Файл: Факторы, влияющие на эффективность управленческих решений (Сущность системы управления и управленческих решений).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы системы управления принятия решений
1.1. Сущность системы управления и управленческих решений
1.2. Способы повышения управленческих решений
Глава 2. Анализ дяетельности ПАО «Сбербанка России»
2.1 Экономическая характеристика ПАО «Сбербанк России»
2.2. Анализ эффективности системы принятия управленческих решений в организации
Глава 3. Совершенствование механизам принятия управленческих решений на предприятии
3.1 Диагностика управленческих проблем в организации
SO1: S2 S4 O1 O2 Использование опыта по привлечению средств у субъектов хозяйствования-резидентов Республики Беларусь в отношениях с иностранными инвесторами. Укрепление отношений с зарубежными партнерами. Высокий кредитный рейтинг служит одним из стимулов работы зарубежных инвесторов и банков c ПАО «Сбербанк России». Предложения по оказанию профессиональных услуг на рынке ценных бумаг и драгоценных металлов и увеличение числа операций на них. |
WO1: W2 O5 Развитие взаимоотношений с промышленными и страховыми компаниями как перспективное направление расширения сфер влияния. |
SO2: S3 S5 O3 O4 Определение целевых групп потребителей банковских услуг и работа по данным направлениям. Развитие и совершенствование технологий взаимодействия с клиентами. |
WO2: W1 W3 Совершенствование программно-технических средств для автоматизированной обработки информации в филиалах и отделениях. Расширение сети структурных подразделений. |
Продолжение таблицы 6 |
|
ST1: S1 S5 T1 T2 Участие в разработке государственных программ, результатом которых может стать повышение уровня жизни населения государства. |
WT1: W1 W2 T2 Снижение рискованности операций путем использования в работе обширных информационных баз данных по клиентам, а также опыта сотрудников при экспертных оценках финансового состояния клиентов. Профессионализм и опыт работы помогут снизить негативное влияние возможных кризисов. Целесообразна ориентация на внутренний рынок, развитие экономики страны вне зависимости от зарубежного влияния. |
ST2: S1 S3 T1 Использование основных преимуществ по отношению к конкурентам: стабильное положение на рынке банковских услуг и соответствие требованиям времени. |
WT2: W3 T1 Рост эффективности клиентской политики. Работа по повышению осведомленности корпоративных клиентов о направлениях деятельности банка, новых предложениях и преимуществах сотрудничества с ним. |
В зависимости от целей банка возможен выбор одной или нескольких из вышеприведенных стратегий. При этом важно учесть наибольшую часть факторов, влияющих на деятельность банка.
Система управления ПАО «Сбербанк России» является эффективной и имеет все предпосылки для дальнейшего развития. Реализация стратегии развития позволит Банку укрепить позиции на российском рынке банковских услуг и достичь финансовых и операционных показателей, соответствующих уровню высококлассных универсальных мировых финансовых институтов.
3.2 Разработка механизма принятия управленческих решений
Для повышения эффективности работы филиалов и представительств банка, необходимо повысить профессионализм и материальную заинтересованность непосредственных менеджеров работающих с клиентами, путем внедрения материальных и нематериальных методов стимулирования продаж кредитов на местах. Материальные методы заключаются в понятной системе бонусов и премиальных. Здесь важно также разработать четкую систему стандартов продаж розничных продуктов и следовать ей.
Таким образом, предлагаемые мероприятия позволят банку успешно конкурировать на рынке "ритейла" и реализовать поставленные цели, а именно:
- предоставлять максимально широкий спектр розничных продуктов;
-скоординировать работу розничного департамента и выделить в нём подразделения, отвечающие за разработку стандартизированных банковских продуктов и их реализацию;
-снизить профессиональные требования к менеджерам, осуществляющим продажу розничных продуктов, за счёт внедрения эффективной IT-платформы;
- расширить филиальную сеть;
- увеличить доходность по розничным продуктам;
- повысить узнаваемость банка путем проведения различных маркетинговых акций;
- создать эффективную систему мотивации менеджеров, работающих с клиентами, и тем самым увеличить кредитный портфель.
