Файл: Эффективность менеджмента организации (Понятие эффективности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- если цели сформулированы, то их обычно много и они характеризуют желаемое состояние предприятия с многих сторон (рыночные, финансовые, организационные, инновационные цели), что делает процедуру свертывания оценок степени их достижения к единой оценке эффективности управления сложной и неоднозначной;

- формирование целей деятельности предприятия с учетом интересов заинтересованных групп и условий внешней среды есть одна из функций управления предприятием. От качества и правильности их постановки во многом зависит эффективность деятельности предприятия, т.е. предприятие может вполне успешно добиться поставленных руководством целей и погибнуть в конкурентной борьбе.

2) Эффективность как соотношение результатов деятельности к затратам (или «выходов» к «входам» в терминах теории систем). В рамках данного подхода существуют понятия «производительность» и «экономическая эффективность».

Данный подход наиболее широко распространен при оценке эффективности деятельности предприятий. Существует огромное количество показателей этой группы (финансовые коэффициенты, различного вида «отдачи»: фондоотдача, отдача от вложений в фонд оплаты труда и пр.). Этот подход дает возможность проводить сравнения среди хозяйствующих субъектов, функционирующих в сходных условиях (например, в рамках одной отрасли) и давать оценки «более эффективно» или «менее эффективно».

Оценка эффективности как отношения затрат и результатов очень сильно зависит от рассматриваемого временного интервала: предприятие, вкладывающее в развитие значительные средства может работать в начальном периоде экономически неэффективно, однако достигать поставленных целей и давать экономический эффект в будущем.

3) Эффективность как степень соответствия эталону. Он известен в том числе под названием «бенчмаркинг». При использовании этого подхода мы сравниваем состояние нашего предприятия с некоторым эталоном. Сопоставление показателей эффективности дает возможность понять уязвимые и рациональные стороны деятельности компании в сравнении с конкурентами и мировыми лидерами в аналогичной области. Это позволяет найти незаполненные рыночные ниши, выйти на вероятных партнеров по производственно-технической кооперации и выяснить преимущества слияния компаний.

4) Эффективность как степень удовлетворенности процессом его участников. При этом удовлетворенность зависит от степени реализации интересов участников в процессе.


При применении этого подхода к оценке эффективности управления необходимо выделить группы, участвующие в процессе (собственники, руководство компании, менеджеры среднего звена, потребители, общество и проч.).

Каждая из этих групп имеет свои интересы в существовании предприятия, на основании которых могут быть сформулированы цели деятельности предприятия и критерии эффективности с точки зрения группы.

Поскольку интересы заинтересованных групп в деятельности предприятия разнонаправлены, то критерием эффективности управления при данном подходе выступает способность поддерживать определенный баланс между такими разными целями, как объем продаж, прибыль, доходы, соблюдение интересов персонала и покупателей, защита окружающей среды и т.п.

Необходимо отметить, что согласование этих интересов и формирование на их основе комплекса целей предприятия есть основная задача управления.[10]

Эффективность управления одним и тем же предприятием с точки зрения различных заинтересованных групп будет различной, например, предприятие, которое действует эффективно по оценке его собственника (дает стабильный доход, требует малого участия собственника в своих делах) может получить весьма низкую оценку эффективности управления с позиций потенциального инвестора. Т.е. при оценке эффективности необходимо учитывать, для кого и кем она проводится.

Поскольку процесс управления предприятием включает в себя значительное количество подпроцессов (таких как постановка стратегических целей, организация выполнения программы развития, оперативное планирование и контроль, управление финансовыми потоками и пр.), то оценка эффективности управления обычно включает в себя целый комплекс показателей, отражающих эффективность указанных подпроцессов.

При оценке эффективности желательно использовать несколько показателей (абсолютные и относительные, общие и частные).

Основные шаги при определении эффективности управления:

1. Определить субъекта оценки, т.е. для кого или с чьей точки зрения оценивается эффективность.

2. Выявить его интересы или потребности, на основе которых можно сформулировать критерии эффективности (цели, на достижение которых должна быть направлена деятельность предприятия, с точки зрения субъекта оценки).

3. Разработать показатели, отражающие цель в количественном выражении, уточнить порядок их расчета.

4. Определить на основании анализа деятельности предприятия за прошлые периоды, намерения предприятия, анализ внешней среды, целевые значения показателей.


Рассмотрев возможные подходы оценки эффективности управления можно сделать вывод, что в современных условиях менеджерам не достаточно использования одного конкретного метода, необходимо подходить к данному вопросу комплексно, дополняя и устраняя слабые стороны применяемых подходом.[11]

2. ПОДХОДЫ К ОРЕДЕЛЕНИЮ И ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА

2.1. Системный подход к определению эффективности менеджмента

Можно выделить следующие предпосылки становления системного подхода в оценке эффективности управления фирмой:

- рост влияния человеческого фактора в управлении. Чем сложнее структура управляемого объекта, или наоборот чем централизованней управление в фирме, тем более значимо становиться влияние субъективного подхода руководства на принятие решений;

- быстрое изменение факторов внешней среды: законодательные и нормативные акты. Используемые в оценках коэффициенты, в некоторых случаях оказывались устаревшими, не отражающими действительного состояния фирмы;

- ускорение научно- технического прогресса: техники и технологии.[12]

Жизненный цикл товара сократился настолько, что применение одних и тех же методов оценки управления оказывалось искажающим фактором (например, при возникновении Интернет компаний).

