Файл: ГЛАВА 9 Проектирование асинхронных машин.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2019

Просмотров: 4125

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


(9.142)


(9.143)


см. рис. 9.49.


Таблица 9.24. К расчету размеров лобовых частей катушек

обмотки из прямоугольного провода


Напряжение U,B

S, 10-3, м

В, 10-3, м

Напряжение

U, B

S, 10-3, м

В, 10-3, м

660

3,5

25

6000...6600

6...7

35...50

3000...3300

5...6

35...40

10000

7.. .8

60…65


Примечание. Меньшие значения для катушек с непрерывной изоляцией.


m = sin α = (b + S) / tz; (9.144)


b — ширина меди катушки в лобовой части, м; S — допустимое рас­стояние между медью проводников соседних катушек (по табл. 9.24), м; tz — зубцовое деление, м.

Стержневая волновая обмотка фазных роторов асинхронных дви­гателей. Длина лобовых частей стержня ротора, м,


lл = Кл bкт + 2Вc; (9.145)

вылет лобовой части, м,


lвыл = Кл bкт + Bc, (9.146)


где bкт — среднее расстояние между сторонами последовательно соединенных стержней:


bкт = (D2 - hп2) / 2р; (9.147)


Bc — сумма прямолинейных участков лобовой части стержня: длины вылета из паза и длины конца стержня в месте установки хомутиков, соединяющих стержни друг с другом. Обычно принимают 0,05...0,10 м (большие значения для машин большей мощности и напряжения). Для высоковольтных двигателей мощностью 800 - 1000 кВт и более берут Вс = 0,12...0,16 м.

Коэффициенты Кл и Квыл находят соответственно по формулам (9.142) и (9.143), в которых


m = (bcт + S) / tz2, (9.148)


где Sст — расстояние между медью соседних стержней в лобовых час­тях, м (Sст принимают в соответствии с табл. 9.25 в зависимости от на­пряжения на контактных кольцах ротора при неподвижной машине); bcт — ширина меди стержня ротора, м; t'z2 — зубцовое деление по дну пазов ротора, м:


t'z2 = π(D2 – 2 hП2) / Z2 (9.149)


Таблица 9.25. К расчету размеров лобовой части

стержней фазных роторов асинхронных двигателей



Uк.к., В

500

500...1000

1000.. .1500

1500.. .2000

Sст, 10-3 м

1,7

2

2,6

2,9


После расчета lп определяют среднюю длину витка по (9.135) и длину всех стержней фазы обмотки по (9.134).

Активное сопротивление фазы ротора r2 определяют по (9.132). Дня дальнейших расчетов r2 должно быть приведено к числу витков первичной обмотки


r'2 = v12 r2, (9.150)


где коэффициент приведения сопротивлений обмотки фазного ротора


v12 = (9.151)


9.10.2. Индуктивные сопротивления обмоток двигателей

с фазными роторами


Индуктивные сопротивления обмоток статора и ротора двигате­лей с фазными роторами рассчитывают по формуле


x = 1,58 (9.152)


здесь расчетная длина l'δ при наличии радиальных вентиляционных каналов для обмотки статора


l'δ = l1 - 0,5 nk bk (9.153)


и для обмотки ротора


l'δ = l2 - 0,5 nk bk (9.154)


при отсутствии радиальных каналов в этих формулах nк = 0.

Входящие в (9.152) коэффициенты магнитной проводимости λп, λл и λд обмоток определяют следующим образом.


Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния рас­считывают по формулам, приведенным в табл. 9.26, в зависимости от конфигурации паза и расположения в нем проводников обмотки (рис. 9.50). В этих формулах значения коэффициентов kβ и k'β зависят от укорочения шага обмотки β, которое определяют по расчетному шагу обмотки (см. гл. 3) β = урасч / τ.


