

(10-14)

Низкая школьная мотивация

5

5

16,7%

V Уровень

(ниже 10)

Отрицательное отношение к школе, дезадаптация

4

4

13,3%