Системный подход представляет собой оценку большого количества информации различной природы с помощью универсальных показателей.[13]

Системный подход включает следующие разделы:

- выявление всех аспектов оцениваемого критерия;

- исследование каждого из аспектов оцениваемого критерия соответствующими методами анализа;

- универсализация полученных результатов оценок;

- обработка результатов;

- выработка рекомендаций по улучшению оцениваемого критерия.

Конечной целью применения системного подхода является повышение степени эффективности оценки путем включения всех аспектов оцениваемого критерия и получения универсального показателя оценки, позволяющего сравнивать оцениваемые объекты.[14]


Системный подход основывается на следующих принципах:

- принцип конечной цели: абсолютный приоритет конечной цели;

- принцип единства: совместное рассмотрение объекта как целого и как совокупности элементов;

- принцип связности: рассмотрение любого подразделения совместно с его окружением;

- принцип модульного построения: полезно выделение модулей в системе;

- принцип иерархии: полезно введение иерархии элементов и (или) их ранжирование;

- принцип функциональности: совместное рассмотрение структуры и функции с приоритетом функции над структурой;

- принцип развития: учет изменяемости объекта, его способности к развитию, расширению, замене частей, накапливанию информации;

- принцип децентрализации: сочетание в принимаемых решениях и управлении централизации и децентрализации;

- принцип неопределенности: учет неопределенностей и случайностей в системе.[15]

Системный подход исследует как управление в целом, так и принятие отдельных решений. Отдельные показатели будем классифицировать на формализуемые и неформализуемые. В отличие от большинства научных дисциплин, стремящихся к формализации, системный подход допускает, что в определенных ситуациях неформализуемые решения, принимаемые человеком, являются более предпочтительными. Следовательно, системный подход рассматривает в совокупности формализуемые и неформализуемые показатели.

Формализуемые показатели объекта обычно лежат в области финансово-экономического анализа. В ряде случаев математическими методами исследуется взаимодействие подразделений объекта и оценивается принятие решения.

Несмотря на то, что системный подход отличается универсальностью, его успешное применение в значительной мере зависит от профессиональной подготовки эксперта, который должен иметь четкое представление о специфических особенностях изучаемого объекта и уметь выявить эффективные показатели.

Искусство выявления оцениваемых показателей основывается на четком представлении преимуществ, недостатков и специфики различных методов оценки. В первом приближении можно сформулировать следующую последовательность действий, которые составляют содержание процесса выявления оцениваемых показателей:

- установление границы объекта подлежащего оценке, т.е. представление объекта в виде некоторой изолированной части реального мира. Расширение границ объекта повышает размерность и сложность многокомпонентного объекта и, тем самым, затрудняет анализ. Следовательно, в практике следует разделять сложные объекты на подсистемы, которые можно изучать по отдельности без излишнего упрощения реальной ситуации;


- определение показателя эффективности, на основе которого можно оценить характеристики объекта с тем, чтобы сравнить с «наилучшим» показателем функционирования объекта. Обычно выбираются показатели экономического (издержки, прибыль и т.д.) или технологического (производительность, энергоемкость, материалоемкость и т. д.) характера;

- выбор внутрисистемных независимых переменных, которые должны адекватно описывать показатели или условия функционирования объекта и способствовать тому, чтобы все важнейшие технико-экономические решения нашли отражение в оцениваемых показателях;

- выбор метода анализа, охватывающего все показатели и отражающего влияние независимых переменных на значение показателя эффективности.[16]

2.2. Подход к повышению эффективности менеджмента

предприятия на основе совершенствования механизма мотивации

Понятие мотивации и ее проблемы наиболее разработаны в психологии и социологии. Экономическая наука при изучении мотивации использовала уже сформированную этими науками базу исследований. Мотивация рассматривается в различных аспектах: как процесс выбора характера поведения, как система стимулов, как сочетание внутренних и внешних движущих сил, как представление психологических процессов.

Анализ этих аспектов мотивации показывает, что в них недостаточно представлены экономические процессы и отношения.

Для побуждения работника к труду собственники предприятий используют совокупность взаимосвязанных мотивирующих инструментов, действие которых направлено на достижение целей деятельности.

Механизм мотивации должен быть направлен на обеспечение обоюдовыгодного взаимодействия собственников, менеджмента и персонала в последовательных процессах управления: планировании, организации, мотивации и контроле. Функционирование механизма мотивации должно основываться на учете основных количественных и качественных характеристик мотивов и результатов как работников, так и собственников предприятия.

Для повышения эффективности управления предприятием на основе диагностики и совершенствования механизма мотивации предложено использовать подход, включающий в себя оценку структуры механизма мотивации и оценку чувствительности механизма мотивации к изменению производственной деятельности предприятия.[17]