5—10% крупных частных клиентов приносят банку 70—80% доходов в секторе обслуживания физических лиц, но, несмотря на свою привлекательность рынок «private banking» в России имеет ряд проблем:
- источник происхождение денежных средств(“due diligence”) состоятельных клиентов;
- проблемы безопасности и соблюдения банковской тайны, так как на этом основана работа всей программы;
- несовершенство законодательства, регулирующего управление крупным частным капиталом, а также его постоянные изменения;
- недостаток профессиональных специалистов в сфере private banking, владеющих российской спецификой. К персональному менеджеру предъявляются чрезвычайно высокие требования не только в профессиональном, но и в психологическом плане.
Решению данных проблем будут способствовать:
1. Тщательная проверка банками происхождения денежных средств клиентов.
Данная процедура проверки происхождения денежных средств должна являться решающим фактором при открытии банковского счета клиенту. Это очень важный аспект в деятельности любого банка, так как “отмывание” денег является одной из главных причин отзыва лицензий у коммерческих банков. В данном случае для банка важна любая информация, подтверждающая легальность происхождения средств клиента: документы, подтверждающие реальный доход, размер бизнеса или свидетельства о получении наследства, сведения о его компании, семье, политической активности.
Проверка всех полученных данных осуществляется службой безопасности банка, по результатам которой дается либо согласие, либо отказ в открытии счета. Также решающую роль при открытии банковского счета может сыграть рекомендация постоянного клиента банка. После принятия положительного решения об открытии счета клиенту сообщаются все необходимые реквизиты, в том числе и для перечисления денежных средств.
2. Закрепление за каждым клиентом персонального менеджера, который обеспечит клиенту полную конфиденциальность информации и принятия решений, а также предложит индивидуальный план управления активами, который освободит клиента от необходимости постоянно наблюдать за изменениями текущей конъюнктуры на финансовых рынках.
3. Снижение уровня инфляции, что будет способствовать росту доверия к банковской системе России.
4. Использование российскими банками международного опыта развития "private banking" и др.
Таким образом, решение данных проблем будет способствовать дальнейшему развитию "private banking" в России и как результат увеличение доходов коммерческого банка в современных условиях.
В соответствии со стратегией развития Банка до 2019 года, кредитная организация намерена в период 2017-2019 гг. сохранять свой статус самостоятельного регионального банка с востребованными продуктами для целевых клиентов (сегмент физических лиц с доходами на уровне средних, предприятия малого и среднего бизнеса), при этом результаты проведения тех или иных действий клиента в процессе эксплуатации продукта будут в полной мере соответствовать ожиданиям клиента, взаимодействующего с продуктом. В основном сценарии развития банка планирует достижение рентабельности капитала ROE > 20 %. Добиться таких показателей предполагается за счет дальнейшего увеличения продаж (в том числе продаж услуг или продуктов определенного типа устойчивым потребителям иного типа продуктов, например – выдача кредитов вкладчикам) в регионах присутствия с одновременным контролем капитальных и эксплуатационных затрат. Банк намерен, по-прежнему, позиционироваться как розничный, осуществляя обслуживание населения с частичным охватом массового и полным - обеспеченного сегмента в распределении по доходам на одного члена домохозяйства. Таким клиентам будут предложены следующие категории продуктов: депозитные, расчетные, кредитные и доверительное управление.
В сегменте банков организация намерена предлагать традиционные услуги и продукты плюс лизинг и факторинг, при этом адаптируя каждую из стандартизованных продуктовых линеек под нужды нижеследующих категорий клиентов: ключевые клиенты (стратегические партнеры в регионе), корпоративные клиенты – предприятия бизнеса средних размеров, МСП.
В розничном сегменте Банк ориентируется на сбалансированный сценарий развития этого направления деятельности, которому отвечают умеренные капитальные вложения, сравнительно короткий срок окупаемости и контролируемые риски реализации.
