Файл: Методы сбора и обработки первичной маркетинговой информации (Общая характеристика сбора данных).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 300
Скачиваний: 4
Кроме того, моʹжно изучатʹь и изменеʹние отношеʹний потребʹителей к тоʹвару опредеʹленной марʹки, их переʹключение нʹа использоʹвание товарʹа другой мʹарки.
Целесообразность исʹпользованиʹя тех или иʹных панелеʹй определяетсʹя характероʹм решаемых зʹадач и выдеʹляемым объеʹмом средстʹв. Поэтому переʹд проведенʹием опросоʹв потребитеʹлей исходя из цеʹлей исследоʹвания, необходимо вʹыбрать вид пʹанели.
Большие по объеʹму выборки пʹанели дают боʹлее достоверʹные результʹаты или, прʹи одинаковоʹй достоверʹности, менʹьшие доверʹительные иʹнтервалы. Но боʹлее крупные по объеʹму выборки требуʹют и большʹих затрат. Поэтому веʹличина панеʹли выбираетсʹя с учетом объеʹма панельноʹй выборки и зʹатрат на ее форʹмирование и эʹксплуатациʹю.
Задавшись доʹверительноʹй вероятностʹью результʹатов опросʹа и необхоʹдимой точностʹью оценок, оʹпределяют объеʹм панели.
Для анализʹа точности и нʹадежности дʹанных панеʹльного опросʹа исходя из прʹинципа минʹимума потерʹь от риска преʹдложены пятʹь классов нʹадежности эʹкспертных оʹпросов по экономическим проблемам (табл. 3).
Таблица 3
Классы надеʹжности
Клас с |
Степень наʹдежности |
Доверительная вероʹятность |
Доверительный иʹнтервал прʹи нормальноʹм распредеʹлении (±s*) |
А |
Практически достоʹверные |
99,7 |
3 |
В |
С малым рисʹком |
95-99,7 |
2-3 |
С |
Со средним рʹиском |
80-95 |
1,3-2 |
0 |
С повышеннʹым риском |
60-80 |
0,8-1,3 |
Е |
Азартные |
Менее 60 |
До 0,8 |
* ± s — среʹднеквадратʹическое отʹклонение.
Под надежностʹью расчета поʹнимается, что рʹасчетная веʹличина не вʹыйдет за устʹановленные преʹделы. Класс нʹадежности А исʹпользуется тоʹлько в особʹых случаях, сʹвязанных с оʹпасностью возʹникновения отʹклонений от рʹасчетной веʹличины. Клʹасс надежностʹи Е также не прʹименяется в норʹмальных усʹловиях: он исʹпользуется лʹишь в ситуʹации, когдʹа проведенʹие более достоʹверных оцеʹнок невозмоʹжно. Выбор остʹальных классоʹв надежностʹи оценок (ʹВ, С и D) требует оʹпределения веʹличины потерʹь от ненадеʹжности получеʹнных оценоʹк, возможностʹи впоследстʹвии компенсʹации возниʹкающих откʹлонений. Нʹа выбор таʹкже оказывʹают влияние стеʹпень массоʹвости исслеʹдуемого тоʹвара, уровеʹнь удовлетʹворения потребности в этоʹм товаре, еʹго цена.
Следует отʹметить, что суʹществуют труʹдности обесʹпечения реʹпрезентатиʹвности форʹмируемой пʹанели. Помʹимо общих пробʹлем формироʹвания репрезеʹнтативной вʹыборки, суʹществуют поʹдобные пробʹлемы, обусʹловленные теʹм, что траʹдиционные пʹанели создʹаются для проʹведения мноʹгократных иссʹледований. Учʹастники паʹнели могут просто отʹказаться от дʹальнейшего сотруʹдничества, перееʹхать в друʹгой город, переʹйти в другуʹю потребитеʹльскую панеʹль, умеретʹь. Кроме тоʹго, участнʹики панели, чуʹвствуя себʹя под контроʹлем, сознатеʹльно или бессозʹнательно меʹняют привычʹный образ поʹведения: доʹмашние хозʹяйки лучше готоʹвятся к заʹкупкам, умеʹньшается доʹля спонтанʹных покупоʹк.
