Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Опытно-экспериментальная деятельность по содействию адаптации первоклассников к школьному обучению).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 509

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Список учащихся 1 «А» класса,

участвующих в опытно-экспериментальной деятельности

Фамилия, имя

Возраст

  1. Татьяна П.

7

  1. Константин Е.

7

  1. Олег П.

7

  1. Светлана Р.

7

  1. Николай Н.

6,5

  1. Владимир Ш.

7

  1. Екатерина В.

7

  1. Владислав Ж.

7

  1. Анастасия П.

7

  1. Наталья С.

7

  1. Ирина Г.

8

  1. Александра Г.

7

  1. Марианна О.

7

  1. Ульяна Е.

7

  1. Артур Л.

7

  1. Олег Н.

6,5

  1. Вячеслав Г.

7

  1. Арсений В.

7

  1. Дарья С.

7

  1. Николай М.

7

  1. Татьяна Ч.

7

  1. Кристина О.

7

  1. Полина В.

7

  1. Елена Р.

7

  1. Илья С.

7

  1. Мария В.

8

  1. Роман Р.

7

  1. Владимир К.

7

  1. Павел Д.

7

  1. Владислав Р.

7

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методика исследования школьной мотивации (Н. Г. Лусканова)

Цель методики: выявление уровня сформированности школьной мотивации.

Инструкция: «Сейчас я зачитаю тебе список вопросов, один за другим, на которые тебе нужно будет ответить в своем листочке. Запомни у меня не бывает хороших и плохих ответов, тебе обязательно нужно отвечать так, как ты считаешь нужным».

Текст опросника:

  1. Тебе очень или все же не очень нравится учится в школе?

а) не очень б) нравится в) не нравится

  1. Когда ты просыпаешься утром, ты всегда с радостью думаешь о том, что тебе нужно идти в школу?

а) чаще хочется остаться дома б) бывает по-разному в) иду с радостью

  1. Если твой учитель скажет, что завтра не обязательно приходить в школу, но все же можно и прийти, ты бы пошел?

а) не знаю б) остался бы дома в) пошёл бы в школу

  1. Ты доволен, что у вас иногда отменяют уроки?

а) не нравится б) бывает по-разному в) нравится

  1. Ты бы хотел, чтобы вам не задавали домашних заданий?

а) хотел бы б) не хотел бы в) не знаю

  1. Ты хотел бы, чтобы в твоей школе остались только некоторые уроки?

а) не знаю б) не хотел бы б) хотел бы

  1. Ты любишь рассказывать своим родителям о школе, о уроках?

а) часто б) редко в) не рассказываю

  1. Тебе бы хотелось, чтобы твой учитель был менее строг?

а) точно не знаю б) хотел бы в) не хотел бы

  1. У тебе в школе есть друзья, как много их?

а) мало б) много в) нет друзей

  1. Ты любишь общество своих одноклассников?

а) нравятся б) не очень в) не нравятся

Ключи

Вопрос

Балл за ответ №1

Балл за ответ №2

Балл за ответ №3

1.

1

3

0

2.

0

1

3

3.

1

0

3

4.

3

1

0

5.

0

3

1

6.

1

3

0

7.

3

1

0

8.

1

0

3

9.

1

3

0

10.

3

1

0

Уровни мотивации к школе

Уровень

Описание

I Уровень

(25-30)

Высокий уровень школьной мотивации

II Уровень

(20-24)

Хорошая школьная мотивация

III Уровень

(15-19)

Положительное отношение к школе в целом, однако она привлекает лишь внеурочной деятельностью

IV Уровень

(10-14)

Низкая школьная мотивация

V Уровень

(ниже 10)

Отрицательное отношение к школе, дезадаптация


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Опросник для классного руководителя по выявлению уровня адаптации первоклассников

Фамилия, имя ребенка _____________________________________________

Дата рождения ___________________________ Возраст ________________

Школа № __________ Класс___________ Дата_________________________

Показатели адаптации и характеристика их различных уровней

Выбранный уровень

Примечания

Настроение первоклассника

1.

Стабильное, уравновешенное

2.

Эпизодическое снижение настроения

3.

