Файл: Эффективность менеджмента организации (Понятие эффективности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современное состояние мирового и отечественного рынков нестабильно, что влечет постоянное изменение существовавших ранее закономерностей и тенденций. Предприятиям необходимо приспосабливаться к этим новым условиям рынка, стараться не терять своих позиций.

При помощи своего персонала предприятие реализует выбранный путь приспособления к изменениям внешней среды и реформирования, следовательно, любая новая стратегия требует от предприятия особенного внимания к вопросам эффективности менеджмента.

Наряду с этим инвестиционная привлекательность и конкурентоспособность предприятий в значительной мере зависят от эффективности управления предприятием. Поэтому собственники предприятий, заинтересованные в повышении конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности бизнеса, испытывают потребность в изменении подходов к управлению.

Проблема эффективного управления в настоящее время исследована недостаточно, а поэтому ее изучение приобретает особую актуальность.

Три главы данной курсовой работы, каждая из которых состоит из двух параграфов, содержат информацию разного характера и раскрывают те или иные вопросы.

Теоретической основой исследования послужили труды таких авторов как Валайцев С.В., Чудновская С.Н., Поршнев А.Г. и др.

Целью данной работы является изучение эффективности менеджмента и факторов ее определяющих.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие эффективности менеджмента;

- рассмотреть основные проблемы менеджмента;

- определить основные показатели и критерии эффективности менеджмента;

- изучить подходы к определению и повышению эффективности менеджмента;

- выявить принципы и тенденции развития современного менеджмента.

1. ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1. Понятие эффективности менеджмента и основные проблемы оценки управления персоналом


Эффективность менеджмента является весьма сложной и многогранной категорией, которая призвана отражать различные характерные особенности социальных, экономических и других явлений. Анализ такой категории как эффективность менеджмента определяет факторы и формы проявления эффективности, а также различные группы показателей, которые могут выступать в качестве измерителя и критерия эффективности деятельности организации.[1]

Сама деятельность менеджера напрямую связана с управлением персоналом, которое, в свою очередь, направлена на достижение поставленных целей.[2]

Эффективной считается такая управленческая деятельность, которая решает установленные задачи и гарантирует обеспечение реализации целей на основании оптимального использования присутствующих ресурсов. Иначе говоря, эффективность показывает то, насколько управляющий орган осуществляет свои цели. В данном смысле вопрос эффективности управления представляет собой составную часть экономики управления, а также часть эффективности производства. Оценка эффективности менеджмента в данной связи окажется основополагающей при оперативном и стратегическом планировании организации.

Чтобы установить соответствие результатов деятельности личности требованиям организации совершается оценивание трудовой деятельности персонала. Оценка менеджера выполняется множеством форм по двум основным направлениям: оценка качества и оценка эффективности труда, которые устанавливают вклад менеджера в эффективность управления.

Существуют различные трактовки понятия «эффективность». В словаре экономических терминов, к примеру, дается следующая трактовка: эффективность – относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение. Вместе с тем отражается основный смысл, заключающийся в сравнении результатов и затрат, ушедших на их достижение. Оценка менеджера, с данной точки зрения, может происходить по эффективности и результативности его работы.[3]

Данные понятия – это не одно и то же несмотря на то, что используются они как смежные. Так как эффективность – это достижение цели с наименьшими затратами, а результативность – это достижение так называемых «правильных» целей.

В сфере менеджмента наиболее хорошо исследован ряд вопросов, которые связаны с подбором кадров, их расстановкой и переподготовкой, а также подготовкой руководителей, анализом трудовых процессов, и прочие кадровые вопросы. Иными словами, широко рассмотрено содержание функций управления персоналом.


Исследований эффективности управления персоналом на удивление практически не имеется. До сих пор не существует единого подхода к оценке эффективности устройства управления персоналом. Связано это с тем, что самого понятия такого устройства в России до недавнего времени не существовало. Также это связано с многими аспектами данной проблемы и ее сложностью. Актуальность проблемы как для теории, так и для практики объясняется отсутствием обоснованной концепции эффективности системы управления персоналом.

Это позволяет нам утверждать, что эффективная работа — это работа, произведенная в запланированный промежуток времени и с запланированным объемом использованных ресурсов. Требуется провести тщательную диагностику состояния компании в сфере управления персоналом, обнаружить слабые места и предоставить рекомендации по их улучшению. Все это необходимо сделать для того, чтобы дать оценку эффективности управления персоналом.

Обобщающим критерием качества деятельности является, конечно, эффективность. Она основывается на таких критериях, как стабильность, точность, надежность, быстродействие. Эти критерии, в свою очередь, делятся на интегральные, детальные показатели. Точность – это соответствие действий специалиста заданному алгоритму.[4]

Надежность можно рассматривать, как умение специалиста поддерживать требуемые рабочие параметры в условиях значительного усложнения деятельности.

Своевременность; время от реакции до реализации необходимых действий после подачи экстренного сигнала; время прохождения информации внутри системы управления; время простой сенсомоторной реакции–все это показатели, которые имеет быстродействие.[5]

Стоит отметить, что стабильность работы специалиста – это пребывание в заданных рамках качества в определенный период времени.

