Файл: Показатели (Оценка) эффективности организационных структур (Сущность и элементы организационной структуры предприятия).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 458
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Организационная структура управления предприятием
1.1 Сущность и элементы организационной структуры предприятия
1.2 Основные виды организационных структур управления и их характеристика
1.3 Значение принципов формирования организационной структуры управления при оценке эффективности
Глава 2. Анализ эффективности организационной структуры «Элит-Галанд»
2.1 Краткая характеристика «Элит-Галанд»
2.2 Описание организационной структуры «Элит-Галанд»
2.3 Анализ существующей организационной структуры управления «Элит-Галанд»
2.4 Предложения по совершенствованию организационной структуры
1) Для расчета коэффициента оборота по приему (Кпр) персонала (отношение числа принятых за период работников (Ч принятых) к среднему списочному их числу (Ч ср. спис)) используется формула, приведенная ниже:
Кпр = Ч принятых / Ч ср. спис * 100%, (1)
где Ч принятых – численность вновь принятых на работу в анализируемом периоде.
Таким образом, в 2018 году коэффициент оборота по приему персонала составил:
Кпр = 110 / 389 * 100 = 28,31%,
а в 2019 —
Кпр = 89 / 373 * 100 = 23,86%.
Очевидно, что в 2019 году коэффициент оборота по приему персонала уменьшился на 4,45% по сравнению с 2018 годом.
2) Для расчета коэффициента оборота по выбытию (Кв) персонала (отношение числа выбывших за период работников (Ч выбывших) к среднему списочному их числу (Ч ср. спис)) используется следующая формула:
Кв = Ч выбывших / Ч ср. спис *100%, (2)
где Ч выбывших — численность уволенных работников, Ч ср. спис — среднесписочная численность работников.
Таким образом, в 2018 году коэффициент оборота по выбытию персонала составил:
Кв = 123 / 389 * 100 = 31,66%,
а в 2019 —
Кв = 107 / 373 * 100 = 28,69%.
Следовательно, в 2019 году коэффициент оборота по выбытию персонала уменьшился на 2,97% по сравнению с 2018 годом.
3) Коэффициент текучести кадров (Кт) (отношение числа выбывших за период работников по указанным выше причинам, относящимся к текучести кадров (Ч текучести кадров), к среднему списочному их числу (Ч ср. спис.)) рассчитаем по следующей формуле:
Кт = Ч текучести кадров / Ч ср. спис *100%, (3)
где Ч текучести кадров — численность работников, уволенных по причинам текучести.
Таким образом, в 2018 году коэффициент текучести кадров составил:
Кт = 118 / 389 *100 = 30,37%,
а в 2019—
Кт = 100 / 373 *100= 26,81%.
Следовательно, в 2019 году текучесть кадров уменьшилась на 1,05% по сравнению с 2018 годом.
4). Коэффициент замещения (К замещения) (отношение разности числа принятых (Ч принятых) и выбывших работников (Ч выбывших) к среднему списочному их числу (Ч ср. спис)) рассчитаем по следующей формуле:
К замещения = (Ч принятых — Ч выбывших) /Ч ср.спис , (4)
Таким образом, в 2018 году коэффициент замещения составил:
К замещения = (110 — 123) / 389 *100 = —3,35%,
а в 2019 —
К замещения = (89 — 107) / 373 *100= —4,83%.
Следовательно, в 2019 году коэффициент замещения увеличился на 1,48% по сравнению с 2018 годом.
5) Коэффициент постоянства кадрового состава ( Кпкс ) рассчитаем по нижеприведенной формуле:
Кпкс = Ч п.р./ Ч ср. спис * 100%, (5)
где Ч п.р. — численность работников, состоящих в штате в течение всего анализируемого периода.
Таким образом, в 2018 году коэффициент постоянства кадрового состава составил:
Кпкс = 375 / 389 * 100 = 96,53%,
а в 2017 —
Кпкс = 359 / 373 * 100 = 96,25%.
Следовательно, в 2019 году коэффициент постоянства кадрового состава снизился на 1,98% по сравнению с 2018 годом.
