Файл: Трудовая мотивация и адаптационный потенциал сотрудников организаций (Понятие мотивации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 262

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие «трудовая мотивация» и сущности адаптационного потенциала

1.1. Понятие мотивации

1.1.2. Методы мотивации

1.2. Понятие адаптационного потенциала

1.2.1. Методы оценки адаптации персонала

1.2.2 Личностный потенциал работника

1.3 Содержательные теории мотивации

2. О практических исследованиях методов мотивации и программы адаптации на примере компании ООО «Расоби»

2.1. Объект исследования

2.2. Методы исследования

2.3 Методы мотивации персонала в компании ООО «Расоби»

2.4. Программа адаптации в компании ООО «Расоби»

3. О предложенных рекомендациях по улучшению процесса мотивации и адаптации в организации

Заключение

Список использованных источников

Андреева И.Н. «Управление кадрами. Руководство для персонала и ТОП-менеджмента»//И.Н. Андреева, БХВ-Петербург, 2012.- С.416.

Карякин А.М. «Управление персоналом. Учебное пособие.»/ А.М. Карякин, Иваново: 2005, С.-164.

Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Митрофанова Е.А. , Ловчева М.В. «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности»// А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Е.А. Митрофанова, М.В.Ловчева.-М.: ИНФРА-М, 2010.-С.-524.

Клочков А.К. «КРI и мотивация персонала».//А.К. Клочков. – М.: Эксмо, 2010. – С.-103

Колмогоров Ю.Н. «Методы и средства научных исследований: учебное пособие»//Ю.Н. Колмогоров, Екатеринбург: Урал.ун-та, 2017, С.-152.

Кузьминых К.А.«Кадровый менеджмент. Учебное пособие»/К.А. Кузьминых, Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2010. С.-87.

Официальный сайт ООО «Расоби», [Электронный ресурс]. URL: http://www.rasobi.ru/

Руденко А.А, Остудина Т.В., Полякова Т.В. - «Мотивация и развитие персонала»// А.А. Руденко, Т.В. Остудина, Т.В. Полякова. Тольятти: Издательство ТГУ, 2013. – С-210.

Ряховский Д.И. Трудовая мотивация и её роль в процессе управления персоналом бизнес-компании [Электронный ресурс] / Ряховский Д.И., Акулова Н.Г. // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2017. – № 2. URL: http://uecs.ru/uecs-96-962017/item/4296-2017-03-01-06-15-07.

Спивак В.А. «Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие»/В.А. Спивак, М.: «Эксмо» 2012, с.-180

Толстых Ю.И. «Современные подходы к категории «Адаптационный потенциал» [Электронный ресурс] // Ю.И. Толстых.//Известия ТулГУ. Гуманит. Науки № 1, 2011. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-kategorii-adaptatsionnyy-potentsial

Трудовой кодекс РФ/  Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/12fdabe1c6c090a33e327161c95b4d430b5629c9

2. Вы довольны стилем управления начальников организации, где Вы работаете?

3. Оказывает мотивация влияние на Вашу работу?

4. Вам кажется, что Вы достаточно мотивированы своим начальником?

5. Берет Ваш начальник, решая проблему, во внимание Ваше мнение?

6. В какой степени Вы довольны мотивационной программой организации, где Вы работаете? Оцените по 5-ти бальной шкале.

1)1 из 5

2)2 из 5

3)3 из 5

4)4 из 5

5)5 из 5

2. Вы считаете свою работу «вызовом»?

3. Как часто в течение типичной недели Вы чувствуете перегрузку или стресс?

4. Вы получаете за свою работу адекватную зарплату?

5. В какой степени Ваши коллеги ценят на работе Ваше мнение?

6. Насколько реалистичны ожидания Вашего руководителя?

7. Как часто Вам помогают задачи на работе профессионально развиваться?

8. Имеется ли возможность карьерного роста?

9. Вы довольны способом надзора за Вашей работой?

10. Вы довольны льготами для сотрудников?

11. Вы довольны своей работой?

12. Вы гордитесь брендом компании, в которой Вы работаете?

13. Вас устраивает Ваш работодатель?

14. Вы будете искать работу за пределами нашей компании?

3)Метод «360 градусов». Цель метода – получить всестороннюю оценку аттестуемого. Сотрудник оценивается экспертами – своим руководителем, коллегами и подчиненными. Им предлагается оценить уровень проявления определенного качества сотрудника в деятельности по балльной шкале.[[44]]

4)Тестирование. Определение профессиональных знаний и умений, способностей и мотивов, психологии личности с помощью специальных тестов с последующей их расшифровкой с помощью «ключей». Тест-опросники. Стандартизированные методики, направленные на диагностику личностных качеств и адаптационного потенциала вновь принятых работников. Психодиагностические методики. Направлены на исследование положения новичка в коллективе и оценки атмосферы в коллективе после прихода нового сотрудника.

5)Интервью с сотрудниками после завершения адаптационного периода.

