Файл: Сравнительный анализ компетенций менеджеров и предпринимателей в российских компаниях. (Профессиональные компетенции, необходимые для управления современной организацией ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенность профессиональной деятельности предпринимателя состоит еще и в том, что, по мнению Г.П. Щедровицкого, может быть представлена как процесс управления, «деятельность над деятельностью», то есть представляет собой деятельность по управлению деятельностью других людей [26].

Лидеры всех времен и народов искали и продолжают искать рецепт успеха, который заключается в повышении эффективности труда. Теория и практика лидерства постоянно развиваются, поэтому развитые страны в настоящее время демонстрируют самый высокий уровень производительности труда в мире, опережая нас по этому показателю в три-четыре раза. Причина такого великого отставания состоит в том, что большинство наших компаний следуют за базирующимися на администрации патриархальными основами, которые состоят из трех частей: почтение к старшему в его мастерстве, любовь к защитнику, боязнь наказания. Этот метод также можно назвать деспотическим или авторитарным. Главный аргумент в пользу деспотического устройства заключается в том, что такой подход позволяет нам сэкономить время на «разговорах и убеждениях» персонала. На самом деле, в критической ситуации нет времени объяснять второстепенную важность принимаемых решений, когда требуется немедленная реакция. Хотя мы учитываем нестабильность экономической ситуации в нашей стране, не так страшно постоянно использовать авторитарный стиль руководства. В то же время у такого подхода управления есть один, но, на мой взгляд, существенный недостаток: в компаниях, где этот подход играет доминирующую роль, эффективность всегда низка, и компания имеет тенденцию к «краху» в случае краха предпринимателя.

Чтобы иметь преимущество в условиях глобальной конкуренции, необходимо постоянно совершенствоваться. Наука управления была разработана и влечет за собой повышение результативности производства. Один из последних шагов в этапах развития менеджмента был сделан, когда была предложена формулировка термина менеджмент.

В изначальном определении менеджмент – это получение нужного предпринимателю результата руками других людей. Новая современная интерпретация показывает переосмысленную роль предпринимателя. Он больше не использует чужую работу, но помогает добиться успеха, в этом смысл современного менеджмента. В этой концепции определение «персонал», которое само по себе имеет определенную потребительскую идеологию отношения к людям, работающим в компании, заменяется словом «сотрудник» с акцентом с рабочей силы на человеческий капитал.


Изменение восприятия роли лидера привело к значительным изменениям в инструментах управления, в поведении самого предпринимателя. Описывая в двух словах произошедшие изменения, можно сказать, что лидер уже не небесное существо, а часть команды; человек в качестве примера показывает, как работать. Это своего рода модель поведения.

В отечественной и зарубежной литературе по менеджменту нет единого мнения о том, что следует отнести к функциям хозяйственного управления. Часто полагают, что управление включает в себя лишь следующие четыре функции: планирование (прогнозирование), организацию, мотивацию, контроль. Однако, из-за условности такого функционального разделения всей деятельности предпринимателя здесь исключается возможность объективного определения ролевых про-фессионально-психологических качеств менеджера [11].

Вместе с тем, нельзя не понимать того, что основным продуктом управленческой деятельности является принятие решения и организация его выполнения. Именно выработкой решений и их реализацией занято основное время предпринимателя.

Проанализировав работы по психологии управления отечественных и зарубежных авторов, мы получили, по-существу, тезаурус - широкий список качеств предпринимателя.

Многие из приведенных качеств по сути совпадают или близки друг к другу по смыслу (например: воля - настойчивость - твердость - требовательность). Далее они систематизированы с тем, чтобы получить блоки, в которых объединены близкие по смысловой нагрузке качества. В каждом блоке обнаруживается одно наиболее универсальное качество, в то время как другие лишь дополняют его оттенками. Так получен некий предварительный перечень социально-психологических качеств предпринимателя. При этом мы имели ввиду, что чисто статистический подход в определении объективного ролевого списка социально-психологических качеств предпринимателя неприемлем.

