Файл: Психология профессиональной карьеры: (психологическое сопровождение профессиональной карьеры; отбор, адаптация, развитие персонала и ситуационное лидерство).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 257
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретический обзор проблемы
1.1 Карьера персонала: понятие и основные характеристики
1.3 Психолого-педагогическое сопровождение процесса планирования профессиональной карьеры студентов
2. Эмпирическое особенностей профессиональной
2.2 Результаты исследования и их методами математической
Перечисленные научные подходы являются основой при разработке содержания психолого-педагогического сопровождения процесса планирования профессиональной карьеры студентов. Содержанием психолого-педагогического сопровождения, в контексте рассматриваемой проблемы, является комплекс мероприятий, способствующих реализации цели сопровождения.
Психолого-педагогическое сопровождение процесса планирования профессиональной карьеры осуществляется через различные формы организации учебно-воспитательного процесса:
1) аудиторные занятия (формирование у студентов профессиональных знаний и знаний о профессии осуществляется посредством использования интерактивных форм и методов обучения);
2) учебно-производственную работу (различные виды практик позволяют получить студентам первоначальный опыт профессиональной деятельности, осуществлять системный анализ результатов собственной квазипрофессиональной деятельности, раскрыть возможные перспективы дальнейшего трудоустройства и развития профессиональной карьеры);
3) внеаудиторные мероприятия (фестиваль «Ярмарка профессий», конференция «Мы выбираем, нас выбирают», конкурс «Моя профессия»), тематические часы общения («Формула успеха», «Познай себя», «Профессиональный имидж и престиж труда»), участие в работе студенческого объединения «Школа будущего специалиста», профконсультации с психологом и др. (оказание помощи студенту в развитии творческого потенциала, склонностей, способностей, в профессионального становления, формирование профессиональной мотивации, эмоционально-ценностного отношения к будущей профессии);
4) спецкурсы «Профессиональная перспектива», «Основы трудоустройства и профессиональной самореализации» (формирование знаний, умений и личностной готовности к действиям, способствующим достижению успеха в трудоустройстве и профессиональной карьере).
Для обеспечения постепенности и непрерывности психолого-педагогического сопровождения необходимо соблюдать поэтапность процесса планирования карьеры с учетом особенностей образовательной среды. Так, для среднего профессионального образования могут быть выделены следующие этапы: адаптация, интенсификация, идентификация. Целью психолого-педагогического сопровождения процесса планирования профессиональной карьеры на этапе адаптации является определение личностного смысла выбранной специальности, сущности и социальной значимости профессии. Содержание деятельности на этапе интенсификации направлено на формирование профессионального самосознания и профессиональной позиции. Формирование профессионально-трудовой самостоятельности, готовности к профессиональной самореализации осуществляются на заключительном этапе (идентификации) планирования карьеры.
Каждый этап планирования профессиональной карьеры соответствует курсу обучения, на которых осуществляется формирование соответствующих компонентов: мотивационно-ценностный (профессиональные мотивы и ценности, стремление к планированию профессиональной карьеры), информационно-когнитивный (профессиональные знания и знания о профессии, профессиональной карьере), операциональный (умения самостоятельной постановки карьерных целей и построения карьерного плана, способность к самоорганизации) и рефлексивный компонент (самооценка результатов квазипрофессиональной деятельности). Компоненты планирования профессиональной карьеры в процессе психолого-педагогического сопровождения проявляются на продуктивном (творческом), допустимом (среднем), критическом (низком) уровнях.
Продуктивный (высокий) уровень планирования профессиональной карьеры характеризуется высокой мотивацией (сформированы познавательные и профессиональные мотивы); профессиональные ценности носят иерархический характер, ведущими являются ценности профессионализма, самореализации в профессии и самосовершенствования; критичной оценкой собственных профессиональных мотивов и ценностей; обширными знаниями в профессиональной области, умениями самостоятельной постановки карьерных целей и построения карьерного плана; способностью к самоорганизации; адекватной оценкой результатов своей квазипрофессиональной деятельности.
Допустимый (средний) уровень планирования профессиональной карьеры характеризуется средней мотивацией профессиональной деятельности; ценностные ориентации носят прагматический характер (познавательные интересы и профессиональные мотивы связаны с жизненными ценностями материального характера, имеется представление о ценностях профессионализма); эпизодическим оцениванием собственных мотивов и ценностей в профессиональной деятельности; узкими знаниями в профессиональной области; умениями постановки карьерных целей, составления карьерного плана при поддержке преподавателя; потребностью в самореализации, самообразовании; завышенной или заниженной оценкой результатов собственной квазипрофессиональной деятельности.
Критический (низкий) уровень планирования профессиональной карьеры характеризуется низкой мотивацией (познавательные и профессиональные мотивы слабо выражены); отсутствием мотивации достижения успеха в профессии; выбор профессиональных ценностей носит случайный характер, ориентация в основном на материальные ценности (ценности профессионализма не сформированы); поверхностными знаниями в профессиональной области; отсутствием самостоятельности в познавательной деятельности и стремления к планированию карьеры; низкой самооценкой результатов квазипрофессиональной деятельности; отсутствием стремления к самоорганизации.
Данная контрольно-оценочная деятельность позволяет предвидеть возможные пути регулирования управлением психолого-педагогического сопровождения студентов, направленные на поддержку и развитие положительных тенденций процесса планирования профессиональной карьеры.
Таким образом, описанные элементы модели находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, обеспечивая результативность психолого-педагогического сопровождения процесса планирования профессиональной карьеры будущих специалистов.