При β = 1


kβ = k'β = 1 (9.155)


При обмотке с укорочением 2/3 ≤ β≤ 1

k'β = 0,25 (1 + 3β); (9.156)


при укорочении 1/3 ≤ β ≤ 2/3


k'β = 0,25 (6β - 1). (9.157)

Коэффициент


kβ = 0,25 (1 + 3 k'β). (9.158)




Рис. 9.50. К расчету коэффициентов магнитной проводимости пазового рассеяния

фазных обмоток:

а—е — обмотки статора; ж—и — обмотки фазного ротора


Таблица 9.26. Расчетные формулы для определения коэффициентов

магнитной проводимости пазового рассеяния обмоток статора и

фазного ротора асинхронных двигателей


Рисунок


Тип обмотки


Расчетные формулы




9.50, а


Двухслойная


Однослойная


9.50, б


Двухслойная


9.50, в,г,з


Двухслойная и

одно­слойная


9.50, д,е,и


То же


9.50, ж


Двухслойная






Коэффициент магнитной проводимости лобового рассеяния


λл = 0,34 (lл – 0,64 β τ ) (9.159)


где q и lл — число пазов на полюс и фазу и длина лобовой части витка обмотки; β = урасч / τ — укорочение шага обмотки, для которой прово­дится расчет, т. е. обмотки статора или фазного ротора.

Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния для обмоток статора и фазного ротора


(9.160)


Значение коэффициента ξ зависит от числа q, укорочения шага обмотки и размерных соотношений зубцовых зон и воздушного зазора.

Ниже приводятся формулы, в которые при расчете ξ, для обмо­ток статора или ротора следует подставлять данные обмоток и зубцовых зон соответственно статора или ротора.

Для обмоток статора и ротора при q, выраженном целым чис­лом (q ≥ 2), для обмотки с β = 1


ξ = 2 + 0,022 q2k2об(1 + Δz); (9.161)


при укороченном шаге обмотки (β < 1)


ξ = k''q2 + k'βk2об(1 + Δz); (9.162)


при дробном (q ≥ 2)


ξ = k''q2 + 2k''β – k2об( + Δz); (9.163)


при дробном q, значение которого 1 < q < 2,


ξ = k''q2 + 2k''β k2об(+ Δz); (9.164)


В этих формулах коэффициенты Δz, k', k" и k"β определяют по кривым, приведенным на рис. 9.51. Для определения k"β и k' необ­ходимо найти дробную часть числа q, равную c/d (дробное число q = b + c/d, где b — целое число, c/d < 1 — дробная часть числа q), коэффициент k'β — по (9.156) или (9.157).

Индуктивное сопротивление обмотки фазного ротора, опреде­ленное по (9.152), должно быть приведено к числу витков обмотки статора:


х'2 = v12 x2, (9.165)


где v12 — коэффициент приведения сопротивлений по (9.151).





9.10.3. Сопротивления обмоток двигателей с короткозамкнутыми роторами



Активное сопротивление фазы обмотки статора двигателя с короткозамкнутым ротором рассчитывается так же, как и для двигате­ля с фазным ротором.

Активное сопротивление фазы короткозамкнутого ротора опреде­ляется следующим образом. Как говорилось выше, за фазу обмотки, выполненной в виде беличьей клетки, принимают один стержень и два участка замыкающих колец (см. рис. 9,35). Токи в стержнях и за­мыкающих кольцах различны, поэтому их сопротивления при рас­чете общего сопротивления фазы должны быть приведены к одному току. Таким образом, сопротивление фазы короткозамкнутого ро­тора r2 является расчетным параметром, полученным из условия равенства электрических




Рис. 9.51. Коэффициенты к расчету проводимости

дифференциального рассеяния:


а — коэффициент Δz в зависимости от размерных соотношений bш/tz и bш/S;

б — коэффициент k' в зависимости от дробной части числа q;

в — коэф­фициент К' в зависимости от укорочения шага обмотки β;

г — коэффициент К''β в зависимости от укорочения шага обмотки β и дробной части чис­ла q;

д — коэффициент k'ск в зависимости от соот­ношения tz2/tz1 и относительного скоса пазов βck



потерь в сопротивлении r2 от тока I2 и сум­марных потерь в стержне и участках замыкающих колец соответственно от тока в стержне Ic и тока в замыкающем кольце Iкл реальной машины:


(9.166)


где Iс — ток в стержне ротора; Iкл — ток в замыкающих кольцах; rC — сопротивление стержня; rкл — сопротивление участка замыка­ющего кольца, заключенного между двумя соседними стержнями (см. рис. 9.35).

