Файл: Факторы, влияющие на эффективность управленческих решений (Сущность системы управления и управленческих решений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Только в России у публичного акционерного общества «Сбербанк России» более 110 миллионов клиентов — больше половины населения страны, а за рубежом услугами ПАО «Сбербанка России» пользуются около 11 миллионов человек.

Спектр услуг публичного акционерного общества «Сбербанк России» для розничных клиентов максимально широк: от традиционных депозитов и различных видов кредитования до банковских карт, денежных переводов, банковского страхования и брокерских услуг.

Все розничные кредиты в публичном акционерном обществе «Сбербанк России» выдаются по технологии «Кредитная фабрика», созданной для эффективной оценки кредитных рисков и обеспечения высокого качества кредитного портфеля.

Стремясь сделать обслуживание более удобным, современным и технологичным, публичное акционерное общество «Сбербанк России» с каждым годом все более совершенствует возможности дистанционного управления счетами клиентов. В банке создана система удаленных каналов обслуживания, в которую входят:

- онлайн-банкинг «Сбербанк Онлайн» (более 30 млн активных пользователей);

- мобильные приложения «Сбербанк Онлайн» для смартфонов (более 18 млн активных пользователей);

- SMS-сервис «Мобильный банк» (более 30 млн активных пользователей);

- одна из крупнейших в мире сетей банкоматов и терминалов самообслуживания (более 90 тыс. устройств).

Публичное акционерное общество «Сбербанк России» является крупнейшим эмитентом дебетовых и кредитных карт. Совместный банк, созданный Сбербанком и BNP Paribas, занимается POS-кредитованием под брендом Cetelem, используя концепцию «ответственного кредитования».

Среди клиентов публичного акционерного общества «Сбербанк России» — более 1 млн предприятий (из 4,5 млн зарегистрированных юридических лиц в России). Банк обслуживает все группы корпоративных клиентов, причем на долю малых и средних компаний приходится более 35% корпоративного кредитного портфеля банка. Оставшаяся часть — это кредитование крупных и крупнейших корпоративных клиентов. Банк также предлагает депозиты, расчетные услуги, проектное, торговое и экспортное финансирование, услуги по управлению денежными средствами и прочие основные банковские продукты.

Публичное акционерное общество «Сбербанк России» - это мощный современный банк, который стремительно трансформируется в один из крупнейших мировых финансовых институтов. В последние годы банк существенно расширил свое международное присутствие. Помимо стран СНГ (Казахстан, Украина и Беларусь), он представлен в девяти странах Центральной и Восточной Европы (Sberbank Europe AG, бывший Volksbank International) и в Турции (DenizBank).


Сделка по покупке DenizBank была завершена в сентябре 2012 года и стала крупнейшим приобретением за более чем 170-летнюю историю банка. Публичное акционерное общество «Сбербанк России» также имеет представительства в Германии и Китае, филиал в Индии, работает в Швейцарии.

Основным акционером и учредителем публичного акционерного общества «Сбербанк России» является Центральный банк Российской Федерации, который владеет 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция. Другими акционерами банка являются международные и российские инвесторы.

Обыкновенные и привилегированные акции банка котируются на российских биржевых площадках с 1996 года. Американские депозитарные расписки (АДР) котируются на Лондонской фондовой бирже, допущены к торгам на Франкфуртской фондовой бирже и на внебиржевом рынке в США.