В качестве прʹимера испоʹльзования пʹанельного метоʹда опроса рʹассмотрим изучеʹние медициʹнского обсʹлуживания и рʹынка лекарстʹв во Францʹии. В панеʹль входило 1600 врʹачей (каждʹый двадцатʹый врач), рʹаботающих с чʹастной клиеʹнтурой. Члеʹны панели вʹыписывали в течеʹние одной неʹдели раз в трʹи месяца реʹцепты в спеʹциальной отрʹывной книжʹке с корешʹками. Это позʹволяло одноʹвременно поʹлучать дубʹликат рецеʹпта и определенную иʹнформацию, зʹаписанную нʹа корешке: особеʹнности болʹьного, диаʹгноз, тераʹпевтическое возʹдействие, оʹжидаемое от вʹыписанного леʹкарства, и т. д.
Процесс форʹмирования пʹанели в даʹнном примере вʹключал:
— разделенʹие территорʹии на региоʹны и категорʹии городов;
— разделеʹние медициʹнского персоʹнала на катеʹгории по сʹпециальностʹи и возрасту;
— жеребьеʹвку в каждоʹй категориʹи для отборʹа нужного чʹисла врачеʹй;
— проверку вʹыборки по мʹногим параʹметрам (звʹание врача, чʹисленность еʹго клиентурʹы и т. д.).
Кроме того, еʹжемесячно собʹирались стʹатистическʹие сведениʹя о продаже леʹкарств в аптеках (в состав пʹанели входʹило 307 аптеʹк).
1.3.2 Метоʹд фокус-груʹппы.
Можно выдеʹлить пять гʹлавных целеʹй примененʹия данного метоʹда[12]:
1. Генерацʹия идей, нʹапример, отʹносительно нʹаправлений усоʹвершенствоʹвания
выпускаемых проʹдуктов, их дʹизайна, упʹаковки или рʹазработки ноʹвых продуктоʹв.
2. Изученʹие разговорʹного словарʹя потребитеʹлей, что моʹжет оказатʹься полезнʹым, скажем, прʹи проведенʹии рекламноʹй кампании, состʹавлении воʹпросников и т. п.
3. Ознакоʹмление с зʹапросами потребʹителей, их восʹприятием, мотʹивами и с иʹх отношениеʹм к изучаеʹмому продуʹкту, его мʹарке, метоʹдам его проʹдвижения, что яʹвляется весʹьма важным прʹи определеʹнии целей мʹаркетинговоʹго исследоʹвания.
4. Лучшее поʹнимание даʹнных, собрʹанных при проʹведении коʹличественнʹых исследоʹваний. Иноʹгда члены фоʹкус-группы поʹмогают лучʹше разобратʹься в резуʹльтатах проʹведенного обсʹледования.
5. Изученʹие эмоционʹальной и поʹведенческоʹй реакций нʹа определеʹнные виды реʹкламы.
Обычно работу груʹппы записыʹвают с помоʹщью аудио - и вʹидеотехничесʹких средстʹв, а ее резуʹльтаты явлʹяются осноʹванием для проʹведения коʹличественнʹых исследоʹваний, напрʹимер исполʹьзования метоʹда опроса.
Очевидно, что нʹа возможностʹи и эффектʹивность исʹпользованиʹя данного метоʹда сильное вʹлияние оказʹывают культурʹа, традициʹи общения и т. п. жʹителей разʹных регионоʹв и стран. Это учʹитывается прʹи формировʹании фокус-ʹгруппы, наʹпример, при опредеʹлении ее чʹисленности, роʹли и степеʹни активностʹи ведущего.
Оптимальный рʹазмер фокус-ʹгруппы колебʹлется от 8 до 1ʹ2 человек. Прʹи меньшем чʹисле участʹников не созʹдается необʹходимая диʹнамика для проʹдуктивной рʹаботы групʹпы и ведущеʹму приходитсʹя прилагатʹь массу усʹилий для аʹктивизации рʹаботы групʹпы. При чисʹленности груʹппы, превыʹшающей 12 чеʹловек, труʹдно завязатʹь продуктиʹвные дискуссʹии, группа моʹжет разбитʹься на подʹгруппы, в которʹых могут вестʹись разговорʹы на отвлечеʹнные темы, а в сʹамой дискуссʹии принимаʹют участие тоʹлько нескоʹлько человеʹк.
К сожалениʹю, заранее труʹдно опредеʹлить состаʹв группы. Нʹапример, изъʹявляют желʹание принятʹь участие в дʹискуссии 1ʹ2 человек, а фʹактически прʹисутствует тоʹлько 6 челоʹвек.
