Файл: Учет наличных денежных средств в кассе предприятия (Организация учета денежных средств на предприятии «Advanserv»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Организация учета денежных средств в кассе компании

В процессе осуществления основной деятельности компания «ADVANSERV» постоянно ведет расчеты с поставщиками и заказчиками (своими клиентами). Для проведения денежных расчетов используются, преимущественно, безналичные расчеты, хотя имеют место и расчеты наличными деньгами.

Для приема и расходования денежных средств на предприятии используется приходный и расходный кассовые ордера, которые подписываются главным бухгалтером предприятия или замещающим его лицом. Пример такого документа представлен в приложении 1.

Для организации синтетического учета денежных средств используется счет 50 «Касса». По его дебету оформляется поступление денежных средств в кассу предприятия, по кредиту – их расходование.

Для этого используются проводки: Дебет 50 «Касса» - Кредит 51, 52, 55 – проводка для оформления снятия наличных денежных средств со счета в банке; Дебет 50 «Касса» - Кредит 60, 62 – проводка для оформления поступления денежных средств от покупателей в кассу за оказание услуг и продажу товаров; Дебет 50 «Касса» - Кредит 71 «Расчет с подотчетными лицами» - оформление возврата неизрасходованных денежных средств в кассу от подотчетных лиц; Дебет 50 «Касса» - Кредит 90 «Продажа» - оформление поступления денежных средств в кассу как выручки от продаж.

Дебет 51, 52, 55 - Кредит 50 «Касса» - внесение на счета в банках денежных средств из кассы.

Дебет 71 – Кредит 50 – оформление выдачи подотчетных сумм.

Счета учета денежных средств также корреспондируют со счета учета расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками – таблица 1.

Таблица 1

Учет денежных средств при расчетах

№п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

1

Оплата (аванс) ООО Виктория

Дог. №4/КП-49 от 01.01.18 ОСБ N 8624 (Расчетный) за текущий ремонт автотранспорта

7 325,20

60,02

51

2

Оплата (аванс) INTEQNION B.V.

CONTRACT от 01.07.2018 ОСБ N 8624 (Расчетный, EUR)

Сервисное и техническое обслуживание сторонними организациями В валюте : EUR

13 077,95 руб.

60,22

52

3

Оплата (аванс)

ТДС ООО СП №46 от 03.03.14. Д№ ТДС -1302-4820 от 14.02.18

ОСБ N 8624 (Расчетный)

Поставка оборудования. В валюте: EUR

86 032,58

60,32

51


В соответствии с данными учетной политики предприятия инвентаризация кассы проводится один раз в квартал, а также при смене кассира.

Основными целями проведения инвентаризации выступают:

– выявление наличия и суммы денежных средств;

– выявление данных о наличии и сумме дебиторской и кредиторской задолженности;

– сопоставление данных с информацией, имеющейся в бухгалтерской отчетности.

В соответствии с тем, что основное количество операций предприятия осуществляется в безналичной форме, для обобщения информации о денежных средствах, находящихся на счетах, используется активный счет 51 «Расчетный счет». Для отражения основных хозяйственных операций, связанных с движением денежных средств используются проводки:

Дебет счета 51 «Расчетный счет» - Кредит 50 «Касса» - поступили денежные средства на расчетный счет предприятия из кассы;

Дебет счета 51 «Расчетный счет» - Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - поступили денежные средства от заказчиков и покупателей

Дебет счета 51 «Расчетный счет» - Кредит счета 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» - поступили денежные средства по претензиям, расчетам с прочими дебиторами

Дебет счета 51 «Расчетный счет» - Кредит счета «Продажи» - поступила выручка от продажи товаров и услуг

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - Кредит счета 51 «Расчетный счет» - оплачены товары и услуг поставщикам и подрядчикам

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» - Кредит счета 51 «Расчетный счет» - оплачены расходы, связанные с арендой, сомнительные долги и прочие виды расходов.

Основой оформления расчетов служат банковские выписки. На основании корреспонденции счетов, проставленных на банковских выписках, перечисленные в ней суммы разносятся в журнал-ордер №2 - поступление и ведомость по счету 51 «Расчетные счета» выбытие. Сопоставление дебетовых и кредитовых за отчетный период, выводится конечный остаток по счету на определенную дату, который должен совпадать с суммой средств, отраженных в банковской выписке и имеющихся на счете на эту дату.

Для организации и оптимизации расчетов активно используется информационная система. Для учета хозяйственных операций и отражения расчетов на предприятии используется бухгалтерская программа 1С:8 «Управление производственным предприятием». Формирование необходимой отчетности, связанной с учетом денежных средств в кассе предприятия, оформление проводок и ведения отчетной документации, равно как и проведение анализа денежных средств в значительной мере облегчается. В частности, заявка на расходование денежных средств создается следующим образом:


1. Заявка на расходование средств - Операция - Выдача денежных средств подотчетнику – рисунок 2.

