Файл: Показатели (Оценка) эффективности организационных структур (Понятие и виды организационных структур).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что организационная структура дает четкое понимание того, в каком направлении движется компания. Ясная структура — это инструмент, с помощью которого можно придерживаться порядка в принятии решений и преодолевать различные разногласия. Организационная структура связывает участников. Благодаря ей люди, присоединяющиеся к группе, имеют отличительные черты. В то же время и сама группа обладает определенными особенностями. Организационная структура формируется неизбежно. Любая организация по определению подразумевает какую-то структуру.

Понимание организационной структуры предприятия позволит мгновенно диагностировать проблемы взаимодействия управляющих субъектов и управляемых объектов предприятия, увидеть, как устроены производственные процессы, оценить их сильные и слабые стороны.

Чем яснее структура, тем проще преодолевать разногласия и обеспечивать движение всех членов трудового коллектива к достижению единой цели.

Непродуманная организационная структура чревата значительным увеличением сроков выполнения работ или оказания услуг, неразберихой в документах, перекладыванием одним работником своих обязанностей на другого (при отсутствии нормально сформированного разделения обязанностей).

Для создания качественной структуры предприятия требуется ее постоянный анализ и своевременное внесение корректировок на основе полученных в результате анализа данных.

Правильно выстроенная, отлаженная и продуманная структура организации предприятия гарантирует стабильное и динамичное развитие бизнеса и полноценное функционирование учреждения в целом.

Текстовое и графическое описание организационной структуры предприятия требует не только досконального знания типов организационных структур, но и умения тонко подмечать характерные признаки, плюсы и минусы каждого из них.

Общая структура предприятия включает в себя: производство, обслуживающие подразделения, а также руководство структуры.

Внедрение новаторских походов к управлению производством и персоналом напрямую влияет на качественное состояние организационной структуры предприятия, создавая условия для развития бизнеса и получения максимальной прибыли.

Цель работы состоит в том, чтобы определить особенности определения эффективности организационной структуры предприятия.


Задачи работы:

  1. определить понятие и виды организационных структур;
  2. отразить особенности оценки эффективности организационной структуры;
  3. привести краткую характеристику МУП «Андреевское многопрофильное коммунальное хозяйство»;
  4. определить особенности организационной структуры компании;
  5. предложить меры совершенствования организационной структуры.

Объект исследования: организационные структуры.

Предмет исследования: оценка эффективности организационных структур.

Теоретической базой для написания работы выступили труды А. П. Антюхиной «Формирование системы управления холдингом», Н. И. Архиповой «Управление персоналом организации», Т.Ю. Базарова «Управление персоналом. Практикум», Р.А. Бурко, В.Д. Сколковой «Выбор и обоснование организационной структуры предприятия», В.Р. Веснина «Управление персоналом в схемах», В.И. Герчикова «Управление персоналом: работник - самый эффективный ресурс компании». Надежность данной литературы обусловлена тем, что все использованные труды изданы известными российскими издательствами, а научные статьи напечатаны в научных изданиях периодической печати, таких, как «Молодой ученый».

Кроме того, использованы тематические ресурсы сети Интернет, значимость которых обусловлена тем, что в работе был необходим ресурс, содержащий открытые данные об изучаемом предприятии.

Методы исследования, использованные в данной работе, включают: метод теоретического анализа, метод классификации и структуризации.

В структуре курсовой работы: введение, основная часть, заключение и список использованных в работе источников.

1. Теоретические аспекты организационных структур

1.1. Понятие и виды организационных структур

Организационная структура управления представляет собой форму разделения и кооперации в осуществлении управленческой деятельности, в процессе которой осуществляется процесс управления, сконцентрированный на достижение целей предприятия. На предприятиях с устоявшейся организационной культурой, она существует в отдельности от людей и может активно воздействовать на всех членов компании, при этом меняя их поведение в соответствии с характерными для нее нормами и ценностями.


Организационная культура может оказывать большое влияние на следующие показатели [2, c.45]:

  • показатели производства и долгосрочная эффективность предприятия;
  • отдельные сотрудники и их качества (моральные качества, преданность идеям компании и др.);
  • производительность труда;
  • эмоциональную устойчивость и уровень физического здоровья персонала.

Создавая или изменяя существующую организационную культуру, нужно добиваться всеобщего понимания и усваивания ценностей персоналом предприятия, обеспечив при этом соответствующее проявление организационных ценностей в рамках компании [4, c.313].

Для того, что бы достичь поставленных целей и выполнить соответствующие задачи, управленцу необходимо создать организационную структуру (организационная система управления) организации. Организация и управление работой организации осуществляется непосредственно аппаратом управления, структура которого определяет состав и связь между его подразделениями, а также суть возложенных на них функций [7, c.21].

В рамках структуры принято выделять некоторые элементы:

  • звено;
  • уровень управления;
  • связи, осуществляемые в процессе управления (горизонтальные и вертикальные, линейные и функциональные).

Признаками структуры являются [9, c.282]:

  • специализация и разделение труда;
  • кооперация и централизация (децентрализация) процесса;
  • осуществление делегирования полномочий;
  • координация деятельности и применение норм управляемости.