Проявления легкой депрессии, из которой ребенок выходит в случае увлечения интересным занятием

4.

Вялое, рассеянное

5.

Заторможенность, истерики, плач

6.

Негативное отношение к школе

7.

Полнейший отказ от похода в школу

Контакты со сверстниками

1.

Легко входит в новый коллектив

2.

Активно ищет контакты со своими сверстниками

3.

Не проявляет инициативы и активности в установлении контактов со своими сверстниками, однако в случае необходимости готов сотрудничать с ними

4.

Избирателен в общении, робок

5.

Не стремится поддерживать социальные контакты

6.

Замкнут, недоверчив, изолирует себя от сверстников

Познавательная активность

1.

Проявляет активность, заинтересованность на уроках в школе

2.

Уроки посещает без особого принуждения со стороны взрослых

3.

Выражает избирательный интерес лишь к некоторым урокам, стремится посещать лишь их

4.

Учится без желания

5.

Тяготится процессом обучения

Дисциплина

1.

С особым усердием выполняет все требования учителя

2.

Практически все требования учителя выполняет, усидчив, старателен

3.

Старается следовать за всем классом, но в виду несобранности не все получается

4.

Требования учителя выполняет без желания

5.

Очень часто отвлекается на уроках в школе

6.

Игнорирует требования учителя

Реакции агрессии,

проявления гнева

1.

Гнев выражает очень редко, агрессия отсутствует

2.

Гнев практически отсутствует в виду характера

3.

Гнев практически отсутствует в виду сниженного настроения

4.

Гнев отсутствует, ребенок не в состоянии постоять за себя

5.

Проявления агрессии не всегда мотивированы

6.

Частые проявления агрессии в отношении сверстников и даже учителя

Страх

1.

Отсутствие страха

2.

Бывает робок, застенчив, но эпизодически

3.

Робок, застенчив, с легкостью теряется

4.

Ярко выраженные вышеуказанные черты

5.

В случае выраженной тревоги ищет защиты у взрослых

Двигательная активность на перемене

1.

Подвижный, активный ребенок

2.

Очень высокая двигательная активность, выражается в шумных развлечениях

3.

Низкая двигательная активность

4.

Всегда низкая двигательная активность

Общее самочувствие

1.

Ребенок чувствует себя бодрым, жалоб нет

2.

Не жалуется активно, но видно, что после уроков устает

3.

Периодические жалобы на недомогания

4.

Жалобы носят устойчивый характер

5.

Проявляют себя невротические расстройства

Успеваемость

1.

Хорошая

2.

Хорошая/удовлетворительная

3.

Удовлетворительная

4.

Плохая


Выявление уровня адаптации

Оценка ситуации

Баллы

Уровни адаптации

Благоприятная

9-17

Высокий

Условно благоприятная

18-24

Средний

Неблагоприятная

25

Низкий

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Анкета для родителей первоклассников

Уважаемые родители Ф.И. ученика _________________________________ Класс _______

Мы просим Вас ответить на вопросы, которые связаны с течением адаптивного периода Ваших детей к новым школьным условиям. Подчеркните или отметьте нужный вариант.

  1. Охотно ли идёт ребёнок в школу?

- неохотно (ДА)

- без особой охоты (ВДА)

- охотно, с радостью (А)

- затрудняюсь ответить

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает как должное новый распорядок?

- пока нет (ДА)

- не совсем (ВДА)

- в основном, да (А)

- затрудняюсь ответить

3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

- скорее нет, чем да (ДА)

- не вполне (ВДА)

- в основном да (А)

- затрудняюсь ответить

4.Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями?

- иногда (ВДА)

- довольно часто (А)

- затрудняюсь ответить

5.Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

- в основном отрицательные впечатления (ДА)

- положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)

- в основном положительные впечатления (А)

6. Сколько времени в среднем тратит ребёнок на выполнение домашних заданий? (Укажите конкретную цифру)

7.Нуждается ли ваш ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

- довольно часто (ДА)

- иногда (ВДА)

- не нуждается в помощи (А)

- затрудняюсь ответить

8. Как ребёнок преодолевает трудности в работе?

