Файл: Факторы, влияющие на эффективность управленческих решений (Сущность системы управления и управленческих решений).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы системы управления принятия решений
1.1. Сущность системы управления и управленческих решений
1.2. Способы повышения управленческих решений
Глава 2. Анализ дяетельности ПАО «Сбербанка России»
2.1 Экономическая характеристика ПАО «Сбербанк России»
2.2. Анализ эффективности системы принятия управленческих решений в организации
Глава 3. Совершенствование механизам принятия управленческих решений на предприятии
3.1 Диагностика управленческих проблем в организации
Введение
Актуальность темы курсовой работы определена тем, что внедрение новых видов банковских услуг должно способствовать повышению эффективности деятельности коммерческого банка. Кроме того, используя глубокие теоретические знания можно принимать оптимальные решения о внедрении новых видов услуг и их выгоде для банка, что при наименьших затратах будет содействовать максимальному эффекту, наиболее полному удовлетворению потребностей клиентов в банковском обслуживании, расширению спектра банковских услуг и снижению их себестоимости.
В настоящее время в стране насчитывается около тысячи коммерческих банков. В основном, коммерческие банки универсальные, то есть выполняют полный набор операций и обслуживают все категории клиентов.
Потребности потребителей приоритетны над интересами производителей услуг. В связи с этим особую актуальность в современных условиях приобретают вопросы перспектив развития рынка новых банковских продуктов и услуг. Ведущие коммерческие банки России стремятся предоставлять широкий круг операций и услуг для своих клиентов с тем, чтобы расширить свою доходную базу, повысить рентабельность и конкурентоспособность.
Цель исследования. Цель курсовой работы – анализ факторов , влияющих на эффективность управленческих решений.
Задачи исследования:
- Определить сущность «основы системы управления».
- Провести оценку системы управления ПАО «Сбербанк России».
- Разработать рекомендации по совершенствованию управления ПАО «Сбербанк России».
Объектом исследования в курсовой работе являются инструменты повышения эффективности управленческих решений.
Предмет исследования - внедрение инструментов повышения эффективности управленческих решений в ПАО «Сбербанк России».
При проведении исследования в курсовой работе применялись методы научного исследования: сравнение, экономико-статистического анализа, а также существующие методы оценки эффективности банковских услуг. Кроме того использовался метод обработки информации и графический метод представления данных.
Теоретической основой исследования послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации; аналитические материалы Банка России; научные труды отечественных и зарубежных исследователей, по теме исследования, а также учебники и учебные пособия по банковскому делу.
Научная новизна исследования заключается в комплексном применении технологий разработки управленческого решения и моделирования бизнес-процессов, позволяющих выявлять проблемы в системе принятия управленческих решений и предлагать пути совершенствования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что положения, сформулированные в работе, вносят определенный вклад в развитие теории управления в сфере административного менеджмента и могут быть использованы в качестве основы для дальнейших исследований в этой области.
Практическая значимость исследования заключается в возможности реализации предложенных рекомендаций по совершенствованию управления организацией на основе системы принятия управленческих решений в практике банков.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка источников и литературы.
Глава 1. Теоретические основы системы управления принятия решений
1.1. Сущность системы управления и управленческих решений
Ф.Котлер определяет управление как управленческий процесс создания и поддержания соответствия между целями предприятия, потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга[11].
Управление является важнейшей функцией управления, которая должна обеспечить предприятию нормальное функционирование. Совершенствование системы управления требует новых подходов к самому процессу планирования. Они определяются такими факторами:
- предприятие должно рассматриваться как открытая система, т.е. приспособить всю деятельность предприятия к изменениям в окружающей среде(политике, экономике, обществе, технологии, экологии);
- планированию должен быть присущ дух предпринимательства, то есть способность рисковать, без чего невозможно выработать стратегию выживания, развития и роста;
- управление следует рассматривать как процесс[2].
Процессионный подход рассматривает управление как совокупность действий, направленных на достижение стратегических результатов в национальном хозяйстве. А. Шендел и Г. Хаттен приводят следующее определение понятия стратегического управления. Управление - процесс определения (установления) связи организации с ее окружением, что заключается в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, что дает возможность эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям [11].
Хиггинс Дж. считает, что управление - процесс управления с целью осуществления миссии организации за помощью управления взаимодействием организации с ее окружением [24]. В То Же Время С. Серто и П. Питер придерживаются точки зрения, что управление - длительный, последовательный, взаимосвязанный процесс, направленный на поддержку деятельности предприятия в соответствии с его окружения [28].
Мизюк Б.Н. под стратегическим управлением понимает многоплановый формально-поведенческий управленческий процесс, который помогает формулировать и выполнять эффективные стратегии, способствующие балансировке отношений между организацией, включая ее отдельные факторы, и внешней средой, а также достижению установленных целей [9].
Характерной особенностью приведенных выше толкований является акцентирование внимания на взаимодействии организации с ее окружением. Несколько обобщенное определение управления приводит Д. Хасси: управление - процесс управления долгосрочными целями, стратегией предприятия и ее внедрением в жизнь [22].
Деятельностный подход представляет И. Ансофф. По его мнению, управление - деятельность, связанная с постановкой целей и задач организации и поддержки взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей добиваться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям [2]. К группе внешнеориентированных принадлежат конкурентный и внешнеэкономический подходы. Так, конкурентный подход базируется на использовании стратегии конкуренции. По мнению М. Портера, управление предполагает использование стратегии конкуренции, которую разрабатывают во время планирования на основании анализа отрасли, а также определенных конкурентных сил [14].