Таблица 1 - Показатели эффективности управления

Показатель

1 кв. 2017

2 кв. 2017

3 кв. 2017

4 кв. 2017

1 кв. 2018

2 кв. 2018

3 кв. 2018

4 кв. 2018

1. Показатель экономической эффективности

1

Экономическая результативность в %

103,63

102,66

102,30

100,13

100,20

100,24

100,37

100,43

2

Доля затрат на управление в %

3,12

3,47

2,40

0,67

0,45

0,59

0,52

0,72

3

Рентабельность деятельности в %

2,97

2,19

1,74

0,06

0,11

0,27

0,27

0,39

2. Показатели контроля над расходами

1

Расходы на АУП в %

0,20

0,26

0,20

0,15

0,10

0,11

0,08

0,08

2

Хозяйственные расходы в %

0,17

0,25

0,22

0,23

0,05

0,08

0,06

0,07

3

Прочие расходы в %

0,03

0,03

0,03

0,04

0,01

0,09

0,01

0,01

Показатель экономической результативности снизился за рассматриваемый период с 103,63% на 3,20 п.п. до 100,43%. Данное снижение является негативным моментом, свидетельствует о снижении эффективности ведения деятельности банка, так как темп прироста расходов превышает темп прироста доходов, что отрицательно сказывается на финансовых результатах и финансовом состоянии. Однако значение показателя не опускалось ниже нормативного уровня в 100%, что свидетельствует о получении положительного финансового результата, и является положительным фактом.


Доля затрат на управление также уменьшилась с 3,12% до 0,72% на 2,40 п.п. за период, что в целом можно считать положительной тенденцией, как снижение расходов банка. Однако снижение объема и доли затрат на управление при одновременном росте активов и совокупных расходов может негативно сказаться на эффективности ведения деятельности банка.

Коэффициент рентабельности деятельности сократился за период с 2,97% на 2,58 п.п. до 0,39%, что является негативным моментом и свидетельствует о значительном ухудшении эффективности ведения деятельности, снижении прибыльности относительно быстро растущих расходов.

Расходы на содержание административно-управленческого персонала в объеме совокупных активов уменьшились с 0,20% на 0,12 п.п. до 0,08%. Уменьшение данного показателя, как снижение затрат банка, является положительной тенденцией. Однако вместе с этим данное уменьшение может свидетельствовать о сокращении численности персонала, что, в свою очередь, может негативно отразиться на управлении и контроле над деятельностью банка. Необходимо поддерживать указанные расходы на оптимальном, требующем того уровне.

Хозяйственные расходы также уменьшаются с 0,17% на 0,10 п.п. до 0,07%, что в целом является положительной тенденцией. Вместе с этим прочие расходы за рассматриваемый период снижаются с 0,03% на 0,02 п.п. до 0,01%.

Коэффициент затрат увеличивался на протяжении всего периода и вырос в результате с 16,92% на 7,10 п.п. до 24,03%. Данное увеличение является негативной тенденцией, расходы банка увеличиваются в большем темпе, чем его активы, что отрицательно сказывается на эффективности ведения деятельности, ее результативности.

В целом можно сделать вывод об удовлетворительном состоянии уровня эффективности управления деятельностью банка. Однако наблюдается негативная тенденция, выразившаяся в снижении экономической результативности, рентабельности деятельности, следовательно, происходит снижение экономической эффективности работы банка. Снижаются затраты на содержание аппарата управления, что также может оказать негативное влияние на управление деятельностью кредитной организации. Также стоит отметить значительное увеличение совокупных расходов в темпе большем, чем увеличение активов, что не может не отразиться на экономической эффективности, и является тревожным моментом, требующим пристального внимания руководства и оптимизационных мероприятий.

Таким образом, наблюдается ухудшение финансового состояния банка к концу рассматриваемого периода, выраженное в его финансовых результатах. На протяжении всего периода банк получал чистую прибыль, что оценивается положительно и говорит об успешности и результативности ведения бизнеса. Однако к концу периода полученные ее объемы становятся меньше, притом, что отмечен значительных рост масштабов деятельности банка и полученных доходов. В виду этого можно говорить о наличии проблем с управлением финансово-хозяйственной деятельностью кредитной организации, об ухудшении качества ведения, эффективности и результативности его работы. Все это нуждается в проведении оптимизационных мероприятий во избежание ухудшения финансовых показателей уровня работы и состояния банка.


2.2. Анализ эффективности системы принятия управленческих решений в организации

ПАО «Сбербанк России» не сумел в полной мере реализовать цели в сфере финансовой эффективности работы Банка и должен видеть существенные возможности для более эффективного управления расходами.

В соответствии с направлениями совершенствования системы управления имиджем ПАО «Сбербанк России» за ближайшие пять лет Группа Сбербанк должен удвоить показатели чистой прибыли и активов, значительно повысить эффективность управления затратами, повысить показатель достаточности капитала первого уровня, сохранить рентабельность капитала на уровне выше мировых аналогов.

