Файл: Адаптация детей̆ в условиях первого класса школы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

У детей с хронической интоксикацией уровень работоспособности значительно ниже по сравнению со здоровыми, а функциональные сдвиги со стороны центральной нервной и сердечно-сосудистой системы, а также мышечной работоспособности более существенны.

Тщательный медицинский осмотр детей за год до поступления в школу позволяет выделить группу риска неготовности к школьному обучению по состоянию здоровья. Она включает детей:

1) с отставанием в биологическом развитии;

2) с функциональными отклонениями (невротические реакции, логоневрозы, гипертрофия миндалин), часто болеющих, длительно болеющих;

3) с хроническими заболеваниями.

Углубленный медицинский осмотр позволяет не только своевременно выявить таких детей, но и провести соответствующее лечение и оздоровительные мероприятия. Таким образом, удается улучшить состояние здоровья детей, поступающих в школу и, следовательно, облегчить им приспособление к ней.

К показателям, наиболее полно характеризующим поведение первоклассников на общеобразовательных уроках, относится: уровень беспокойности (неусидчивости), быстрота нарастания утомления, реакция на низкие оценки, тревожность в стрессовых ситуациях (на контрольных работах, при необходимости быстро выполнить задание), уровень концентрации внимания, агрессивность, уровень подготовленности к занятиям (наличие учебников, тетрадей, карандашей). [15].

На первом месте показатель быстроты нарастания - утомление. Невысока способность первоклассников поддерживать на уроке высокую концентрацию внимания длительное время. Тревожность в стрессовых ситуациях - очень распространенное явление. Если с ним не бороться, то в дальнейшем оно может привести к негативным явлениям, вплоть до полного отказа от усвоения нового материала. Несколько реже проявляется качество беспокойности (неусидчивости). Не так часто, но все же встречаются первоклассники с повышенной агрессией. Все замечания (как учителя, так и товарищей) они встречают "в штыки". Обычно это дети с повышенной возбудимостью, нередко с отклонениями в состоянии здоровья. Им необходим специальный комплекс профилактических мероприятий. Незначительный процент первоклассников страдает отсутствием правильно подготовиться к занятиям. Это связано, прежде всего, с отсутствием умения концентрировать внимание на своей деятельности. Отрицательная реакция на низкие оценки у первоклассников - явление не типичное, хотя бы потому, что оценки им не выставляются и значимость оценки для них на этом этапе школьной жизни невелика. Для них характерны несколько иные ценности - общение, познание нового, игра и развлечение.


Таким образом, можно выделить основные факторы, оказывающие влияние на адаптацию первоклассников к школе: недостаточный уровень функциональной готовности детского организма к школьному обучению, низкий уровень биологического развития, содержание обучения и методика преподавания, предварительное пребывание детей в детском саду, состояние здоровья.

Выводы по первой главе

Адаптация – это процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования. Адаптация ребенка в школе включает в себя усвоение норм и ценностей образовательного пространства, а также преобразования среды соответствии с новыми условиями и целями деятельности.

Поступление в школу ведет к кардинальному изменению в системе социальных отношений и деятельности ребенка и совпадает с периодом второго физиологического кризиса, приходящегося на возраст 6-7 лет.

Основными факторами, оказывающими влияние на адаптацию первоклассников к школе являются: недостаточный уровень функциональной готовности детского организма к школьному обучению, низкий уровень биологического развития, содержание обучения и методика преподавания, предварительное пребывание детей в детском саду, состояние здоровья.

Готовность ребенка к систематическому обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.

Несформированность одного из компонентов школьной готовности является неблагоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе, в учебной и социально-психологической сфере.

Только успешная адаптация в младшем возрасте способствует дальнейшему развитию ребенка как личности в будущем.

Глава 2. Исследование уровня адаптации первоклассников к школе

Базой исследования являлась Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Яманская средняя общеобразовательная школа» Крутинского муниципального района Омской области, обучающиеся 1 класса

Цель исследования: подбор методик, выявление уровня адаптации первоклассников к школе и разработка педагогических условий успешной адаптации.


Подбор методик для детей: Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой; Перспективная методика «Школа зверей»

Подбор методик для родителей: Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.)