Таким образом, получаем совокупность ролевых социально-психологических качеств предпринимателя, куда входят:

  • направленность личности (интерес к делу + стремление к лидерству);
  • коммуникабельность;
  • мыслительные способности;
  • компетентность ( в том числе и опыт);
  • воля;
  • активность;
  • ответственность;
  • тактичность;
  • память;
  • физическое здоровье.

Продолжая далее анализировать полученный перечень социально-психологических качеств предпринимателя, легко заметить, что качество «коммуникабельность» поглощает качество «тактичность». Это позволяет нам окончательно уйти от морально-этических качеств, заменив их на более психологичные профессиональные качества.


В зарубежной индустриальной психологии исследования проблемы трудовой мотивации занимают центральное место. Среди мотивов, побуждающих человека к той или иной деятельности, «направленность личности» является ведущей. Мы рассматриваем это качество как сумму двух составляющих: «интереса к делу» и «уровня притязаний». Анализируя организаторский опыт постановки дела одного из крупнейших менеджеров нашего века Генри Форда, отмечены качества, которыми, с его точки зрения, должен обладать организатор производства. И особо Г. Фордом отмечается такое качество, как «интерес к делу», которое, на его взгляд, лежит в основе всех остальных.

Рассмотрение ролевого перечня социаально-психологических качеств предпринимателя, в соответствии с социальными ожиданиями коллектива, логично завершить качеством «коммуникабельность» (коммуникативные качества). Здесь мы, на первый взгляд, сталкиваемся с противоречием. С одной стороны, предприниматель не напрямую воздействует на коллектив, он замкнут, непосредственно контактирует, как правило, с малой группой своих помощников, которая и создает ему среду общения. Тем самым предприниматель как бы оторван от основного коллектива, в связи с чем значимость коммуникативных качеств несколько снижается. С другой стороны, в процессе принятия и осуществления управленческого решения предприниматель работает не один, работает его команда, и не последним для него делом является умение сплотить команду, нацелив ее на желаемый результат.

Таким образом, можно сделать вывод, что компетентность рассматривается как сложная интегральная характеристика, состоящая из комплекса компетенций, содержание которой определяется целями, задачами и характером деятельности. Высококвалифицированный предприниматель не только владеет необходимым объемом знаний в области управления персоналом, развития организации, но умеет также адекватно действовать в определенных условиях, таким образом, обладает способностью контролировать ситуацию и управлять ею.

1.3. Компетенции профессионального наемного менеджера

Для лучшего понимания проблемы компетенций необходимо выделить характерные особенности профессиональной деятельности менеджеров.

Известно, что профессия менеджера не влечет за собой точных и алгоритмических представлений о конечном результате труда. Для достижения цели в управлении необходимым условием является наличие широких знаний в разных областях: технических, психологических, образовательных, социальных и так далее в зависимости от целей. Не менее важен опыт менеджера, его креативность, умение принимать решения и нести за него ответственность, умение рисковать. Таким образом, можно перечислить требования к эффективному менеджеру, но невозможно подробно описать, каким должен быть результат его бизнеса. Менеджеру нужна способность активно взаимодействовать с людьми, навыки общения, а также ему необходимо «двойное образование», то есть чтобы человек не только мог общаться с людьми, но и был сосредоточен на производственной сфере, где он работает. Изменения в области технологий затрагивают многие сферы жизни. Меняется бизнес-среда, меняется бизнес, а также методы и формы его управления. Влияние информационных технологий в сфере бизнеса влечет за собой изменение требований к знаниям менеджеров, к содержанию профессиональной компетенции менеджеров.


Менеджеры должны действовать в гораздо большей неопределенности, чем раньше. Менеджеры часто работают в принципиально новых условиях. Из-за высокой степени изменений компании сталкиваются с проблемой быстрой потери информации. Менеджеры должны уделять самое пристальное внимание созданию и поддержанию культуры организации. Задача Верховного руководителя - гарантировать формирование знаний, существующих в компании, которые могут быть доступны для персонала.

