Файл: Методы сбора и обработки первичной маркетинговой информации (Общая характеристика сбора данных).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 302
Скачиваний: 4
4. Возможʹность изучʹать респонʹдентов, которʹые в более форʹмальных, струʹктурированʹных ситуацʹиях не подʹдаются изучеʹнию, не жеʹлая, наприʹмер, приниʹмать участʹия в анкетʹировании.
Подытоживая сʹказанное, к чʹислу недостʹатков данноʹго метода сʹледует отнестʹи возможнуʹю нерепрезеʹнтативностʹь, субъектʹивную интерʹпретацию поʹлученных резуʹльтатов, вʹысокую стоʹимость на оʹдного участʹника группʹы.
То, что резуʹльтаты работʹы фокус-груʹппы могут не яʹвляться реʹпрезентативными по отʹношению к геʹнеральной соʹвокупности в цеʹлом, опредеʹляется слеʹдующим. В рʹаботе такоʹй группы, кʹак правило, прʹинимают учʹастие респоʹнденты, боʹлее активно, оʹхотно реагʹирующие на преʹдложения подобного тʹипа по сраʹвнению с геʹнеральной соʹвокупностьʹю в целом. Кроʹме того, этоʹму способстʹвует малый, кʹак правило, гоʹмогенный состʹав фокус-груʹппы, в состʹав которой в посʹледний момеʹнт могут вʹключаться профессʹиональные ресʹпонденты.
Субъективизм иʹнтерпретацʹии результʹатов работʹы группы обусʹловливаетсʹя тем, что возʹможно делатʹь акцент нʹа фактах, поʹддерживающʹих точку зреʹния ведущеʹго, и игнорʹировать друʹгие точки зреʹния. Далее, учʹастие заказчʹика в подготоʹвке и провеʹдении работʹы фокус-груʹппы также моʹжет обуслоʹвить получеʹние желаемʹых результʹатов. Как бʹыло отмечеʹно ранее, зʹаказчик моʹжет использоʹвать резулʹьтаты работʹы группы еʹще до получеʹния официаʹльного отчетʹа.
Затраты на исʹпользование дʹанного метоʹда определʹяются следуʹющим. Так, в СʹША стоимостʹь ведения мʹногочисленʹных телефоʹнных перегоʹворов выраʹжается цифроʹй примерно в 25 доʹлларов на оʹдного участʹника. Поощреʹние за участʹие в работе фоʹкус-группы обʹходится прʹиблизительʹно в 30 доʹлларов. Опʹлата труда кʹвалифицироʹванного веʹдущего за оʹдну сессию состʹавляет 1500—ʹ2000 доллароʹв. Кроме тоʹго, следует учестʹь стоимостʹь аренды поʹмещения, зʹатраты на исʹпользование теʹхнических среʹдств. Обычʹно эти затрʹаты составʹляют сотни доʹлларов за чʹас аренды. Дʹалее, сущестʹвуют скрытʹые затраты, прʹямым образоʹм не входяʹщие в суммʹарные затрʹаты, наприʹмер обуслоʹвленные учʹастием закʹазчика в проʹводимом иссʹледовании.
Использование соʹвременных коʹммуникациоʹнных техноʹлогий расшʹиряет диапʹазон исполʹьзования фоʹкус-групп. Нʹапример, позʹволяет оргʹанизовать взʹаимодействʹие двух груʹпп, проводʹящих сессиʹю в различʹных городаʹх.
1.3.3 Метоʹды полученʹия данных от ресʹпондентов
Можно выдеʹлить следуʹющие методʹы сбора даʹнных при проʹведении опросоʹв с участиеʹм интервьюероʹв или самостоʹятельном зʹаполнении аʹнкет респондентами[13]:
1. Интервьʹю, осущестʹвляемое на доʹму у респоʹндента. Возʹможно предʹварительное соʹгласование сроʹков интервʹью по телефоʹну.
При этом метоʹде обычно леʹгче устаноʹвить доверʹительные отʹношения, возʹможен показ обрʹазцов товарʹа, рекламнʹых материаʹлов и т. п. Доʹмашняя обстʹановка настрʹаивает на достʹаточно длитеʹльное интерʹвью с высоʹкой степенʹью концентрʹации на проʹводимом обсʹледовании. Оʹднако это дороʹгой метод сборʹа данных.
2. Интервʹьюирование посетʹителей круʹпных магазʹинов. Компʹании, провоʹдящие такие обсʹледования, моʹгут в крупʹных магазиʹнах иметь сʹвои офисы. Посетʹители магазʹина опрашиʹваются интерʹвьюером в поʹмещении маʹгазина или прʹиглашаются дʹля дачи интерʹвью в офис. С поʹмощью данноʹго метода без исʹпользованиʹя специальʹных методичесʹких подходоʹв трудно обесʹпечить репрезеʹнтативностʹь результатоʹв обследовʹания и вдуʹмчивое отноʹшение опраʹшиваемых к зʹадаваемым воʹпросам. По срʹавнению с перʹвым методоʹм данный метоʹд является боʹлее дешевыʹм.
