Файл: Трудовая мотивация и адаптационный потенциал сотрудников организаций (Понятие мотивации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 255

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие «трудовая мотивация» и сущности адаптационного потенциала

1.1. Понятие мотивации

1.1.2. Методы мотивации

1.2. Понятие адаптационного потенциала

1.2.1. Методы оценки адаптации персонала

1.2.2 Личностный потенциал работника

1.3 Содержательные теории мотивации

2. О практических исследованиях методов мотивации и программы адаптации на примере компании ООО «Расоби»

2.1. Объект исследования

2.2. Методы исследования

2.3 Методы мотивации персонала в компании ООО «Расоби»

2.4. Программа адаптации в компании ООО «Расоби»

3. О предложенных рекомендациях по улучшению процесса мотивации и адаптации в организации

Заключение

Список использованных источников

Андреева И.Н. «Управление кадрами. Руководство для персонала и ТОП-менеджмента»//И.Н. Андреева, БХВ-Петербург, 2012.- С.416.

Карякин А.М. «Управление персоналом. Учебное пособие.»/ А.М. Карякин, Иваново: 2005, С.-164.

Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Митрофанова Е.А. , Ловчева М.В. «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности»// А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Е.А. Митрофанова, М.В.Ловчева.-М.: ИНФРА-М, 2010.-С.-524.

Клочков А.К. «КРI и мотивация персонала».//А.К. Клочков. – М.: Эксмо, 2010. – С.-103

Колмогоров Ю.Н. «Методы и средства научных исследований: учебное пособие»//Ю.Н. Колмогоров, Екатеринбург: Урал.ун-та, 2017, С.-152.

Кузьминых К.А.«Кадровый менеджмент. Учебное пособие»/К.А. Кузьминых, Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2010. С.-87.

Официальный сайт ООО «Расоби», [Электронный ресурс]. URL: http://www.rasobi.ru/

Руденко А.А, Остудина Т.В., Полякова Т.В. - «Мотивация и развитие персонала»// А.А. Руденко, Т.В. Остудина, Т.В. Полякова. Тольятти: Издательство ТГУ, 2013. – С-210.

Ряховский Д.И. Трудовая мотивация и её роль в процессе управления персоналом бизнес-компании [Электронный ресурс] / Ряховский Д.И., Акулова Н.Г. // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2017. – № 2. URL: http://uecs.ru/uecs-96-962017/item/4296-2017-03-01-06-15-07.

Спивак В.А. «Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие»/В.А. Спивак, М.: «Эксмо» 2012, с.-180

Толстых Ю.И. «Современные подходы к категории «Адаптационный потенциал» [Электронный ресурс] // Ю.И. Толстых.//Известия ТулГУ. Гуманит. Науки № 1, 2011. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-kategorii-adaptatsionnyy-potentsial

Трудовой кодекс РФ/  Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/12fdabe1c6c090a33e327161c95b4d430b5629c9

2. Вы довольны стилем управления начальников организации, где Вы работаете?

3. Оказывает мотивация влияние на Вашу работу?

4. Вам кажется, что Вы достаточно мотивированы своим начальником?

5. Берет Ваш начальник, решая проблему, во внимание Ваше мнение?

6. В какой степени Вы довольны мотивационной программой организации, где Вы работаете? Оцените по 5-ти бальной шкале.

1)1 из 5

2)2 из 5

3)3 из 5

4)4 из 5

5)5 из 5

2. Вы считаете свою работу «вызовом»?

3. Как часто в течение типичной недели Вы чувствуете перегрузку или стресс?

4. Вы получаете за свою работу адекватную зарплату?

5. В какой степени Ваши коллеги ценят на работе Ваше мнение?

6. Насколько реалистичны ожидания Вашего руководителя?

7. Как часто Вам помогают задачи на работе профессионально развиваться?

8. Имеется ли возможность карьерного роста?

9. Вы довольны способом надзора за Вашей работой?

10. Вы довольны льготами для сотрудников?

11. Вы довольны своей работой?

12. Вы гордитесь брендом компании, в которой Вы работаете?

13. Вас устраивает Ваш работодатель?

14. Вы будете искать работу за пределами нашей компании?

Необходимо упомянуть ещё одну форму мотивации, которая по существу объединяет в себе материальное и нематериальное стимулирование. Продвижении в должности даёт и более высокую заработную плату и содержательную работу, а также отражает признание заслуг и авторитета личности путём перевода в более высокую статусную группу.

Существует также метод стимулирования свободным временем:

Регулирование времени по занятости путем:

1)предоставления работнику за активную и творческую работу дополнительных выходных, отпуска, возможности выбора времени отпуска и т.д.;

2)организации гибкого графика работы;

3)сокращения длительности рабочего дня за счет высокой производительности труда.[[19]]

4)стимулирования свободным временем работников, вступающих в брак, а также в связи с появлением детей.[[20]]

Нематериальная мотивация сотрудников выливается в определенные затраты для предприятия. Но в совокупности они дают гораздо больший эффект, чем затраты на прямую выплату премий. Дополнительный фактор успеха — подбор персонала с внутренней самомотивацией. Таких сотрудников легко «настроить» на максимальную эффективность и высокую лояльность компании. Энергичные, активные и инициативные работники — залог успеха, поэтому грамотно построенная система стимулирования персонала — важнейшая задача кадровой политики.