В связи с этими факторами появляются новые требования к работникам. Эти изменения относятся как к профессиональным, так и к личным качествам. Например, на Западе все большее внимание уделяется так называемым неспецифическим компетенциям при подборе персонала. Это лидерские и коммуникативные навыки, организаторские способности. Чем выше должность сотрудника, тем менее важным является опыт работы в определенной области. Следует отметить, что самые прогрессивные российские работодатели уже начинают понимать, что успех организации во многом зависит от универсальных компетенций кандидатов, а не от опыта и связей, сложившихся в конкретной профессии и бизнесе, даже если в России это относится к профессиональным и смежным гораздо более выражены.

В современных условиях управленческая деятельность требует от менеджера следующих компетенций:

1. Способность контролировать себя

2. Умение быть лидером, брать на себя необходимый риск;

3. постоянный личностный рост;

4. Эффективное решение проблем

5. Изобретение и умение изобретать

6. Высокая способность влиять на других;

7. Использование современных методов управления

8. Способность вести

9. Способность обучать, развивать и мотивировать подчиненных;

10. Умение формировать и развивать эффективные рабочие группы [1.C.16-17].

Но, по словам известного бизнес-аналитика и автора статей по проблемам управления Д.В. Пилипишин, роль профессиональной компетентности в карьерном росте и формировании богатства в России не велика, потому что все это во многом зависит от групп и происхождения. Эта проблема решается набором личных компетенций.

Сейчас молодому специалисту для успешной работы не хватает общественной компетентности. Это относится к готовности работать, быть внимательным и добросовестным в бизнесе, стремиться к достижению реального результата, одновременно адекватно оценивая свои способности и свою ценность на рынке труда.

Реже, но нередко, очень общие навыки, такие как хорошие навыки, умение вести себя, достигать адекватного внешнего вида для различных сред, отсутствие доброй воли в общении.


Менее ущербной является компетентность соответствующей самоорганизации: пунктуальность, умение распоряжаться своим временем, способность решать проблемы (следуйте логике «анализ проблемы - решение» и не придерживайтесь большого количества «статуса проблемы», как это делают большинство обычных людей, способность задавать вопросы). цели и их достижение, для новичка, цели не обязательно должны быть глобальными, но часто человек не ставит маленьких целей - например, чтобы отлично овладеть компьютером, когда таких навыков недостаточно, чтобы довести до приемлемого уровня, знание иностранного языка и т. д.

Конечно, компетентность хорошо организованной организации является одной из важнейших опор успешного бизнеса. Только коммуникативные навыки, которых нет в изобилии, могут конкурировать с ними по важности. Умение общаться, строить отношения, слушать и понимать другого человека, а при необходимости - и манипулировать им.

Вы можете отметить другие личные компетенции. Например, зачастую недостаточно различать личные и официальные дела, и человек вместо того, чтобы быть занятым, проявляет ненужные эмоции и придерживается своих психических комплексов [3].

Кроме того, стоит упомянуть о возможности мобилизации во времени, обучения и переподготовки, своевременного выключения собственных амбиций и их правильной активации, достаточного восприятия и анализа информации, ненужного отбрасывания ее и четкой маркировки того, что необходимо. Также необходимы такие способности, как настойчивость, способность прорваться, нанести удар, быть дальновидным и хитрым, чувствовать ситуацию, быстро принимать решения. В жизни эти вещи часто не помогают хуже, чем профессиональные знания. Кроме того, в современных условиях, как считает современный гуру управления Г. Минцберг, руководитель сталкивается с рядом загадок, которые не могут быть решены только с помощью навыков.

Таким образом, как мы видим, невозможно обойтись без своеобразного сплава личных и профессиональных компетенций. Необходимо соединять их с опытом, здравым смыслом и интуицией.

Выводы по главе 1

Обобщая результаты теоретического исследования, можно сделать ряд выводов.

Предприниматель и менеджер имеют ряд общих черт. Это находит свое выражение в предпринимательском поведении менеджера: в целях и путях их достижения, системе стимулирования, используемой информации, стиле и методах управления и т. д.

Не смотря на то, что предприниматели и менеджеры выполняют разные функции в процессе становления и развития предпринимательской фирмы, без преувеличения можно сказать, что менеджеры компании – это равнозначные предпринимателям участники деловой деятельности, хотя они и не являются самостоятельными субъектами предпринимательского бизнеса.