Организационная структура управления включает в себя структуру аппарата управления организации и ее производственную структуру (структура субъекта и объекта управления) [4, c.314].

Все рабочие места объединяются в производственные группы или участки. Носители организационной культуры – люди, что является главным ее признаком. Производственная структура предприятия включает систему основных, вспомогательных и обслуживающих подразделений компании, которые обеспечивают переработку «входа» системы в ее «выход», то есть готовую продукцию с параметрами, которые заданы в бизнес–плане.

Существуют следующие типы организационных структур управления. Иерархический (бюрократический) тип включает в себя [2, c.46]:

  • линейную (тип прямого подчинения, характерный для средних и мелких компаний);
  • функциональную (каждая единица структуры специализирована на выполнении какой-либо одной функции);
  • линейно–функциональную (руководство производством осуществляется как линейным аппаратом управления, так и функциональной службой);
  • дивизиональную (сочетает в себе централизованную координацию с контролем действия посредством централизованного управления);
  • штабную структуру (руководство посредством специальных подразделений, промежуточный этап в процессе перехода от линейного к функциональному управлению).

Органический тип состоит из проектной, матричной структуры.

Цели организационных структур предприятия находятся в непосредственной связи со спецификой организации, особенностями состояния организации, ее задач, параметров и особенностей функционирования организации [7, c.23].

Под целью подразумевают и достижение человеком или группой лиц (коллектив, предприятие) желанного состояния к которому стремится человек или группа лиц, вкладывая определенные ресурсы (средства, силы, мотивация). Ключевым понятием цели для человека всегда являлся абстрактный образ мечты, воплощенный в какой — либо объект. Для предприятия - целью всегда являлось достижение максимальной прибыли, либо завоевание определенной ниши на рынке товаров и услуг [2, c.47].

Организационная структура предприятия рассматривается как ключевой объект и несет в себе не только управленческий, но и целевой характер. Специалисты экономической отрасли выделяют несколько целей организационных структур в зависимости от: степени и уровня доходности организации, клиентской базы, благосостояния сотрудников, входящих в состав организационной структуры, степени финансовых рисков и социальной ответственности, разделяя их на внешние и внутренние [9, c.283].

Цели организационных структур определяются следующими факторами: уровнем прибыли организации, организационная позиция среди участников рынка, уровень производительности и наличие свободных финансовых ресурсов для развития организации, уровень производственных мощностей организации, состояние производственного и жизненного циклов организации, состояние человеческих ресурсов, отзывы покупателей и конкурентов, уровень социальной ответственности организации в целом. Исходя из представленных факторов, цели организационной структуры могут быть [7, c.25]:

  • ключевыми и второстепенными;
  • приоритетными и сопутствующими;
  • долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными.

Виды целей зависят от многих факторов и могут меняться не только в процессе деятельности, но и в рамках одного проекта либо производства единицы продукции. Начальная цель может существенно отличаться от конечной. Цели организационной структуры находятся в прямой зависимости от менеджера организации, его стратегии. Наиболее приоритетно для управленца достижение максимального роста организации, как показателя ее успешности среди конкурентов в условиях занимаемой ниши [14].

С достижением максимальной эффективности связывают следующие цели [5, c.80]:


  • достижение максимального темпа роста (самый быстрый рост) — наиболее привлекательная цель, но наименее достижимая. Ее достижение связано, как правило, с появлением инновационного, максимально востребованного продукта. После получения наивысшей прибыли от реализации (производства) эффективность падает и вынуждает производить новый продукт;
  • достижение стабильности. Организационная структура находится в содружестве с организацией и развивается тем же темпом, что и остальные структуры, стремясь сохранить положение предприятия на рынке, не потеряв завоеванных позиций;
  • сокращение темпа производства товаров и услуг с целью стабилизации состояния предприятия, либо для освобождения дефицитных ресурсов для других организационных структур. Данная цель актуальна в условиях кризисной активности и применяется только в качестве короткого промежутка времени.

Цели организационной структуры крайне нестабильны, поскольку зависят от многих факторов, условий и могут меняться в зависимости от жизненного цикла организации [2, c.54].

Руководитель не должен стремиться к сохранению первоначальной цели. Существенное изменение цели говорит только о эффективности процесса управления и работы коллектива. Случается, что одна большая цель разбивается на несколько маленьких и в процессе реализации дополняется и укрупняется. Хороший руководитель стремится к развитию своей фирмы, выходу ее на более высокий уровень, завоевание дополнительных ниш и рынков сбыта. За счет достижения целей формируются конкурентные преимущества [4, c.315].

1.2. Особенности оценки эффективности организационной структуры

Эффективность определяется как степень приспособленности организации к внешней среде и ее способность достигать целей. Различают эффективность организационных процессов и качество самой организации. Эффективность зависит от свойств организационной структуры, ее методов работы и влияния внешней среды. Проявляется эффективность только в результате работы организации [1, c.597].

Цель проектирования организационных структур состоит в выделении направлений развития организации, которые кажутся наиболее эффективными. Одна из задач в процессе проектирования состоит в разработке механизма оценки эффективности организации, подборе инструментов оценки [15].