Файл: Денежный мультипликатор: понятие, механизм действия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Казус 3. Все знают о величине американского государственного долга. На данный момент официально он равен примерно 109 % от ВВП. Но есть еще и внешний долг. Отметим, что эти два вида долга несколько пересекаются, частично один входит в другой и наоборот. В связи с этим интересно представить опубликованные в американских СМИ в сентябре 2019 года результаты подсчетов финансовой компании Alliance Bernstein [8].

Данная американская компания достаточно известная и имеет существенный вес в финансовом мире. В результате достоверных подсчетов всех долгов США (и внешних, и внутренних) ею был получен результат — 1 832 % от ВВП. В настоящее время идет активное обсуждение и осуществляется попытка найти выход «не потеряв лица». Чтобы спасти внешних инвесторов в американские долговые обязательства, уже предлагается пожертвовать непосредственно американскими гражданами, а точнее — их пособиями и пенсиями, что позволит соблюсти хотя бы формальные приличия и не подрывать доверие к американским государственным облигациям. Ведь без новых долгов США просто не смогут существовать.

Казус 4. В связи с этим в августе 2019 года журналисты Bloomberg провели интересное исследование, нацеленное на изучение того, что произойдет с американской экономикой, если ей в какой-то момент отключат «мотор роста в долг». То есть, что случится с США, если нельзя будет дальше наращивать долги и придется жить по средствам. Но при этом придется оплачивать уже имеющиеся долги, причем с процентами [6]. Для расчета были взяты за основу данные июльского отчета МВФ (о нем речь идет в самом начале данной статьи), где представлен прогноз ВВП по различным странам на 2020 год [10].

Указанные там значения по всем странам были скорректированы на жизнь данной страны без долгов (то есть, долг вычтен, а нового нет) и также учтена сумма золотовалютных резервов, имеющихся у страны. Подразумевается, что данные резервы будут потрачены на поддержание жизни страны. Все расчеты приводятся только для одного года — 2020-го и носят несколько условный характер. Результат оказался удручающим. В этом случае ВВП на душу населения в США с показателя в 66 900 долларов опустится до отрицательных 4 857 долларов. Понятно, что данный показатель в принципе не может быть отрицательным, однако, представленные расчеты явно указывают на то, что, погасив все имеющиеся долги, золотовалютных ресурсов этой страны в качестве заменителя не хватит даже на один год. Фактически США упали бы почти до дна рейтинга 114 стран по ВВП на душу населения.


Подсчет Bloomberg можно сравнить с диагнозом врача, который сообщает пациенту неприятную весть. В конце статьи, несмотря на опубликованные плачевные данные, приводится фраза (в переводе на русский язык): «К счастью для американцев, экономики без долгов в 2020 году не будет. Даже с учетом усугубляющихся торговых войн против Китая и других стран, а также прогнозируемого администрацией Трампа дефицита бюджета в размере $1 трлн в 2020 финансовом году, долговой рынок США обеспечивает достаточную ликвидность, и доллар США считается мировой резервной валютой» [6].

Казус 5. Обобщим представленную информацию. Июль 2019 года — МВФ публикует отчет и прогноз развития экономик стран мира, где США привычно лидирует [10]. Август 2019 года — Bloomberg публикует данные о плачевном состоянии реальных дел [6]. Сентябрь 2019 года — AllianceBernstein публикует реальные долги США, которые составляют немногим меньше 2 000 % от ВВП [8]. Ну и сам ВВП, как уже было сказано, очень сильно завышен. Логичным видится следующее исследование, в котором ВВП США будет очищен от вымышленных цифр и приведен к истинному значению. Далее необходимо учесть все действительно существующие долги и получить новое глубоко отрицательное значение ВВП на душу населения. Теперь представим данные о внешнем долге США. Информационных статистических материалов, как официальных, так и публицистики, на данную тему достаточно много. Поэтому в данной статье предлагается взглянуть на проблему внешнего долга США несколько под другим углом зрения. Уже очевидно, что экономика страны — это не только ВВП, но и долги как государственные, так и внешние. Справедливая оценка состояния экономики страны должна содержать ряд показателей, которые являются взаимосвязанными и позволяют объективно оценить происходящее.

В таблице 6 обобщены официальные данные по 4-м важнейшим экономическим параметрам в динамике за 30 лет.

Таблица 6 - Внешний долг США в динамике с 1987 по 2017 гг.

