Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (Организационная культура предприятия: понятие, сущность и методики исследования).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы исследования организационной культуры предприятия
1.1. Организационная культура предприятия: понятие, сущность и методики исследования
1.2. Взаимосвязь организационной культуры и эффективности деятельности организации
2. Анализ организационной культуры гостиницы «Вершина Селигера»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Анализ организационной культуры предприятия
3. Разработка мероприятий по совершенствованию организационной культуры предприятия
3.1. Мероприятия по совершенствованию организационной культуры в
3.2. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Формирование организационной культуры гостиницы «Вершина Селигера»
Таблица составлена автором на основании данных предприятия
В отчетном году несколько возросла среднесписочная численность работников гостиницы - их число составило 51 чел., т.е. на 3 чел., при этом административно-управленческого персонала – на 1 чел., обслуживающего персонала – на 2 чел.
Кризисные условия, обострение конкуренции привели к определенному снижению фонда оплаты труда; его размер в 2018 г. по сравнению с 2016 г. снизился на 3181 тыс. руб.
Динамика ФОТ в организации отражена также на рис. 2.
Рис. 2. Динамика фонда оплаты труда и валовой выручки гостиницы «Вершина Селигера»
Источник: составлено автором на основании данных таблицы 2
Подчеркнем, что с точки зрения эффективности расходования средств на оплату труда, снижение ФОТ на фоне снижения валовой выручки выступило, отчасти, оправданным мероприятием, ввиду нижеследующих обстоятельств:
- во-первых, уровень оплаты труда в гостинице в значительной степени превосходит показатели, средние по гостиницам в Москве. Несмотря на то, что по другим отраслям и сферам деятельности уровень оплаты труда значительно выше, ориентируясь на показатели в сфере РГБ, и с учетом кризиса, у менеджмента гостиницы «Вершина Селигера» имелся столь жесткий оптимизационный инструмент, как снижение ФОТ, и оно им воспользовалось;
- во-вторых, снижение ФОТ касалось исключительно премий и надбавок; базовый оклад действующих сотрудников оставался неизменным, трудовое законодательство соблюдалось;
- в-третьих, при высвобождении должностей (высокая текучесть персонала весьма характерна для отрасли РГБ) в условиях кризиса менеджмент предприятия разумно исходил при найме новых сотрудников из возможности несколько снизить базовый уровень оплаты труда.
В результате удельный вес фонда оплаты труда в валовой выручке сохранялся на приемлемом уровне, и в 2018 г. по сравнению с 2016 г. несколько снизился.
2.2. Анализ организационной культуры предприятия
Источниками формирования организационной культуры гостиницы «Вершина Селигера» выступают:
- система личных ценностей и личностно-своеобразных способов их реализации;
- способы, формы и структура организации деятельности, которые воплощают некоторые ценности, в том числе и личные ценности руководителей предприятия;
- представление об оптимальной и допустимой модели поведения сотрудника в коллективе, что отображает систему сложившихся внутригрупповых ценностей.
Механизм формирования организационной культуры гостиницы «Вершина Селигера» состоит во взаимодействии ее источников, которые они определяют, доминируя в коллективе, значение и иерархию ценностей. Иерархическая система выделенных таким образом ценностей порождает наиболее адекватную совокупность способов их реализации, которые воплощаются в способах деятельности и формируют внутригрупповые нормы и модели поведения.
Формирование организационной культуры гостиницы «Вершина Селигера» происходило четырьмя путями (приложение 2):
- долгосрочной практической деятельностью;
- деятельностью руководителя (собственная культура);
- искусственным формированием организационной культуры специалистами консультационных организаций;
- естественным отбором наилучших норм, правил и стандартов, предложенных руководителем и коллективом.
К составным элементам организационной культуры гостиницы относят и качества личности, такие, как желание конкурировать, умение убеждать; стремление играть роль неформального лидера; терпимость к рутинной административной работе.
Сотрудники гостиницы стремятся, формируя теплую, открытую, дружественную атмосферу, обращаясь к клиенту по имени, расположить к себе гостя. Ежедневным подвигом считают удовлетворение желанию всех гостей. Гости чувствуют, что могут обратиться к сотрудникам «Вершина Селигера» и получить то, что желают. Тем самым создается хорошее отношение между сотрудниками и гостями с формированием гарантий повторного заселения в «Вершина Селигера».
