Файл: Государственная поддержка сельскохозяйственного производства в регионе в рыночных условиях ( СПК «Ульдурга» ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 290
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ сельскохозяйственного производства В СПК «Ульдурга»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.3. Анализ реализации методов государственной поддержки и регулирования в СПК «Ульдурга»
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОАВНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СПК «УЛЬДУРГА»
3.1 Разработка мер государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Республики Бурятия
Предлагаемый механизм предоставления господдержки сельхозорганизаций республики включает следующие этапы:
1. Информирование о господдержке. Информация о предоставлении государственной поддержки должна предоставляться СХО непосредственно в помещениях структурных подразделений Министерства, участвующих в предоставлении услуги, во всех управлениях сельского хозяйства муниципальных преобразований Республики Бурятия, а так же на странице Министерства на официальном сайте Правительства Республики Бурятия.
2. Руководитель сельскохозяйственной организации должен написать
заявление о предоставлении государственной поддержки и предоставить
необходимый комплект документов, в управление сельского хозяйства
муниципального образования соответствующего района Республики Бурятия.
Прилагаемые к заявлению документы не должны содержать исправлений и зачеркиваний.
3. Специалисты управления сельского хозяйства муниципального
образования (МО) должны осуществить прием и экспертизу комплекта
документов в течение 2 рабочих дней и направить письменное уведомление о принятии заявления к рассмотрению, зарегистрировав поступившие документы, либо об отказе в его принятии и запросе недостающих документов. В случае положительного ответа специалисты отдела сельского хозяйства муниципального образования (МО) в течение 3 рабочих дней должны направить документы в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, которое является главным распорядителем бюджетных средств на региональном уровне.
4. Сотрудниками Министерства сельского хозяйства Республики
Бурятия должен быть произведен прием и регистрация заявления с
приложенным комплектом документов в течение 1 рабочего дня в
электронной базе данных по делопроизводству Министерства.
На полученном заявлении проставляется регистрационный штамп, содержащий номер регистрации и дату. Зарегистрированное заявление с приложенным комплектом документов направляется министру либо лицу, его замещающему, для наложения резолюции. Заявление с резолюцией министра либо лица его замещающего и приложенным комплектом документов направляется канцелярией согласно резолюции.
5. Заявление с комплектом документов направляется в отдел финансов,
бухгалтерского учета и отчетности для формирования базы данных
получателей господдержки.
Специалист отдела финансов, бухгалтерского учета и отчетности согласно утвержденного реестра готовит заявки на кассовый расход, которые подписываются министром и начальником отдела финансов и бухгалтерского учета и направляются в Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия для перечисления субсидий непосредственно на расчетные счета заявителей.
Продолжительность административной процедуры составляет 5 рабочих дней.
В случае отказа, оформленное исполнителем заключение об отказе в предоставлении государственной услуги, с указанием причин отказа с визой начальника отдела передается в канцелярию для отправки в отдел сельского хозяйства муниципального образования по почтовому адресу, либо электронному адресу.
Продолжительность данной административной процедуры составляет 1 рабочий день.
Таким образом, предлагается сократить длительность административной процедуры получения государственной услуги (предоставление субсидий) с 20 до 12 дней.
Отличием предлагаемого механизма предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным организациям от классического является участие в административной процедуре соответствующих отделов сельского хозяйства муниципальных образований, в которых территориально располагаются потенциальные получатели субсидий;
Сотрудники отдела/управления сельского хозяйства соответствующего муниципального образования должны:
- информировать и консультировать сельскохозяйственных организаций о видах, направлениях господдержки, объемах, условиях получения, сроках предоставления необходимого комплекта документов и т.п.;
- проводить мониторинг финансово-хозяйственных показателей деятельности получателей господдержки;
- осуществлять контроль за эффективностью расходования бюджетных средств;
- предоставлять сводную информацию по тому или иному району республики в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия.
По мнению авторов, для сельскохозяйственных организаций упростится процесс получения государственный услуги, поскольку не будет необходимости лично предоставлять документы в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, что является затруднительным для территориально отдаленных хозяйств (Курумканский, Окинский, Джидинский и др. районы РБ).
Таким образом, при проведении анализа полученных данных установлено, что в основном сельхозпроизводители получают информацию о государственной поддержке из неформального общения, т.е. от родственников, друзей и знакомых.
В связи с этим, предлагается усилить работу управлений сельского хозяйства муниципальных образований по информированию населения о видах, направлениях, способах получения государственной поддержки и доведению до получателей государственной поддержки.
- Предложена модель господдержки аграрного сектора региона и хозяйст, включающая следующие элементы: принципы (публичность оказания бюджетной поддержки, последовательность и прозрачность, доступность, гарантированность исполнения обязательств, целевой характер использования, адресность, своевременность), направления (поддержка доходов, маркетинговые и сбытовые услуги, поддержка НИОКР, подготовка и повышение кадров, инфраструктурные услуги, поддержка производителей в неблагополучных районах) и инструменты (изменение бюджетной классификации по правилам ВТО, разделение мер «желтой и зеленой корзин» и усиление мер «зеленой корзины»).
2. Предложен организационный механизм распределения
господдержки сельскохозяйственным организациям Республики Бурятия,
позволяющий значительно сократить с 20 до 12 дней и упростить, с точки
зрения получателей господдержки, процедуру оказания государственной
услуги. При этом Министерство сельского хозяйства и продовольствия
делегирует часть полномочий муниципальным образованиям РБ, в частности
управлениям сельского хозяйства, по приему и проведению экспертизы на
правильность заполнения и полноту комплекта предоставляемой
документации для получения субсидий.