Ток Iс называют током ротора и в расчетах обозначают I2.

Учитывая, что


Iкл = Iс /Δ = I2 /Δ, (9.167)


где Δ = 2sin — (см. § 9.7), из (9.167), получаем

r2 = rс + 2 (9.168)


где

rc = ; (9.169)



rкл = (9.170)


В этих выражениях Iс — полная длина стержня, равная расстоя­нию между замыкающими кольцами, м; Dкл.ср — средний диаметр замыкающих колец, м (см. рис. 9.37):


Dкл.ср = D2 - hкл; (9.171)


qc — сечение стержня, м2; kr — коэффициент увеличения активного со­противления стержня от действия эффекта вытеснения тока; при рас­чете рабочих режимов в пределах изменения скольжения от холостого хода до номинального для всех роторов принимают kr = 1; qкл — площадь поперечного сечения замыкающего кольца, м2; рс и ркл — соответственно удельные сопротивления материала стержня и замыкающих колец, Ом м, при расчетной температуре (см. табл. 5.1).

Сопротивление r2 для дальнейших расчетов должно быть приве­дено к числу витков первичной обмотки. Выражение коэффициента приведения для сопротивления фазы короткозамкнутого ротора по­лучают, подставляя в (9.151) значения m2 = Z2, w2 = 1/2, kоб2 = 1 и учитывая влияние скоса пазов:


(9.172)


где коэффициент скоса пазов (по 3.17)


kск = 2 sin ;


Обычно значения βск выражают в долях зубцового деления ротора tz2. При скосе пазов ротора на одно зубцовое деление стато­ра γck = π2p / Z1. В этом случае в двигателях с 2р = 2 из-за малости угла γck принимают kcк = 1.


Приведенное значение активного сопротивления фазы обмотки короткозамкнутого ротора


r'2 = r2 v12. (9.173)


Индуктивное сопротивление рассеяния обмотки статора асинх­ронного двигателя с короткозамкнутым ротором рассчитывается по той же формуле, что и для статора с фазными роторами, т. е.


x = 1,58 (9.174)


Входящий в формулу коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния λп определяют в зависимости от конфигурации пазов по формулам табл. 9.26.

Коэффициент магнитной проводимости лобового рассеяния λл определяется по (9.159).

Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния λд1 определяют по формуле

(9.174а)


в которой ξ, находят следующим образом.

При открытых пазах статора и отсутствии скоса статора или ротора


(9.175)


При полузакрытых или полуоткрытых пазах статора с учетом скоса пазов


(9.176)


В этих формулах tz1 и tz2 — зубцовые деления статора и ротора; ΔZ определяют по кривой рис. 9.51, a, kβ определяют по (9.155) или (9.158); βcк = β/tz2 — скос пазов, выраженный в долях зубцового деления ротора. При отсутствии скоса пазов bск = 0; k'cк определяют по кривым рис. 9.51, д в зависимости от tz2/tz1 и βcк (при отсутствии скоса пазов — по кривой, соответствующей βск = 0).

Индуктивное сопротивление обмотки короткозамкнутого ротора определяют по формуле


(9.177)


полученной после подстановки в (9.152) значений m2 = Z2 и q2 = 1/(2р) обмотки короткозамкнутого ротора и введения дополнительного слагаемого λск.

Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния обмотки короткозамкнутого ротора рассчитывают по приведенным в табл. 9.27 формулам в зависимости от конфигурации паза ротора (рис. 9.52).


Таблица 9.27. Расчетные формулы для определения коэффициентов

магнитной проводимости пазового рассеяния короткозамкнутых роторов


Рисунок

Расчетные формулы


9.52, а


9.52,6


9.52, в


9.52, г

9.52, д


При расчете номинального режима двигателя во всех формулах kд= 1.

