Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Опытно-экспериментальная деятельность по содействию адаптации первоклассников к школьному обучению).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 514

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уровень

Описание

Констатирующий этап, кол-во

Контрольный этап кол-во

Изменение, чел.

Изменение, %

I Уровень

(25-30)

Высокий уровень школьной мотивации

3

5

2

66%

II Уровень

(20-24)

Хорошая школьная мотивация

6

11

5

83%

III Уровень

(15-19)

Положительное отношение к школе в целом, однако она привлекает лишь внеурочной деятельностью

12

9

-3

-25%

Продолжение таблицы 3.

IV Уровень

(10-14)

Низкая школьная мотивация

5

3

-2

40%

V Уровень

(ниже 10)

Отрицательное отношение к школе, дезадаптация

4

2

-2

50%

Рисунок 4 – Сравнительный анализ данных по диагностики Н.Г. Лускановой

Из таблицы 3 и рисунка 4 мы видим, что имеется динамика увеличения школьной мотивации на I, II и III уровнях и снижение количества детей с дезадаптацией, что подтверждает эффективность проводимых мероприятий.

2. Цветовой тест отношений (М. Люшер). В результате анализа полученных данных на данном этапе эксперимента мы можем судить о том, что 20 первоклассников (66,6%) с положительным эмоциональным фоном. 25 учеников (83,3%) эмоциональный фон определяется хорошим настроением, из этих детей 7 учащихся – преобладание положительных эмоций и 18 учащихся – эмоциональное состояние отличное, адаптация проходит в норме. Однако, у 4х первоклассников сохранено преобладание отрицательных эмоций, что все же свидетельствует о нарушенной адаптации. Отсутствие переутомление характерно для 27 учеников (90%), у 12 учащихся (40%) отметилось состояние компенсируемой усталости. Результаты исследования дали нам возможность на контрольном этапе выявить одно ребенка с негативным отношение к школе (3,3%) и одного учащегося с негативным отношением к своим одноклассникам (3,3%).

Графически данные мы представили в приложении 8. Сравнительные данные контрольного эксперимента и констатирующего представлены на рисунке 5.


Рисунок 5 – Сравнительный анализ данных по диагностике М. Люшера

Из диаграммы (рис.5) мы видим, что значительно возросло количество учащихся первого класса с положительным отношение к школе, у детей преобладает хорошее настроение, положительный эмоциональный фон. Динамика показателей в лучшую сторону свидетельствуют об эффективности проведённых мероприятий по содействию первоклассникам в период адаптации.

  1. Опрос классного руководителя и родителей первоклассников. Согласно полученным данным контрольного опроса классного руководителя, мы делаем следующие выводы: в целом, учитель выделяет положительную динамику течения адаптационного периода к школе у первоклассников. По утверждению педагога на контрольном этапе высокий уровень адаптации у 11 учащихся (36,6%), средний уровень выявился у 16 учащихся (53,3%) и дезадаптация характерна для 3 учащихся (10%). Сравнительные данные представлены на рисунке 6.

Рисунок 6 – Сравнительный анализ полученных данных опроса классного руководителя учащихся первого класса

Из рисунка 6 мы можем видеть положительную динамику в протекании процесса адаптации у первоклассников. В сравнении с констатирующим этапом после проведенных мероприятий количество детей с высоким и средним уровнем адаптации увеличилось, с дезадаптацией детей стало меньше. Хотелось бы отметить, что во время контрольного опроса родители первоклассников были гораздо предрасположены, открыты к диагностики. В процессе личной беседы все родители отметили качественные положительные изменения в обучении у учащихся, в их отношении к школе. Также родители отмечают положительные изменения эмоционального фона первоклассников, дети стали более самостоятельными, с большим желанием посещают школу, выстраивают дружеские отношения со своими сверстниками. Анализ полученных данных опроса родителей показал, что большая часть детей с успехом проходят адаптивный период – 28 человек (93,3%), с удовольствием посещают образовательное учреждение, адаптировались к новому режиму дня и распорядку, принимают все требования, адекватно ведут себя на уроках и переменах. Значительно сократилось число детей, которые без охоты посещали школу, теперь таких детей, по мнению родителей, стало 7 человек. Таким образом, обобщая данные контрольного эксперимента, мы можем утвердить эффективность разработанного комплекса мероприятий, направленных на содействие первоклассников в период адаптации к школе.