Год

ВВП втек. ценах, млрд. $

Внешний долг в ВВП,%

Счет текущих операций, млрд $

Дефицит бюджета, млрд $

1987

4 870,22

42 %

160,65

150

1988

5 252,63

44 %

121,26

155

1989

5 657,69

45 %

99,51

153

1990

5 979,59

62 %

78,95

221

1991

6 174,04

62 %

-

269

1992

6 539,00

62 %

51,61

290

1993

6 878,72

62 %

84,78

255

1994

7 308,76

62 %

121,64

203

1995

7 664,06

62 %

113,56

164

1996

8 100,2

62 %

124,73

107

1997

8 608,51

62 %

140,72

22

1998

9 089,17

62 %

215,04

69

1999

9 660,62

63 %

288,37

126

2000

10 284,78

63 %

403,46

236

2001

10 621,82

61 %

389,69

128

2002

10 977,51

60 %

450,80

158

2003

11 510,67

61 %

518,75

378

2004

12 274,93

62 %

631,59

413

2005

13 093,73

62 %

745,25

318

2006

13 855,89

63 %

805,96

248

2007

14 477,64

63 %

711,03

161

2008

14 718,58

75 %

681,39

459

2009

14 418,74

78 %

372,52

1 413

2010

14 964,37

87 %

431,27

1 294

2011

15 517,93

100%

445,67

1 300

2012

16 155,26

102 %

426,83

1 087

2013

16 691,52

103 %

348,80

679

2014

17 427,61

104 %

365,19

485

2015

18 120,71

106 %

407,77

438

2016

18 624,48

107 %

432,87

585

2017

19 390,61

109 %

449,14

665


Относительно приведенных в таблице данных следует напомнить, что ВВП в текущих ценах завышен, а внешний долг, вероятно, занижен. Поэтому расчет внешнего долга к ВВП в процентах оценивается как достаточно условный. Вероятно, что более-менее достоверным является только значение дефицита бюджета. США испытывают дефицит бюджета с 1960-х гг. и вынуждены занимать средства у частных кредиторов и иностранных государств. Как видно из представленных данных, внешний долг возник не вчера.

На февраль 2019 г. Китай и Япония являются самыми крупными держателями облигаций госзайма США на общую сумму в 2 триллиона 600 млрд долларов. Средняя доходность по всем принадлежащим им ценным бумагам равна 2,6 % годовых. Россия сократила количество американских ценных бумаг в своих активах, и сегодня в экономику США ею вложено только 14 млрд. долларов.

В таблице 7 приведена задолженность США иностранным государствам по данным на февраль 2019 года.

Таблица 7 Задолженность США иностранным государствам, февраль 2019 г

Страна

Величина задолженности, млрд $

Доля от общего размера долга иностранным государствам,%

Китай

1140,0

18,37

Япония

1036,6

16,71

Бразилия

314,0

5,06

Ирландия

279,6

4,51

Швейцария

236,6

3,81

Великобритания

227,5

3,67

Люксембург

225,7

3,64

Каймановы острова

208,0

3,35

Гонконг

189,2

3,05

Бельгия

173,0

2,79

Саудовская Аравия

169,9

2,74

Тайвань

155,4

2,50

Индия

138,5

2,23

Сингапур

128,8

2,08

Южная Корея

110,2

1,78

Канада

106,3

1,71

Другие страны

1364,8

22,00

Общий долг иностранным государствам

6204,1

100

Перечень указывает на то, что США должны практически всему миру, за исключением слаборазвитых стран. США однозначно живут в долг, причем до такой степени неэффективно, что долговое финансирование уже стало незаменимым элементом экономической устойчивости. Но насколько долгим окажется этот период, неизвестно.


2.3.Механизм денежного мультипликатора

В современных экономических условиях процесс денежной мультипликации в банковской системе является основополагающим при определении сущности функционирования денежной системы.

Расчет денежного мультипликатора проводится для измерения денежного предложения в зависимости от объемов вкладов в денежно-кредитную систему.

Денежный мультипликатор рассчитывается на основе двух показателей: денежной массы и денежной базы.

Денежная масса – это объем платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, организациям или государству.

В состав денежной массы входят следующие денежные агрегаты:

1) М0= все наличные деньги в обращении (самый ликвидный актив);

2) М1 = М0 + средства предприятий на расчетных, текущих и специальных счетах в банках + депозиты населения в Сбербанке;

3) М2 = М + срочные депозиты населения в сберегательных банках (или наличные деньги в обращении + безналичные деньги);

4) М= М2 + депозиты в иностранной валюте.

Денежная база является частью денежной массы и состоит из наличных денег в обращении Банка России и обязательных резервов кредитных организаций по привлеченным средствам в рублях.

Денежная база в узком смысле включает все наличные деньги в обращении и резервы коммерческих банков, хранящиеся в Центральном Банке.

При расчете денежного мультипликатора применяется показатель денежной базы в широком смысле, состоящий из следующих компонентов:

«Дбш = наличные деньги в обращении (М0) + остатки средств в кассах кредитных учреждений + обязательные резервы кредитных организаций по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте + средства кредитных учреждений на корреспондентских и депозитных счетах в Банке России + вложения кредитных организаций в облигации Банка России + иные обязательства Банка России по операциям с кредитными организациями» [1, с. 6].

Таким образом, формула денежногомультипликатора рассчитывается как:

Дм= М/ДБ,

где М – денежная масса, ДБ – денежная база.

Статистический расчет денежной базы производится на основе сводного бухгалтерского баланса Банка России. Денежный мультипликатор рассчитывается в целях получения информации о степени прироста денежной массы за счет кредитных банковских операций.

Рост величины денежного мультипликатора может привести к инфляции, поэтому одной из основных задач Центрального банка является контроль за величиной денежной массы в обращении посредством регулирования денежной базы за счет установления величины обязательных резервных требований (норма обязательных резервов, коэффициент усреднения обязательных резервов) и регулирования процентных ставок [2].


