Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (Организационная культура предприятия: понятие, сущность и методики исследования).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 209
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы исследования организационной культуры предприятия
1.1. Организационная культура предприятия: понятие, сущность и методики исследования
1.2. Взаимосвязь организационной культуры и эффективности деятельности организации
2. Анализ организационной культуры гостиницы «Вершина Селигера»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Анализ организационной культуры предприятия
3. Разработка мероприятий по совершенствованию организационной культуры предприятия
3.1. Мероприятия по совершенствованию организационной культуры в
3.2. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Формирование организационной культуры гостиницы «Вершина Селигера»
Использование в деятельности учреждения конфликтолога позволит не только снизить конфликтность среди персонала, но наладить контакты с руководством и подчиненными, между персоналом и клиентами, гармонизировать весь процесс работы.
В результате внедрения мероприятий, имеется следующее влияние на основные технико-экономические показатели: рост производительности на 5%; рост объемов производства на 1 %; рост себестоимости на 0,15%; увеличение прибыли от реализации на 5%. Показатель 2019 относительно этого же показателя в 2018 году изменился в следующем порядке:
Удельный вес административных работников в структуре персонала уменьшился на 4,02%: DУД = 56,48 − 52,46 = − 4,02%
количество отработанных дней одним работником возросло на 14 дней:
DД = 238 − 224 = 14
продолжительность рабочего дня возросла на 0,17 часа: DП = 8,4 − 8,23 = 0,17
− среднечасовая выработка возросла на 12,4217 тыс. руб.: DГВ = 131,0 −118,58 = 12,4217
Таблица 4
Изменение показателей деятельности гостиницы «Вершина Селигера» за счет совершенствования организационной культуры
Показатели |
Значение |
Влияние на прибыль, тыс. руб. |
|||
2017 |
2018 |
2019 |
2019 |
2018 |
|
Удельный вес персонала |
59,1 |
55,12 |
63 |
-0,23 |
+1,18 |
Количество отработанных дней одним работником |
226 |
242 |
235 |
+0,92 |
-1,05 |
Продолжительность рабочего дня |
7,34 |
7,5 |
7,6 |
+0,01 |
+0,02 |
изменение среднечасовой выработки |
111,2 |
123,0 |
130,8 |
+0,67 |
+1,18 |
изменение отпускных цен |
1003 |
1004 |
1052,87 |
+0,06 |
+7,33 |
рентабельность услуг |
0,0696 |
0,0573 |
0,1499 |
Таблица составлена автором на основании проведенного анализа
Данные изменения привели к росту рентабельности услуг и рентабельности персонала: за счет удельного веса персонала: - 0,23; за счет количества отработанных одним работником дней: 0,92; за счет продолжительности рабочего дня: 0,01; за счет изменения отпускных цен: 0,06. Итого: 1,57.
Среди работников выявлены следующие признаки благоприятного социально-психологического климата: высокая требовательность и доверие членов организации друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения членами организации при обсуждении всех вопросов групповой жизни; удовлетворенность принадлежностью к организации; высокая степень взаимопомощи; достаточная информированность членов организации обо всех аспектах ее внутренней жизни.
Данные изменения будут способствовать повышению имиджа гостиничного предприятия среди клиентов.
Выводы по главе 3. На основе данных анализа, в третьей главы работы предлагается разработать и внедрить программу обучения кадров. Предложенная программа профессионального развития приводит в порядок имеющееся в организации элементы повышения квалификации, определяет критерии направления на обучение и условия дальнейшего сотрудничества после его завершения.
Внедрение предложенной программы обучения кадров позволит создать жизнеспособную систему обучения персонала, способную обеспечить гибкое соответствие профессиональных знаний и практических навыков сотрудников в постоянно изменяющейся и усложняющейся ситуации на рынке.
Также предложена разработка принципов организационной культуры, направленных на улучшение психологического климата в коллективе, повышение корпоративности и лояльности сотрудников к руководителю, предложена разработка Кодекса корпоративного поведения.
Внедрение указанных мероприятий, будет способствовать достижению:
- высокой требовательности и доверия членов организации друг к другу;
- доброжелательной и деловой критики;
- свободном выражении собственного мнения членами организации при обсуждении всех вопросов групповой жизни;
- удовлетворенности принадлежностью к организации;
- высокой степени взаимопомощи;
- достаточной информированности членов организации обо всех аспектах ее внутренней жизни.
Заключение
Первая глава посвящена исследованию теоретических аспектов организационной культуры предприятия и основных методик ее исследования.
Результатом написания главы, стали следующие выводы:
Организационная культура предприятия - один из факторов конкурентоспособности предприятия; фактор успеха, эффективности деятельности.
