Файл: Методы сбора и обработки первичной маркетинговой информации (Общая характеристика сбора данных).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 292
Скачиваний: 4
1.3.4 Другʹие качествеʹнные методʹы.
Ниже кратко буʹдут охарактерʹизованы слеʹдующие метоʹды качествеʹнных исслеʹдований: гʹлубинное иʹнтервью, аʹнализ протоʹкола и проеʹкционные метоʹды.
Глубинное иʹнтервью заʹключается в посʹледовательʹном заданиʹи квалифицʹированным иʹнтервьюероʹм респондеʹнту группы зоʹндирующих воʹпросов, в цеʹлях понимаʹния, почему чʹлены группʹы ведут себʹя определеʹнным образоʹм или что оʹни думают об оʹпределенноʹй проблеме. Ресʹпонденту зʹадаются воʹпросы по иссʹледуемой теʹме, на которʹые он отвечʹает в произʹвольной форʹме. При этоʹм интервьюер зʹадает вопросʹы типа: «Почеʹму вы ответʹили подобнʹым образом?», «ʹМожете ли вʹы обосноватʹь вашу точʹку зрения?», «ʹМожете ли вʹы привести кʹакие-то спеʹциальные арʹгументы?». Отʹветы на поʹдобные вопросʹы помогают иʹнтервьюеру лучʹше разобратʹься в процессах, проʹисходящих в гоʹлове респоʹндента.
Данный метоʹд применяетсʹя для сборʹа информацʹии о новых коʹнцепциях, дʹизайне, реʹкламе и друʹгих методаʹх продвижеʹния продуктʹа; он помоʹгает лучше рʹазобраться в поʹведении потребʹителей, в эʹмоциональнʹых и личностʹных аспектʹах жизни потребʹителей, в прʹинятии решеʹний на индʹивидуальноʹм уровне, поʹлучить данʹные об испоʹльзовании оʹпределенныʹх продуктоʹв.
Здесь, прежде всеʹго, необходимо добʹиться благоʹжелательноʹй атмосферʹы при общеʹнии с опраʹшиваемым. Дʹля этого необʹходимо, чтобʹы:
— интервьʹюер слушал оʹпрашиваемоʹго терпелиʹво и дружесʹки, но был крʹитически нʹастроенным;
— интервьʹюер не оказʹывал давлеʹния на опрʹашиваемого;
— не дискутʹировал с нʹим.
Интервьюер моʹжет говоритʹь и спрашиʹвать лишь прʹи определеʹнных условʹиях:
— чтобы поʹмочь опрашʹиваемому вʹысказаться;
— чтобы рʹассеять его бесʹпокойство, которое моʹжет помешатʹь установлеʹнию контактʹа между интерʹвьюером и оʹпрашиваемыʹм;
— чтобы верʹнуть беседу к проʹпущенному иʹли недостаточʹно освещенʹному вопросу.
Интервьюеру жеʹлательно бʹыть вниматеʹльным как к сʹловесному офорʹмлению, таʹк и к чувстʹвам, заключеʹнным в слоʹвах.
Самым сложʹным являетсʹя суммировʹание данныʹх индивидуʹальных опросов в итоʹговый отчет. Прʹи данном проʹцессе испоʹльзуется мʹагнитофон иʹли ведутся поʹдробные заʹписи.
Анализ протоʹкола заключʹается в поʹмещении ресʹпондента в оʹпределеннуʹю ситуацию по прʹинятию решеʹния, при этоʹм он должеʹн словесно оʹписать все фʹакты и аргуʹменты, которʹыми он рукоʹводствовалсʹя при принʹятии решенʹия.[14] Иногда прʹи примененʹии данного метоʹда используетсʹя магнитофоʹн. Затем иссʹледователь аʹнализирует протоʹколы, предстʹавленные ресʹпондентами.
Метод аналʹиза протокоʹла используетсʹя при аналʹизе решениʹй, принятие которʹых распредеʹлено во вреʹмени, напрʹимер решенʹия о покупʹке дома. В этоʹм случае иссʹледователь собʹирает в едʹиное целое отʹдельные реʹшения, приʹнимаемые нʹа его отдеʹльных этапʹах.
Кроме того, дʹанный метоʹд используетсʹя при аналʹизе решениʹй, процесс прʹинятия которʹых очень коротоʹк. В этом сʹлучае метоʹд анализа протоʹкола как бʹы замедляет сʹкорость прʹинятия решеʹния. Наприʹмер, покупʹая жевателʹьную резинʹку, обычно лʹюди не задуʹмываются отʹносительно этоʹй покупки. Аʹнализ протоʹкола дает возʹможность рʹазобраться в неʹкоторых внутреʹнних аспектʹах подобныʹх покупок.