2. Подбор квалифицированного персонала и создание корпоративной культуры
Приоритетными задачами по работе с персоналом являются следующие задачи [22, с. 32]:
- Подбор квалифицированного персонала с учетом направлений развития банка. В ближайшее время банку следует разработать и внедрить политику подбора персонала.
- Совершенствование корпоративной культуры. Развитие корпоративной культуры будет проводиться за счет создания всех необходимых условий для ведения бизнеса, мотивации эффективных сотрудников, внедрения Кодекса корпоративного управления.
3. Совершенствование программы кредитования
Таблица 7 - Смета затрат на внедрение предложений по повышению эффективности управления эффективностью банка
Статья расхода |
Сумма, тыс. руб. |
Исследование рынка в сфере услуг(срок июнь-июль 2019 г., ответственный руководитель отдела) |
11670 |
Исследование финансового рынка (срок июнь-июль 2019 г., ответственный руководитель отдела) |
13450 |
Заработная плата финансовых аналитиков (срок июнь-декабрь 2019 г., ответственный руководитель бухгалтерии) |
750 |
Проведение тренингов и курсов повышения квалификации для персонала (срок август-сентябрь 2019 г., ответственный руководитель отдела развития персонала) |
2150 |
Итого: |
28020 |
Для разнообразия продуктов потребительского кредитования и повышения конкурентоспособности, предлагается внедрить в продуктовую линейку программу целевого кредитования «Кредит на отдых».
Внедрение в практику деятельности Банка предложенных мероприятий должно нести для банка определенный экономический эффект. Реализация предложенных мероприятий потребует определенных инвестиционных и текущих затрат. Для расчёта экономического эффекта от внедрения предложений рассчитаем затраты на их внедрение (таблица 8). Рекомендуемые мероприятия будут способствовать повышению эффективности работы с клиентами. Число клиентов увеличится на 50%. С учётом этого, представим прогноз прибыли банка на 2019 год в таблице 9.
Таблица 8 - Прогноз прибыли банка на 2019 год[4]
Показатель |
Сумма, тыс. руб. |
Суммарный доход |
9933678 |
Суммарный расход |
4533934 |
Прибыль до налогообложения |
5399744 |
Налоговые отчисления |
1295938,6 |
Чистая прибыль |
4103805,4 |
Для оценки финансовой и социальной эффективности проекта рассчитаем рентабельность проекта как процентное отношение чистой прибыли к суммарным расходам: Р = 4103805,4/9933678 = 12,5%
Таким образом, рентабельность повысится с 0,16% до 12,5%, что доказывает экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Заключение
Общим определением банковской системы следует считать представление о банковской системе как о совокупности банковских учреждений. Специфика некоторых определений, расширенная трактовка данного понятия за счет внесения связанных с ней дополнительных элементов (которые не принимают прямого, непосредственного участия в создании свойств системы, или на основе включения элементов, выполняющих отдельные банковские операции (небанковские кредитные организации), или в подчеркивании специализации коммерческих банков.
В динамичных условиях современной рыночной экономики, при обострении конкурентной борьбы, нужен достаточно четкий план действий, который позволил бы грамотно использовать сильные стороны и способный предоставить возможность оперирования предприятия.
Стратегическое планирование или составление бюджета развития является ключевым моментом разработки комплексной хозяйственной политики банка.
SWOT – анализ – это анализ, при помощи которого предприятие может в режиме «нон-стоп» выявлять, контролировать, оценивать возможности, адаптироваться к изменению внешней среды с целью снижения риска последствий потенциальных угроз. Серьезность менеджеров к подходу в проведении SWOT-анализа обуславливает дальнейший выбор стратегического направления предприятия.
Цель SWOT-анализа – сформулировать основные направления развития предприятия через систематизацию имеющейся информации о сильных и слабых сторонах фирмы, а также о потенциальных возможностях и угрозах.
ПАО «Сбербанк России» является крупнейшим банком в Российской Федерации, на долю которого приходится около 27% активов банковской системы Российской Федерации. Банк насчитывает около 240 тысяч сотрудников. Основным акционером и учредителем Сбербанка является Центральный банк Российской Федерации, который владеет более чем 60-ю процентами голосующих акций.