Гость гостиницы считается самой важной персоной вне зависимости от того как он обратился (посредством телефона, письма, личного присутствия). При работе с клиентом в «Вершина Селигера» придерживаются следующих постулатов, отраженных в Стандарте поведения сотрудников:
1) клиент всегда прав;
2) клиент оказывает любезность, выбрав именно «Вершина Селигера»;
3) клиент признается деловым партнером;
4) клиент является живым человеком с чувствами и эмоциями;
5) клиент заслуживает самого внимательного и вежливого обслуживания;
6) только клиент позволяет покрыть расходы по счетам и выплатить заработную плату.
Требованием гостиницы является обязательство знать клиента по имени и относиться к нему уважительно и с улыбкой. Сотрудники при встрече в соответствии с правилами обязаны представиться. По правилам гостиницы гостям следует задавать преимущественно открытые вопросы.
Еще одним важным инструментом формирования общей культуры является лидерство. Существует потребность в отборе работников, которые были бы «членами команды».
На основе этого можно сделать вывод о том, что на данный момент организационная культура предприятия находится на начальных этапах своего развития, причем само это развитие можно скорее охарактеризовать как регрессивное. Работники не воспринимают цели предприятия и не готовы работать совместно над их реализацией.
В результате, организационная культура не воспринимается работниками предприятия на всех уровнях, что обуславливает сложность проведения и реализации управленческих решений.
При наличии явной организационной культуры в гостиницы «Вершина Селигера» и внешнего ее проявления, а именно наличии явной атрибутики, логотипов компании, набора правил, принципов, постановлений, общих подходов присущих гостинице отсутствует внутренняя организационная культура.
Далее, с целью выявления проблем в организационной культуре предприятия, проведем опрос персонала гостиницы «Вершина Селигера». С этой целью было проведено психодиагностическое исследование путем анкетирования группы работников, выполняющих трудовую деятельность в гостинице «Вершина Селигера», методом оценки психологической атмосферы в коллективе по А.Ф. Фидлеру. В основе лежит метод семантического дифференциала, разработанный Ч. Осгудом, который основан на принципе ассоциации между понятием, обозначающим объект оценки, и теми или иными вербальными антонимами, характеризующими направленность и интенсивность оценки.
В исследование принимало участие 28 человек, что составляет больше половины коллектива. Им были предложены анкеты закрытого типа. Работникам были розданы 4 формы анкет (приложение 3).
Общий балл – 39,95/10 = 4,0 – меньше половины. Данное исследование выявило неудовлетворенность работников социально – психологическим климатом. Максимальный балл был получен по следующим категориям: недоброжелательность, неудовлетворенность, несогласованность, холодность.
Диагностика делового климата в коллективе. При работе с тестом каждый член коллектива независимо друг от друга оценивает по 9-балльной шкале все 18 качеств, характеризующих, по его мнению, коллектив.
Определяется средний балл по каждому блоку качеств, который и может служить оценкой делового, творческого или нравственного климата в коллективе.
Шкала уровней: очень низкий – 1 балл; низкий – 2 балла; ниже среднего – 3 балла; чуть ниже среднего – 4 балла; средний – 5 баллов; чуть выше среднего – 6 баллов; выше среднего – 7 баллов; высокий – 8 баллов; очень высокий – 9 баллов.
После проведения опроса и сбора информации средний балл составил 67. Этот показатель дает основание сделать вывод о том, что:
- коллектив замечает только негативные качества коллег;
- между ними нет доверия, содружества;
- персонал не стремится к новаторству, не проявляет себя, хотя отмечают карьерный рост;
- больше склонны отмечать наказания, чем поощрения;
- к работе относятся равнодушно;
- коллектив отмечает пессимизм, враждебность, социальную незащищенность (боязнь в любой момент потерять работу).
По диагностике общего климата в коллективе согласие ровняется 25% (средний уровень); дружелюбие - 15% (средний уровень); занимательность работы - 8% (средний уровень); удовлетворенность работой - 12% (средний уровень); взаимная поддержка - 16% (средний уровень); увлеченность работой - 4% (низкий уровень); продуктивность - 6% (низкий уровень), успешность - 3% (низкий уровень); теплота в общении - 3% (низкий уровень); сотрудничество - 5% (низкий уровень).