6)Психодиагностические методики. Направлены на исследование положения новичка в коллективе и оценки атмосферы в коллективе после прихода нового сотрудника.

7)Листы контроля процесса адаптации. Предназначены для руководителя для контроля и оценки реализации мероприятий по адаптации нового сотрудника.[[45]]

8)Так же применяется метод, по которому оценка качества выполнения функциональных обязанностей включает и уровень выполнения ежедневных служебных задач.

1.2.2 Личностный потенциал работника

Личностный потенциал работника зависит от степени интеграции, внутренней сбалансированности всех его компонентов. Критерием его развития служат качественные характеристики отдачи физических и духовных сил, творческой энергии в процессе трудовой деятельности.

По мнению Р. Л. Кричевского, он включает:

1)психофизический потенциал (задатки, тип нервной системы, особенности эмоционально-волевой сферы, работоспособность);

2)трудовой потенциал (способность и готовность к труду в условиях рынка, профессиональные знания, умения и навыки, мотивы трудовой деятельности, степень идентификации с коллективом);

3)творческий потенциал (уровень интеллекта, креативность, потребность в самореализации, лидерские способности)[[46]]

В основе многих мероприятий в области управления персоналом лежит инструмент оценки трудового потенциала. Данный инструмент позволяет увидеть способность сотрудников достигать поставленных целей, увидеть окупаемость затрат на персонал, его стоимостное измерение. [[47]]


Творческий потенциал определяется как особенности личности, способствующие реализации творческих способностей таких, как мотивы, некоторые эмоциональные и волевые качества, интеллект, духовность и нравственность. Его структура включает мотивационный, интеллектуальный, эмоционально-волевой, духовно-нравственный, операциональный и рефлексивный компоненты.[[48]]

Психологический потенциал конкретизирует в себе психические возможности человека во всем их спектре начиная от психических свойств и кончая профессиональными умениями и личностными психофизиологическими ресурсами.[[49]]

2.2.3 Программа адаптации новых сотрудников

Адаптация новых работников является важнейшим элементом в процессе управления персоналом. Недостаточное внимание к вопросам адаптации новых работников может свести может свести на нет усилия кадрового менеджмента по подбору кадров, если новый сотрудник уволится, не сумев соответствующим образом освоить новую работу или не вписавшись в трудовой коллектив. [[50]]

В различных учебных пособиях встречаются разные синонимы программ адаптации - их так же называют программами ориентации или просто ориенацией. Суть этих явлений примерно одна и та же. [[51]] Рассмотрим одну из них. Данная программа адаптации включает в себя: введение в организацию, введение в подразделение и введение в должность.

Введение в организацию - это довольно длительный процесс. Работнику сообщают сведения об истории организации, ее перспективах, политике и правилах. Сюда также включаются сведения о структуре компании, организации работы подразделений и их взаимодействии, порядке работы, количестве и расположении подразделений и филиалов и др.

Введение в подразделение. Основная нагрузка здесь ложится на руководителя подразделения. Новичка знакомят с работой подразделения и с сотрудниками. Обычно руководитель просит одного из работников оказать помощь новичку на первых порах.

Введение в должность. Непосредственный руководитель нового работника начинает свое общение с новичком после того, как с ним побеседовал руководитель подразделения. Непосредственный руководитель отвечает за ознакомление нового работника с работой и с его ролью в подразделении. [[52]]

Самоэффективность также связывается с адаптационными процессами личности и понимается как уверенность индивида в способности произвести определенные действия и достичь определенного результата. [[53]]


По мнению американских исследователей, необходимое время для работы сотрудника в полную силу для менеджеров младшего звена составляет 8 недель, 20 недель – для менеджеров среднего звена и более 26 недель – для топ-менеджера.

Заключающей ступенью работы службы управления персоналом по адаптации новых сотрудников является организация контроля процесса адаптации, который призван решать проблемы, возникающие у новичков, и устранять факторы, мешающие их закреплению в коллективе. По завершении адаптации непосредственный руководитель должен написать краткую характеристику на работника и передать бланк адаптации в службу управления персоналом.[[54]]

1.3 Содержательные теории мотивации

Первоначальные теории мотивации складывались исходя из анализа исторического опыта поведения людей и применения простых стимулов принуждения, материального и морального поощрения. Наиболее известной до сих пор широко применяемой является политика «кнута и пряника». Она предпочтительна в экстремальных ситуациях, когда цель четко обозначена (победить врага, взять крепость, устранить аварию и др.), и вряд ли пригодна для выполнения сложных проектов с большой продолжительностью и значительным числом участников. [[55]]

Нельзя понять человека, его поведенческие реакции, не разобравшись в ведущих мотивах его поведения. Существуют два основных подхода к изучению мотивации деятельности. Первый из них основывается на исследовании содержательной стороны мотивации. Входящие в него теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивами его поведения, а следовательно, его деятельности. Второй подход базируется на процессуальных теориях. Он связан с распределением усилий работников и выбором определенного типа поведения для достижения конкретных целей. [[56]]

Самая известная теория содержания мотивации была разработана А.Маслоу, который предположил, что мотивации человека следуют из иерархии его нужд. В философской школе бихевиоризма он разрабатывал аспекты мотивации, в соответствии с которой люди трудятся для того, чтобы получить то, чего они не имеют. Из нее следует, что у различных людей мотивации различны. «Иерархия потребностей» базировалась на допущении, что мотивации людей определяются пятью универсальными потребностями: 1) физиологическими; 2) безопасности; 3) принадлежности или социальными; 4) самоуважения; 5) самоактуализации. [[57]] Эти потребности имеют различную важность, зависящую от влияния на поведение человека, которое они оказывают.


