Файл: Показатели (Оценка) эффективности организационных структур (Сущность и элементы организационной структуры предприятия).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 466
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Организационная структура управления предприятием
1.1 Сущность и элементы организационной структуры предприятия
1.2 Основные виды организационных структур управления и их характеристика
1.3 Значение принципов формирования организационной структуры управления при оценке эффективности
Глава 2. Анализ эффективности организационной структуры «Элит-Галанд»
2.1 Краткая характеристика «Элит-Галанд»
2.2 Описание организационной структуры «Элит-Галанд»
2.3 Анализ существующей организационной структуры управления «Элит-Галанд»
2.4 Предложения по совершенствованию организационной структуры
Функциональная структура – необходимость повышения роли функциональной специализации менеджеров вызвана усилением конкуренции, а, следовательно, и ростом внимания к качеству продукции, то есть на третьем этапе происходит переход к функциональной структуре, которая выставляет высшие требования к координации работы значительного количества исполнителей и узкоспециализированных подразделений, выполнения заданий, которые стоят перед организацией, может полагаться на финансово-экономические подразделения.
Линейно-функциональная структура – целесообразность перехода к четвертому этапу развития организационных структур, вызванная необходимостью повышения оперативности в реализации процедур управления субъектами бизнеса, происходит углубление специализации управленческой деятельности, расширения и создания новых подразделений. Функциональные менеджеры управляют подчиненными подразделениями, а линейные руководители влияют на деятельность подразделений путем согласования проектов функциональных нововведений, выполнения функций может полагаться и на четко определенное подразделение, и на группу подразделений финансово-экономического блока.
Дивизионная структура - переход к шестому этапу эволюционного развития организационных структур, которые связаны с необходимостью децентрализации управления и приближения менеджеров к непосредственным потребителям товаров и услуг, то есть с развитием принципов маркетинг– ориентированного управления, формирования организационной структуры происходит путем «клонирования», то есть в каждом дивизионном подразделении образуются одноименные функциональные, административные и оперативные. Так называемая независимость дивизионных подразделений нивелируется попытками высшего руководства штабной структуры навязывать собственные решения и стиль менеджмента.
Матричная структура является на сегодня высшей степенью эволюционного развития видов организационных структур управления субъектами ведение хозяйства, что позволяет органично сочетать линейное, функциональное и централизованное оперативное управление с принципами децентрализации и самостоятельности локализованных организационных единиц, которые имеют четко определенные цели и задания, позволяет сочетать разные сферы экономической деятельности, руководители подразделений действуют под воздействием и вертикальных, и горизонтальных регулирующих влияний. Матричная организационная структура позволяет сочетать ответственность за окончательный результат деятельности, углубленную специализацию, а также обеспечивает целевое и экономное использование ресурсов при централизованном оперативном управлении единственным процессом функционирования предприятия[10].
По результатам анализа видов организационных структур управления возможно сделать вывод о том, что для торговых сетей и, в частности для обеспечения высокой эффективности выполнения службами своих функций, приемлемее является матричный вид организационной структуры.
1.3 Значение принципов формирования организационной структуры управления при оценке эффективности
Следовательно, от организационной структуры зависит эффективность деятельности предприятия, потому очень важно четко понимать, что такое организационная структура. При выборе правильной организационной структуры организация будет эффективно достигать своих поставленных целей, в результате чего станет конкурентоспособнее.
В широком значении «эффективность» означает выражение рациональных способов достижения цели, а мерой эффективности является степень приближения к достижению всех конечных целей.
Деятельность предприятий будет настолько эффективной, насколько наиболее приблизит предприятие к достижению поставленных целей.
Термины «эффективность» и «эффект» употреблялись в естественных науках (электротехника, анатомия, физиология). К.Маркс в «Капитале» вместе с термином «производительность» употребляет термин «эффективность» относительно техники, средств производства, но не относительно результативности затрат живого труда. В последнем случае употребляется термин «производительность»[11].
