Файл: Бухгалтерская отчетность и учетная политика организации (Анализ внешней среды).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Исследование конъюнктуры рынка
1.2. Деревообрабатывающая промышленность РФ
2. Анализ внутренней среды предприятия
2.1. Анализ внутренней среды предприятия
2.2. Анализ динамики и структуры источников финансирования
2.3 Оценка уровня и динамики показателей финансовых результатов
2.4. Анализ уровня рентабельности производства
3. Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО «ЛДК №1»
3.1. Анализ конкурентоспособности товара
3.2. Оценка собственной конкурентной позиции фирмы на рынке
Продолжение Таблицы 2.3
1 |
2 |
3 |
4 |
Чрезвычайные расходы |
- |
- |
- |
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года) |
121939 |
144168 |
22229 |
Из данных таблицы 2.3 следует, что выручка от реализации в 2006 году увеличилась на 218609 тыс. руб. Себестоимость же в этом году выросла на 166739 тыс. руб. Это говорит о том, что вырос объем продаж, но и цены на продукцию также возросли. Прибыль от продаж в 2006 году увеличилась на 16716 тыс. руб., так как рост коммерческих расходов упал на 3228 тыс. руб. Прочие операционные доходы и расходы возросли. Это произошло за счет снижения стоимости доллара по отношению к рублю, т.е. в результате курсовых разниц по обязательствам, выраженным в иностранной валюте, а также возможно за счет переоценки основных средств. В результате чистая прибыль предприятия значительно возросла на 22229 тыс. руб.
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. Поэтому в процессе анализа необходимо изучить динамику, выполнение плана прибыли от реализации продукции и рассмотреть факторы изменения ее суммы.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:
- объема реализации продукции;
- структуры реализации продукции;
- себестоимости;
- уровня среднереализационных цен.
Важнейшими факторами роста прибыли являются рост объема производства и реализации продукции, внедрение научно-технических разработок, а, следовательно, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции. В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь указанных факторов.
2.4. Анализ уровня рентабельности производства
Производственно-хозяйственный подход направлен на получение абсолютной прибыли предприятия. Абсолютная прибыль предопределяет показатели рентабельности продукции, рентабельности продаж, а также оценивает прибыль по отношению к применяемому капиталу.
Рентабельность - это доходность, прибыльность предприятия; показатель экономической эффективности производства промышленного предприятия, который отражает конечные результаты хозяйственной деятельности. Ее рассчитывают как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основного капитала и нормируемых оборотных средств. Различают два вида рентабельности: рентабельность, рассчитанная на основе балансовой (общей) прибыли, и рентабельность, рассчитанная на основе чистой прибыли. Анализ уровня рентабельности производства представлен в таблице 2.4
Одним из основных показателей эффективности использования основных фондов является фондоотдача. Фондоотдача – это продукция, полученная на рубль стоимости основных фондов
= , (2.2.13)
24
где ФО – фондоотдача, руб./руб.;
ТП – товарная продукция, тыс. руб.;
Сопф – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.
Таблица 2.4
Анализ уровня рентабельности производства
№ |
Показатель |
За аналогичный период предыдущего года |
За отчетный период |
Изменение |
1 |
Прибыль до налогообложения |
205307 |
183065 |
-22242 |
2 |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг тыс. руб. |
2335806 |
2554415 |
218609 |
3 |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. |
79066 |
80157 |
1091 |
4 |
Среднегодовые остатки нормируемых оборотных средств, тыс. руб. |
1873147 |
2177876 |
304729 |
5 |
Коэффициент фондоотдачи продукции |
0,34 |
0,31 |
-0,03 |
6 |
Прибыль на рубль реализованной продукции, тыс. руб. |
0,09 |
0,07 |
-0,02 |
7 |
Уровень рентабельности производства • 100 % |
10,5 |
8,1 |
-2,4 |
Значения балансовой прибыли и реализованной продукции берем из таблицы. Среднегодовую стоимость основных средств берем из формы 5 "приложение к бухгалтерскому балансу". Среднегодовые остатки нормируемых оборотных средств берем из формы 1 "бухгалтерский баланс". Среднегодовая стоимость производственных фондов определяется как сумма среднегодовой стоимости основных средств и среднегодовых остатков нормируемых оборотных средств.
Коэффициент фондоемкости продукции определяется как частное от среднегодовой стоимости основных средств и реализации продукции. Прибыль на рубль реализованной продукции определяется делением балансовой прибыли на реализацию продукции. Уровень рентабельности производства определяется делением балансовой прибыли на среднегодовую стоимость производственных фондов, умноженная на 100%.
Как видно из таблицы 2.4 уровень рентабельности реализованной продукции на 2005 год составил 10,5%, а на 2006 – 8,1%, уменьшение составило 2,4%.
На величину рентабельности, рассчитанную по балансовой прибыли, влияют три основных фактора: прирост прибыли, уровень использования основного капитала и нормируемых оборотных средств.
25
При оценке уровней рентабельности используются следующие показатели:
- общая рентабельность производства;
- рентабельность реализованной продукции;
- коэффициент фондоотдачи продукции.