Организационная культура представляет собой достаточно сложное и многогранное понятие, которое способно отразить не только процесс, но и результат воздействия и взаимодействия таких понятий как организация и культура.
Рассматривая организационную культуру с точки зрения системного подхода, стоит отметить, что под организацией понимается именно продукт культуры общества, в котором она формируется и развивается. Согласно такому пониманию организационная культура должна базироваться на таких понятиях «культура» и «организация».
В аналитической части работы проанализирована организационная культура гостиницы «Вершина Селигера».
Гостиница « Вершина Селигера» - это уникальный мир со своей особой атмосферой. Интересный яркий дизайн интерьера, аккуратные светлые номера и забота о каждом постояльце - все это отличительные черты отеля, которые позволяют ему побеждать в различных конкурсах.
Источниками формирования организационной культуры гостиницы «Вершина Селигера» выступают: система личных ценностей и личностно-своеобразных способов их реализации; способы, формы и структура организации деятельности, которые воплощают некоторые ценности, в том числе и личные ценности руководителя; представление об оптимальной и допустимой модели поведения сотрудника в коллективе, что отображает систему внутригрупповых сложившихся ценностей.
Проведённый опрос персонала предприятия в сфере проблем в системе управления персоналом, позволил выявить следующее:
- текучесть кадров;
- страх потери работы;
- жесткая дисциплина, авторитарный стиль управления;
- невнимательное отношение со стороны начальства: сухость начальства, менеджер и администрация всегда замечает неудачи, чем победы;
- работники имеют выраженный уровень конфликтности;
- напряженности работы;
- отсутствие комнаты отдыха;
- эмоциональное напряжение, состояние стресса, апатия, демотивация;
- высокий уровень групповой разобщённости, не желание работать в команде;
- обострение конфликтных ситуаций, требовательность со стороны администрации, заглушают интерес к профессии и работе у работников;
- усиленный контроль;
- страх перед наказаниями вносит дисбаланс в микроклимат коллектива;
- другие.
Для решения существующих проблем предлагается комплекс мероприятий:
- разработать программу повышения квалификации кадров, которая бы охватила все категории работников;
- для развития корпоративности и снижения конфликтности в коллективе разработать Кодекс корпоративного поведения;
Внедрение указанных мероприятий, будет способствовать достижению:
- высокой требовательности и доверия членов организации друг к другу;
- доброжелательной и деловой критики;
- свободном выражении собственного мнения членами организации при обсуждении всех вопросов групповой жизни;
- удовлетворенности принадлежностью к организации;
- высокой степени взаимопомощи;
- достаточной информированности членов организации обо всех аспектах ее внутренней жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.09.2019 г.) // http://www.consultant.ru/search
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 01.01.2019 г.) // httр://www.соnsultаnt.ru/рорulаr/tkrf/
- Ангелина О.Р. Корпоративная этика гостиничных предприятий. Учебное пособие. – М.: Академик, 2018. – 288 с.
- Брашнов Д. Г. Основы индустрии гостеприимства / Д. Г. Брашнов, Е. В. Мигунова. – М.: Флинта, 2018. – 224 с.
- Веснин В.Р. Управление персоналом в схемах: Учебное пособие / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2015. - 96 c.
- Воронкова В.Г. Управление человеческими ресурсами: философские основы: учеб. пособие / В.Г. Воронкова. - М.: Профессионал, 2016. - 576 с.
- Гринева В.М. Проблемы управления трудовыми ресурсами предприятия: монография / В. Гринева, А. Н. Ястремская. – М.: НЭУ, 2016. - 192 с.
- Грошев И. В. Менеджмент организационной культуры / И. В. Грошев, В. М. Юрьев. – М.: МПСИ, 2016. – 744 с.
- Грошев И. В. Организационная культура / И. В. Грошев, А. А. Краснослободцев. – М.: Юнити, 2017. – 528 с.
- Дятлов В.А. Управление персоналом: учеб. пособие / В.А. Дятлов.- М.: ПРИОР, 2016. - 365 с.
- Зайцева Н. А.Менеджмент в сфере услуг. Туризм и гостиничное дело / Н. А. Зайцева. - М.: Академия, 2017. – 288 с.
- Замедлина Е. А. Организационная культура / Е. А. Замедлина. – М.: РИОР, 2017. – 128 с.
- Иртищева И.А. Корпоративная культура - важный фактор конкурентоспособности организации / И.А. Иртищева // Сборник научных трудов НУК. – М.: НУК, 2019 - № 1 (457). - С. 69-74.