- перед трудностями сразу пасует (ДА)

- обращается за помощью (ВДА)

- старается преодолевать сам, но может отступить (ВДА)

- настойчив в преодолении трудностей (А)

- затрудняюсь ответить

9.Способен ли ребёнок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

- сам этого сделать не может (ДА)

- иногда может (ВДА)

- может, если его побудить к этому (А)

- как правило, может (А)

- затрудняюсь ответить

10. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

- довольно часто (ДА)


- бывает, но редко (ВДА)

- такого практически не бывает (А)

- затрудняюсь ответить

11. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

- нет (ДА)

- скорее нет, чем да (ВДА)

- скорее да, чем нет (А)

- затрудняюсь ответить

       

А -   адаптация

ВДА -   возможна дезадаптация

ДА -   дезадаптация

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Опрос классного руководителя и родителей первоклассников

(Сводная таблица полученных данных)

Ф.и.*

Настроение ребенка

Контакты со сверстниками

Показательная активность

Дисциплина

Реакция агрессии гнева

Страх

Двигательная активность

Общее самочувствие

Успеваемость

Общая сумма баллов

Уровень адаптации **

Р

П

Р

П

Р

П

Р

П

Р

П

Р

П

Р

П

Р

П

Р

П

Р

П

Р

П

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

14

14

В

В

2

1

2

1

1

3

3

3

3

2

2

2

2

2

2

1

1

2

2

17

18

С

С

3

7

6

3

4

4

4

5

5

1

5

5

5

3

3

3

4

4

5

35

41

Д

Д

4

2

2

2

2

2

3

3

3

2

2

1

2

2

2

1

1

2

2

16

19

В

С

5

2

2

2

2

2

3

3

3

2

2

1

2

2

2

1

1

1

2

16

19

В

С

6

1

1

1

1

1

1

2

1

2

2

1

2

1

1

2

2

1

1

12

12

В

В

7

2

2

3

3

2

2

2

3

2

2

4

4

3

2

1

1

2

2

21

21

С

С

8

2

3

2

2

2

3

3

3

3

5

1

1

3

2

1

1

1

2

18

22

С

С

9

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

2

2

15

15

В

В

10

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

2

2

15

15

В

В

11

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

1

2

1

1

2

1

1

1

11

12

В

В

12

2

3

3

3

2

3

3

3

2

2

3

2

3

3

3

4

2

2

23

24

С

С

13

2

2

3

3

2

2

2

3

2

2

3

2

2

5

2

2

1

1

19

22

С

С

14

4

4

4

4

4

4

3

5

3

3

5

5

3

3

1

1

2

3

29

32

Д

Д

15

3

3

3

3

3

3

2

3

1

5

3

3

2

2

2

2

2

2

21

26

С

Д

16

3

5

3

3

3

2

2

3

3

4

3

3

2

2

1

1

2

2

22

24

С

С

17

2

2

3

3

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

2

2

2

2

21

21

С

С

18

2

2

2

2

3

3

2

3

2

2

2

2

2

2

1

1

2

3

18

20

С

С

19

2

2

3

3

2

2

2

2

2

2

2

2

3

3

1

1

2

2

19

19

С

С

20

1

1

1

1

2

2

1

2

2

2

2

2

1

2

1

1

2

2

13

15

В

В

21

1

1

1

1

2

2

1

2

2

2

1

2

1

1

1

1

2

2

12

14

В

В

22

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

2

2

2

1

20

19

В

В

23

1

1

1

1

1

1

2

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

11

10

В

В

24

7

7

4

4

3

4

3

3

4

5

5

5

3

3

3

4

4

5

36

40

Д

Д

25

3

3

3

3

3

3

3

5

3

5

1

1

3

2

1

1

3

3

23

26

С

Д

26

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

1

1

1

2

2

14

15

В

В

27

1

1

2

1

3

3

3

3

2

2

2

2

1

2

1

1

2

3

17

18

С

С

28

2

2

4

4

3

3

3

3

2

2

3

3

1

1

3

3

3

3

24

24

С

С

29

3

3

3

3

2

2

3

3

2

2

3

3

3

3

1

1

2

2

22

22

С

С

30

6

6

5

5

3

4

3

5

3

5

5

5

3

3

3

4

4

5

35

42

Д

Д