1.3. Состояние и проблемы государственной поддержки и регулирования сельскохозяйственного производства в Республике Бурятия
Сельское хозяйство является важнейшей составной частью экономики Республики Бурятия, где производится жизненно важная для общества продукция, и сосредоточен огромный экономический потенциал. Развитие сельского хозяйства в решающей мере определяет состояние всего народнохозяйственного потенциала, уровень продовольственной безопасности и социально-экономическую обстановку в обществе.
Рассматривая данную проблему, следует подчеркнуть: страна, игнорирующая развитие собственного сельского хозяйства и производящая недостаточно продовольствия, попадает в конъюнктурную зависимость от других государств. Именно поэтому признана необходимость государственного регулирования сельскохозяйственного производства и приняты конкретные законодательные акты, на основе которых выработаны направления, программы, которые должны обеспечить устойчивое развитие отраслей сельскохозяйственного производства, и всех сфер деятельности и условий проживания сельского населения.
Бурятия зона рискованного земледелия, особенно в части развития растениеводства. Потому что климат преимущественно засушливый. Из-за чего сельскохозяйственные предприятия несут немалые убытки, а в некоторых урожай практически «сгорает» на корню. Поэтому республика требует пристального внимания и, конечно, поддержки со стороны государства.
В республике государственное вмешательство в сферу сельскохозяйственного производства вызвано рядом специфических причин:
- низкий уровень обеспеченности населения Республики Бурятия собственными продуктами питания, организаций перерабатывающей промышленности - сырьем;
- низкий уровень занятости сельского населения, снижение реальных доходов населения, уровня заработной платы и производительности труда работников, занятых в сельскохозяйственном производстве;
- неудовлетворительное состояние производственного потенциала отрасли;
- недостаток собственных средств у сельскохозяйственных товаропроизводителей для реализации инвестиционных проектов;
- отсутствие в Республике Бурятия организаций с замкнутым циклом производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции;
- большая доля производства в малых формах хозяйствования, неразвитая система закупа и сбыта сельскохозяйственной продукции на селе;
- ежегодное снижение обеспеченности квалифицированными кадрами на селе.
Сегодня государственная поддержка и регулирование сельскохозяйственных организаций в республике Бурятия проводится в соответствии с положениями республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Бурятия на 2015 год». Которая определяет основные параметры развития сельского хозяйства Республики Бурятия на этот период, мероприятия по их достижению, потребность средств из бюджетов всех уровней и ожидаемый эффект от их вложения. Программа включает в себя приоритетные направления развития агропромышленного комплекса Республики Бурятия, определенные «Концепцией развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Республики Бурятия на 2012 - 2019 годы и на период до 2020 года», одобренной постановлением Правительства Республики Бурятия от 11.12.2008 № 529 (ред 24.05.2010 №190).
Основной целью Программы является рост объемов производства продукции АПК для повышения обеспеченности населения республики Бурятия собственными продуктами питания, организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, сырьем местного производства, устойчивого развития сельских территорий, для чего необходимо решить следующие задачи:
- техническое перевооружение сельскохозяйственного производства за счет реализации инвестиционных проектов;
- развитие приоритетных отраслей агропромышленного комплекса;
- рост доли крупно-товарного производства;
- специализация сельскохозяйственных организаций на производстве отдельных видов продукции;
- устойчивое развитие сельских территорий.
Реестр получателей государственной поддержки на текущий год утверждается решением рабочей группы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, созданной приказом министра.
Ежегодно в рамках Программы заключаются соглашения об оказании мер государственной поддержки между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия и организациями АПК, предусматривающие исполнение индикаторов развития организации, объемов государственной поддержки, основных показателей развития организации за ряд лет и т.д. Невыполнение сельскохозяйственной организацией обязательств, предусмотренных соглашением, влечет за собой приостановление финансирования и исключение из реестра получателей поддержки в следующем году.
Экономический потенциал сельского хозяйства Республики Бурятия включает совокупность человеческого, финансово-промышленного капитала, земельных ресурсов, имеющихся в наличии, которые могут быть мобилизованы для обеспечения экономического роста в сельском хозяйстве.
Площадь сельскохозяйственных угодий Республики Бурятия составляет 3152,4 тыс. га, в том числе 868,5 тыс. га пашни. В структуре земельных угодий Республики Бурятия наибольший удельный вес занимают сенокосы, пастбища. Земли характеризуются невысоким плодородием, почвы подвержены ветровой и водной эрозии, биоклиматический потенциал составляет 0,48% по сравнению с данными в целом по России.
Начиная с 1994 года машинно-тракторный парк сельского хозяйства Республики Бурятия практически не обновлялся, 84% тракторов, 75 - 80% комбайнов, 87% сеялок, 84% плугов работает с выработанным ресурсом.
Численность занятых в сельскохозяйственном производстве составляет 38 тыс. человек или 14,1% от общей численности занятых в экономике Республики Бурятия. Из них работает в сельскохозяйственных организациях 8,5 тыс. человек. Доля работников, имеющих высшее и специальное образование, составляет 13,2% от общей численности работающих в сельскохозяйственных организациях.
Основным источником расширения производства является прибыль сельскохозяйственных организаций и амортизационные отчисления.