Выводы по главе 2.


Подводя итоги по данной опытно-экспериментальной деятельности можно сделать следующие выводы:

  1. Анализ научной литературы показал, что процесс адаптации детей будет протекать благоприятно под воздействием опытных специалистов и грамотно разработанной программы содействия первоклассникам в адаптивном периоде. На констатирующем этапе выявились дети с дезадаптацией, низким уровнем школьной мотивации и негативным отношением к школе – 9 первоклассников.
  2. Формирующий этап опытно-экспериментальной деятельности был направлен на реализацию комплекса мероприятий по содействию первоклассникам в их адаптации. Данный комплекс рассчитан на 10 занятий, которые организовывались в своем большинстве в игровой форме, максимально отвечающей интересам и потребностям младшего школьного возраста.
  3. После внедрения в экспериментальную группу первоклассников указанного комплекса мероприятий мы произвели контрольное измерение уровня адаптации детей по тем же методикам, что и на констатирующем этапе. Сравнительный анализ полученных данных показал, что значительно увеличилось количество детей со средним и высоким уровнем адаптации, теперь дезадаптированных детей стало 3 человека (10%), что утверждает эффективность разработанного комплекса мероприятий. Гипотеза исследования подтвердилась.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении данного исследования хотелось бы отметить, что все раннее поставленные задачи решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась.

Анализ научно-исследовательской литературы по данной теме позволил нам сделать следующие выводы:

Школьная адаптация – процесс приспособления первоклассников к первичному учебному коллективу, основным общепринятым школьным нормам и правилам, требованиям. В ходе адаптации осуществляется включение первоклассника в систему взаимоотношений класса с его принятыми традициями, ценностями, нормами жизнедеятельности. Показателями успешной адаптации первоклассника к новым социальным условиям будут являться принятие ребенком его новой социальной роли (школьника), положительное отношение к школе и учебному процессу, осознанное принятие ребенком общепринятых школьных норм и правил, сформированная мотивация обучения, адекватность поведения на уроках и переменах. Нарушение процесса адаптации происходит по ряду причин, и характеризуется дезадаптацией, которая без надлежащей коррекции приведет к нежелательным последствиям и изменениям в психики ребенка, вплоть до девиантного поведения.


Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства, в связи с тем, что в данном возрасте происходит закладка основ характера, поведения, проявление темперамента. В данном возрасте ребенок стремится занять определенный социальный статус в обществе. Именно в младшем школьном возрасте формируются и развиваются все необходимые для дальнейшего успешного обучения и трудовой деятельности человека личностные качества. Готовность ребёнка к систематическому процессу обучения в школе определяется сформированностью интеллектуальной, мотивационной, коммуникативной и физической сферы.

Основная цель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации – создание и реализация психолого-педагогических условий, которые дадут первокласснику возможность эффективно развиваться в педагогической среде, в школьной системе взаимоотношений. Социальное и психолого-педагогическое содействие первоклассникам в их адаптации к школе осуществляется усилиями классного руководителя, социолога и психолога. Наряду с этим необходимо поддерживать тесное взаимодействие с семьями первоклассников с целью организации единого воспитательного, образовательного, и профилактического пространства. В рамках данной работы в школе ведется деятельность по следующим направлениям: психолого-педагогическая диагностика; развивающая психолого-педагогическая работа; консультативно-просветительская деятельность с педагогами и родителями; методическая работа; психокоррекционная деятельность.

