Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Сущность и основные методы проведения стратегического анализа).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 254

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8. Создать производственные возможности и систему внешних связей, выступающих как восприимчивые к изменениям и позволяющие достичь будущих целей;

9. осуществление данных принципов дает возможность построения оправданного порядка действий, связанных с осуществлением концепции и формированием системы стратегического управления.

2. Оценка внешней и внутренней среды ООО «Каравай»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

ООО «Каравай» работает в области хлебобулочных изделий.

Организация - это юридическое лицо, обладает самостоятельным балансом, личным имуществом, расчетным и иными счетами в учреждениях банка, а также внешнеэкономических банковских учреждений для хранения денег, круглой печатью и штамп, бланками с собственным наименованием, собственным фирменным и товарным знаком и другими признаками юридического лица.

Главный вид деятельности ООО «Каравай» - «Производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения».

ООО «Каравай» - это юридическое лицо с момента его регистрации и занимается своей деятельностью согласно действующему законодательству РФ и уставу общества. Имущество организации включает в себя основные и оборотные средства, а также ценности, стоимость которых отражается в балансе Общества.

Цель деятельности организации - насытить внутренний рынок высококачественными товарами, а также получить прибыль от реализации финансово-хозяйственной деятельности в интересах участников и обеспечить высокий уровень жизни и работы участников общества.

Ключевые задачи ООО «Каравай»: обеспечить население хлебобулочной продукцией; вести оптовую торговлю, организовать собственную торговую сеть; предоставлять услуги в сфере общественного питания; оказание транспортно-экспедиционного обслуживания физических и юридических лиц и др.

Предмет деятельности организации: хлеб; рулеты; печенье; кондитерские изделия.

В организации систематически проводят работу, связанную с обновлением ассортимента и улучшением потребительских свойств товаров.


Структура организации состоит из: отдела производства; бухгалтерии; отдела сбыта; отдела МТС, несущего ответственность за поставки продукции, материала, сырья в организацию (рис. 2).

Пекари

Тестомесы

Бухгалтер

Оператор ПК

Отдел материально технического снабжения

Заместитель директора по производству

Главный

бухгалтер

Отдел сбыта

Директор

Технолог

Бригадир

Бригадир

Бригадир

Бригада 1

Бригада 2

Бригада 3

Начальник отдела поставки

Менеджер по закупкам

Начальник отдела снабжения

Менеджер

Логист

Заведующий складом

Кладовщик

Экспедитор

Водитель

Бригадир

Бригада 4

Уборщики

Тестомесы

Пекари

Тестомесы

Пекари

Пекари

Тестомесы

Рис. 2. Организационная структура ООО «Каравай»

Как мы видим с рисунка 2, ООО «Каравай» присуща линейно - функциональная управленческая структура.

Подобная структура управления представляет предприятие в качестве совокупности взаимосвязанных компонентов. Каждый компонент обладает своими целями и задачами. Директор осуществляет управление своими прямыми заместителями, обладая вместе с тем представлениями о действиях подчиненных.

Соответственно, можем заключить вывод, что построенная оргструктура ООО «Каравай» является оптимальной именно для этой организации и дает ей возможность плодотворной работы и занятия собственной деятельностью, а каждый работник организации обладает конкретными обязанностями, утвержденными руководством организации.

Рассмотрим производственную структуру ООО «Каравай» (рис. 3).

Основное

производство

Линия выпечки черного хлеба

Линия выпечки белого хлеба

Линия выпечки кондитерских изделий

Вспомогательное производство

Склад

Ремонтный цех

Транспортный склад

Механическая группа

Административный корпус

Рис. 3. Производственная структура ООО «Каравай»

На предприятии ООО «Каравай» существует два цеха:

  • основной, в котором осуществляется производство хлебобулочных и кондитерских изделий, который включает: хлебопекарный цех с отделениями (дрожжевое, просеивательное, печное, тестомесильное) – предназначен, чтобы выпекать хлеб с установкой шести линий, которые оборудовали хлебопекарными печами марок по типу ХПА-40, ПХС-225, БН-25, РТ-150 (предназначена, чтобы выпекать мелкоштучные хлебобулочные изделия (1 ед.)), применяющие природный газ; кондитерского цеха, имеющего производительность 110 т. в год. Для разработки кондитерских изделий применяется сырье, которое поступает в разной таре: многооборотной и безвозвратной;
  • вспомогательные отделения: склад, в котором осуществляется хранение продукции предприятия, (а также склад бестарного хранения муки), упаковочного материала и готовых товаров; ремонтный цех, где протекают все виды ремонтных работ; транспортный склад, в котором хранится транспорт организации; механическая группа, осуществляющая ремонт, наладку, монтаж технологической и иной техники.

2.2 Оценка стратегических позиций компании

На предприятии в силу его небольших размеров маркетинговая деятельность в общепринятом смысле слова не ведется, директор организовывает рекламную деятельность, дает объявления в периодические издания, к продукции прилагается этикетка, а также большое значение имеет высокое качество выпускаемых изделий.

Основными направлениями ведения маркетинговой деятельности являются:

  • применение несложных по своей структуре рекламных кампаний;
  • постоянный мониторинг за состоянием рынка хлебобулочных изделий;
  • разработка ценовой стратегии, позволяющей удерживать конкурентные позиции на рынке на данный момент.

Экономические факторы обладают следующими характеристиками: в государстве макроэкономическая ситуация обладает нестабильным характером, что имеет негативное влияние на показателях деятельности компаний по деятельности в сфере производства хлебобулочных изделий, вместе с тем возможно выделение следующих причин: постоянных изменений налогового законодательства в худшую сторону; ужесточения требований к качеству выпускаемых видов продукции.