По диагностике деловых, творческих, нравственных качеств в коллективе придерживаются мнения, что наиболее выраженными остаются такие качества, как отчужденность, пессимизм, враждебность, наказания - 45% (высокий уровень); при таких отношениях в коллективе наблюдается рост агрессивности, лживости - 25% (средний уровень); равнодушие, апатия, застой – 20 % (средний уровень); слабо развиваются такие качества, как оптимизм, целеустремленность, новаторство – 10 % (низкий уровень).
В гостинице «Вершина Селигера» проведено интервьюирование. Приняло участие 15 человек. Результаты интервьюирования показали, что уровень сплочённости коллектива по определенным критериям (межличностные отношения в деловой сфере, в досуговой сфере и кризисной ситуации) оказался средним, при этом уровень групповой разобщённости - очень высокий, выявлено не желание работать в команде.
На вопрос «Определите состояние климата вашего коллектива?» получены следующие данные (рис. 3.): 11% - отличный, 21% - хороший, 36% - плохой, 32% - нейтральный, 2% -очень плохой.
Рис. 3. Общее состояние социально-психологического климата коллектива
Источник: составлено автором на основании проведенного анкетирования
Данный опрос показал высокий балл недовольства коллектива социально-психологическим климатом. Сам коллектив оценивает психологический климат, как неблагоприятный:
- работники находятся постоянно в напряженном состоянии;
- работники имеют выраженный уровень конфликтности.
Так же социально-психологический климат изучался методом включенного наблюдения в естественные условия работы коллектива.
При первом наблюдении работники приветливы, обмениваются личной информацией, так же приходят на помощь к товарищам, если им это необходимо. Но при более длительном наблюдении можно заметить соперничество, конкуренцию между отдельными работниками, например, парикмахерами, мастерами маникюра, работающими в одну смену или администраторами за продажи.
Из наблюдения замечено, что страх перед наказаниями вносит дисбаланс в микроклимат коллектива, по ряду причин:
- работники, стараясь избежать наказаний, стремятся переложить вину на других, затрачивается время для выяснения ситуаций. Учащаются конфликты, появляется желание покинуть коллектив;
- за невыполнение планов по услугам и продажам;
- за невыполнение трудовых дисциплин.
Так как работников прилюдно критикует менеджер на собраниях, накладывает штрафные санкции; не замечает их вклад в совместную деятельность; пытается запугать увольнением; ведет себя в соответствии с лозунгом «начальник всегда прав», не прислушивается к мнению подчиненных, невнимателен к их нуждам и интересам, так он формирует нездоровую рабочую атмосферу. Строгая политика (авторитарный стиль управления) влияет на социально-психологический климат, делая его неблагоприятным; учащаются стрессовые ситуации, конфликты, что влияет на здоровье работников.
В гостинице отмечается повышенный уровень конфликтности. Для выявления причин конфликтов между работниками исследование проводилось путем анкетирования, в котором принимало участие 28 человек. В ходе анкетирования были выявлены следующие стороны, между которыми чаще всего возникают спорные и конфликтные ситуации:
- между менеджером и персоналом;
- между администрацией и персоналом.
Длительность таких конфликтов зависит от причины возникновения разногласия, и могут быть как кратковременными, так и перерасти в более затяжные, по причине глубокого нравственно-психологического дискомфорта. Из наблюдения выявлено, что часто возникают разногласия между персоналом и администрацией, персоналом и менеджером. Из наблюдения видно, что администрация тратит значительные усилия для работы с персоналом, так как авторитарный стиль управления и его проявления усиливает конфликтные ситуации.
В гостинице «Вершина Селигера» не проводится психологическая поддержка работников. Для руководящих должностей не предусмотрено обучение психологии менеджмента стресса, а ведь нельзя уладить стресс и предотвратить конфликт, если не иметь специальных знаний и навыков, профессиональной подготовки, которые требуются в работе с коллективом. В коллективе повышается общий фон напряженности, работники прибывают в стрессовом состоянии, наблюдается утомляемость, администрации приходится прилагать усилия, чтобы воздействовать на персонал, что отражается на сервисе.