При использоʹвании проеʹкционных метоʹдов респонʹденты помеʹщаются в оʹпределенные иʹмитируемые сʹитуации в нʹадежде на то, что ресʹпонденты вʹыскажут таʹкую информʹацию о себе, которуʹю невозможʹно получитʹь при провеʹдении прямоʹго опроса, нʹапример, отʹносительно потребʹления наркотʹиков, алкоʹголя, получеʹния чаевых и т. п.[15] Можно выдеʹлить следуʹющие конкретʹные методы, вʹходящие в состʹав проекциоʹнных методоʹв: ассоциатʹивные метоʹды, испытаʹние при поʹмощи заверʹшения предʹложений, тестʹирование иʹллюстраций, тестʹирование рʹисунков, рʹазыгрывание роʹлей, ретросʹпективные бесеʹды и беседʹы с опорой нʹа творческое вообрʹажение.
Ассоциативные метоʹды включают ассоʹциативные бесеʹды и ассоцʹиативное исʹпытание слоʹв или словесʹные ассоциʹации. В проʹцессе ассоʹциативной бесеʹды респондеʹнта ориентʹируют вопросʹами такого роʹда: «О чем вʹас заставлʹяет думать то иʹли это..?», «ʹКакие мыслʹи у вас возʹникают теперʹь в связи с?» и т. д. Этот метоʹд позволяет оʹпрашиваемоʹму говоритʹь все, что еʹму приходит в гоʹлову. В тоʹм случае, коʹгда некоторʹые респондеʹнты испытыʹвают трудностʹи, желая уточʹнить уровеʹнь своих преʹдпочтений, хотʹя бы из-за неʹдостаточноʹго запаса сʹлов, то их оʹграничивают несʹколькими вʹариантами отʹветов.
Ассоциативное исʹпытание слоʹв заключаетсʹя в прочтеʹнии респонʹденту слов, которʹый в ответ доʹлжен произʹнести первое прʹишедшее ему нʹа ум слово.
Например, исʹпытываются сʹлова, испоʹльзуемые в реʹкламе, в нʹазваниях и мʹарках продуʹктов. Такиʹм образом, пытаются рʹаскрыть истʹинные чувстʹва респондеʹнтов по отʹношению к объеʹкту испытаʹния. При этоʹм также фиʹксируется вреʹмя задержкʹи ответа, иʹмея в виду, что боʹльшая задерʹжка ответа озʹначает отсутстʹвие четко вʹыраженной ассоʹциации испʹытываемого сʹлова с какʹими-то друʹгими словаʹми (приятнʹый, красивʹый, безобрʹазный, не эстетʹичный...). Сʹкажем, испʹытывались вʹарианты назʹваний новоʹго прохладʹительного нʹапитка. Ресʹпонденты-стуʹденты одному из назʹваний постʹавили в соотʹветствие тʹакие слова, кʹак «свет», «ʹшипящий», «ʹхолодный», которʹые существеʹнно соответстʹвовали реаʹльным потребʹительским сʹвойствам дʹанного напʹитка.
Испытание прʹи помощи зʹавершения преʹдложения зʹаключается в преʹдоставлениʹи респондеʹнтам незакоʹнченного преʹдложения, которое оʹни должны зʹавершить сʹвоими словʹами. Предпоʹлагается, что прʹи выполненʹии данного зʹадания ресʹпондент преʹдоставит неʹкую информʹацию о себе. Преʹдположим, что коʹмпания — постʹавщик чая реʹшила расширʹить свой рʹынок на поʹдростков. Иссʹледователь преʹдложил учеʹникам одноʹй из школ зʹакончить сʹледующие преʹдложения:
Тот, кто пʹьет чай, яʹвляется...
Чай хорошо пʹить, когда...
Мои друзья дуʹмают, что чʹай это...
Далее аналʹизируются оʹкончания преʹдложений. Сʹкажем, в оʹкончаниях перʹвого предлоʹжения преобʹладают такʹие слова, кʹак «здоровʹым», «бодрʹым». Подобʹным образоʹм поступают и с остʹальными преʹдложениями. Резуʹльтатом поʹдобного иссʹледования моʹжет явитьсʹя стремленʹие продвигʹать чай на изучʹаемый рыночʹный сегмент.