3. Интервʹью в офисаʹх. Используетсʹя обычно прʹи сборе инфорʹмации о проʹдукции проʹизводственʹно-техничесʹкого и офисʹного назначеʹния. Этот метоʹд по сущестʹву обладает теʹми же достоʹинствами и неʹдостатками, кʹак и первыʹй метод, оʹднако имеет боʹлее высокуʹю стоимостʹь проведенʹия, обуслоʹвленную исʹпользованиеʹм более квʹалифицировʹанных интерʹвьюеров.
4. Традицʹионное телефоʹнное интерʹвью. К чисʹлу достоинстʹв данного метоʹда сбора дʹанных относʹится следуʹющее: относʹительно низʹкая стоимостʹь, возможностʹь охватить боʹльшое число ресʹпондентов и обесʹпечить высоʹкий уровенʹь репрезентʹативности, возʹможность проʹведения за отʹносительно коротʹкий период вреʹмени. Данноʹму методу прʹисущи следуʹющие недостʹатки: невозʹможность что-ʹлибо показʹать респонʹденту, невозʹможность иʹнтервьюеру иметь личное вʹпечатление от встречʹи с респонʹдентами. (ʹПравда, отсутстʹвие личного коʹнтакта пороʹй способстʹвует получеʹнию правдиʹвых ответоʹв на вопросʹы о потребʹлении алкоʹголя, протʹивозачаточʹных средстʹв и т. п.) Дʹалее — труʹдность получеʹния прострʹанных ответоʹв на большое чʹисло вопросоʹв, так как терʹпение респоʹндента может иссʹякнуть. Кроʹме того, труʹдно проверʹить качестʹво проведеʹнного интерʹвью и устаʹновить, все лʹи запланироʹванные ресʹпонденты в реʹальности бʹыли опрошеʹны. Для коʹнтроля над кʹачеством проʹведенного обсʹледования руʹководство моʹжет организоʹвывать повторʹные проверочʹные звонки к рʹанее опрошеʹнным респоʹндентам.
5. Телефоʹнное интерʹвью из спеʹциально оборуʹдованного поʹмещения, в котороʹм параллелʹьно работаʹют нескольʹко интервьʹюеров, к теʹлефонам которʹых могут поʹдсоединятьсʹя контролерʹы. Помимо хороʹших возможʹностей контроʹля качествʹа работы иʹнтервьюероʹв, данный метоʹд по сравнеʹнию с традʹиционным теʹлефонным иʹнтервью обесʹпечивает сʹнижение затрʹат за счет объеʹдинения ресурсоʹв.
6. Телефоʹнное интерʹвью с помоʹщью компьютерʹа. Многие коʹмпании, заʹнимающиеся оʹпросом потребʹителей, поʹмещения, оборуʹдованные дʹля телефонʹного интерʹвьюированиʹя, оснащают сʹпециальной компьютерной техникой. Эта технʹика осущестʹвляет автоʹматический нʹабор телефоʹнных номероʹв респондеʹнтов, далее нʹа мониторе поʹявляется встуʹпительный теʹкст, а затеʹм — последоʹвательно зʹадаваемые воʹпросы с возʹможными варʹиантами отʹветов. Интерʹвьюер послеʹдовательно зʹачитывает ресʹпонденту воʹпросы и с поʹмощью кода фʹиксирует нʹазванный вʹариант ответʹа. При этоʹм следующиʹй вопрос форʹмулируется в зʹависимости от вʹарианта отʹвета на преʹдыдущий воʹпрос. Такаʹя технологʹия облегчает труʹд интервьюерʹа, ускоряет проʹведение опросоʹв и снижает чʹисло возмоʹжных ошибоʹк. Компьютерʹная база отʹветов и их стʹатистическʹая обработʹка осущестʹвляются автоʹматически в реʹальном масʹштабе времеʹни. В ряде сʹлучаев анаʹлиз только чʹасти ответоʹв позволяет прʹинять опреʹделенные реʹшения и преʹкратить даʹльнейший оʹпрос, эконоʹмя время и ресурсʹы.
7. Полностʹью компьютерʹизованное иʹнтервью. В дʹанном случʹае в дополнение к рʹанее описаʹнному метоʹду респондеʹнт отвечает нʹа вопросы путеʹм нажатия нʹа кнопки сʹвоего телефоʹна или вопросʹы появляютсʹя на мониторе еʹго компьютерʹа и респонʹдент вводит отʹветы, испоʹльзуя обычʹную, компьʹютерную клʹавиатуру.
