Файл: Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы (Понятие кадровой стратегии).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие кадровой стратегии
Глава 2. Подходы к формированию кадровой стратегии
2.1. Подход к формированию кадровой стратегии по Марку Томасу
2.2. Российский подход к формированию кадровой стратегии
Глава 3. Особенности кадровой поли тика в бюдже тной организации
Также необходимо сформировать идеологию и принципы кадровой работы, т.е. идеология кадровой работы должна быть отражена в виде документа и реализовываться в повседневной работе всеми руководителями структурных подразделений предприятия, начиная с руководителя предприятия. Этот документ должен представлять собой набор этических, не подлежащих нарушению, норм в работе с кадрами предприятия. По мере развития предприятия и изменения внешних условий идеология кадровой работы предприятия может уточняться.
Необходимо так же определить условия для обеспечения баланса между экономической и социальной эффективностью использования трудовых ресурсов на предприятии. Обеспечение экономической эффективности в области управления персоналом означает использование персонала для достижения целей предпринимательской деятельности предприятия (например, увеличение объемов производства) при ограниченности соответствующих предприятию трудовых ресурсов. Социальная эффективность обеспечивается реализацией системы мер, направленных на удовлетворение социально – экономических ожиданий, потребностей и интересов работников предприятия.
Важной составляющей первого этапа формирования кадровой стратегии является постановка целей. Их в своей работе сформулировал Солдатов В.В. [19]. Примеры целей кадровой стратегии можно представить следующим образом: 1) воплотить свою миссию и достигнуть бизнес-целей посредством соединения труда персонала с факторами (все виды капитала, предпринимательская способность) и ресурсами (материальными, финансовыми, информационными и другими) для эффективного производства товара, удовлетворяющего потребителей; 2) добиться лидерства на рынке на основе конкурентных преимуществ, превзойти конкурентов на рынках товаров и труда за счет привлечения лучшего персонала, рациональной организации и управления трудом; 3) обеспечить удержание и развитие персонала посредством создания комфортных условий на основе решения организационных, управленческих, психологических, социальных проблем и мотивации; 4) получить положительные финансовые результаты: доход, прибыль и рост стоимости капитала (гудвилл), а также привлечь значительные инвестиции в развитие бизнеса.
Таким образом, следует сделать вывод, что разработке кадровой стратегии предшествует подготовительный этап, включающий определение ее основных ориентиров и ограничений в области управления персоналом.
Следующим этапом формирования кадровой стратегии стоит выделить оценку слабых и сильных сторон предприятия на отраслевом региональном рынке и тенденции локального рынка труда.
По мнению Кузнецовой Н.В. на этом этапе целесообразно выполнять следующую последовательность шагов[10]: 1) Разработка стратегического плана, связанного с внутренними аспектами развития организации. 2) Разработка стратегического плана, связанного с внешними условиями деятельности организационной системы. 3) Интеграция полученных результатов. Всё это требует анализа конкурентной среды, рынка труда специальностей, задействованных в процессе хозяйствования предприятия и внутренней среды предприятия, а также определения параметров трудового потенциала предприятия. На основании собранных материалов и общей стратегии развития предприятия формулируются основные положения кадровой стратегии. В то же самое время эффективность ее дальнейшей реализации определяется учетом полученных данных на нижестоящих ступенях стратегического планирования.
Солдатов В.В. в качестве основных задач кадровой стратегии выделяет следующие задачи [30]: 1) спроектировать организационную и кадровую структуры принятия и выполнения решений, осуществления бизнес процессов; 2) разработать систему корпоративных стандартов, описывающую правила, процедуры действий и взаимодействия персонала в рамках бизнес-процессов; 3) смоделировать содержание труда по должностным позициям, потребности в необходимых компетенциях, умениях, навыках, опыте для получения ожидаемых результатов; 4) спроектировать рациональную инфраструктуру и рабочие места под бизнес-процессы; 5) организовать обеспечение рабочих мест необходимыми ресурсами для решения поставленных задач; 6) обеспечить необходимые и благоприятные условия для производительного труда; 7) организовать подбор и адаптацию персонала, формирование команды, корпоративной культуры для реализации миссии и целей; 8) организовать систему развития персонала, овладения передовыми методами и приемами труда, сертифицировать работников под выполняемые процессы; 9) обеспечить производительность труда выше отраслевого уровня; 10) использовать психологические методы воздействия на работников для установления продуктивных отношений; 11) организовать систему сбора, обработки, внедрения инноваций; 12) разработать систему оценки результатов труда (продуктивность, производительность, эффективность труда); 13) сформировать имидж, увеличить стоимость компании; 14) внедрить систему мотивации персонала за результаты труда.
Четвертым этапом формирования кадровой стратегии организации, мы считаем, целесообразным выделить разработку средств достижения целей. Практическое воплощение в жизнь кадровой стратегии осуществляется путем системного применения средств воплощения. Средства предполагают способы (последовательный порядок действий достижения целей, результатов) и методы действий (совокупность приемов воздействия на объекты управления).
Результатом работы в данном направлении Кощеевой А.И. стала разработка перечня задач каждой из четырех выделенных подсистем реализации кадровой стратегии [9]: 1. Анализ текущей величины трудового потенциала предприятия (оценка уровня профессионального образования работников; оценка текущей квалификации и профессиональной компетентности работников; анализ эффективности реализации трудового (и творческого) потенциала работников; анализ эффективности взаимодействия работников в процессе трудовой деятельности); 2. Управление движением персонала: (определение оптимальной численности персонала предприятия; планирование движения и деловой карьеры работников предприятия; формирование кадрового резерва (оценка кандидатов на вакантные должности и формирование базы данных потенциальных кандидатов)); 3. Обеспечение реализации трудового потенциала предприятия: (управление трудовой мотивацией; разработка системы оплаты труда; разработка системы нематериального стимулирования); 4. Управление развитием персонала: (организация технического и экономического обучения персонала; повышение квалификации сотрудников предприятия; проведение спортивных и профилактических мероприятий; проведение психологических тренингов и семинаров по повышению активности работников, организации коммуникативных каналов между ними, формированию команд и повышению сплоченности; разработка системы мероприятий по формированию корпоративной этики, деловой культуры, корпоративного патриотизма; управление конфликтами и стрессами на предприятии).