При закрытых пазах ротора любой конфигурации (рис. 9.52, а—д) в расчетных формулах табл. 9.27 нужно при шлицах по рис. 9.52, е слагаемые hш /bш заменить на 0,3 + 1,12 • 106 , по рис. 9.52, ж — на hш/bш + 1,12 • 106 , где — толщина ферромагнит­ной перемычки над пазом, м; I2 — ток ротора, А.


Рис. 9.52. К расчету коэффициентов магнитной проводимости

пазового рассеяния короткозамкнутых роторов:

а — д — полузакрытые пазы; е, ж — закрытые пазы


Коэффициент магнитной проводимости лобового рассеяния рассчитывают в зависимости от размеров и расположения замыкающих колец обмотки по следующим формулам.

В роторах с литыми обмотками при замыкающих кольцах, прилегающих к торцам сердечника ротора (см. рис. 9.37, б), используют формулу

(9.178)


Если замыкающие кольца отставлены от торцов ротора (см. рис. 9.37, а), как, например, в обмотке, выполненной из медных или латунных стержней, впаянных в замыкающие кольца, расчет прово­дят по формуле


(9.179)


В этих формулах Dкл.ср — средний диаметр замыкающих колец по (9.171); Δ = 2 sin πρ/Z2 — коэффициент приведения токов в кольце к току в стержне; hкл и bкл — средние высота и ширина колец (см. рис. 9.37); ; — по (9.154).

Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния обмотки, короткозамкнутого ротора

(9.180)

где

(9.181)


ΔZ находят по кривым рис. 9.51, а.

Как видно из (9.181), при большом числе пазов ротора, приходя­щихся на пару полюсов: Z2/p ≥ 10, без заметной погрешности можно принять ξ = 1.

Коэффициент проводимости скоса, учитывающий влияние на ЭДС обмотки ротора скоса пазов,


, (9.182)


где βск — скос пазов, выраженный в зубцовых делениях ротора. При скосе пазов на одно зубцовое деление ротора βск = 1; kμ — коэффициент насыщения магнитной цепи (по 9.129).

Приведенное к числу витков обмотки статора индуктивное со­противление обмотки короткозамкнутого ротора


х'2 = х2 γ12 (9.183)


где v12 — по (9.172).

Сопротивление схемы замещения rμ (см. рис. 9.47, а) является расчетным. Введением его в схему замещения учитывают влияние потерь в стали статора на процессы в асинхронной машине, поэтому значение сопротивления rμ должно быть принято таким, чтобы выделяющаяся в нем активная мощность была равна мощности, затрачиваемой на потери в стали в реальной машине и отнесенной к одной фазе. Таким образом, rμ = РСТ/(m I20a ), так как активные потери в стали определяются активной составляющей тока холостого хода ,I. Из схемы замещения rμ = где .

Сопротивление взаимной индукции обмоток статора и ротора xμ по схеме замещения может быть определено как xμ = Е1\Iμ.

В расчетной практике параллельное включение сопротивлений rμ и хμ оказалось удобнее заменить последовательно включенными сопротивлениями r12 и х12 (см. рис. 9.47, 6), значения которых опре­деляют из условия



откуда

и


Так как в асинхронных машинах rμxμ, то х12 ≈ хμ, а r12 << х12. В связи с этим значение r1 не играет заметной роли при анализе процессов в машине, и в расчетах им часто пренебрегают.

Сопротивления r1 и х12 с достаточной для обычных расчетов точностью определяют по следующим формулам:


r12 = Pcт.осн / (m I2μ) ; (9.184)

(9.185)


9.10.4. Относительные значения параметров


Для удобства сопоставления параметров отдельных машин и упрощения расчета характеристик параметры асинхронных машин выражают в относительных единицах, принимая за базисные значе­ния номинальное фазное напряжение и номинальный фазный ток статора.

Значения параметров, выраженные в относительных единицах, отмечают звездочкой:


(9.186)


Относительные значения одних и тех же параметров схемы замещения различных асинхронных двигателей нормального исполне­нии незначительно отличаются друг от друга.

Так, относительные значения индуктивных сопротивлений рассеяния обмотки статора и приведенного сопротивления обмотки ротора большей частью находятся в пределах х1 = 0,08...0,14 и х'2 = 0,1...0,16.