Файл: Эффективность менеджмента организации (Понятие эффективности).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Понятие эффективности менеджмента и основные проблемы оценки управления персоналом
2. ПОДХОДЫ К ОРЕДЕЛЕНИЮ И ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА
2.1. Системный подход к определению эффективности менеджмента
2.2. Подход к повышению эффективности менеджмента
3. ПРИНЦИПЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
3.1. Принципы эффективного менеджмента и мероприятия по их реализации
3.2. Современные тенденции развития менеджмента и его результативности
Оценка структуры механизма мотивации заключается в том, что выделяются все виды выплат, формирующие фонд оплаты труда персонала и менеджмента. По данным выплатам собирается статистика за последние 1-2 года и определяется среднемесячное значение каждой из выплат. Затем определяется, какому именно показателю, характеризующему деятельность подразделения, соответствует каждая выплата.
Оценка чувствительности механизма мотивации к изменению производственной деятельности предприятия заключается в оценке эффективности управления в зависимости от изменения учитываемых механизмом мотивации количественных и качественных показателей деятельности, характеризующих объемы производства, эффективность использования ресурсов производства, и уровень безопасности производства.
Для этого определяются количественные и качественные характеристики результатов, учитываемые механизмом мотивации, анализируются статистические данные и рассчитываются средние значения каждого из данных показателей за последние 1-2 года. Затем определяются зависимости между качественными и количественными показателями и структурой механизма мотивации персонала и менеджмента.
Поочередно каждое из значений данных показателей начинают изменять относительно их среднего значения и фиксируют соответствующее изменениям изменение в структуре механизма мотивации.
По результатам оценки чувствительности механизма мотивации к изменению целевых показателей составляется график зависимостей между изменением учитываемых механизмом мотивации показателей и эффективностью управления. На основании этих зависимостей определяется фактический состав и приоритетность качественных и количественных показателей
В результате сопоставления состава и приоритетности фактических и необходимых показателей определяется характер изменений, которые необходимо внести в механизм мотивации. Реализация этих изменений позволит обеспечить необходимую для повышения эффективности управления заинтересованность персонала и менеджмента в количественных и качественных результатах.
Совершенствование механизма мотивации персонала и менеджмента предлагается осуществлять посредством приведения состава и приоритетности показателей, которые учитываются этим механизмом в соответствие изменяющимся целям предприятия.[18]
3. ПРИНЦИПЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
3.1. Принципы эффективного менеджмента и мероприятия по их реализации
Среди основных принципов оценки эффективности менеджмента выделяют следующие:
1. Чётко сформулированные идеалы, цели своей деятельности и ясно обозначенные задачи для персонала.
2. Иерархия - руководство и подчинение по вертикали, власть и авторитет должности, ответственность перед вышестоящим начальством в пределах должностных обязанностей.
3. Наличие экспертного совета - не полагаться только на собственное мнение и интуицию - приглашать профессионалов.
4. Дисциплина не как подчинение, а как сотрудничество.
5. Честное ведение дела - создание «климата справедливости».
6. Ведение прямого, адекватного и постоянного учёта.
7. Календарное планирование.
8. Специализация - формальное разделение труда, чёткое разделение задач и обязанностей, использование узких специалистов, ответственность за выполнение заданий.
9. Объективность и беспристрастность, справедливость и здоровый «формализм» в работе.
10. Вознаграждение за эффективный труд отметить особо высокие результаты, комбинации интеллектуальных и физических условий.
11. Корпоративный дух - союз это сила, а она является результатом гармонии персонала.
12. Инициатива - придаёт силу и энергию.
13. Стабильность рабочего места для персонала.
14. Разумная централизация - необходима правильная пропорциямежду централизацией и децентрализацией.
15. Карьера - возможность постоянного продвижения по службе.
16. Подчиненность личных интересов общим.
17. Единоначалие - работник должен получать приказы только от непосредственного начальника.
18. Рациональность - руководство посредством правил, инструкций, единообразие в выполнении заданий.
19. Руководитель любого уровня должен на основе научного подхода к организации производственного процесса найти наиболее эффективные методы выполнения производственных операций - «самым лучшим и самым дешёвым способом».
20. Административная эффективность - результат компетентности, точности, устойчивости, строгость дисциплины, надёжность людей и организации в целом.[19]
В обобщенном виде, принципы эффективного менеджмента представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Принципы эффективного менеджмента
Мероприятия необходимые для поднятия реализуемости основных принципов менеджмента:
- реализация разработанных основных принципов менеджмента;
- более чёткое формулирование идеалов и целей деятельности;
- ясное обозначение и доведение миссии предприятия до каждого сотрудника;
- рассматривание дисциплины не только как подчинение, а как создание единого духа организации;
- усовершенствование календарного планирования времени и затрат;
- более чёткое формулирование разделения труда, разработка и применение методики делегирования полномочий и ответственности;
- более объективное и беспристрастное решение вопросов управления, обеспечение здорового и справедливого формализма в работе;
- развитие корпоративного духа в работе коллектива;
- развитие и стимулирование инициативы;
- разработка и применение мероприятий по сохранению и привлечению специалистов в отрасль;
- разумная централизация - правильная пропорция между централизацией и децентрализацией.