Развитие персонала применяется для повышения потенциала и производительности труда. Оно обеспечивает: повышение уровня компетенции персонала, овладение передовыми методами и приемами труда, удовлетворение потребностей работников в личной мотивации, прибыльность, рост стоимости компании, укрепление рыночных позиций.
Наконец, управление служит для направления деятельности персонала на достижение целей, осуществление взаимодействия и координации действий в процессе труда, снабжение ресурсами для выполнения поставленных задач.
Оно обеспечивает:
1) выполнение принятых решений;
2) получение намеченных результатов;
3) командные корпоративные действия в достижении миссии и целей бизнеса;
4) мотивацию за достижение целей.
Таким образом, успешность воплощения кадровой стратегии базируется на применении совокупности обозначенных способов и методов управления кадровыми ресурсами. В кадровой стратегии должны быть предусмотрены необходимые ресурсы для ее реализации в рамках обозначенных задач.
Глава 3. Особенности кадровой поли тика в бюдже тной организации
Перс онал или челове ческие ресурсы явля ются одним и з ключевых ресу рсов любой органи зации. Кадровая поли тика формируется госуда рством причем глоба льные тенденции, фиксиру ющиеся в миро вой бизнес – сре де, делают акц ент даже н е на челове ческих ресурсах, а на челове ческом капитале. В том слу чае, если рассмат ривать персонал ка к человеческий капи тал, а н е просто расх оды на перс онал с уро вня затрат, н а уровень инвес тиций, а рассмат ривать как компле ксную систему, в которой присут ствует маркетинговый под ход к персо налу как ресу рсу, и дейст вуют общие зак оны управления капит алом. Подходы к рассмотрению сотруд ников предприятия в качестве человеч еского ресурса ил и человеческого капи тала зависят о т ряда факт оров, среди кото рых: стадия разв ития организации в целом; уров ень управления в организации; техно логия работы, вклю чая систему взаимод ействия с клиен тами.
На формир ование кадровой поли тики организации значит ельное влияние оказы вает управленческая куль тура руководителя. Директ ивный характер это го влияния обусл овлен тем, чт о руководитель созд ает основные св ои "правила иг ры" внутри органи зации по вс ем направлениям деятел ьности, в то м числе, в сфере кадро вого управления. Те м самым, кадр овая политика связ ана с ценнос тными установками руковод ителей на перс онал и, соответ ственно, изменением нормат ивных оснований кадр овой работы. Исслед ование кадровой поли тики бюджетных учреж дений позволило выяв ить серьезное против оречие во взгл ядах руководителей н а кадровую поли тику и проц есс управления персо налом. С одн ой стороны, призн ание значимости челове ческих ресурсов органи зации и нали чия кадровой поли тики в сво ем учреждении, в четком поним ании ее осно вных целей и связи с о стратегическим разви тием организации, в высокой оце нке существующей сист емы работы с персоналом ка к реального уро вня кадровой поли тики, а с другой, в неспособности чет ко определить содержа тельные составляющие кадр овой политики п о основным направ лениям кадровой раб оты бюджетных учреж дений.
Объяснение это му противоречию мож но найти в тех ценно стных установках руковод ителей, которые форми руют идейную осн ову кадровой поли тики, и в уровне и х социально - психолог ических компетенций. Та к, руководители приз нают желание чело века трудиться, н о при эт ом считают ег о безынициативным и стремящимся к подчинению, чт о с пол ным основанием позво ляет видеть в сотруднике пасси вную сторону управле нческих отношений.
Так ая установка предпо лагает перенесение вним ания на управ ленца и каче ство его деятел ьности. Однако, управле нческая культура н е входит в число факт оров, влияющих н а повышение эффекти вности работы колле ктива бюджетного учреж дения, на каче ство работы отдел ьного сотрудника и объясняющих проб лемы сегодняшнего состо яния деятельности бюдже тного учреждения.
Низ кий уровень управле нческой культуры прояв ляет себя в о взглядах руковод ителей на отдел ьные стороны кадр овой политики, межличн остные отношения кото рые не соответ ствуют объективным зада чам деятельности бюдже тного учреждения. Преодо ление этой ситу ации видится в представлениях руковод ителей относительно факт оров, определяющих каче ство их собств енной работы. В основном, он и имеют социа льно - психологическую прир оду.
Качество кадр овой работы в бюджетном учреж дении позволяет гово рить о то м, что тез ис о персо нале как осно вном стратегическом ресу рсе современной органи зации, поддержанный руковод ителями бюджетных учреж дений, не нахо дит в на ше время сво ей практической реали зации. Это проявл яется в то м, что кадр овая работа органи зации отличается бессисте мностью и сла бой подчиненностью целе вым задачам управ ления.
В хо де исследования характе ристики кадровой раб оты мы мож ем утверждать, чт о в соврем енных бюджетных учрежд ениях доминирует пасси вная кадровая поли тика, для кото рой свойственно отсут ствие выраженной прогр аммы действий в отношении персо нала, а кадр овая работа свод ится к ликви дации негативных послед ствий.