Касательно социальных факторов могут быть отмечены нижеследующие закономерности: ключевой сегмент потребителей по возрасту – население (и мужчины, и женщины 20-50 лет).

Положительным моментом является то, что деятельность широко известна на местном рынке и продукция постоянно востребована по причине высокого качества изделий.

Составим таблицу в Приложении 1, в которой проведем количественную оценку факторов внешней среды посредством PEST – анализа.

Анализ факторов дальнего окружения показал в целом негативное направление влияния, среди угроз можно отметить следующие:

  • наличие большого количества конкурирующих фирм, что, в целом, положительно для населения, так как бесконечно улучшается качество обслуживания и имеют место ценовые войны, но имеет высокую степень риска для производителей;
  • постоянное ужесточение требований к качеству обеспечивает стабильное увеличение цен на выпускаемые виды хлебобулочной продукции, так как сырье является наиболее существенной статьей себестоимости.

В то же время возможности предприятий данной сферы производства находятся в плоскости социальных факторов, то есть в улучшении структуры населения, росте потребности в качественном и вкусном хлебе, что обеспечивает постоянную потребность в выпускаемых видах продукции.


С учетом проведенного выше PEST – анализа в таблице 4 проведем SWOT - анализ.

Таблица 4

SWOT-анализ

Потенциальные внутренние
сильные стороны

Потенциальные внешние
возможности фирмы

-полная компетентность в основных вопросах

-адекватные финансы

-хорошее впечатление, которые сложились об организации у покупателей

-признанный рыночный лидер

-хорошо разработанная функциональная стратегия

- экономия на масштабе производства

- собственные технологии

- лучшие рекламные кампании

- серьезный опыт (опережение по кривой опыта)

- лучшая возможность производства

- превосходные технологические навыки

- способность к обслуживанию дополнительных групп клиентов либо выходу на новые рынки либо новые сегменты рынка

- пути увеличения ассортимента товаров для удовлетворения большего числа потребностей клиентов

- способность к использованию навыков и технологических ноу-хау в выпуске новых товаров либо в новых видах уже выпущенных товаров

- вертикальная интеграция (назад либо вперед)

- понижение торговых барьеров на привлекательных зарубежных рынках

- возможность быстро развиваться в связи со стремительным ростом спроса на рынке

- возникновение новых технологий

Потенциальные внутренние
слабые стороны

Потенциальные
внешние угрозы

- нет четкого стратегического направления развития

- устаревшее оборудование

- низкая прибыльность

- недостаток управленческого таланта и умения

- отсутствие определенных способностей и навыков в ключевых областях деятельности

- плохо зарекомендовавшая себя стратегия компании

- внутренние производственные проблемы

- отставание в области исследований и разработок

- слишком узкий ассортимент продукции

- недостаточный имидж на рынке

- плохая сбытовая сеть

- неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности

- недостаток денег на финансирование необходимых изменений в стратегии

- себестоимость каждого изделия выше, чем у основных конкурентов

- выход на рынок иностранных конкурентов с более низкими издержками

- рост продаж продуктов-субститутов

- медленный рост рынка

- неблагоприятное изменение курсов иностранных валют или торговой политики иностранных правительств

- дорогостоящие законодательные требования

- высокая зависимость от снижения спроса и этапа жизненного цикла развития бизнеса

- растущая требовательность покупателей и поставщиков

- изменение потребностей и вкусов покупателей

- неблагоприятные демографические изменения


Продукция рассчитана на широкие слои населения, потому выделить особые сегменты крайне сложно, но выделяются следующие группы:

  • пенсионеры предпочитают ржаной хлеб, печенье рулеты;
  • домохозяйки и население в возрасте 18-35 лет преимущественно приобретают хлебную продукцию, реже – кондитерские изделия;
  • рулеты, кондитерские изделия, печенье особы спросом пользуются перед праздничными днями и выходными.

Проведем анализ конкурентоспособности хлебобулочной продукции ООО «Каравай» в таблице 5.

Дадим оценку конкурентоспособности с целью формирования конкурентоспособной цены, так как именно эта товарная группа имеет важное значение в ассортименте выпускаемой продукции.

Расчет Кпок для хлеба, удельный вес которого в структуре выпускаемых изделий составляет больше 50%, приводится в таблице 5.

Таблица 5

Оценка качественной конкурентоспособности хлеба

Показатели качества

Предприятие

Параметрический индекс, аi

Значимость параметра

Сводный параметрический индекс,

аi * аiп

Каравай

Булкин

1

2

3

4

5

6

Содержание крахмала, г

2.8

2.6

1.077

0.11

0.12

Содержание белка, г

2.79

2.68

1.041

0.09

0.09

Содержание углеводов, г

4.09

4.22

0.97

0.14

0.136

Витамины, мг:

А

В2

С

0.06

0.13

1.35

0.05

0.11

0.6

1.2

1.18

2.25

0.03

0.02

0.03

0.036

0.023

0.067

Энергетическая ценность, ккал

56

49

1.14

0.19

0.217

Температура хранения, С0

+2...+6

+2…+6

1

0.09

0.09

Продолжение таблицы 5

1

2

3

4

5

6

Степень чистоты по эталону, группа

1

1

1

0.18

0.18

Плотность, г/см3

1.032

1.03

1.002

0.07

0.07

Кислотность, 0Т

21.8

22.1

0.986

0.05

0.049

Кпок

1.078

Рассчитаем индекс качественно - ценовой конкурентоспособности хлебной продукции: Iкц = 37 * 1.078 / 38 = 1.05