Что касаетсʹя состава груʹппы, то реʹкомендуетсʹя ее формироʹвать исходʹя из принцʹипа гомогеʹнности состʹава ее участʹников (по возрʹасту, виду деятельности, семейному поʹложению и т. п.). В этоʹм случае, счʹитается, созʹдаются лучʹшие условиʹя для раскоʹванной дисʹкуссии.
Выбор участʹников групʹпы прежде всеʹго определʹяется целяʹми проводиʹмого исслеʹдования. Нʹапример, есʹли целью яʹвляется геʹнерация ноʹвых идей об уʹпаковке проʹдукта, в кʹачестве учʹастников фоʹкус-группы прʹиглашаются потребʹители, которʹые покупалʹи товары оʹпределенноʹй марки. Обʹычно потенʹциальных учʹастников прʹиглашают прʹинять участʹие в дискуссʹии с помощʹью телефонʹа, хотя иноʹгда покупатеʹлей приглаʹшают принятʹь участие в рʹаботе групʹпы прямо в мʹагазине. Жеʹлательно, чтобʹы в процессе форʹмирования груʹппы принял учʹастие ведуʹщий.
При «вербовке» участникоʹв группы исʹпользуют кʹак денежнуʹю форму опʹлаты их труʹда, так и нʹатуральную в вʹиде бесплатʹного предостʹавления опреʹделенных тоʹваров. Очеʹнь часто нʹакануне днʹя работы фоʹкус-группы потеʹнциальным учʹастникам об этоʹм напоминаʹют. В этом сʹлучае при отʹказе принятʹь участие в дʹискуссии суʹществует возʹможность зʹаменить таʹких участнʹиков.
Лучше всего в сʹлучае, когʹда предполʹагается, что дʹискуссия буʹдет длитьсʹя более 1,5 чʹасов, провоʹдить ее в прʹиспособленʹной для таʹких обсуждеʹний комнате, преʹдпочтительʹнее за круглым столом, в обстаноʹвке тишины и сʹпокойствия, сʹпособствуюʹщей умствеʹнной работе.
Успешность рʹаботы фокус-ʹгруппы во мʹногом зависʹит от эффеʹктивности деʹятельности веʹдущего, которʹый на осноʹве глубокоʹго пониманʹия целей и зʹадач дискуссʹии, без прʹямого вмешʹательства в хоʹд дискуссиʹи, управляет ее проʹведением. Оʹн должен стреʹмиться к бʹалансу межʹду естествеʹнной дискуссʹией среди учʹастников и уʹходом от обсуʹждаемой теʹмы. Ведущиʹй должен бʹыть высокоʹкоммуникабеʹльным челоʹвеком, проʹявляющим гʹлубокий интерес к позʹициям и коʹмментариям учʹастников груʹппы. Обычно еʹще до начаʹла дискуссʹии в фокус-ʹгруппе ведуʹщий готовит детʹальный плаʹн ее работʹы, стремитсʹя повысить уроʹвень своих зʹнаний по обсуʹждаемой пробʹлематике.
При анализе резуʹльтатов работʹы группы сʹледует обрʹатить внимʹание на двʹа важных фʹактора. Во-ʹпервых, на переʹвод высказʹываний участʹников дискуссʹии на язык кʹатегорий и поʹнятий обсуʹждаемой теʹмы и на опреʹделение стеʹпени согласоʹванности иʹх мнений. Во-ʹвторых, наʹдо определʹить, в какоʹй мере харʹактеристикʹи участникоʹв фокус-груʹппы являютсʹя типичнымʹи для потребʹителей изучʹаемого целеʹвого рынка.
К числу глʹавных достоʹинств фокус-ʹгруппы слеʹдует отнестʹи следующие:
1. Возможʹность честʹно и свобоʹдно излагатʹь свои мнеʹния, генерʹировать свеʹжие идеи, особеʹнно если прʹи проведенʹии дискуссʹии используетсʹя метод мозʹговой атакʹи.
2. Возможʹность для зʹаказчика прʹинимать учʹастие в форʹмировании цеʹлей и задач дʹискуссии, нʹаблюдать зʹа работой груʹппы вызываʹют достаточʹно высокое доʹверие к резуʹльтатом ее рʹаботы. Эти резуʹльтаты закʹазчик пороʹй начинает исʹпользовать в практической работе еще до поʹлучения офʹициального отчетʹа.
3. Разнообрʹазие напраʹвлений испоʹльзования дʹанного метоʹда, о чем речʹь шла ранее.