Рис. 2. Формирование заявки

Рис. 3. Оформление заявки

Используемая валюта – рубли. В основании указывается заказ покупателя. Денежные средства выдаются строго после полной оплаты заказа. После получения денежных средств необходимо создать в базе авансовый отчет – рис. 4.

Рис. 4. Форма авансового отчета

Таким образом, используемая на предприятии система финансового учета в полной мере отвечает основным нормативно-правовым и организационным требованиям к организации учета денежных средств. В соответствии с этим может считаться приемлемой в силу соответствия существующим принципам финансового учета и организацией контроля за движением денежных потоков предприятия.

2.3. Направления совершенствования учета денежных средств

В соответствии с проведенным исследованием организация бухгалтерского учета денежных средств на анализируемом предприятии соответствует основным требованиям. Организация учета денежных средств на предприятии в полной мере соответствует требованиям законодательства, отклонений в порядке оформления первичных документов, оформлении проводок - не имеется. Кассовая дисциплина соблюдается. Плановая инвентаризация денежных средств в кассе предприятия проводится своевременно.

При этом важно отметить, что на предприятии не проводится мониторинг использования финансовых ресурсов с целью выявления потенциальных направлений использования денежных средств и выявления возможных направлений экономики. В соответствии с этим могут быть обобщены следующие направления совершенствования учета наличных денежных средств в кассе предприятия.

1. В настоящее время в составе учетной политики предприятия не сформированы положения относительно особенностей ведения учета денежных средств. В этой связи предлагается внести в ее состав на 2019 год следующие изменения: обозначить лиц, ответственных за правильность заполнения первичных учетных документов и сохранность денежных средств в кассе предприятия.


2. Для сохранения качества кассовой дисциплины и осуществления своевременного контроля за осуществлением кассовых операций, а также в соответствии с необходимостью повышения эффективности оперативного управления денежными средствами рекомендуется составление и ведение платежного календаря. Это позволит: контролировать поступления и расходование денежных средств, планировать размеры денежных средств. Пример такого календаря представлен в таблице 2.

Таблица 2

Пример платежного календаря

Наименование статей

Июль

Август

Сентябрь

ПЛАТЕЖИ

1

За сырье, материалы, топливо, электроэнергию

25652

19043

21345

2

Финансовые вложения

1200

1230

1340

3

Платежи в бюджет и внебюджетные фонды

4567

4512

7213

4

Проценты за кредит

1200

1350

1410

5

Оплата труда

13457

14100

15422

6

Перечисление средств в депозиты

1198

2134

2213

7

Прочие

34562

35678

33451

8

ИТОГО ПЛАТЕЖИ

81836

78047

82394

ПОСТУПЛЕНИЯ СРЕДСТВ

1

За реализованную продукцию

56789

59542

61231

2

Авансы полученные

8762

9123

10123

3

Прочие

 1876

 1981

 2134

ИТОГО ПОСТУПЛЕНИЯ

67427

70646

73488

Превышение платежей над поступлениями

14409

7401

8906

Превышение поступлений над платежами

 Х

Х 

Х 


Использование платежного календаря позволяет финансовым подразделениям организации оперативно контролировать получение и расходы денежных средств, вовремя отмечать изменения в финансовой ситуации и принимать меры по корректировке и синхронизации положительного и отрицательного денежного потока, а значит, поддерживать устойчивую платежеспособность данного предприятия.

3. Для организации синтетического учета денежных средств в настоящее время предприятие использует счет 50 «Касса» с выделением субсчета 50.1 «Касса организации». В связи со значительным количеством хозяйственных операций, связанных с движением денежных средств, необходимо открытие субсчетов:

50.1 «Касса организации»

50.2 «Денежные документы»

Это позволит повысить качество учета и эффективность контроля за состоянием и движение денежных средств.

4. Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с особенностями взаимосвязей в системе учета, важно оптимизировать структуру расчетов с дебиторами и кредиторами, так как от этого зависит качество высвобождения и поступления денежных средств, их расходования. Основные рекомендации представлены в таблице 3.

Таблица 3

Рекомендации по совершенствованию учета расчетов с дебиторами

Проблема

Возможные последствия

Мероприятия, направленные на устранение выявленного нарушения

Ослабление внутреннего контполя учета расчетных операций по расчетам с дебиторами

Возникновение ошибок при формировании финансовой и бухгалтерской отчетности

Разработка и формирование плана мероприятий по повышению надежности системы бухгалтерского учета: разработка направлений совершенствования управления задолженностью.

Отсутствие практики анализа результатов инвентаризации дебиторской задолжености.

Отсутствие возможности для проведения детального анализа и сравнения результатов инвентаризации, проведенной в различные периоды времени, возникновение рисков расхождения данных учета и реального состояния задолженности.

Формирование макетов для проведения анализа данных инвентаризации с помощью составления внутренних регистров учета

Таким образом, в рамках системы учета для повышения эффективности и качества контроля необходимо:

– предусмотреть в системе внутреннего контроля разработку документов, которые регулировали бы порядок проведения контроля, основные требования к правильности оформления, обработки и своевременности для регистрации данных, содержащихся в первичной документации;