2.1. Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе

А. Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

Цель: определить уровень школьной мотивации первоклассников

№ вопроса

оценка

Настя

Артем

Алеша

Катя

Даша

Дима

Алина

Артур

Саша

Света

1

1

+

+

+

3

+

+

+

+

+

+

+

0

2

0

1

+

+

+

+

3

+

+

+

+

+

+

3

1

+

+

+

0

+

3

+

+

+

+

+

+

4

3

+

+

+

+

+

+

+

1

+

+

+

0

5

0

+

+

3

+

+

+

+

+

1

+

+

+

6

1

+

+

+

3

+

+

+

+

+

+

0

7

3

+

+

+

+

+

+

+

+

+

1

+

0

8

1

+

+

+

+

+

+

0

+

+

3

+

9

1

+

+

3

+

+

+

+

+

+

+

+

0

10

3

+

+

+

+

+

+

+

1

+

+

+

0

итог

24

22

23

16

28

28

12

20

19

24


Таблица 1

В диагностики принимали участие 10 учащихся. В итоге:

Первый уровень:

20 % имеют высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п

Второй уровень

50 % - хорошая школьная мотивация.

Такие показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень

20% - положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью

Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень

10%– низкая школьная мотивация.

Этот ребенок посещают школу неохотно, предпочитает пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывает серьезные затруднения в учебной деятельности. Находится в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему он изображает игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Б. Перспективная методика «Школа зверей» (диагностика адаптации учащихся в школе)

Цель: выявление школьных неврозов на начальной стадии развития, выяснение причин и способов коррекции.

Исследование предполагает интерпретацию детских рисунков в нескольких аспектах:

- тревожность;

- психологическая защита;

- самооценка: адекватная, низкая, завышенная;

- характер взаимоотношений с учителем;

- характер взаимоотношений со сверстниками;

- общее отношение к обучению в школе.

Результаты исследования личностных особенностей в период адаптации.

класс

Положительное отношение к сверстникам

Положительное восприятие сверстников

Восприятие учителя

Самооценка

Тревожность

Психологическая защита

1

90 %

9 учащихся

80 %

8 учащихся

90 %

9 учащихся

Адекватная –

60 % 6 (уч-ся)

заниженная – 20% (2 уч-ся)

завышенная – 20%

(2 уч-ся)

40 %

4 учащихся

20 %

2 учащихся


Таблица 2

Результаты исследования:

Положительное отношение к учебной деятельности в целом наиболее высокие показатели отмечаются у 90 % учащихся;

Положительное восприятие сверстников, умение взаимодействовать с ними в процессе учебной деятельности проявляется у 80 % учащихся;

Положительное восприятие педагога, включающее умение взаимодействовать в процессе учебной деятельности, выполнение его требований сформировано у 90 % учащихся

Адекватная самооценка присутствует у 60 % учащихся, (количество учащихся с завышенной самооценкой и заниженной самооценкой по 20 %;

40 % учащихся испытывают личностную и школьную тревожность;

Психологическая защита может проявляться у 20 % первоклассников.

В. Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе». Анкета для родителей. (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.)

Цель: уровень адаптивности первоклассников

Код родителя

1 шкала

2 шкала

3 шкала

4 шкала

5 шкала

6 шкала

Всего баллов

1

4

4

4

5

5

4

26

2

3

3

3

4

5

3

21

3

2

1

1

3

3

2

12

4

4

4

4

5

5

4

26

5

4

4

5

5

4

4

26

6

4

3

3

4

5

3

22

7

3

3

3

4

4

3

20

8

3

2

3

3

4

3

18

9

4

3

4

4

5

4

20

10

3

2

3

3

4

3

18

Результаты исследования:

По утверждениям родителей 70% первоклассников находятся в зоне адаптации, 20%- в зоне неполной адаптации и 1 ребенок (10%) в зоне дизадаптации.

Таким образом, методики позволили выявить уровень адаптации первоклассников к школе. Результаты методик показывают, что 70% детей положительно относятся к школе, 30% - так же положительно относятся к школе, но у них преобладает игровая мотивация, они предпочитают игровую деятельность, 40% детей испытывают личную и школьную тревожность связанных с обучением в школе. Из выше сказанного следует, что у 60% детей данного класса недостаточно высокий уровень адаптации к школе.