Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Опытно-экспериментальная деятельность по содействию адаптации первоклассников к школьному обучению).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 509
Скачиваний: 13
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.2 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
1.3 Специфика социальной и психолого-педагогической работы с первоклассниками
2.1 Констатирующий эксперимент
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Список учащихся 1 «А» класса,
участвующих в опытно-экспериментальной деятельности
Фамилия, имя |
Возраст |
|
7 |
|
7 |
|
7 |
|
7 |
|
6,5 |
|
7 |
|
7 |
|
7 |
|
7 |
|
7 |
|
8 |
|
7 |
|
7 |
|
7 |
|
7 |
|
6,5 |
|
7 |
|
7 |
|
7 |
|
7 |
|
7 |
|
7 |
|
7 |
|
7 |
|
7 |
|
8 |
|
7 |
|
7 |
|
7 |
|
7 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методика исследования школьной мотивации (Н. Г. Лусканова)
Цель методики: выявление уровня сформированности школьной мотивации.
Инструкция: «Сейчас я зачитаю тебе список вопросов, один за другим, на которые тебе нужно будет ответить в своем листочке. Запомни у меня не бывает хороших и плохих ответов, тебе обязательно нужно отвечать так, как ты считаешь нужным».
Текст опросника:
- Тебе очень или все же не очень нравится учится в школе?
а) не очень б) нравится в) не нравится
- Когда ты просыпаешься утром, ты всегда с радостью думаешь о том, что тебе нужно идти в школу?
а) чаще хочется остаться дома б) бывает по-разному в) иду с радостью
- Если твой учитель скажет, что завтра не обязательно приходить в школу, но все же можно и прийти, ты бы пошел?
а) не знаю б) остался бы дома в) пошёл бы в школу
- Ты доволен, что у вас иногда отменяют уроки?
а) не нравится б) бывает по-разному в) нравится
- Ты бы хотел, чтобы вам не задавали домашних заданий?
а) хотел бы б) не хотел бы в) не знаю
- Ты хотел бы, чтобы в твоей школе остались только некоторые уроки?
а) не знаю б) не хотел бы б) хотел бы
- Ты любишь рассказывать своим родителям о школе, о уроках?
а) часто б) редко в) не рассказываю
- Тебе бы хотелось, чтобы твой учитель был менее строг?
а) точно не знаю б) хотел бы в) не хотел бы
- У тебе в школе есть друзья, как много их?
а) мало б) много в) нет друзей
- Ты любишь общество своих одноклассников?
а) нравятся б) не очень в) не нравятся
Ключи
Вопрос |
Балл за ответ №1 |
Балл за ответ №2 |
Балл за ответ №3 |
1. |
1 |
3 |
0 |
2. |
0 |
1 |
3 |
3. |
1 |
0 |
3 |
4. |
3 |
1 |
0 |
5. |
0 |
3 |
1 |
6. |
1 |
3 |
0 |
7. |
3 |
1 |
0 |
8. |
1 |
0 |
3 |
9. |
1 |
3 |
0 |
10. |
3 |
1 |
0 |
Уровни мотивации к школе
Уровень |
Описание |
I Уровень (25-30) |
Высокий уровень школьной мотивации |
II Уровень (20-24) |
Хорошая школьная мотивация |
III Уровень (15-19) |
Положительное отношение к школе в целом, однако она привлекает лишь внеурочной деятельностью |
IV Уровень (10-14) |
Низкая школьная мотивация |
V Уровень (ниже 10) |
Отрицательное отношение к школе, дезадаптация |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Опросник для классного руководителя по выявлению уровня адаптации первоклассников
Фамилия, имя ребенка _____________________________________________
Дата рождения ___________________________ Возраст ________________
Школа № __________ Класс___________ Дата_________________________
№ |
Показатели адаптации и характеристика их различных уровней |
Выбранный уровень |
Примечания |
Настроение первоклассника |
|||
1. |
Стабильное, уравновешенное |
||
2. |
Эпизодическое снижение настроения |
||
3. |
Проявления легкой депрессии, из которой ребенок выходит в случае увлечения интересным занятием |
||
4. |
Вялое, рассеянное |