Если суть большинства основных пунктов понятна из их названия, то про гибкий график работы стоит поговорить подробнее. Среди необходимых элементов режима гибкого рабочего времени законодатель выделяет:

1)"фиксированное время" - время обязательного нахождения на работе всех работающих в соответствии с режимом гибкого рабочего времени. Время работы непосредственно на рабочем месте позволяет обеспечивать коллективное сотрудничество в рамках производственного процесса и осуществить все необходимые служебные контакты.[[21]]

2)"переменное (гибкое) время" в начале и конце рабочего дня (смены), в пределах которого работник вправе начинать и заканчивать работу по своему усмотрению;

3)В качестве фактора мотивации гибкий режим работы привлекателен для работника: балансом между семьей и работой, возможностью получения образования, дополнительного заработка, соблюдением индивидуальных биологических ритмов.[[22]]


1.2. Понятие адаптационного потенциала

Адаптация является одним из ключевых понятий в сфере знаний, изучающих человека с позиций естественнонаучного, гуманитарного и общественно-научного подходов.[[23]]

Проблема адаптации на новом рабочем месте является актуальной и для самой личности в связи с тем, что каждый человек сталкивается с необходимостью работать, а, следовательно, и вливаться в новый коллектив. В настоящее время перед руководством любого предприятия постоянно возникает необходимость формирования эффективной системы адаптации, включающей совокупность мероприятий, которые бы позволили работнику предприятия успешно войти в новую должность с минимумом потерь, как для себя, так и для предприятия. [[24]]

Адаптация (от лат. adaptacio – приспособление) – это процесс и результат приспособления личности к условиям труда. Каждый человек, вступающий в новую для себя организацию, проходит более или менее длительный процесс адаптации. Эффективная адаптация является предпосылкой к успешной профессиональной деятельности.[[25]]

В процессе адаптации работник:

1)осваивает условия, оказывающие различные психофизиологические воздействия в процессе нахождения его в организации (психофизиологическая адаптация);

2)включается в систему взаимоотношений организации с ее традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями (социально-психологическая адаптация);

3)осваивает собственные возможности как конкретного специалиста; у него формируется положительное отношение к своей деятельности (профессиональная адаптация).

Все три стороны адаптации взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Программа адаптации подразделяется на общую и специальную. [[26]] Общая программа адаптации персонала подразумевает рассмотрение всей организации – целиком, с включением следующих аспектов: Общая характеристика предприятия, основные направления кадровой политики предприятия, специфика оплата труда сотрудников предприятия, существующие дополнительные льготы, охрана труда и соблюдение техники безопасности, взаимодействие сотрудника предприятия с профсоюзом, организация бытовых служб, экономические аспекты профессиональной деятельности. [[27]] По окончанию прохождения общей программы адаптации осуществляется переход к специальной, охватывающей вопросы, которые касаются конкретного подразделения или рабочего места. Данная программа адаптации реализуется по средствам специальных бесед с работниками данного подразделения, в чьи ряды вливается новичок, а также собеседования с непосредственным руководителем.


Введение в организацию осуществляется менеджером по персоналу и содержит общее представление об организации, основные условия занятости, систему оплату труда и льготы, охрану труда и технику безопасности, экономические факторы, трудовые отношения. [[28]] Каждый человек, вступающий в новую для себя организацию, проходит более или менее длительный процесс адаптации. Эффективная адаптация является предпосылкой к успешной профессиональной деятельности.

В зависимости от степени активности обучаемых методы обучения делятся на традиционные и активные.[[29]]

К традиционным методам обучения чаще всего относят лекции, семинары и самостоятельное обучение. К активным методам обучения относят инструктаж, ротацию, наставничество, рассмотрение практических ситуаций (кейсов) и деловые игры.

Рассмотрение содержания и сущности феномена адаптации приводит к необходимости уточнения понятий, производных от термина "адаптация", которые имеют собственную специфику предметных областей. Это понятия "адаптивности" и "неадаптивности", а также "адаптационных ресурсов", "адаптационных возможностей", "адаптационных способностей", объединяемых в смысловую категорию "адаптационного потенциала". [[30]]

Анализ структуры адаптационного потенциала, иерархии его элементов, качественного своеобразия его внутренних и внешних связей, возможно, является ключом к корректному и надежному прогнозированию адаптационно процесса, повышению эффективности программ его психологического сопровождения и формирования адаптационных эффектов, оказанию индивидуальной психологической помощи. [[31]]