Учитывая это, для менеджеров любой организации необходимо добиться:
- чтобы каждый сотрудник знал, что карьерный рост зависит только от уровня его профессионализма;
- чтобы подчиненные получали приказ только от своих непосредственных руководителей;
- разработать положение о премировании, чтобы оплата труда больше соответствовала конечным результатам (внутрифирменный хозрасчёт);
- чтобы руководитель каждого звена более научно подходил к реализации менеджерских функций, искал и находил эффективные решения управления вверенным ему коллективом.[20]
3.2. Современные тенденции развития менеджмента и его результативности
В настоящее время продолжает развиваться как практика, так и теория менеджмента. Появление новых взглядов и научных подходов всегда тесно связано с объективными условиями, потребностями реальной экономической практики.[21]
В связи с этим при рассмотрении эффективности менеджмент необходимо учитывать новые условия развития общества. Можно выделить следующие условия:
- глобализация экономики;
- обострение рыночной конкуренции;
- быстрые изменения и нововведения в обществе и в экономике;
- технологии, основанные на новых знаниях, опыте, интеллекте;
- информация как фактор развития общества;
- социальная ответственность бизнеса;
- гуманизация труда.
Соответственно в современном мире управление только в том случае может быть эффективным, если в него заложены механизмы готовности к изменениям, к будущему развитию.
Эти механизмы проявляются в различных свойствах менеджмента, его принципах, методологии и т.д. Готовность к будущему развитию проявляется в понимании современных тенденций развития менеджмента. К таким тенденциям относятся:
1) Ориентация на качество, которое становится ведущей проблемой развития и рассматривается в управлении как цель управления, определяющая все его особенности и содержание.
2) Возрастание инновационного потенциала менеджмента, т.е. стремление к обновлению, поиск новых форм и методов управления, мониторинг социально-экономической обстановки и адаптация системы управления к новым условиям.
3) Профессионализация управления, т.е. профессиональная подготовка менеджеров и обеспечение им соответствующего образования и соответствующего построения организации управления.[22]
Результативность менеджмента – это способность системы менеджмента обеспечить достижение конечных результатов, адекватных поставленной цели, удовлетворяющих определенную народнохозяйственную потребность и создающих условиях для устойчивого развития организации.
Условия современного результативного менеджмента:
- организация достигла конечных результатов, в которых в значительной степени реализована ее общая цель или миссия (уровень достижения цели);
- конечные результаты соизмеримы с потребностью (уровень удовлетворения потребности);
- определена потенциальная потребность как основание для формирования новой цели и создания условий устойчивого развития (уровень возможного расширения производства);
- достигнута результативность по каждому виду функционального менеджмента как уровня обеспечения соответствия функциональных результатов их целям (например, финансовая цель организации определяется величиной прибыли, которую предполагается получить в процессе производства и реализации продукции; прибыль рассматривается как средство, обеспечивающее развитие организации, как условие реализации главной цели менеджмента).
Оценка результативности деятельности менеджмента позволяет выявить возможности и направления развития организации, дает информацию о необходимости создания новой потребности и, соответственно, выпуска новой или усовершенствования выпускаемой продукции, о диверсификации, о проблемах взаимодействия участников производственного процесса.[23]
Наряду с этим современная теория управления определяет следующие виды эффективности менеджмента:
- по средствам воздействия и взаимодействия - целевая, мотивационная, стратегическая, тактическая, ресурсная, затратная, плановая, прогнозная, программная, концептуальная, функциональная;
- по содержанию эффекта - экономическая, организационная, социальная, экологическая;
- по фактору времени - перспективная, текущая, оперативная;
- по стадиям развития систем менеджмента - формирования, становления, антикризисная, совершенствования, реформирования;
- по видам управленческой деятельности - маркетинговая, инновационная, инвестиционная, производственная, финансовая, коммерческая, предпринимательская;
- по формам эффективности - системы менеджмента, управленческой деятельности, процесса управления, управленческого нововведения, деятельности менеджера и служащего.[24]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективность менеджмента является многогранной категорией. Ее изучением занимаются специалисты различных областей науки, таких как: экономика, социология, политология и т.д. Эффективной считается такая управленческая деятельность, которая решает установленные задачи и гарантирует обеспечение реализации целей на основании оптимального использования присутствующих ресурсов. Иначе говоря, эффективность показывает то, насколько управляющий орган осуществляет свои цели. В данном смысле вопрос эффективности управления представляет собой составную часть экономики управления, а также часть эффективности производства. Оценка эффективности менеджмента в данной связи окажется основополагающей при оперативном и стратегическом планировании организации.
Чтобы установить соответствие результатов деятельности личности требованиям организации совершается оценивание трудовой деятельности персонала. Оценка менеджера выполняется множеством форм по двум основным направлениям: оценка качества и оценка эффективности труда, которые устанавливают вклад менеджера в эффективность управления.