- Исаева О.М. Управление персоналом: Учебник и практикум для СПО / О.М. Исаева, Е.А. Припорова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 244 c.
- Капитонов Э.А., Зинченко Г.П., Капитонов А.Э. Корпоративная культура: Теория и практика. - М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2016. -352 с.
- Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник / А. Я. Кибанов; Государственный университет управления. - 3-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: ИНФРА-М, 2017. - 438 c.
- Козлов В. В. Организационная культура / В. В. Козлов, Ю. Г. Одегов, В. Н. Сидорова. – М.: КноРус, 2017. – 272 с.
- Коновалова В. Управление организационной культурой / Под ред. А. Я. Кибанова. – М.: Проспект, 2017. – 72 с.
- Корнеев Н. В. Технология гостиничного сервиса / Н. В. Корнеев, Ю. В. Корнеева, И. А. Емелина. – М.: Академия, 2017. – 272 с.
- Криворучко Ю.Я. Реализация концепции отношений в рамках внутренней среды предприятия / Ю.Я. Криворучко // Персонал предприятия. - 2019. - № 1. - С. 266-270.
- Ляпина И. Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания / И. Ю. Ляпина. – М.: Академия, 2015. – 208 с.
- Михайлина Г.И. Управление персоналом: Учебное пособие / Г.И. Михайлина, Л.В. Матраева. - М.: Дашков и К, 2016. - 280 c.
- Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение: Учебник для академического бакалавриата / Е.Б. Моргунов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 424 c.
- Савченко В.А. Управление развитием персонала: учеб. пособие. / В.А. Савченко. - М.: НЭУ, 2018. - 351 с.
- Соломанидина Т. О. Организационная культура компании / Т. О. Соломанидина. – М.: Инфра-М, 2018. – 624 с.
- Тихомирова О.Г. Организационная культура. Формирование, развитие и оценка / О.Г. Тихомирова. – М.: Инфра-М, 2018. – 152 с.
- Тодошева С.Т. Теория менеджмента / С. Т. Тодошева. – М.: КноРус, 2014. – 216 с.
- Шейн Э.Г. Организационная культура и лидерство / Э. Г. Шейн. – Спб.: Питер, 2016. – 352 с.
- Шостак М.А. Корпоративный анализ подходов к использованию концентрации маркетинга в управлении персоналом предприятий сферы услуг [Электронный ресурс] / М. А. Шостак // Всеукраинский научно-производственный журнал (Серия «Инновационная экономика»). - Т. 2, №16. - 2018. – С. 180-188. – Режим доступа к журналу: http: //www.nbuv. gov.ua/portal/ Soc_Gum / inek / 2018_2
- Шумейко С.В. Типология корпоративной культуры / Шумейко С. В. – М., 2016. – 7 с.
- http://vershinaseligera.ru/ - официальный сайт гостиницы
Приложения
Приложение 1
Организационная структура гостиницы
Генеральный директор |
|||||
Главный бухгалтер |
|||||
Старший администратор службы приема и размещения |
Менеджер по персоналу |
Служба охраны |
|||
Администратор службы приема и размещения |
|||||
Горничная по уборке номерного фонда |
Приложение 2
Формирование организационной культуры гостиницы «Вершина Селигера»
Верность традициям
Организационная культура
Деловая практика
Процедуры принятия решений
Методы решения проблем
Принципы
Философия
Внутренние взаимоотношения
Ценности
Уровень цен
Сервис
Высокие стандарты
Чистота
Чистота
Внимательное отношение к предложениям работников предприятия
Бережливость
Поддержка низкого уровня затрат
Ознакомление с историей предприятия
Поддерживание субкультуры предприятия
Фирменная одежда
Дни открытой двери
Торжественные события
Поддержка инициатив
Уважение к интересам участников
Уважение к государству
Удовлетворение нужд потребителей
Защита окружающей среды
Присвоение звания работник года
Приложение 3
Диагностика общего климата в коллективе по методике А.Ф.Фидлера
Наименование |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Показатели |
Дружелюбие |
+ |
Враждебность |
||||||||
Согласие |
+ |
Несогласие |
||||||||
Удовлетворенность |
+ |
Неудовлетворенность |
||||||||
Продуктивность |
+ |
Непродуктивность |
||||||||
Теплота |
+ |
Холодность |
||||||||
Сотрудничество |
+ |
Несогласованность |
||||||||
Взаимная поддержка |
+ |
Недоброжелательность |
||||||||
Увлеченность |
+ |
Равнодушие |
||||||||
Занимательность |
+ |
Скука |
||||||||
Успешность |
+ |
Безуспешность |