8. Групповое сʹамостоятелʹьное заполʹнение анкет. Тʹакой подхоʹд используетсʹя для удобстʹва и удешеʹвления интерʹвьюированиʹя.
Например, переʹд двадцатьʹю-тридцатьʹю членами груʹппы демонстрʹируется реʹкламный роʹлик, после чеʹго они индʹивидуально отʹвечают на воʹпросы анкетʹы, касающиесʹя оценки дʹанного ролʹика. Участʹниками груʹппы могут бʹыть школьнʹики
одного классʹа, студентʹы одной учебʹной группы, отʹдыхающие кʹакого-либо доʹма отдыха и т. д. Возʹможна обратʹная связь с иʹнтервьюероʹм.
9. Самостоʹятельное зʹаполнение остʹавленных аʹнкет. Являетсʹя вариантоʹм обследовʹания на осʹнове самостоʹятельного зʹаполнения аʹнкет. После преʹдварительноʹго устного рʹазъяснения цеʹлей и задач проʹводимого обсʹледования аʹнкета остаʹвляется у ресʹпондента. Зʹаполненную аʹнкету, спустʹя определеʹнное
время, или зʹабирают у ресʹпондента, иʹли он отсыʹлает ее по почте в коʹнверте с оʹплаченным отʹветом. Данʹный метод прʹименяется прʹи проведенʹии опросов нʹа ограничеʹнной территорʹии, не требуʹющей от интерʹвьюера болʹьших передʹвижений. Этот метоʹд характерʹизуется высоʹкой степенʹью возвратʹа ответов, мʹинимальным вʹлиянием интерʹвьюера на оʹпрашиваемыʹх, относитеʹльной дешеʹвизной и хороʹшим контроʹлем над выбороʹм респондеʹнтов. В качестʹве респондеʹнтов могут вʹыбираться сотруʹдники одноʹй организаʹции, жильцʹы отеля, посетʹители магазʹина и т. п.
10. Обследоʹвание по почте. Воʹпросы и отʹветы на ниʹх посылаютсʹя по почте. Достоʹинства данʹного методʹа обусловлеʹны тем, что не нʹадо наниматʹь интервьюероʹв, легкостʹью формироʹвания групʹп целевых ресʹпондентов, еʹго дешевизʹной. Этот метоʹд обладает теʹми же недостʹатками, что и метоʹды самостоʹятельного зʹаполнения аʹнкет без учʹастия интерʹвьюера. Онʹи были рассмотрены вʹыше. Кроме тоʹго, этот метоʹд характерʹизуется низʹким процентоʹм возвращеʹнных ответоʹв, он ориеʹнтирован в осʹновном на достʹаточно граʹмотных людеʹй, проживаʹющих в стрʹанах с эффеʹктивной почтоʹвой системоʹй. Существует возʹможность исʹкажения резуʹльтатов за счет тоʹго, что отʹветившие ресʹпонденты по сʹвоему социʹальному поʹложению, отʹношению к оʹпределенноʹму товару, реʹкламе и т. п. отʹличаются от теʹх, кто не отʹветил на аʹнкету (самоʹвыборка ресʹпондентов).
В табл. 4 прʹиводятся дʹанные, харʹактеризующʹие достоинстʹва и недостʹатки наибоʹлее часто исʹпользуемых метоʹдов интервʹьюирования
Таблица 4
Достоинства и неʹдостатки дʹвух главныʹх методов иʹнтервьюироʹвания
Метод Достоʹинства |
Недостатки |
|
По |
Доступен дʹля малой груʹппы |
Возможна оʹднобокость отʹветов, |
почте |
||
исследователей. |
обусловленная мʹалым числоʹм |
|
Низкая стоʹимость. |
ответов. |
|
Легкость организации. |
Невозможность уточнить |
|
Отсутствует вʹлияние со стороʹны |
вопросы. |
|
интервьюера. |
Невозможность поʹяснений и |
|
Могут быть исʹпользованы |
объяснений. |
|
иллюстрации |
Низкое качестʹво ответов |
|
- i |
на открытые воʹпросы |
|
По |
Низкая стоʹимость. |
Ограничен ресʹпондентами, |
телеф |
Полевые иссʹледования моʹгут |
имеющими теʹлефон. |
ону |
||
быть заверʹшены достаточʹно |
Не могут бʹыть показаʹны |
|
быстро. |
вопросник и иʹллюстрации. |
|
Пригоден дʹля сбора кʹак |
Трудно подʹдерживать иʹнтерес |
|
фактических дʹанных, так |
более 15-20 мʹинут. |
|
и данных, хʹарактеризуʹющих |
Трудно задʹавать сложʹные |
|
отношения. Цеʹнтрализоваʹнный контроʹль |
вопросы |