Управляя механизмом денежного мультипликатора, Центральный Банк регулирует эмиссионные возможности коммерческих банков и осуществляет тем самым функцию денежно-кредитного регулирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, денежный мультипликатор также это название используется в качестве банковского. Денежный мультипликатор это величина, характеризующая увеличение денежных средств в процессе действия определенного коэффициента. Денежный мультипликатор выявляет себя с двух сторон — как кредитный мультипликатор и как депозитный мультипликатор. Суть кредитного мультипликатора сводится к тому, что мультипликация должна осуществляться только в результате кредитования хозяйства, то есть кредитный мультипликатор таким образом представляет собой двигатель мультипликации. Банки, выдавая кредиты, приобретают прибыль.

Процесс получения прибыли за счёт вложенных клиентами средств называется кредитным расширением или кредитной мультипликацией. Когда клиент берёт деньги со своего счёта и величина депозитов уменьшается, происходит противоположный процесс — кредитное сжатие. В свою очередь депозитный мультипликатор отражает объект мультипликации — денежные ресурсы на депозитных счетах коммерческих банков. Денежный мультипликатор призван приумножить прибыль. Для управления денежной массой необходимо рассчитать показатель денежного мультипликатора. Величина денежного мультипликатора может колебаться во времени и в пространстве (она также различна в разных странах).

В более развитых странах величина денежного мультипликатора может превышать в 2-3 раза величину первоначальной эмиссии. В процессе регулирования центральным банком размера денежного мультипликатора (k) возникает понятие денежной базы, в основе которой лежат наличные деньги как самые ликвидные, а также депозиты коммерческих банков (обязательные) в центральном банке. Механизм эмиссии денег может по-разному осуществляется в странах с командно-распределительной и рыночной экономикой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акиндинова, Н.В. Новый этап развития экономики в постсоветской России [Текст]: доклад к XVI Апр. Междунар. Науч. Конф. По проблемам развития экономики и общества, Москва, 7-10 апр. 2015 г. / Н.В. Акиндинова, Е.Г. Ясин; Нау. Исслед. Ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. – 35 с.
  2. Банковское дело: розничный бизнес: учебное пособие /Кол. авторов под ред. Г.Н. Белоглазовой и Л.П. Кроливецкой. – М.: КНОРУС, 2014. – 416с.
  3. Деньги, кредит, банки: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям/ Под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина – 9-е изд., стер. – М.:КНОРУС, 2014. – 560с.
  4. Ивантер А., Селянин С. Отстаньте, не до вас! //Эксперт. – 2015. - №13. – С. 88-98.
  5. Кинг Б. Банк 3.0: Почему сегодня банк – это не то, куда вы ходите, а то, что вы делаете /Бретт Кинг; Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2014. – 474 с.
  6. Кроливецкая Л.П., Тихомирова Е.В. Банковское дело. Кредитная деятельность коммерческих банков. М.: КноРус, 2015. – 286с.
  7. Новые модели банковской деятельности в современной экономике: монография /коллектив авторов; под ред. О.И. Лаврушина. – М.: КНОРУС, 2015. – 168 с.
  8. Письмо Банка России от 21.03.2012 № 38-Т «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору «Методики корректировок вознаграждений с учетом рисков и результатов деятельности» (март 2012 года)
  9. Письмо Банка России от 29.12.2012 №192-Т «О Методических рекомендациях по реализации подхода к расчету кредитного риска на основе внутренних рейтингов банков»
  10. Письмо Банка России от 29.12.2012 №193-Т «О Методических рекомендациях по разработке кредитными организациями планов восстановления финансовой устойчивости»
  11. Положение Банка России №395-П от 28.12.2012 «О методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций («БазельIII»)»
  12. Положение Банка России№387-П от 28.09.2012 «О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска»
  13. Приказ Банка России от 24.07.2015 г. № ОД-1774 «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации»
  14. Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 г. №98-р «План первоочередных мер по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г.»
  15. Сечин И. Есть ли альтернатива сценарию «50-60»//Эксперт. – 2015. - №26-27. – С.42-47.
  16. Указание Банка России от 01.10.2012 №2894-У «Об оценке экономического положения банков»
  17. Устойчивость банковской системы и развитие банковской политики: монография /коллектив авторов; под ред. О.И. Лаврушина. – М.: КНОРУС, 2014.- 280 с.
  18. Федеральный закон от 21.12.2013 г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»
  19. Яковенко Д. Урок финансовой ирригации //Эксперт. – 2015. -№16. – С. 33- 39.
  20. Ярошенко, О.И. Банковское дело [Текст]: учебник / О.И. Ярошенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 528с.
  21. http://www.ecolife.krsk.ru/content.asp?id=1186
  22. http://techcrunch.com/2010/08/04/schmidt-data/
  23. http://bankir.ru/novosti/s/sberbank-naimet-yandeks-dlya-raboty-s-supermassivami-dannykh-10110014/#ixzz3hCyh5Ucx
  24. http://www.roscredit.ru/
  25. http://www.mf.e-mordovia.ru