Таблица 3
Определение понятия «эффективность деятельности предприятия»[12]
Авторы |
Определение |
Кузнецов Б.Л. |
Это категория, которая выражает соответствие результатов и расходов предприятия целям деятельности и интересам владельцев. |
Александренко И.В. |
Это степень достижения поставленных целей, которое отбивает оптимальное сочетание затрат и результатов деятельности. |
Жучкова Г.А. |
Это отношение изготовленной продукции за определенный промежуток времени к количеству ресурсов, которые необходимы для создания этой продукции. |
Белошкурский М.В. |
Это категория, которая выражает соответствие результатов и расходов предприятия целям деятельности и интересам владельцев в денежной форме. |
Куцаренко Н.В. |
Это многоаспектное понятие, которое означает соответствие выработанных предприятием товаров и услуг условиями рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и другим условиям их реализации, которая включает такие понятия, как цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама и тому подобное. |
Флек М. Б. и др. |
Это характеристика многогранной деятельности предприятия, которая может рассматриваться с позиций трех ее основных аспектов: целевого, технологического и экономического. |
Клейнер Г.Б. и др |
Понятие «эффективность» (от лат. действенный) предусматривает сравнение полученных результатов (эффекта) деятельности с величиной потраченных ресурсов. |
Фаррел М. |
Эффективность - это степень, при которой процессы удовлетворяют ожидание и потребности потребителей |
Рыжкова Т.В. |
Понятие эффективности - принципиально управленческое, что соотносит результат (эффект) деятельности с намеченными целями. |
В этом исследовании ключевым является понятие «эффективность деятельности предприятия», которое является категорией микроэкономической теории и менеджмента организации. Для познания этой категории надо установить ее сущность. Существует много мнений авторов относительно определения понятия «эффективность деятельности предприятия». В табл. 3 приведены некоторые из таких определений, которые были сформулированы учеными в последнее время.
Каждое из определений (табл. 3) имеет определенный смысл в использовании за соответствующими целями. Так, определение Куцаренко Н.В. является приемлемее при оценке уровня конкурентоспособности продукции предприятия на конкретном рынке и более отвечает потребительским целям, практически не принимая во внимание стоимостные параметры продукции. Оно может быть уместным в маркетинговой деятельности предприятия.
Иногда различают эффективность как абсолютное свойство (что характеризует результативность управления) и эффективность как свойство относительное, которое характеризует управление как отношение результата к целям. Другими словами, эффективность - это показатель средства деятельности: если такое средство способствует быстрому достижению цели, то он эффективен. Впрочем, интересы владельцев и целые предприятия практически являются тождественными характеристиками и не могут расходиться, поскольку первые ложатся основой при формировании последних, а без достижения последних невозможно говорить об удовлетворении первых.
Рассматривая предприятие как систему взаимосвязанных элементов, которая выполняет определенные задания и функции, работа которой направлена на достижение тактических и стратегических целей, для чего ей необходимо иметь определенные характеристики, можно дать следующее определение: эффективность деятельности предприятия - это экономическая категория, которая выражает способность предприятия достигать установленных тактических и стратегических целей с оптимальными расходами ресурсов, что наиболее полно обеспечивает реализацию экономических интересов его владельцев.
Все эти аспекты вынуждают ради более глубокого познания сущности эффективности деятельности предприятия разбивать его на отдельные виды, которые изложены дальше.
В научной литературе[13] выделяется много видов эффективности деятельности предприятия. В современной экономике выделяют десятки видов эффективности, к наиболее распространенным из которых можно отнести следующие: экономическая, социальная, социально-экономическая, экологическая, структурная, эффективность отдельных отраслей и регионов, абсолютная и относительная, сравнительная, эффективность инвестиций, эффективность деятельности отдельных субъектов ведения хозяйства, эффективность подразделения, эффективность процесса, эффективность работника и т. д.