Достижение таких результатов может быть достигнуто за счёт работы по следующим ключевым направлениям:

- Укрепление конкурентных позиций – сохранение или увеличение доли Сбербанка на большинстве рынков. Это даст возможность обеспечить темпы роста объёмов бизнеса Банка, которые превышают среднерыночные показатели. При этом особенно значимыми будут продукты расчётно-кассового обслуживания, работа со средним и малым бизнесом.

- Поддержание чистой процентной маржи на уровне лучше конкурентов – за счёт оптимизации структуры бизнеса. Следует ожидать, что розничный бизнес будет увеличиваться быстрее корпоративного, динамика кредитных карт будет опережать развитие ипотеки, а развитие сегмента малого и микро-бизнеса опередит прирост крупнейшего и крупного.

- Обеспечение опережающего темпа роста некредитных доходов.

- Обеспечение высокой эффективности по управлению затратами – в результате реализации масштабных преобразований в организации системы продаж и клиентского обслуживания, увеличения эффективности процессов и операций.

- Поддержание высокого качества активов – выстраивание оптимального соотношения доходности и риска в кредитных операциях.

Таким образом, выполнение финансовых целей стратегии тесно взаимосвязано с успешным продвижением Банка по пяти главным направлениям развития либо стратегическим темам:

1. С клиентом на всю жизнь: Банк должен строить очень глубокие доверительные отношения с его клиентами, должен стать полезной, иногда неотъемлемой и незаметной частью их жизни;


2. Команда и культура: ПАО «Сбербанк России» должен стремиться стремимся к тому, чтобы его работники и корпоративная культура Сбербанка стали одними из основных источников конкурентного преимущества;

3. Технологический прорыв: ПАО «Сбербанк России» должен завершить технологическую модернизацию Банка и научиться интегрировать в его бизнес все самые современные инновации и технологии;

4. Финансовая результативность: Банк должен повысить финансовую отдачу своего бизнеса благодаря более эффективному управлению затратами и соотношением риска и доходности;

5. Зрелая организация: ПАО «Сбербанк России» должен сформировать управленческие и организационные навыки, создать процессы, которые соответствуют масштабу Группы Сбербанк и уровню амбиций кредитной организации.

Рис. 1. Основные показатели деятельности ПАО «Сбербанк России»[1]

Задача по поддержанию ежегодного темпа её прироста на уровне 14–16 процентов в год и удвоению размера чистой прибыли является достаточно амбициозной в условиях усиливающегося давления со стороны конкурентов и регуляторов и макроэкономической нестабильности.

ПАО «Сбербанк России» сможет достигнуть этого результата за счёт работы по 5 направлениям:

1. Укрепление имеющихся конкурентных позиций. ПАО «Сбербанк России» ставит перед собой цель сохранить либо увеличить долю Сбербанка на большинстве рынков. Это даст возможность нам обеспечить темпы роста объёмов банковского бизнеса, которые превышают общерыночные показатели. Особенно значимым этот фактор будет в продуктах расчётно-кассового обслуживания, работе со средним и малым бизнесом в Российской Федерации и на ряде зарубежных рынков.

2. Поддержание уровня чистой процентной маржи на уровне лучше конкурентов. По прогнозам Банка, наметившаяся тенденция уменьшения процентных ставок сохранится на пятилетнем горизонте и будет оказывать давление на чистую процентную маржу на всех рынках присутствия Группы. При этом изменения структуры бизнеса кредитной организации будут оказывать благоприятное влияние на его рентабельность.

3. Обеспечение опережающего темпа роста некредитных доходов.

ПАО «Сбербанк России» должен ставить перед собой цель довести долю некредитных комиссий в чистом операционном доходе до 25–27 процентов. Это может быть обеспечено за счёт расширения линейки продуктов и увеличения глубины и качества взаимоотношений с клиентами. Так, по разнообразным направлениям бизнеса ПАО «Сбербанк России» может увеличить количество продуктов на одного клиента на 50–70 процентов.