Сначала активизируются мотивации нижних уровней. Переход на более высокий уровень требует все больших усилий. [[58]] Поскольку потребности человека редко могут быть удовлетворены в полной мере, Маслоу считал, крайне редко может достигнуть уровня самоактуализации.

Основные содержательные теории мотивации были разработаны в 1950-е гг. В этот период были сформулированы концепции, которые, несмотря на критику и сомнения в их обоснованности, по прежнему остаются наиболее известными объяснениями мотивации работников. [[59]]

Привлекают простотой использования мотивов и стимулов теории «Х», «Y» и «Z», в основе которых отношение человека к труду. Теория «X» была первоначально разработана Ф.Тайлером, а затем развита и дополнена Д. Мак-Грегором, который добавил к ней теория «Y». Теория «Z» была предложена значительно позднее, в 80-х гг. ХХ века, В. Оучи (модель поведения и мотивации человека). [[60]]

Теория «X» базируется на следующих предпосылках: в мотивах человека преобладают биологические потребности;

обычный человек старается избегать работы, поэтому необходимо нормировать труд;

по причине нежелания работать большинство людей только путем принуждения могут осуществлять необходимые действия и затрачивать усилия, необходимые для достижения целей производства;

средний человек предпочитает чтобы им управляли, имеет относительно низкие амбиции, не желает брать на себя ответственность, желает находиться в безопасности.

Модель теории «Y» отражает передовую, творчески активную часть общества. Стимулы побуждения к труду в теории «Y» располагаются в следующем порядке: самоутверждение, моральное и материальное поощрение, принуждение. По данным исследований процент работников относящихся к этой категории не велик и составляет от 15 до 20% от численности коллектива. Чаще всего они являются индивидуалистами и не могут полностью раскрыть свои таланты в социальной группе.

Теория «Z» описывает хорошего работника, предпочитающего работать в группе и иметь стабильные цели деятельности на длительную перспективу. Стимулы побуждения к труду для работников, описываемых теорией «Z» , эффективны в такой последовательности: материальное поощрение, моральное поощрение, самоутверждение, принуждение.[[61]]

Рассматривать две теории мотивации – гигиеническую теорию и собственно теорию мотивации, которые происходят из двух потребностей человека – животной и человеческой , предложил Фр. Герцберг. Согласно гигиенической теории рабочий может быть счастлив и производителен при соблюдении определенных внешних условий, позволяющих ему чувствовать ответственность и собственную значимость. При этом обычные формы материального поощрения имеют меньшую значимость. К факторам мотивации он относил трудовые достижения, служебный рост, признание заслуг, исполнение более ответственной работы и заинтересованность в труде.[[62]]


В состав персонала целесообразно включать всех работников, чей живой труд способствует получению конечной продукции, производству работ, услуг организации, независимо от формы и характера трудовых отношений между ними и организацией. [[63]]

Вывод

В данной работе были рассмотрены трудовая мотивация и адаптационный потенциал сотрудников организации. В работе определила суть понятии «трудовая мотивация» с помощью наиболее распространенных для ее объяснения понятий: мотив, стимул, потребность и интерес. И пришла к выводу что мотивация и стимулирование – это единство двух разных процессов. Так же мной были рассмотрены методы мотивации. В подпункте 1.2 объяснены понятие адаптации, адаптационных способностей, и адаптационного потенциала. Я выяснила, что адаптационный потенциал делится на три уровня: индивидный, личностный, субъектно-деятельностный и зависит от ряда факторов.

Мотивация и адаптация являются важными составляющими системы управления персоналом. Я считаю, что правильные и налаженные системы мотивации и адаптации дают массу преимуществ не только персоналу, но и самому работодателю. Адаптация и мотивация связаны между собой. Грамотно проведенная адаптация усиливает мотивацию работника.

2. О практических исследованиях методов мотивации и программы адаптации на примере компании ООО «Расоби»

2.1. Объект исследования

Объектом практического исследования была выбрана компания ООО «Центр развития и сопровождения бизнеса и предпринимательства» («Расоби»). Компания была образована 1 сентября 2001 года и сразу начала оказывать услуги по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоставлении юридических адресов, бухгалтерскому сопровождению предприятий[[64]].

Сегодня основные направления деятельности компании представлены следующим образом:

1) юридические адреса;

2) регистрация и ликвидация фирм;

3) бухгалтерское обслуживание;