Показатели оценки эффективности управления предприятием разделяются на количественные и качественные. Количественные показатели определяются путем расчета и применяются в оценивании таких составляющих частей эффективности управления, как: эффективность управляющей подсистемы управления (оценивание эффективности управленческого персонала, организационной структуры управления, технологии управления) и эффективность управляемой подсистемы.
Качественные показатели получают путем экспертных оценок, их применяют в оценивании эффективности организационной культуры в пределах определения эффективности управляющей подсистемы управления и в оценивании внешней эффективности управления предприятием за всеми составляющими частями.
Количественные и качественные показатели должны устанавливаться не меньше, чем за два отчетных периода, что дает возможность определять их констатирующее значение и динамику с целью учета фактора времени при оценивании эффективности управления предприятием. Констатирующее значение показателя определяется за алгоритмом расчета, а динамика - за темпом прироста показателя, в соответствии с предыдущим периодом.
Оценка внутренней эффективности управления предприятием должно основываться на обобщенной оценке эффективности за отдельными элементами, которые представляют целостную систему управления предприятием. Эффективность разделяется на три вида: экономическая, социальная, социально-экономическая (табл.4).
Таблица 4
Виды эффективности деятельности предприятия[14]
Эффективность |
Отображается (проявляется) |
Критерий |
Экономическая эффективность |
Отображается через разные стоимостные показатели, которые характеризуют промежуточные и конечные результаты деятельности |
Минимизация расходов или максимизация результатов |
Социальная эффективность |
Проявляется как результат влияния мероприятий экономического характера на формирование образа жизни человека |
Удовлетворение потребностей социального характера в соответствии с ресурсами, которые направлены на достижение целей |
Социально-экономическая эффективность |
Является производной от двух вышеупомянутых видов эффективности и сочетает их свойства |
Максимизация результатов в расчете на совокупные ресурсы, которые обеспечивают наиболее полное удовлетворение потребностей работающих |
Следовательно, эффективность предприятия - сложная характеристика. Для того, чтобы полноценно проанализировать деятельность предприятия, прийти к правильным выводам о его состоянии, необходимо рассматривать все эти показатели в совокупности. Ведь если тот или другой показатель зависит от другого прямо или побочно, его значение изменяется. Показатели, которые характеризуют предприятие, необходимо анализировать как сравнительную динамику. Оптимальным периодом для сравнения показателей считается промежуток времени 3-5 лет. Именно за это время можно четко проследить ту или другую динамику, обнаружить определенные закономерности и сформулировать план действий относительно устранения существующих отклонений[15].
Следовательно, исследования показали, что существующие подходы к оценке эффективности управления деятельностью предприятия не позволяют рассматривать эффективность как комплексную характеристику управления деятельностью. Это связано с тем, что каждый из рассмотренных подходов не учитывает влияния всех факторов функциональных подсистем. Предложенная последовательность оценки эффективности функционирования предприятия позволит объективно и комплексно проанализировать эффективность, с учетом специфики деятельности предприятия, и обнаружить резервы его усовершенствования. Главной особенностью проведенных исследований является то, что на основе полученных результатов предприятие может улучшить работу и финансовое состояние предприятия или внедрить некоторые изменения. Организационная структура управления олицетворяет построение и уклад субъекта управления, способ его внутреннего подчинения, связки структурных элементов управления между собой (порядок размещения, специфичность отдельных звеньев управленческого аппарата), которые позволяют выполнять необходимые управленческие функции.
Действующие предприятия имеют различную организационно правовую структуру. Руководствуясь Гражданским кодексом РФ (1994 г.) и Законом РФ «Об акционерных обществах» (1995 г.)[16], предприятия России организованы на основе различных организационно-правовых форм, от традиционного производственного кооператива до акционерного общества. Если предприятие принадлежит гражданину на правах частной собственности, то имущество этого индивидуального частного предприятия формируется из имущества гражданина (или членов семьи) и получаемых доходов.