Реализация модели психолого-педагогического сопровождения процесса планирования профессиональной карьеры студентов позволит повысить качество профессионального образования, что, в конечном итоге, приведет к успешной адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности, построению собственной профессиональной карьеры, повышению конкурентоспособности и востребованности выпускников на рынке труда. Данная модель является универсальной и может быть рекомендована для внедрения в учреждениях среднего профессионального образования.
Выводы по 1 главе
Представленный в информационно-аналитическом обзоре материал охватывает довольно широкий круг аспектов проблемы формирования профессиональной карьеры выпускников учебных заведений.
Основными факторами, влияющими на карьеру молодежи, являются новые ценностные ориентации выпускников, степень адаптивности молодых людей к новым рыночным отношениям.
Однако этого явно недостаточно, ведь выпускник того или иного профессионального учебного заведения испытывает определенные трудности в планировании карьеры.
Деятельность профессиональной образовательной организации считается успешной, если молодой специалист, завершив обучение, обладает не только компетенциями и способностью эффективно решать профессиональные задачи, но и таким важным компонентом как сформированным социально-профессиональным самоопределением, включающим в себя готовность к профессиональной самоидентификации и готовность к проектированию профессиональной карьеры.
Небходимо становление государственной системы профессиональной ориентации, коррекция образовательных технологий, отвечающих требованиям времени и способствующих грамотному и эффективному сопровождению карьеры выпускников профессиональных учебных заведений.
Очевидно, что в данном информационно-аналитическом обзоре рассматривается лишь малая часть существующей информации по проблемам карьеры выпускников, однако он позволяет сориентироваться в различных аспектах сопровождения профессиональной карьеры выпускников учебных заведений.
Повышение роли личности в построении и реализации её карьеры напрямую связано с местом, которое карьера занимает в жизни субъекта. Это предполагает необходимость изучения содержания, компонентного состава, конкретных характеристик отношений к карьере и их индивидуально-типических вариантов. Изучение отношения к карьере обязывает к рассмотрению его как целостного образования, которое включает в себя мотивы, оценки, переживания, стратегии поведения. Практика психологического консультирования и психологического сопровождения карьеры требует знаний об индивидуальной специфике проявлений различных видов карьер. Наличие этих знаний позволит прогнозировать карьерную удовлетворенность и карьерное поведение субъектов. Полученная информация будет способствовать большей адекватности психологических мер, направленных на достижение карьерного успеха, на повышение эффективности профессиональной деятельности, с одной стороны, и на обеспечение самореализации субъектов в их профессиональной карьере, с другой стороны.
2. Эмпирическое особенностей профессиональной
2.1 Программа исследования
Эффективная система диагностики и анализа представлений о способствует успеху факторов, влияющих на эти представления, а как повышению эффективности выбора направления В мы рассмотрели и карьеры, факторы выбора карьеры и гендерные выбора профессии.
Анализ проблемы показал, что сам «карьера» имеет множество трактовок и может как динамическую, развивающуюся во так и статическую сторону понятия
На проведённого теоретического анализа выдвинута согласно которой студентов зависят от их гендерной роли. Так, мы предположили, что для респондентов с ориентации, позволяющие им и качества в профессиональной деятельности, в то как у с фемининностью в большей окажутся выраженными те карьерные которые их в обществу, их быть ему полезными.
Для или гипотезы мы провели исследование, в котором шестьдесят студентов РСО-Алании: тридцать респондентов и респондентов женского пола в от до двух
представлений о планирования а гендерные и возрастные определяющие
Основная гипотеза:
о профессии у мужчин и женщин различаются.
Гипотезы-следствия:
при выборе на дальнейшую работу в тогда как девушки своей профессиональной социализации как в коммерческой
полагают, что для их будущей профессиональной знание и тогда как важными считают навыки и ответственность.
что креативность и высокий интеллекта в степени могут способствовать их профессиональному успеху, тогда как таковыми к и
молодые респонденты, имеющие меньшее представление о профессии полагают, что их будущая предоставит возможность и повышения как для студентов более старшего возраста - дает личностного и профессионального развития.
и гипотезы-следствия возникли на основе предварительного объекта идея из научно-практического Центра и психологической поддержки
В было исследование половозрастных факторов выбора и изучение и о профессиональной и трудовой мотивации.
Задачи эмпирического исследования:
1) подобрать и провести с методики, позволяющие диагностировать некоторые особенности о и построении карьеры и мотивацию;
2) и провести первичную
3) качественный и количественный
4) сделать результатов;
5) сформулировать выводы.
В качестве методического инструментария использован карьеры», Шейном, который был в последующем переведен и и [27] «Якоря — это ценностные ориентации, интересы и побуждения к деятельности, характерные для человека. Предметом изучения ориентации, в на основе и в результате в начальные развития карьеры, которые являются и стабильными в течение длительного времени. ориентации возникают в процессе социализации на и в результате в годы карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными время.
В использовалось шкал, обозначающих основные Тест позволяет выявить следующие профессиональная менеджмент, автономия, стабильность, вызов, жизни, предпринимательство.
опросник (ДДО) Е.А. предназначена для склонности (предрасположенности) человека к определенным профессий. собой короткий из 20 альтернативных суждений. Испытуемому выбрать один из указанных в занятий. По в соответствии с выявляется человека на 5 типов профессий, по классификации Е.А.Климова:
человек -
человек -
человек - человек;
человек - знаковая знаковый образ;
- художественный
Опросник рекомендуется использовать профессиональной и профессионального отбора.
Методика для определения тех факторов которые влияют на процесс планирования профессиональной [28]