Вторая часть нашего исследования посвящалась опытно-экспериментальной деятельности по выявлению уровня адаптации первоклассников. На констатирующем этапе были выявлены дети с низкой школьной мотивацией, негативным отношением к школе и процессу обучения, а также дети с дезадаптацией. Большая часть детей все же имела положительное отношение к школе, но их отношение было в большей степени продиктовано воздействием внеурочной деятельности. В процессе формирующего этапа был разработан и внедрен комплекс мероприятий, состоящий из 10 развивающих занятий и нацеленный на психолого-педагогическое содействие первоклассникам в их адаптации к школе. После формирующего этапа было произведено контрольное измерение уровня адаптации, на котором выявилась положительная динамика, что утверждает эффективность разработанных мероприятий. Сравнительный анализ полученных данных дает нам право утверждать, что рабочая гипотеза исследования подтвердилась.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Баданина Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Начальная школа плюс До и После. 2014. № 2. С. 59-62

2. Безруких М. М. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? Проблемы психологической адаптации. М. : Академия, 2013. 232 с.

3. Беличева С. А. Диагностика школьной дезадаптации. М. : Сфера, 2015. 360с.

4. Битянова М. Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция. Педагогическая поддержка. М. : Педагогический поиск, 2014. 256с.

5. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. М. : Международная педагогическая академия, 2015. 212 с.

6. Бондаровская Л. В. Сущность социально-педагогической поддержки как особого вида социально-педагогической деятельности // Омский научный вестник. 2010. № 1. С. 143-145.

  1. Венгер Л. А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе. М. : Просвещение, 2012. 289 с.
  2. Воронцов А. П. Педагогические условия реализации адаптационного периода в первом классе школ развивающего обучения // Начальная школа. 2013. № 13. С. 32-35.
  3. Герц Е. Н. Психологическая адаптация учащихся 1-х классов // Завуч начальной школы. 2012. № 4. С. 59-66.
  4. Иванова М. Н., Нахалова И. А. Воспитание в первом классе: из опыта работы // Начальная школа плюс До и После. 2014. № 1. С. 10-17.
  5. Кудрявцева Е. А. Некоторые вопросы социальной адаптации шестилеток к школе // Начальная школа. 2014. № 6. С. 47-50.
  6. Лосев П. Н. Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. // Начальная школа. 2015. № 8. С. 51-55.
  7. Лямина Е. М. Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению : (подпрограмма к Образовательной программе школы). // Завуч начальной школы. 2013. № 6. С. 74-87.
  8. Маркина Т. А. Ретроспективный анализ проблемы социальной адаптации младших школьников в процессе физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2014. № 9. С. 53-56.
  9. Михайлова Н. Н. Педагогика поддержки: учебно-методическое пособие. М. : МИРОС, 2013. 208 с.
  10. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация. М. : Эксмо, 2010. 368 с.
  11. Немов Р. С. Психология : Словарь-справочник: В 2 ч. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. 352с.
  12. Николаева М. Н. Педагогическая поддержка младших школьников. // Народное образование. 2013. № 1. С. 138-142.
  13. Поставнев В. М. Актуальные вопросы теории и практики воспитания в начальной школе // Начальная школа. 2013. № 12. С. 4-12.
  14. Реан А. А. Психология детства СПб. : «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2017. 368 с.
  15. Селье Е. Очерки об адаптационном процессе. М. : Просвещение, 2015. 122с.
  16. Семенова Т. С. Изучение самочувствия и эмоционального состояния первоклассников в период адаптации к школе // Начальная школа плюс До и После. 2014. № 8. С. 13-15.
  17. Симонова Г. И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации // Педагогика. 2013. № 9. С. 36-39.
  18. Соловьева Д. Ю. Факторы адаптации первоклассников в школе // Вопросы психологии. 2012. № 4. С. 23-31.
  19. Фельдштейн Д. И. Социализация и индивидуализация содержание процесса социального взросления // Возрастная психология: Детство, отрочество, юность : хрестоматия. М., 2015. С. 188-195.
  20. Цыба Н. В. Система адаптации первоклассников как педагогическая технология // Завуч начальной школы. 2012. № 5. С. 68-88.
  21. ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1–4 кл.) // Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим обращения: http://base.garant.ru/ (дата обращения 02.11.2019).
  22. Дрягалова Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первоклассников к школе: автореф. дисс. канд. психол. наук. [Электронный ресурс]. – Режим обращения: http://nauka-pedagogika.com/ (дата обращения 04.11.2019).