Анализируя уровень рентабельности производства предприятия можно сделать вывод, что рентабельность производства снизилась. К факторам, повлиявшим на рентабельность производства относятся:
- уменьшение суммы среднегодовой стоимости основных средств и среднегодовых остатков нормируемых оборотных средств;
- уменьшение прибыли.
Уменьшение прибыли на рубль реализованной продукции свидетельствует об увеличении её себестоимости. Несмотря на это финансовое состояние предприятия устойчиво.
3. Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО «ЛДК №1»
С целью управления конкурентоспособностью ее нужно измерять количественно. Для этого необходима информация, характеризующая полезный эффект рассматриваемого объекта и объекта конкурента за определенный срок времени.
3.1. Анализ конкурентоспособности товара
Выберем требования потребителей к товару - эталону и соответственно перечень товаров, с помощью которых можно оценить уровень конкурентоспособности.
Все параметры, характеризующие уровень конкурентоспособности, можно подразделить на три группы. Прежде всего, оцениваются параметры нормативной группы, т.е. устанавливается принципиальная возможность реализации изделия на "адресном" целевом рынке.
Мы будем оценивать товар - пиломатериалы. Экспертным методом мы выбрали следующие технические параметры пиломатериалов:
1.Влажность;
2.Отсутствие пороков;
3.Точность размеров;
4.Шероховатость поверхности;
Общий показатель по нормативным параметрам IНП примем равным 1, т.к. наш товар соответствует нормативным данным и стандартам.
Удельный вес каждого параметра определим экспертным методом и представим в таблицу 3.1.
Таблица 3.1
Экспертный метод
Параметр |
2005 год |
2006 год |
Коэффициент весомости |
1. Влажность 2. Отсутствие пороков 3. Точность размеров 4. Шероховатость поверхности |
25% 9 баллов 95% 80 мкм |
24% 8 баллов 96% 80 мкм |
0,45 0,23 0,19 0,19 |
Второй группой моделирования параметров для оценки конкурентоспособности пиломатериалов являются технические характеристики изделия, т.е. качества. Количественно это можно определить по формуле:
(3.1.1)
где LТП - общий показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;
dнi и dкi - соответственно величины технического параметра создаваемого изделия и изделия-конкурента;
ai– удельный вес i-того параметра (определяется экспертным методом);
n – число параметров, по которым осуществляют оценку или моделирование.
LТП = 24·0,45/25 + 8·0,23/9 + 96·0,19/95 + 80·0,19/80 = 1,01 > 1
Построение весомой базы для технических параметров опирается не на расчетные операции с известными величинами, а на предпочтение потребителей. Основным источником данных для построения весовой базы являются исследования рынка и сделанные на их основе экспертные оценки.
К третьей группе оцениваемых параметров относятся экономические, т.е. цены потребления (равна сумме цены рынка и стоимости эксплуатации товара). При их сравнении показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам принимает следующий вид:
(3.1.2)
где ЕЭП- общий показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам;
ЦПН и ЦПК - соответственно цена потребления анализируемого товара и товара конкурента
Нам известно, что средняя цена пиломатериалов за 1 м3 на ОАО "ЛДК №1" составляет в 2005 году 4000 рублей, в 2006 году 4100 рублей.
ЕЭП =4000 /4100=0,97<1
На основе оценок показателей по нормативным, техническим и экономическим параметрам строится интегральный показатель уровня конкурентоспособности (ИК) оцениваемого изделия. Если выполняются следующие условие, то это значит, что проектируется конкурентоспособное изделие.
(3.1.3)
ИК=1,01/0,91 = 1,1>1,
Можно сделать вывод, что наш товар (пиломатериалы) конкурентоспособен по отношению к предыдущему году.
3.2. Оценка собственной конкурентной позиции фирмы на рынке
Согласно одной из методик наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество факторов-ресурсов фирмы. Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. В основе метода лежит оценка четырех групповых показателей или критериев конкурентоспособности (табл. 3.2).
Таблица 3.2
Критерии и показатели конкурентоспособности предприятия ОАО "ЛДК №1"
Критерии и показатели конкурентоспособности |
Правило расчета показателя |
2005 |
2006 |
Баллы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 Эффективность производственной деятельности предприятия |
||||
1.1 Издержки производства на единицу продукции |
Валовые издержки / Объем выпуска продукции |
1450894 / 2335806 =0,62 |
1617633 / 2554415 =0,63 |
5 |
1.2 Фондоотдача |
Объем выпуска продукции / Среднегодовая стоимость основных производственных фондов |
2335806 / 1952213 =1,19 |
2554415 / 2258033 =1,13 |
5 |
1.3 Рентабельность товара |
Прибыль от реализации ·100% / Полная себестоимость продукции |
214759 / 1450894·100 =14,8 |
231475 / 1617633·100 =14,3 |
5 |
1.4. Производительность труда |
Объем выпуска / Среднесписочная численность |
2335806 / 3169 =737 |
2554415 / 3155= 809,6 |
15 |
2 Финансовое положение предприятия |
||||
2.1 Коэффициент автономии |
Собственные средства предприятия / Общая сумма источников финансирования |
2451168 / 2204317 =1 |
2785316 / 2325990 =1 |
10 |