Адаптивность – это способность человека анализировать социальную ситуацию, осознавать собственные возможности и меняться в соответствии с новыми задачами и целями. Структурно-образующими признаками адаптивности в экстремальных условиях являются показатели личностного самоконтроля, индивидной саморегуляции, сензетивности, самотреализации, интеллектуальной активности, психодинамической выносливости и гибкости, способности к достижению. [[32]] Адаптивность – тенденция соответствия между целями и результатами деятельности. Различия в трактовке целей человека обуславливают разные варианты возможной адаптивной направленности: гомеостатический вариант (адаптивный исход состоит в достижении равновесия), гедонистический вариант (адаптивный исход – наслаждение, избегание страдания), прагматический вариант (адаптивный исход заключается в практической пользе, успехе). При этом неадаптивность указывает на наличие противоречий между намерениями человека и его деяниями, замыслом и воплощением, побуждением к действию и его итогами. [[33]] Неадаптивность может выступать и как дезадаптивность в случае постоянной неуспешности попыток реализовать цель, или же при наличии двух и более равно значимых целей; это может свидетельствовать о незрелости личности, невротических отклонениях, дисгармонии в сфере принятия решений; или же может быть следствием экстремальности ситуации.


Большинство людей в первые дни работы больше всего опасаются, что они не справятся с новой работой или должностью; боятся показать свою некомпетентность, неумение найти общий язык с коллегами и руководителем, потерять работу или перспективу продвижения. Поэтому первые задачи новому работнику должны ставиться не слишком простые, но и не очень сложные, чтобы он смог выполнить их и получить удовлетворение от успешно выполненной работы. [[34]]

При уточнении понимания сути адаптационных ресурсов личности в работе С.А. Ларионовой (2001) выясняется, что это ряд психологических и индивидуальных характеристик, определяющих степень социально-психологической адаптированности личности в конкретных социальных условиях.[[35]]

Что же касается адаптационных и адаптивных способностей, адаптационных возможностей, то эти понятия в изученной нами литературе употребляются крайне ограниченно и, как правило, в контексте адаптационного потенциала, который является предметом нашего дальнейшего рассмотрения.

Адаптационные способности индивида во многом зависят от психологических особенностей личности, определяющих возможность адекватной регуляции функционального состояния организма в разнообразных условиях жизни и деятельности. Чем значительнее адаптационные способности, тем выше вероятность нормального функционирования организма и эффективной деятельности при увеличении интенсивности воздействия психогенных факторов внешней среды. [[36]] Процесс социальной адаптации характеризуется понятием «адаптационный потенциал», введенным Л. В. Корелем и представляющим собой совокупность свойств, которые существуют в скрытом виде и «задействуются» в ходе адаптации. [[37]]

Адаптационный потенциал делится на три уровня: индивидный, личностный и субъектно-деятельностный. В индивидный адаптационный потенциал входят следующие компоненты: энергетический (психофизиологические характеристики, обусловливающие энергетический и динамический диапазоны реагирования), когнитивный (уровень развития познавательных процессов, когнитивная гибкость). К субъектно-деятельностному уровню относятся следующие компоненты: инструментальный (способности, навыки и умения), творческий (творческие способности, способность к творческому разрешению возникающих адаптационных задач).

На уровне индивидуальности адаптационный потенциал формируется как целостная характеристика и приобретает уникальное и неповторимое своеобразие, определяющееся индивидуальной структурой ресурсов, направлением и способами их реализации. [[38]]


В определении Л.Э. Кузнецовой (2011), личностный адаптационный потенциал – это интегральная переменная, характеризующаяся совокупностью индивидуальных признаков, обусловливающих эффективность психической адаптации человека, в частности в экстремальных ситуациях.[[39]]

В личностный адаптационный потенциал входят следующие компоненты: мотивационный (иерархия мотивационной сферы, любознательность, интересы и склонности, напряженность мотивации), коммуникативный (коммуникативные особенности личности, система отношений).

Профессор Б. М. Генкин называет в качестве компонентов трудового потенциала здоровье, нравственность и умение работать в коллективе, творческий потенциал, активность, организованность и ассертивность, образование, профессионализм, ресурсы рабочего времених[[40]]

Успешность адаптации зависит от целого ряда условий. Главными из них являются: качественный уровень работы по вопросам профориентации потенциальных работников; объективность деловой оценки персонала (как при отборе, так и в процессе трудовой адаптации); престиж и привлекательность профессии, работа по специальности в этой организации; особенности организации труда, которые реализовали бы мотивационные установки работника; гибкость системы обучения персонала внутри предприятия; особенности социально-психологического климата, сложившегося в коллективе; личные качества работника, проходящего адаптацию, связанные с его возрастом, семейным положением, характером.[[41]]

1.2.1. Методы оценки адаптации персонала

Методы управления адаптацией персонала могут быть самыми разнообразными. Каждый из этих методов предполагает набор конкретных действий, способов и приемов, через которые реализуются процедуры.

Наиболее распространенные методами оценки процесса и результатов адаптации персонала являются:

1)Экспертная оценка. В качестве экспертов, как правило, выступают непосредственный руководитель или наставник нового сотрудника. [[42]]

2)Наблюдение. Наблюдение за оцениваемым работником в неформальной обстановке (на отдыхе, в быту) и в рабочей обстановке методами моментных наблюдений и фотографии рабочего дня.[[43]]