Таблица 3.1 – Интегральная оценка эффективности системы целей организации
Критерий оценки |
Вес (значимость) |
Балл экспертов |
Взвешенный балл |
||||
1-ый эксперт |
2-ой эксперт |
3-ий эксперт |
4-ый эксперт |
5-ый эксперт |
|||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Соответствие структуры объекту управления |
0,2 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
0,72 |
2. Соответствие структуры принципам управления |
0,2 |
5 |
3 |
4 |
4 |
5 |
0,84 |
3. Степень централизации (децентрализации) |
0,1 |
4 |
4 |
3 |
3 |
5 |
0,38 |
4. Соответствие численности и состава работников объему и сложности работ |
0,2 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
0,88 |
5. Соответствие средней норме управляемости |
0,1 |
5 |
4 |
4 |
3 |
4 |
0,4 |
6.Сбалансированность распределения прав и ответственности |
0,1 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
0,26 |
7. Уровень специализации и функциональной замкнутости |
0,1 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
0,34 |
Итого: интегральная оценка |
∑= 1 |
3,82 |
Таблица 3.2 – Интегральная оценка эффективности системы целей организации
Критерий оценки |
Вес (значимость) |
Балл экспертов |
Взвешенный балл |
||||
1-ый эксперт |
2-ой эксперт |
3-ий эксперт |
4-ый эксперт |
5-ый эксперт |
|||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Наличие и уровень миссии |
0,3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
1,2 |
2. Наличие сформированной системы целей («дерева целей» организации) |
0,3 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
1,38 |
3. Соответствие целей, предъявляемым к ним требованиям |
0,2 |
3 |
4 |
3 |
4 |
5 |
0,76 |
4. Соответствие целей структуре организации |
0,2 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
0,84 |
Итого: интегральная оценка |
∑= 1 |
4,18 |
Таблица 3.3 – Интегральная оценка эффективности стратегии организации
Критерий оценки |
Вес (значимость) |
Балл экспертов |
Взвешенный балл |
||||
1-ый эксперт |
2-ой эксперт |
3-ий эксперт |
4-ый эксперт |
5-ый эксперт |
|||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Наличие и уровень работы подразделения стратегического планирования и управления в организации |
0,3 |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
0,48 |
2. Согласованность существующей стратегии с требованиями внешней среды |
0,25 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
0,6 |
3. Согласованность существующей стратегии с внутриорганизационными процессами |
0,25 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
1 |
4.Осуществимость и гибкость стратегии |
0,2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
0,72 |
Итого: интегральная оценка |
∑= 1 |
2,8 |
Таблица 3.4 – Показатели, характеризующие эффективность структуры управления
Показатель эффективности |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
А |
1 |
2 |
3 |
1. Коэффициент звенности: КЗВ = ПЗВФ/ПЗВО, где ПЗВФ – количество звеньев (структурные подразделения, отделы) существующей организационной структуры; ПЗВО – оптимальное количество звеньев организационной структуры. |
1,34 |
1,34 |
1,34 |
2. Коэффициент дублирования функций: КД = S дублир.ф. / N, где S дублир.ф. – количество работ, закрепленных за несколькими подразделениями; N – количество работ по утвержденным положениям. |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
3. Степень централизации функций (КЦ): , где РФЦ – количество принятых решений при выполнении данной функции на верхних уровнях управления; РФ – общее количество решений при выполнении данной функции на всех уровнях управления. |
0,63 |
0,65 |
0,63 |
4. Соотношение численности линейного и функционального персонала (Кс ): , где РФУ – численность работников по функциям управления; РО – общая численность работников аппарата управления. |
2,93 |
2,9 |
2,85 |
Таблица 3.5 – Интегральная оценка эффективности работы аппарата управления организации
Критерий оценки |
Вес (значимость) |
Балл экспертов |
Взвешенный балл |
||||
1-ый эксперт |
2-ой эксперт |
3-ий эксперт |
4-ый эксперт |
5-ый эксперт |
|||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
3 |
1.Профессиональные и личные качества управленческих работников |
0,3 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
1,38 |
2. Надежность аппарата управления |
0,2 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
0,88 |
3. Оперативность принятия управленческих решений |
0,2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
0,8 |
4. Уровень квалификации работников |
0,2 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
0,96 |
5. Гибкость аппарата управления |
0,1 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
0,46 |
Итого: интегральная оценка |
∑= 1 |
4,48 |
Таблица 3.6 – Интегральная оценка эффективности системы информации организации
Критерий оценки |
Вес (значимость) |
Балл экспертов |
Взвешенный балл |
||||
1-ый эксперт |
2-ой эксперт |
3-ий эксперт |
4-ый эксперт |
5-ый эксперт |
|||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
3 |
1. Наличие системы информационного обеспечения в организации |
0,2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
0,8 |
2. Уровень документооборота |
0,2 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
0,92 |
3. Уровень достоверности информации |
0,15 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
0,69 |
4. Наличие и уровень системы информационной безопасности |
0,15 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
0,75 |
5. Уровень информационной осведомленности |
0,1 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
0,46 |
6. Уровень технической оснащенности информационных процессов |
0,2 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
0,72 |
Итого: интегральная оценка |
∑= 1 |
4,34 |
Таблица 3.7 – Интегральная оценка эффективности (уровня) организационной культуры
Критерий оценки |
Вес (значимость) |
Балл экспертов |
Взвешенный балл |
||||
1-ый эксперт |
2-ой эксперт |
3-ий эксперт |
4-ый эксперт |
5-ый эксперт |
|||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
3 |
1. Наличие системы общеорганизационных ценностей |
0,2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
0,8 |
2. Уровень социально-психологического климата |
0,2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
0,84 |
3. Наличие элементов корпоративного стиля |
0,15 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
0,66 |
4. Уровень трудовой этики |
0,15 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
0,6 |
5. Определение «толщины» организационной культуры |
0,1 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
0,44 |
6. Осознание сотрудниками себя и своего места в организации |
0,1 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
0,38 |
7. Наличие системы коммуникаций |
0,1 |
4 |
3 |
5 |
4 |
4 |
0,4 |
Итого: интегральная оценка |
∑= 1 |
4,12 |