||
5. |
Заторможенность, истерики, плач |
||
6. |
Негативное отношение к школе |
||
7. |
Полнейший отказ от похода в школу |
||
Контакты со сверстниками |
|||
1. |
Легко входит в новый коллектив |
||
2. |
Активно ищет контакты со своими сверстниками |
||
3. |
Не проявляет инициативы и активности в установлении контактов со своими сверстниками, однако в случае необходимости готов сотрудничать с ними |
||
4. |
Избирателен в общении, робок |
||
5. |
Не стремится поддерживать социальные контакты |
||
6. |
Замкнут, недоверчив, изолирует себя от сверстников |
||
Познавательная активность |
|||
1. |
Проявляет активность, заинтересованность на уроках в школе |
||
2. |
Уроки посещает без особого принуждения со стороны взрослых |
||
3. |
Выражает избирательный интерес лишь к некоторым урокам, стремится посещать лишь их |
||
4. |
Учится без желания |
||
5. |
Тяготится процессом обучения |
||
Дисциплина |
|||
1. |
С особым усердием выполняет все требования учителя |
||
2. |
Практически все требования учителя выполняет, усидчив, старателен |
||
3. |
Старается следовать за всем классом, но в виду несобранности не все получается |
||
4. |
Требования учителя выполняет без желания |
||
5. |
Очень часто отвлекается на уроках в школе |
||
6. |
Игнорирует требования учителя |
||
Реакции агрессии, проявления гнева |
|||
1. |
Гнев выражает очень редко, агрессия отсутствует |
||
2. |
Гнев практически отсутствует в виду характера |
||
3. |
Гнев практически отсутствует в виду сниженного настроения |
||
4. |
Гнев отсутствует, ребенок не в состоянии постоять за себя |
||
5. |
Проявления агрессии не всегда мотивированы |
||
6. |
Частые проявления агрессии в отношении сверстников и даже учителя |
||
Страх |
|||
1. |
Отсутствие страха |
||
2. |
Бывает робок, застенчив, но эпизодически |
||
3. |
Робок, застенчив, с легкостью теряется |
||
4. |
Ярко выраженные вышеуказанные черты |
||
5. |
В случае выраженной тревоги ищет защиты у взрослых |
||
Двигательная активность на перемене |
|||
1. |
Подвижный, активный ребенок |
||
2. |
Очень высокая двигательная активность, выражается в шумных развлечениях |
||
3. |
Низкая двигательная активность |
||
4. |
Всегда низкая двигательная активность |
||
Общее самочувствие |
|||
1. |
Ребенок чувствует себя бодрым, жалоб нет |
||
2. |
Не жалуется активно, но видно, что после уроков устает |
||
3. |
Периодические жалобы на недомогания |
||
4. |
Жалобы носят устойчивый характер |
||
5. |
Проявляют себя невротические расстройства |
||
Успеваемость |
|||
1. |
Хорошая |
||
2. |
Хорошая/удовлетворительная |
||
3. |
Удовлетворительная |
||
4. |
Плохая |
Выявление уровня адаптации
Оценка ситуации |
Баллы |
Уровни адаптации |
Благоприятная |
9-17 |
Высокий |
Условно благоприятная |
18-24 |
Средний |
Неблагоприятная |
25 |
Низкий |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Анкета для родителей первоклассников
Уважаемые родители Ф.И. ученика _________________________________ Класс _______
Мы просим Вас ответить на вопросы, которые связаны с течением адаптивного периода Ваших детей к новым школьным условиям. Подчеркните или отметьте нужный вариант.
- Охотно ли идёт ребёнок в школу?
- неохотно (ДА)
- без особой охоты (ВДА)
- охотно, с радостью (А)
- затрудняюсь ответить
2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает как должное новый распорядок?
- пока нет (ДА)
- не совсем (ВДА)
- в основном, да (А)
- затрудняюсь ответить
3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?
- скорее нет, чем да (ДА)
- не вполне (ВДА)
- в основном да (А)
- затрудняюсь ответить
4.Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями?