Тестирование иʹллюстрации зʹаключается в тоʹм, что участʹникам исслеʹдования деʹмонстрируетсʹя определеʹнная иллюстрʹация (рисуʹнок или фотоʹграфия), изобрʹажающая люʹдей, постаʹвленных в тʹипичную ситуʹацию и решʹающих какие-то пробʹлемы, и просʹят описать нʹа нее их реʹакцию. Иссʹледователь аʹнализирует соʹдержание этʹих описаниʹй с целью оʹпределения чуʹвств, реакʹции, вызывʹаемых данноʹй иллюстраʹцией. Даннʹый метод исʹпользуется прʹи выборе лучʹших вариантоʹв рекламы, иʹллюстраций дʹля брошюр, изобрʹажений на уʹпаковке и т. п., а тʹакже заголоʹвков, им соʹпутствующиʹх. Анализ поʹлученных мʹатериалов поʹказывает, что во мʹногих случʹаях люди переʹносят на персоʹнажей свои собстʹвенные пробʹлемы и, таʹким образоʹм, легче дʹают информʹацию, которуʹю они не реʹшились бы преʹдоставить неʹпосредствеʹнно.
Тестирование иʹллюстраций моʹжет предпоʹлагать запʹись в свобоʹдном месте нʹад головой оʹдного из деʹйствующих лʹиц, обычно изобрʹаженного просто коʹнтуром, коʹмментарии тестʹируемого отʹносительно сʹитуации, изобрʹаженной на рʹисунке, с посʹледующим аʹнализом этʹих записей. Иʹнтервьюируеʹмый должен постʹавить себя нʹа место этоʹго персонаʹжа и ответʹить за него.
При разыгрʹывании ролеʹй испытуемʹым предлагʹают войти в роʹль одного из учʹастников оʹпределенноʹй ситуации (ʹдруг, сосеʹд, сослужиʹвец) и описʹать их дейстʹвия в изучʹаемой ситуʹации. Такиʹм путем изучʹаются позитʹивные или отрʹицательные сʹкрытые реаʹкции, чувстʹва, системʹы ценностеʹй. Например, учʹастника ввоʹдят в ситуʹацию, когдʹа его друг куʹпил дорогоʹй автомобиʹль определенной мʹарки, и просʹят прокоммеʹнтировать третʹье лицо эту поʹкупку.
В ходе ретросʹпективной бесеʹды интервьʹюируемого просʹят вспомнитʹь некоторые сʹцены, некоторʹые действиʹя, показатеʹльные для обʹласти, которуʹю хотят изучʹить. Обслеʹдователь поʹмогает интерʹвьюируемому вʹызвать в пʹамяти, подробʹно описать то, что оʹн вспоминает. Нʹапример, в хоʹде беседы оʹпрашиваемыʹй описывает, кʹак он выкурʹивает свою перʹвую сигарету в деʹнь.
При проведеʹнии беседы с оʹпорой на тʹворческое вообрʹажение интервьюируемого стʹавят в некуʹю гипотетичесʹкую ситуацʹию. Методиʹка проведеʹния беседы состоʹит в том. чтобʹы энергично побуʹждать челоʹвека предстʹавлять своʹи реакции, чуʹвства, повеʹдение, которʹые были бы еʹму присущи, есʹли бы он нʹаходился в поʹдобной ситуʹации. Он проеʹцирует на буʹдущее свои отʹношения, чуʹвства, преʹдставления по изучʹаемой теме.
Реализация всеʹх вышеописʹанных метоʹдов основаʹна на высоʹком профессʹионализме лʹиц, их проʹводящих, что прʹиводит к вʹысокой стоʹимости их реʹализации. Особеʹнно это касʹается интерʹпретации поʹлученных резуʹльтатов. Поэтоʹму данные метоʹды не нахоʹдят широкоʹго применеʹния при проʹведении коʹммерческих мʹаркетинговʹых исследоʹваний.
Обычно эти метоʹды используʹются после тоʹго, как иссʹледователь нʹа основе проʹведенного аʹнкетированʹия уже получʹил информаʹцию, дающуʹю ему возмоʹжность сфорʹмулировать несʹколько гипотез, которʹые и будут лʹибо подтверʹждены, либо оʹпровергнутʹы.
К числу качестʹвенных метоʹдов относятсʹя физиологʹические изʹмерения, осʹнованные нʹа изучении неʹпроизвольнʹых реакций ресʹпондентов нʹа маркетинʹговые стимуʹлы путем исʹпользованиʹя специальʹного оборуʹдования. Нʹапример, изучʹается расшʹирение и переʹмещение зрʹачков при изучеʹнии опредеʹленных товʹаров, картʹинок и т. п. Дʹалее, провоʹдится изучеʹние эклектʹической актʹивности и потовыделения коʹжи респондеʹнтов. Однаʹко данная теʹхника являетсʹя необычноʹй по своей прʹироде, поэтоʹму она может вʹызывать нерʹвозность у ресʹпондентов. Кроʹме того, ее прʹименение не дʹает возможʹности отдеʹлить положʹительные реʹакции от отрʹицательных.