В первую очередь оценка эффективности управления персоналом связана с присутствием полной информации о сотрудниках. Эта информация должна содержать данные о их профессиональных, квалификационных, половозрастных характеристиках, продвижении по службе, медицинских и психологических параметрах, производительности и новаторской активности.

Мы можем позволить себе образно разделить самоуправление персоналом на такие две взаимозависимые и ставшие более крупными системные категории, как:

1. Административное управление персоналом – то есть это такие управленческие действия, как прогнозирование, планирование, предвидение, разработка и принятие решений, анализ, организация, руководство, координация и контроль исполнения, постановка задач; объектами управления при этом выступают такие категории: функция, процесс, личность, информация, подразделение, являющееся элементом процесса, а также исполнителем функции.


2. Социально-психологическим управлением персоналом являются такие управленческие действия, как: развитие, обучение, наставление, мотивация, проявление заботы и оказание поддержки; при этом объектом управления служит человек как личность со всем комплексом свойственных ему взглядов, ценностей и интересов, а также группа, как профессиональный социум.

Прежде всего необходимо определить критерии оценки. Нужно это для того, чтобы судить, насколько эффективно управление персоналом в какой-либо организации. Выбор данных критериев зависит от того, что берется за основу оценки: деятельность конкретно взятого руководителя, трудовые показатели всего коллектива или индивидуальность исполнителей.

Тщательно рассмотрев проблематику оценки эффективности управления персоналом в современных российских условиях, мы можем судить, что данная оценка производится, как правило, субъективно. В качестве причины выделяются следующие факторы:

- отсутствие выработанной четкой методики оценки;

- чаще всего за основу берется фактор производительности, не учитывается «человеческий фактор»;

- сложность создания единой для любой деятельности методики оценки;

- отсутствие, на первый взгляд, возможности решить задачу дифференциации.

Во многих российских предприятиях оценка эффективности управления персоналом либо игнорируется вовсе, либо, в лучшем случае, применяются классические академические методики использования специальных показателей, среди которых: текучесть персонала, время, затраченное на профессиональное обучение и другие.[6]

Развитие таких методик говорит о том, что специалисты по управлению персоналом находятся далеко от основной деятельности и практически не оказывают на нее никакого влияния.

Теоретическая, методологическая основа управления персоналом в России, тем более оценка его эффективности, развита намного меньше, чем в передовых странах Запада и Востока.

В связи с этим в настоящее время сложились различные подходы по оценке эффективности управления предприятиями, преимущественно основанные на методологиях, разработанных зарубежными учеными. Для оценки эффективности управления предприятиями предлагаются различные показатели и модели. Они дают неполную картину происходящих процессов внутри предприятия и приводят к неоднозначной оценке из-за применения большого количества индикаторов, в связи с недостаточной адаптацией к российским условиям.[7]


1.2. Основные показатели и критерии оценки эффективности менеджмента

Каждый критерий и показатель эффективности менеджмента имеет свою целевую направленность, свое содержание и место в оценке системы управления. Исследование каждого из них составляет специфическую область. Но лишь их совокупность может дать реальное представление о состоянии (уровне) эффективности менеджмента. Иными словами, совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых критериев и показателей эффективности менеджмента можно рассматривать как систему форм и видов эффективности, образующих вместе с сущностью структуру этой категории.

Необходимо заметить, что эффективность менеджмента, система его критериев и показателей в разных сферах хозяйственной деятельности имеют определенные особенности, отражающие их специфику.[8]

Эффективность менеджмента по своему содержанию и природе подразделяется, прежде всего, на экономическую и социальную составляющие. Это обусловлено различием, хотя и взаимосвязанных, целей и спецификой форм эффекта (социального и экономического) и вызывает необходимость раздельного рассмотрения и анализа указанных составляющих. И это с методической точки зрения допустимо и удобно, так как позволяет более содержательно раскрывать взаимосвязь многообразных общественных явлений, с большей обоснованностью подходить к решению практических проблем повышения эффективности, ранжированию мероприятий по их актуальности и значимости. Хотя, строго говоря, в реальной жизни эти два понятия неразделимы.[9]

Нельзя не указать основные экономические показатели оценки, которые сводится к рентабельности и прибыльности компании, определить которую можно различными способами, в частности, вычислив показатели:

1. Уровень рентабельности - отношение балансовой прибыли к выручке организации.

2. Оборачиваемость активов - отношение выручки от реализации к оборотным средствам.

3. Ставка доходности активов - отношение чистой прибыли к общей стоимости активов организации.

Для оценки эффективности менеджмента можно выделить четыре следующих подхода:

1) Эффективность как степень достижения поставленных целей (иногда используется термин «результативность»).

Здесь надо отметить, что этот подход можно применять выборочно и ограниченно для оценки эффективности управления предприятием по ряду причин:

- цели предприятия как сложной социотехнической системы далеко не всегда сформулированы в явном виде (например, в виде стратегических целей), что делает невозможным оценку степени их достижения;