- иногда (ВДА)
- довольно часто (А)
- затрудняюсь ответить
5.Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
- в основном отрицательные впечатления (ДА)
- положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)
- в основном положительные впечатления (А)
6. Сколько времени в среднем тратит ребёнок на выполнение домашних заданий? (Укажите конкретную цифру)
7.Нуждается ли ваш ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?
- довольно часто (ДА)
- иногда (ВДА)
- не нуждается в помощи (А)
- затрудняюсь ответить
8. Как ребёнок преодолевает трудности в работе?
- перед трудностями сразу пасует (ДА)
- обращается за помощью (ВДА)
- старается преодолевать сам, но может отступить (ВДА)
- настойчив в преодолении трудностей (А)
- затрудняюсь ответить
9.Способен ли ребёнок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
- сам этого сделать не может (ДА)
- иногда может (ВДА)
- может, если его побудить к этому (А)
- как правило, может (А)
- затрудняюсь ответить
10. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?
- довольно часто (ДА)
- бывает, но редко (ВДА)
- такого практически не бывает (А)
- затрудняюсь ответить
11. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
- нет (ДА)
- скорее нет, чем да (ВДА)
- скорее да, чем нет (А)
- затрудняюсь ответить
А - адаптация
ВДА - возможна дезадаптация
ДА - дезадаптация
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Опрос классного руководителя и родителей первоклассников
(Сводная таблица полученных данных)
Ф.и.* |
Настроение ребенка |
Контакты со сверстниками |
Показательная активность |
Дисциплина |
Реакция агрессии гнева |
Страх |
Двигательная активность |
Общее самочувствие |
Успеваемость |
Общая сумма баллов |
Уровень адаптации ** |
|||||||||||||
Р |
П |
Р |
П |
Р |
П |
Р |
П |
Р |
П |
Р |
П |
Р |
П |
Р |
П |
Р |
П |
Р |
П |
Р |
П |
|||
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
14 |
14 |
В |
В |
||
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
17 |
18 |
С |
С |
||
3 |
7 |
6 |
3 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
1 |
5 |
5 |
5 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
35 |
41 |
Д |
Д |
||
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
16 |
19 |
В |
С |
||
5 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
16 |
19 |
В |
С |
||
6 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
12 |
12 |
В |
В |
||
7 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
4 |
4 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
21 |
21 |
С |
С |
||
8 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
5 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
18 |
22 |
С |
С |
||
9 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
15 |
15 |
В |
В |
||
10 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
15 |
15 |
В |
В |
||
11 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
11 |
12 |
В |
В |
||
12 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
2 |
2 |
23 |
24 |
С |
С |
||
13 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
5 |
2 |
2 |
1 |
1 |
19 |
22 |
С |
С |
||
14 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
5 |
3 |
3 |
5 |
5 |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
3 |
29 |
32 |
Д |
Д |
||
15 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
1 |
5 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
21 |
26 |
С |
Д |
||
16 |
3 |
5 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
22 |
24 |
С |
С |
||
17 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
21 |
21 |
С |
С |
||
18 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
18 |
20 |
С |
С |
||
19 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
2 |
19 |
19 |
С |
С |
||
20 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
13 |
15 |
В |
В |
||
21 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
12 |
14 |
В |
В |
||
22 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
20 |
19 |
В |
В |
||
23 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
11 |
10 |
В |
В |
||
24 |
7 |
7 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
5 |
5 |
5 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
36 |
40 |
Д |
Д |
||
25 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
5 |
3 |
5 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
1 |
3 |
3 |
23 |
26 |
С |
Д |
||
26 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
14 |
15 |
В |
В |
||
27 |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
17 |
18 |
С |
С |
||
28 |
2 |
2 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
24 |
24 |
С |
С |
||
29 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
2 |
22 |
22 |
С |
С |
||
30 |
6 |
6 |
5 |
5 |
3 |
4 |
3 |
5 |
3 |
5 |
5 |
5 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
35 |
42 |
Д |
Д |