Подробнее определение управления в соответствии с этого подхода приводит А.С. Виханский: управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей [4].
За данным подходом А. Чендлер рассматривает управление как реакцию фирмы на окружающую среду, которое определяет структуру полномочий, ответственности, производственных и информационных потоков внутри компании [21]. За стратегически-целевым подходом стратегическим управлением является управление, связанное с достижением стратегических результатов.
П. Друкер считает, что управление - управление, связанное с достижением стратегических результатов: новых рынков, новых товаров и/или новых технологий. Стратегический менеджмент является управлением результатам [6].
Сбалансированный подход требует одинакового внимания к стратегических и оперативных управленческих решений. Так, по мнению А.П. Слоана, управление является такой организацией управления компанией, за которой важнейшим требованием стратегии является равное внимание к стратегических и оперативных решений [18]. К группе управленческих подходов относят планово-стратегический и ресурсно-целевой подходы. Согласно планового подхода Л. Перри, Г. Скотт, Н. Смолвуд отождествляли понятия планирования и управления [26]. Такое определение не учитывает то, что управление является лишь подсистемой управления, а управление - одна из функций управления. Д. Пирс и Г. Робинсон под стратегическим управлением понимают набор решений и действий относительно формулирования и выполнения разработанных стратегий для того, чтобы достичь цели организации [27].
Ресурсно-целевой подход определяет управление как управление потенциалом национальной экономики. Так, М.М. Тренев понимает стратегический менеджмент как управление потенциалом предприятия, т.е. управление способностью к выполнению каких-либо действий или достижения каких-либо целей [20]. На необходимости достижения социального эффекта в национальном хозяйстве настаивает социальный подход. Так, В.С. Соловьев приводит такое толкование управления: "философия или идеология динамики социально организованной системы жизнедеятельности общества в социуме, намеченной в форме политики" [17].
К группе модельных и концептуальных подходов принадлежат модельно-стратегический и концептуальный подходы. Согласно модельного подхода Г. Минцберг подчеркивает, что управление предполагает формирование стратегии, которое включает интерпретацию среды и развитие последовательных моделей в потоке организационных решений [10]. По концептуальным подходом В.Д. Немцов, Л.Є. Довгань считают, что управление реализацией концепции, в которой объединяются целевые и интегральные подходы к деятельности предприятия, что дает возможность устанавливать цели развития, сравнивать их с существующим потенциалом предприятия и приводить их в соответствие благодаря разработке и реализации стратегии [12].
Среди пространственных можно выделить собственно пространственный, проектно-пространственный, пространственно-целевой подходы. Проектно-пространственный подход. Л.Т. Шевчук подчеркивает, что система проектных работ по прогнозированию перспектив развития и размещения производительных сил России является одним из средств реализации региональной политики. Перспективное развитие и размещение производительных сил в значительной мере зависит от качества выполнения предпроектных и проектных работ, осуществляемых в сфере районного планирования и градостроительства на различных территориальных уровнях. Государство должно стимулировать выполнение таких работ за помощью различных мероприятий [23].
Выделяют следующие подходы подходы планирования в условиях кризиса:
1. От «прожиточного минимума». Активно используется компаниями из отраслей, наиболее пострадавших от кризиса, или компаниями из относительно благополучных отраслей, которые вошли в кризис с значительной долговой нагрузкой. При данном подходе ключевой задачей является поддержка ликвидности компании.
2. От сценариев развития внешней среды. Критически важный для компаний, бизнес которых существенно зависит от динамики макроэкономических показателей и решений властей. Прежде всего, это относится к импортеров и экспортеров, компаний-монополистов. Управление разрабатываются на основании анализа рынка, прогнозы экономической ситуации, решений правительства по отраслям. Ключевыми показателями, от которых отталкиваются при планировании, становятся такие показатели как курс доллара, цена на нефть, инвестиционная программа Газпрома и так далее.
3. От целевых показателей. Характерен для компаний, влияние кризиса на бизнес которых немного. Как правило, при планировании отталкиваются от тех же показателей, что и в докризисный период.
Управление должно позволить принимать оперативные решения в ответ на текущие изменения внешней среды. Руководству компании максимальное внимание следует уделять эффектив-тивному обмена информацией между подразделением и обеспечению обратной связи на все уровни управления. Ключевыми особенностями подхода к планированию в кризисный период является снижение детализации, повышения гибкости и оперативности.
Также очевидным является то, что когда избирается конкурентная стратегия, руководство должно четко осознавать, к какому типу стремится предприятие, поскольку стратегии роста для малых, средних и крупных предприятий отличаются. Малые предприятия имеют такое преимущество, как гибкость, что позволяет им обычно оперативно перестраивать свою деятельность, поэтому они имеют рыночные перспективы. К основным видам стратегий малого предприятия относят стратегию копирования, стратегию оптимального размера, стратегию участия в продукте крупного предприятия, стратегию использования преимуществ крупного предприятия. Направленность этих стратегий-сведение к минимуму остроты конкуренции с крупными предприятиями и наилучшее использование их гибкости.
Средние предприятия для обеспечения жизнедеятельности должны соблюдать специализации на рыночной нише. Средние предприятия могут выбрать один из четырех видов стратегии роста в зависимости от темпов их роста и темпов роста рыночной ниши, в которой функционируют предприятия: стратегия сохранения, стратегия поиска захватчика, стратегия лидерства в нише, стратегия выхода за пределы ниши. Рыночная ниша для средних предприятий - это средство конкурентной борьбе с крупными предприятиями.